Особенности системы ценностных ориентаций личности как фактор успешности трудоустройства

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 11:14, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования. В настоящее время одна из наиболее острых ситуаций сложилась в сфере занятости населения. Разрешение связанных с безработицей проблем затрудняется тем, что в силу исторических причин это социальное явление в нашей стране относительно молодо. Безработица затрагивает все слои населения, но наиболее уязвимыми в этом плане являются молодые люди. Это связано с отсутствием у них опыта работы, низкой квалификацией и разорванностью между теоретической подготовкой и практикой. Длительное пребывание в статусе безработного ведет к формированию у юного поколения иждивенческой позиции, негативного отношения к труду. Имея большой потенциал и запас активности, молодежь не имеет возможности реализовать их, самоактуализироваться

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 473.00 Кб (Скачать)

Введение

 

Актуальность  исследования. В настоящее время одна из наиболее острых ситуаций сложилась в сфере занятости населения. Разрешение связанных с безработицей проблем затрудняется тем, что в силу исторических причин это социальное явление в нашей стране относительно молодо. Безработица затрагивает все слои населения, но наиболее уязвимыми в этом плане являются молодые люди. Это связано с отсутствием у них опыта работы, низкой квалификацией и разорванностью между теоретической подготовкой и практикой. Длительное пребывание в статусе безработного ведет к формированию у юного поколения иждивенческой позиции, негативного отношения к труду. Имея большой потенциал и запас активности, молодежь не имеет возможности реализовать их, самоактуализироваться. Деморализующее влияние безработицы сказывается на увеличении роста проявлений делинквентного поведения у данной возрастной группы. Во избежание подобных негативных последствий молодежной безработицы необходимо оказывать профессиональную социальную и психологическую поддержку молодым людям. Но организация такой структуры требует знаний психосоциальных последствий длительной безработицы и социально-психологических черт указанной возрастной группы.  Большинство имеющихся исследований же акцентируют внимание на категории безработных более старшего возраста. Новизна дипломной работы состоит в том, что наше исследование будет посвящено исследованию узкой возрастной группы – молодые люди 20-25-ти лет.

Безработица в России – относительно новое и малоизученное в психологическом плане явление. Ситуация потери работы во многом непривычна для подавляющего большинства наших граждан, осложнена отсутствием опыта действий при потере работы и вызывает сильные негативные переживания, перенапряжение физических и психических функций, приводящих к депрессии, неверию в свои силы, вызывает состояние фрустрации, агрессии, ведет к потере смыслов общественной активности. По данным Р. Лазаруса, потеря работы занимает одно из наиболее значимых мест в перечне неблагоприятных событий, возникающих на жизненном пути человека [165]. Нельзя забывать о том, что безработица – это явление, оказывающее комплексное воздействие на общество, затрагивая не только людей потерявших работу, но и все общество в целом. Безработица определяет появление новых ориентиров в системе социальных ценностей и норм поведения, развитие новых потребностей, формирование новых жизненных целей, не только у безработных, но и у других социальных групп.

Отечественные исследования, посвященные проблеме потери работы, в большей мере посвящены либо социологическим, либо экономическим аспектам данной проблемы. Появляются в последние годы работы, посвященные психологическим проблемам безработных (И. М. Городецкая, М. В. Дмитриева,          Е. К. Завьялова), но влиянию безработицы на социальные группы, не сталкивающиеся прямо с этой проблемой, не уделяется должного внимания.

Таким образом, на современном  этапе развития общества имеет смысл  говорить о ценностных ориентациях – диспозициях высшего уровня, включающих в себя ценностные ориентации, профессиональные и карьерные ориентации, смысложизненные ориентации, влияющие на профессиональное самоопределение и приобретающих особое значение в условиях безработицы.

Помимо социальных детерминант поведение молодого человека на рынке труда  зависит и от его мировоззренческих позиций. Ценностные ориентации, составляющие основу мировоззрения, во многом определяют планы на будущее, стратегии автономного существования.  Поэтому исследование ценностной сферы молодежи, имеющей разный трудовой статус, является актуальным.

Целью данной дипломной работы является исследование взаимосвязи ценностных ориентаций личности с ее трудовым статусом.

Задачи исследования:

- рассмотреть теоретические  особенности ценностных ориентаций;

- выявить зависимость  успешности трудоустройства от ценностных ориентаций личности;

- исследовать особенности  ценностной сферы групп с разным  трудовым статусом;

- исследовать взаимосвязь  ценностных ориентаций личности  с ее трудовым статусом.

