Восприятие и особенности личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2011 в 14:17, реферат

Описание работы

Восприятие – сложный процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. Восприятие — процесс формирования при помощи активных действий субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы.

Работа содержит 1 файл

реферат 138.doc

— 91.50 Кб (Скачать)

         Российский  Государственный Медицинский Университет

                                          психолого-социальный факультет

                                               кафедра общей психологии 
 
 
 
 

                                                       Реферат на тему:

                            

“Восприятие и особенности личности” 
 
 

                                                                                                                 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                      
 
 
 

 Подготовила  Зверева К.И. гр. 2101 

Введение. 

 Восприятие  – сложный процесс приема и  преобразования информации, обеспечивающий отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. Восприятие — процесс формирования при помощи активных действий субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы. В отличии от ощущений, отражающих лишь отдельные свойства предметов, в образе восприятия в качестве единицы взаимодействия представлен весь предмет, в совокупности его инвариантных свойств.

 Образ восприятия выступает как результат синтеза ощущений, возможность которого, по мнению А.Н. Леонтьева, возникла в филогенезе в связи с переходом живых существ от гомогенной, предметно неоформленной среды к среде, предметно оформленной. В зависимости от биологической значимости в воспринимаемом предмете ведущим может оказаться либо одно, либо другое качество, от чего зависит, информация от какого анализатора будет признана приоритетной.

 В соответствии с этим различают зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое и обонятельное восприятие. При этом особенно важную роль во всех видах восприятия, играют двигательные, или кинестезические ощущения, которые регулируют по принципу обратной связи реальные взаимоотношения субъекта с предметом. В частности, в зрительном восприятии вместе с собственно зрительными ощущениями (цвета, света) интегрируются также и кинестезические ощущения, сопровождающие движения глаза (аккомодация, конвергенция и дивергенция, слежение).

 Также в процессе слухового восприятия активную роль играют слабые движения артикуляционного аппарата. Для человека характерно, что образы его восприятия интегрируют в себе использование речи. За счет словесного обозначения возникает возможность абстрагирования и обобщения свойств предметов.

 Микрогенез  образа восприятия включает в себя ряд фаз, связанных с решаемыми перцептивными задачами: от недифференцированного восприятия к формированию целостного образа предмета, на основании которого можно строить адекватную деятельность.

 

 

 1.ЛИЧНОСТЬ. 

 ЛИЧНОСТЬ — человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе исторически конкретных видов деятельности и общественных отношений. “...Сущность “особой личности”,— писал Маркс,— составляет не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная физическая природа, а ее социальное качество...”. Хотя природную основу личности образуют ее биологические особенности, все же определяющими факторами развития (ее сущностным основанием) являются не ее природные качества (например, тот или иной тип высшей нервной деятельности), а качества социально значимые — взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения (мораль) .  Личность - это динамичная, относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности. Личность представляет собой диалектическое единство общего (социально-типического), особенного (классового, национального и т. д.) и отдельного (индивидуального).

 Для личности характерны осознание мотивов  своего поведения, постоянная работа сознания и воли, направленная на самореализацию, раскрытие индивидуальных способностей. Комплекс своеобразных неповторимых качеств  и действий, характерных для данной личности, выражается в понятии индивидуальность. В конкретно-исторических обстоятельствах личность выступает как целостность, тип которой формируется определенной социальной системой. Социальные качества личности проявляются в ее действиях, поступках, в ее отношении к др. людям. По этим проявляющимся вовне поступкам можно в известной степени судить о внутреннем мире человека, его духовных и нравственных качествах (как положительных, так и отрицательных). Это создает возможность не только объективного познания социальных качеств личности, но и формирующего воздействия на них.

 Определяющее  воздействие социальных и природных  факторов на формирование и развитие личности происходит через ее субъективность. Внутреннее содержание личности, ее субъективный мир — это не результат механического внедрения в ее сознание многообразных внешних воздействий, а итог той внутренней работы самой личности, в процессе которой внешнее, пройдя через субъективность личности, перерабатывается, осваивается и применяется ею в практической деятельности. Сложившаяся система воспитанных и самостоятельно выработанных индивидом социальных качеств проявляется в субъективной форме (идеи, ценности, интересы, направленность и т. д.), отражающей взаимодействие личности с окружающим объективным миром. Понятие “личность” характеризует человека как активного субъекта социальных отношений. Вместе с тем каждый человек — это не только субъект, но и объект деятельности, совокупность функций, которые он выполняет в силу сложившегося разделения труда, принадлежности к тому или иному классу или социальной группе с их идеологией и психологией. 

 Характер  мировоззрения личности, формируемого социальным окружением, воспитанием и самовоспитанием, является одним из важнейших ее качеств, ее “стержнем”. Мировоззрение личности в значительной мере предопределяет направленность и особенности всех социально значимых ее решении и поступков.

 

  2.Восприятие и личность. 
 

 Когда наше восприятие становиться все  более обобщенным и сознательным, оно вместе с тем приобретает все большую свободу по отношению к непосредственно данному. Тогда мы начинаем все более свободно расчленять это непосредственно данное, можем выделять в нем отдельные существенные моменты и соотносить их с другими. Восприятие это всегда активный процесс, так как в него включены двигательные компоненты(ощущение предмета, движение глаз) . Этот процесс правильнее всего обозначить как перцепторную (воспринимающую) деятельность человека .Оно не бывает только созерцательным. Воспринимает конкретный живой человек, и в его восприятии всегда в той или иной мере сказывается весь человек, его потребности и интересы, чувства, желания. Эмоциональное отношения регулирует и наполняет красками воспринимаемое- яркими и запоминающимися или же тусклыми и незначительными для нас.

