Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 16:27, курсовая работа
Последнее время слышится много жалоб со стороны родителей и учителей в адрес подростков среднего и старшего возраста — стали неуправляемыми, непослушными, чересчур самостоятельными. Это связано как с особенностями данного возраста, физиологическими и психологическими, так и со своеобразием современной социальной ситуации, в которой происходит взросление подростков. Так какие же они — современные подростки?
Введение
1. Определение понятия личности
2. Молодежь
3. Определение понятия ценностные ориентации
4. Поиски себя в молодежной субкультуре
5. Описание психологических тестов. Методика «Ценностные ориентации» Рокича
6. Обзор результатов научного исследования
Заключение
Список использованной литературы
Введение
1. Определение
понятия личности
2. Молодежь
3. Определение
понятия ценностные ориентации
4. Поиски себя
в молодежной субкультуре
5. Описание психологических
тестов. Методика «Ценностные
6. Обзор результатов
научного исследования
Заключение
Список использованной
литературы
Введение
Дай молодым
то, в чем они нуждаются,
чтобы стать
от нас независимыми
и способными сделать
свой выбор.
К. Поппер
Все больше молодых
россиян хотят жить
в экономически
сильном правовом государстве,
без коррумпированных
чиновников и
бандитского беспредела,
где будут
востребованы
их талант и способности.
Лисовский В.
Одна из актуальных
отраслей современной социологии —
социология молодежи. Эта тема очень
сложна и включает в себя целый ряд
аспектов: это и возрастные психологические
особенности, и социологические проблемы
воспитания и образования, влияние семьи
и коллектива и целый ряд других аспектов.
Особенно остро проблема молодежи и ее
роли в общественной жизни стоит в России.
Последнее время
слышится много жалоб со стороны
родителей и учителей в адрес
подростков среднего и старшего возраста
— стали неуправляемыми, непослушными,
чересчур самостоятельными. Это связано
как с особенностями данного
возраста, физиологическими и психологическими,
так и со своеобразием современной социальной
ситуации, в которой происходит взросление
подростков. Так какие же они — современные
подростки?
Любому обществу
присущ сложный процесс формирования
ценностей и отношения к ним,
особенно молодежи. На переломном этапе
развития общества важно зафиксировать,
и понять ценности молодых. Понять, какие
ценности сегодня разрушаются, а какие
остаются. Как это происходит и насколько
предопределены эти процессы? Означает
ли это, что рушится мир ценностей вообще,
или речь идет о временных явлениях? Ради
чего сегодня живут молодые?
1. Определения
понятия личности
Прежде всего,
мне бы хотелось вначале понять,
что же в нашем обществе понимается
под словом «личность». Потому что
молодежь, о которой мы сейчас говорим,
в первую очередь является личностью,
является частью того общества, в котором
она существует.
По словам профессора
Лавриненко, понятие «личность» может
быть определено не иначе как в
соотношении с понятием «человек»,
ибо речь идет о живой человеческой
личности и ни о какой другой.
Социальные свойства
человека проявляются, с одной стороны,
как его общечеловеческие свойства
(каждый человек выступает как
субъект сознания, деятельности и
общения), а с другой стороны –
как свойства определенных социальных
групп, представителем которых он является.
Его общечеловеческие свойства не обнаруживают
особенности его личности, ибо все люди
являются субъектами сознания, деятельности
и общения. Однако как личности они могут
существенно различаться между собой.
Сущность и конкретное
социальное содержание той или иной личности
становится ясными тогда, когда обнаруживается
ее социальное положение, то есть к каким
социальным группам она принадлежит, каковы
ее профессия и виды деятельности, ее мировоззрение,
ценностные ориентации и т.д.
Смысл понятия (категории)
«человеческая личность»
Исходя из такого
подхода к пониманию личности,
можно указать на следующие наиболее
важные проблемы ее социологического
изучения:
Конкретно-историческое
содержание личности и выделение
в нем социально-типических черт
(например, выявление специфических
черт предпринимателя, рабочего или
представителя гуманитарной интеллигенции
той или иной страны и исторической эпохи);
Процессы формирования
личности, в том числе ее исторического
развития (филогенез) и развитие отдельных
личностей в процессе их собственной
социальной жизнедеятельности (жизненного
пути) в том или ином обществе (онтогенез);
Основные составляющие
«системы личности»;
Социальная зрелость
личности;
Основные проявления
ее духовного содержания;
Личность как
субъект деятельности и общественных
отношений;
Социальные типы
личности;
Взаимодействие
личности с обществом.