Объектной областью в  нашей исследовательской работе выступают молодые люди в возрасте 20-25 лет.

Объектом исследования является ценностные ориентации. В качестве предмета исследования мы избрали взаимосвязь ценностных ориентаций личности и трудового статуса личности.

Предмет исследования – зависимость успешности трудоустройства от ценностных ориентаций личности.

Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между ценностной системой личности и успешностью трудоустройства.

В ходе нашей работы для  детального освещения и изучения исследуемой нами проблемы были использованы метод аналитического обзора литературы, опросный метод и метод статистического анализа. Методикой опросного метода был избран тест «Ценностные ориентации» М. Рокича.

Структура исследования. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Проблема ценностных ориентаций личности в современной социальной психологии

 

    1.  Ценностные ориентации в контексте различных психологических теорий

 

Существует множество  определений понятия «ценность», как имеющих общий, очень широкий смысл, так и сводящих это понятие до одного из явлений мотивационного процесса [51].

В более общих определениях понятию «ценность» может придаваться  несколько значений, в зависимости  от рассматриваемого аспекта:

а) Ценность – как общественный идеал, выработанное общественным сознанием, содержащееся в нём абстрактное представление об атрибутах должного в различных сферах общественной жизни. Это общечеловеческие и конкретно-исторические ценности.

б) Ценности, предстающие в объективированной форме в виде произведений материальной и духовной культуры либо человеческих поступков.

в) Социальные ценности, преломляясь  через призму индивидуальной жизнедеятельности, входят в психологическую структуру  личности в форме личностных ценностей [41, 442].

Понятию «ценность», как составляющей личности, придается неодинаковое значение в различных психологических школах. Так, например, З. Фрейд не касался прямо проблемы ценностей, но соотнесённость с ними все-таки подразумевалась. «Суперэго» Фрейда представляет собой по существу хранилище как бессознательных, так и социально обусловленных моральных установлений, этических ценностей и норм поведения, которые служат своего рода судьей или цензором деятельности и мыслей Эго, устанавливая для него определенные границы. Фрейд указывает на три функции Суперэго: совесть, самонаблюдение и формирование идеалов [50].

Многие неофрейдисты пытались социологизировать теорию З. Фрейда. Так, по мнению Э. Фромма, у каждого человека имеется потребность в ценностях, которые направляют его поступки и чувства. Фромм делит их на две категории:

а) официально признанные, осознаваемые (гуманистические и религиозные) ценности;

б) действительные, бессознательные (порожденные социальной системой).

Э. Фромм выделяет «непродуктивные» и «продуктивные» типы ориентаций, отличающиеся направленностью на различные системы ценностей. Им выделяется несколько типов непродуктивной ориентации: рецептивный (получающий), эксплуататорский (берущий), накопительский (сохраняющий) и рыночный (обменивающий). Продуктивная ориентация (производящий, дающий тип характера), по словам Э. Фромма, отличается подчинением всех усилий человека целям роста и развития всех его потенций [46].

Типология социальных характеров американского социолога психоаналитического направления Д. Рисмена построена на внешнем или внутреннем происхождении ценностных ориентаций личности. По его мнению, источником ориентации личности на определенную систему ценностей может являться собственное мировоззрение человека или социальная среда, признающая, одобряющая или отвергающая те или иные ценности. Д. Рисмен как основные описывает исторически обусловленные «ориентированные изнутри» и «ориентированные извне» типы социального характера. Поведение первого определяется интернализованными в раннем детском возрасте нормами, ценностями и жизненными принципами. «Ориентированная изнутри» личность является более целеустремленной, динамичной, предприимчивой, более открытой к переменам и нововведениям, требующей или осуществляющей «позитивное лидерство». Поведение «ориентированной извне» личности определяется не собственными принципами, а «другими», т.е. ценностями окружающих, модой, внешними влияниями, существующей системой общественных связей. При этом такой человек характеризуется не только слабым Суперэго, представляющим собой интернализованную систему норм и ценностей, но и слабым самостоятельным «Я». Такой человек обезличен, стандартизован современным потребительским обществом, пассивен и становится объектом манипулирования [44, 298-299].