 Влияние чувств и интересов проявляется  в восприятии сначала в форме  непроизвольного внимания. Это такое  внимание, которое возникает без  всякого намерения человека, без  заранее поставленной цели и не требует  волевых усилий. Оно возникает с возникновением раздражителей (звук, вспышка, движение). Связанно и зависит от состояния самого человека, связанно с его настроением, переживанием, потребностями. Но восприятие может осуществляться на разных уровнях. На низших уровнях этот процесс проходит как бы “стихийно”, и не зависит от сознательного регулирования. На высших уровнях, связанных с развитием мышления, восприятие превращается в сознательно регулируемую деятельность наблюдения. Восприятие, поднявшееся до уровня сознательного наблюдения, является волевым актом.

 Восприятие  никогда не спускается до уровня чисто  пассивного, абсолютно не направленного  переживания. То поднимаясь вверх, то спускаясь  несколько ниже, оно обычно находится  где-то между этими двумя полюсами. Так нам все глубже раскрывается подлинное содержание того исходного утверждения, что восприятие не является простой суммой ощущений, что оно – сложный целостный процесс, а то и целенаправленная деятельность. Это утверждение означало, во-первых, что ощущения и вызывающие их раздражения не остаются внешне рядоположными, а взаимодействуют в процессе восприятия, так что даже взятое лишь в своем чувственном составе восприятие представляет собой нечто большее и иное, чем простой агрегат ощущений. Это утверждение означало, во-вторых, что восприятие вообще не ограничивается одной лишь чувственной основой, образуемой ощущениями. Восприятие человека представляет собой в действительности единство чувственного и логического, чувственного и смыслового, ощущения и мысли. Оно всегда не только сенсорная данность, но и осмысливание ее объективного значения. Это утверждение означает, наконец, в-третьих, что в восприятии отражается вся многообразная жизнь личности – ее установки, интересы, общая направленность и прошлый опыт – апперцепция – и притом не одних лишь представлений, а всего реального бытия личности, ее реального жизненного пути.

 

 3.Особенности восприятия и формирования личности у детей. 

 Спорным в детской психологии является вопрос о том, на что опирается ребенок  в своем восприятии предмета: на его целостное отражение или на узнавание отдельных частей. Исследования (Ф.С. Розенфельд, Л.А. Шварц, Н. Гроссман) показывают, что и здесь нет однозначного и единственно правильного ответа. С одной стороны, в восприятии целого незнакомого предмета ребенок, по утверждению Г. Фолькельта, передает лишь свое общее “впечатление от целого”: “нечто дырявое” (решетка) или “нечто колющее” (конус). Находясь “во власти целого” (Зейферт), дети якобы не умеют выделять составляющие его части. На эту же “власть целого” указывают и многие авторы, изучавшие детские рисунки. Они объясняют такие факты якобы неспособностью ребенка-дошкольника к познавательной аналитической деятельности из-за его слишком ярко выраженной  эмоциональности.

 Однако  факты, полученные другими исследователями (В. Штерн, С.Н. Шабалин, О.И. Галкина, Ф.С. Розенфельд, Г.Л. Розенгарт-Пупко), убеждают в том, что даже дети преддошкольного возраста не только умеют вычленять какой-либо характерный признак, но и опираются на него при опознании целого предмета. Например, все предметы, и даже бесформенные комочки глины, у которых был вытянут “носик”, дети двух-двух с половиной лет называли “гусатками”. Намеченное пунктиром изображение клюва в начатом рисунке давало возможность трехлетним детям узнать птицу. Ощупав мужские часы, находящиеся в матерчатом мешочке дети (4 г. 6 мес. – 5 л. 6 мес.) обычно правильно называли этот предмет. Как опознавательный признак (“Как ты узнал?”) они указывали обычно на “столбик с колесиком” (завод у часов старого образца), т.е. опирались на одну часть предмета. Однако, выбирая затем среди разложенных на столе предметов “такой же”, подавляющее большинство дошкольников (3-5 лет) указывали не плоский круглый компас, соответствующий по своей величине и форме образцу, а на металлический кубической формы будильничек. Это тоже часы, хотя не только имеют другую форму, но и не имеют как раз той детали, по которой ребенок узнал часы.

 Подобные  факты часто выступают при  восприятии детьми предметов и их изображений на картинке, а также  целых эпизодов и событий. Рассматривая изображение старика, который тащит тележку с огромным узлом и разными вещами: ведром, шваброй, сапогами, - которые отчетливо видны, 80% четерех- пятилетних детей заявляют, что “дяденька везет лошадь”. Так, вопреки всякой логике, ребенок воспринимает узел как лошадь только потому, что один его угол смутно напоминает ребенку голову лошади.

 Осмысливание  предмета по одной несущественной его  части называется синкретизмом (Э. Клапаред). Это восприятие целого, не основанное на его анализе.

 Синкретичность  восприятия предметов отнюдь не является чертой, свойственной маленьким детям  вообще, как это утверждают Э. Клапаред, К. Бюлер, Ж. Пиаже. Она выступает  и у более старших детей, когда  они воспринимают незнакомые предметы или их изображения (модели машин, схемы, чертежи). Подобные ошибки особенно часто повторяются при восприятии маленьким ребенком плохо, нечетко изображенных предметов. Тогда любая часть предмета, что-то напоминающая ребенку, становится для него опорной. Не случайно явления синкретизма наиболее часто встречаются при использовании в работе с детьми различных стилизованных изображений, когда художник, нарушив четкость реальной формы предмета, прибегает к утрировке, к некоторым условностям изображения, затрудняющим узнавание даже известных детям предметов.

Информация о работе Восприятие и особенности личности