2. Молодежь
Что же такое
молодежь? Существует много трактовок
данного понятия, я решила остановиться
на том, что молодежь – это большая
общественная группа в возрасте от
14-30 лет, имеющая специфичные социальные
и психологические черты, наличие
которых определяется как возрастными
особенностями молодых людей. Верхняя
и нижняя возрастная граница молодежной
группы различна в разных странах и разных
отраслях деятельности человека (статистика,
демография, социология, образование,
криминалистика и т.д.).
Можно заметить,
что к этой общественной группе относится
большое количества населения, и
каждый является личностью. По результатам
Всероссийской переписи населения
за 2002 г. видно, что численность населения
РФ – 145,2 млн. человек. Возрастная категория
10-19 лет составляла в 2002 г. 23,2 млн. человек.
Удельный вес этой возрастной категории
в общей численности населения составил
16,0% (в 1989 г. – 14,0%). Возрастная категория
20-29 лет в 2002 г. – 22,1 млн. человек. Удельный
вес – 15,2% не изменился по сравнению с
1989 г.
В соответствии
с данными молодое поколение 15-29
лет в 2002 г. составляло – 34,9 млн. человек.
В России сложилась
такая ситуация:
С одной стороны
– государство, проводящее определенную
молодежную политику1.
Гражданское общество, находящееся в стадии становления и пытающееся объединиться в социальных и общественных институтах, ориентированных на создание условий для социализации молодого поколения – с другой стороны.
И
между ними – молодежь, которая
имеет гражданские права лишь номинально,
и поэтому ставит вопрос об их расширении.
Наконец, есть ситуация
востребованности молодежи, изучения
ее проблем и определения
«Молодежь –
часть гражданского общества от рождения.
И если она просто активизирует свое участие
в его деятельности, это будет уже мощным
стимулом развития всего сообщества и
демократизации государства. Свободная
деятельность молодежи – путь к гражданскому
обществу, одновременно это и путь к подлинно
демократическому государству, которое
может и хочет получить разнообразие молодежных
организаций в рамках правового поля.
В конечном счете, доктрина должна способствовать
разнообразию программ социального действия
молодежных организаций и групп в рамках
законов России».
3. Определение
понятия «Ценностные
Что же такое
ценностные ориентации? «Ценностные
ориентации — важнейшие элементы
внутренней структуры личности, закрепленные
жизненным опытом индивида, всей совокупностью
его переживаний и отграничивающие значимое,
существенное для данного человека от
незначимого несущественного. Ценностные
ориентации, эта главная ось сознания,
обеспечивает устойчивость личности,
преемственность определенного типа поведения
и деятельности и выражается в направленности
потребностей и интересов». «Развитые
ценностные ориентации — признак зрелости
личности, показатель меры ее социальности…
Устойчивая и непротиворечивая совокупность
ценностных ориентаций обуславливает
такие качества личности, как цельность,
надежность, верность определенным принципам
и идеалам, способность к волевым усилиям
во имя этих идеалов и ценностей, активность
жизненной позиции, противоречивость
ценностных ориентаций — признак инфантилизма,
господства внешних стимулов во внутренней
структуре личности…»
Основное содержание
ценностных ориентаций – политические,
философские (мировоззренческие), нравственные
убеждения человека, глубокие постоянные
привязанности человека, нравственные
принципы
поведения. В
силу этого в любом обществе ценностные
ориентации личности оказываются объектом
воспитания, целенаправленного воздействия.
Они действуют как на уровне сознания,
так и на уровне подсознания, определяя
направленность волевых усилий, внимания,
интеллекта. Механизм действия и развития
ценностных ориентаций связан с необходимостью
разрешения противоречий и конфликтов
в мотивационной сфере, в наиболее общей
форме выраженной в борьбе между долгом
и желанием, мотивами нравственного и
утилитарного порядка.