Анализ связей между ценностями личности и общества осуществлялся  также при исследовании социальной установки. У. Томас и Ф. Знанецкий понимали под социальной установкой состояние сознания индивида относительно некоторой ценности. Поведение личности в обществе оценивалось ими с точки зрения «социальной ситуации», включающей в себя социальные нормы и ценности, социальную установку индивида и определение им ситуации. На этой основе У. Томас и Ф. Знанецкий в совместной работе выделили три типа личности: мещанский (ориентирующийся на традиционные ценности), богемный (характеризующийся нестойкими и несвязанными ценностями, высокой степенью приспособляемости) и творческий (единственный, определяющий развитие общества и культуры) [44].

Таким образом, для психоаналитических теорий свойственны врожденность и фатальность механизмов развития личности, а также противоречие между потребностями личности и социальными нормами [43].

Совершенно иной подход к проблеме ценностных ориентаций в структуре  развития личности сложился в «понимающей психологии». Так Э. Шпранглер считал, что основой личности является ценностная ориентация, посредством которой она познает мир. Ценностную ориентацию личности он определял как продукт общей ценностной ориентации человечества. Это чисто духовное начало, определяющее у каждого человека понятие мира и являющееся производной частью общего человеческого духа [53].

Проблема регулятивной роли высших человеческих ценностей ставится представителями  гуманистического направления.

Центральным звеном теории личности А. Маслоу является самоактуализация – стремление человека к более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей, которое является высшей ступенью в иерархии потребностей. По Маслоу, все самоактуализирующиеся люди стремятся к реализации «бытийных» потребностей. Для них эти ценности выступают как жизненно важные потребности. Он делит ценности на высшие, присущие самоактуализарующимся людям, и низшие, ориентированные на удовлетворение какой-то                          потребности [32; 43].

В рамках экзистенциональной психологии интересна концепция личности В. Франкла. Он выделяет три группы ценностей. Первую группу составляют ценности творчества – наиболее естественные и важные. Но не необходимые. Основным путем их реализации является труд. Вторая группа – ценности переживания. По Франклу, богатым ценностным потенциалом обладает любовь. К третьей группе относятся ценности отношения. Эти ценности заключаются в отношении человека к факторам, ограничивающим его жизнь [49].

Таким образом, ценностные ориентации как предмет психологического исследования занимают место на пересечении двух больших предметных областей: мотивации и мировоззренческих структур сознания. В этой связи примечательна точка зрения М. Рокича. Он определяет ценности как «… устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точек зрения, чем противоположный или обратный способ поведения, либо конечная цель существования» [28, 4]. По мнению Рокича, ценности характеризуются следующими признаками:

  1. общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико;
  2. все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени;
  3. ценности организованы в системы;
  4. истоки ценностей прослеживаются в культуре, обществе и его институтах и личности;
  5. влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах.

М. Рокич выделяет два класса ценностей:

    1. терминальные ценности – убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования с личной или общественной точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться;

б) инструментальные ценности – убеждения в том, что какой-то образ действий является с личной или общественной точек зрения предпочтительным в любых ситуациях.

Терминальные ценности носят более устойчивый характер, чем инструментальные, причем для  них характерна меньшая межиндивидуальная  вариативность [28].

В отечественной психологии сложился целый ряд школ и направлений, в которых аналогичные подходы к пониманию ценностей рассматриваются в различных аспектах изучения свойств личности. Несмотря на различие трактовок личности в трудах отечественных психологов, в качестве ведущей личностной характеристики выделяется направленность. В разных концепциях эта характеристика раскрывается по-разному: как «основная жизненная направленность» (Б. Г. Ананьев), «динамическая тенденция» (С. Л. Рубинштейн), «смыслообразующий мотив» (А. Н. Леонтьев), «доминирующие отношения»          (В. Н. Мясищев). Б. Ф. Ломов определял направленность как системообразующее свойство личности, определяющее ее психологический склад [29].

Анализируя функционирование ценностей в процессе жизнедеятельности, следует исходить из отношения субъект – объект, т.е. какие значения субъект приписывает предметам и явлениям внешнего мира, и как он их переживает и оценивает. Ценностные отношения субъекта к окружающему миру опосредованы ориентацией индивида на других людей, на общество в целом, на идеалы, представления и нормы, принятые в данном обществе. В. П.Тугаринов условно делит ценности на три категории:

    1. Материальные ценности – техника и материальные блага.
    2. Общественно-политические ценности – свобода, братство, равенство.
    3. Духовные ценности – образование, наука, искусство.

Информация о работе Особенности системы ценностных ориентаций личности как фактор успешности трудоустройства