Ценности находятся
в непрестанном движении: одни рождаются,
другие отмирают, третьи переходят из
одного рода в другой. Но все элементы
системы ценностей тесно связаны между
собой, обуславливают друг друга, дополняют
или противоборствуют. Ценности, прежде
чем превратиться в ценностную ориентацию,
проходят фильтры сознания и систематизируются.
Понятие ценностной ориентации находятся
в тесной связи с понятием ценности. Термин
<ценностная ориентация> дополняет
термин <ценность>, акцентирует его
динамический аспект. Механизм формирования
ценностной ориентации выражен в схеме:
<интерес – установка – ценностная ориентация>.
В процессе становления
личности молодого человека формируется
определенная система ценностных ориентаций
с более или менее развитой
структурой поведения личности. Система
ценностных ориентаций личности, хотя
и формируется под влиянием ценностей,
господствующих в обществе и непосредственной
социальной среде, окружающей личность,
не предопределена ими жестко.
Система ценностных
ориентаций не является раз и навсегда
данной: с изменениями условий жизни, самой
личности, появляются новые ценности,
а иногда происходит их полная или частичная
переоценка. Ценностные ориентации молодежи
как самой динамичной части российского
общества первыми претерпевают изменения,
вызванными различными процессами, происходящими
в жизни страны. В настоящее время в российском
обществе возрастает интерес к проблемам
и культуре молодежи.
Молодежь –
специфическая составляющая российского
общества. Ее интересы, культурная жизнь
отличаются от интересов представителей
других возрастных групп. Круг интересов
современной российской молодежи весьма
широк и разносторонен: от алкоголя и наркотиков
до литературы, музыки, театра и кино. Молодые
люди активно интересуются религией и
модой, живописью и компьютером, спортом
и граффити. Одной из особенностей молодежной
культуры является ее неоднородность.
Наряду с традиционной культурой существует
и контркультура, проявляющаяся в различных
молодежных движениях, таких как движения
хиппи, скинхедов, панков. Молодые люди
пытаются найти, проявить себя как-то в
жизни, в какой-либо субкультуре.
4. Поиски себя
в молодежной субкультуре
Молодежная субкультура
— частичная, относительно когерентная
система внутри общей системы
культуры. Ее возникновение связано
с неопределенностью социальных ролей
молодежи, неуверенностью в собственном
социальном статусе. В онтогенетическом
аспекте молодежная субкультура представляется
как фаза развития, через которую должен
пройти каждый. Ее сущность — поиск социального
статуса.
Самые доступные
социальные площадки для конкретных дел
молодежи — досуг, где можно проявить
собственную самостоятельность: умение
принимать решение и руководить, организовывать
и организовываться. Досуг — это не только
общение, но и своего рода социальная игра,
отсутствие навыков таких игр в юности
приводит к тому, что человек и в зрелом
возрасте считает себя свободным от обязательств.
В динамичных обществах
семья частично или полностью
утрачивает свою функцию как инстанция
социализации личности, поскольку темпы
изменений социальной жизни порождают
историческое несоответствие старшего
поколения изменившимся задачам нового
времени. С вступлением в юношеский возраст
молодые люди отворачивается от семьи,
ищет те социальные связи, которые должны
защитить его от пока еще чуждого общества.
Между потерянной семьей и еще не обретенным
обществом молодежь стремится примкнуть
к себе подобным. Образующие таким образом
неформальные группы обеспечивают молодому
человеку определенный социальный статус.
Платой за это, зачастую, выступает отказ
от индивидуальности и полное подчинение
нормам, ценностям и интересам группы.
Эти неформальные группы продуцируют
свою субкультуру, отличающуюся от культуры
взрослых. Ей свойственны внутреннее единообразие
и внешний протест против общепринятых
установлений. Благодаря наличию собственной
культуры, эти группы маргинальны по отношению
к обществу, а потому всегда содержат элементы
социальной дезорганизации, потенциально
тяготеют к отклоняющемуся от общепризнанных
норм поведению.