Особенности системы ценностных ориентаций личности как фактор успешности трудоустройства

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 11:14, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования. В настоящее время одна из наиболее острых ситуаций сложилась в сфере занятости населения. Разрешение связанных с безработицей проблем затрудняется тем, что в силу исторических причин это социальное явление в нашей стране относительно молодо. Безработица затрагивает все слои населения, но наиболее уязвимыми в этом плане являются молодые люди. Это связано с отсутствием у них опыта работы, низкой квалификацией и разорванностью между теоретической подготовкой и практикой. Длительное пребывание в статусе безработного ведет к формированию у юного поколения иждивенческой позиции, негативного отношения к труду. Имея большой потенциал и запас активности, молодежь не имеет возможности реализовать их, самоактуализироваться

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 473.00 Кб (Скачать)

По В. П. Тугаринову, направленность личности на те или иные ценности составляет ее ценностные ориентации [46].

 Субъективные ценности служат нормативной формой ориентации человека в социальной и природной реальности, такой формой, которая, «кодируя» содержание объектов и законов его деятельности в виде готовых регулятивов и оценок, позволяет ему мыслить и действовать в социальной действительности, следуя сложившимся стереотипам и установкам [48].

В. Ф. Сержантов и Ю. А. Шерковин указывают на двойственный характер ценностей. Во-первых, они являются основой формирования и сохранения в сознании людей установок, которые помогают индивиду занять определенную позицию, выразить точку зрения, дать оценку. Таким образом, они становятся частью сознания. Во-вторых, ценности выступают в преобразованном виде в качестве мотивов деятельности и поведения, поскольку ориентация человека в мире и стремление к достижению определенных целей неизбежно соотносится с ценностями, вошедшими в личностную структуру [52].

Важно подчеркнуть, что ценности не существуют вне отношения «субъект – объект». Как отмечает Е. А. Климов, их не следует отождествлять с чем-то существующим независимо от субъекта. Ценность – это не признак объекта, а степень значимости того или иного объекта для субъекта [22].

В социально-психологическом аспекте ценности выполняют функцию регулятора групповой сплоченности и активности коллектива. Индивидуальные ценностные ориентации взаимодействуют и воздействуют на коллективные через межличностные отношения. В.Г. Алексеева справедливо отмечает, что чем меньше противоречий между групповыми и индивидуальными ориентациями, и чем больше учитываются интересы членов коллектива, тем оптимальнее его психологический климат [3].

Исследования проблемы ценностей, проводившиеся в нашей  стране и за рубежом, показали, что ценностные ориентации являются важнейшими компонентами структуры личности. Наряду с другими социально-психологическими образованиями они выполняют функцию регуляторов поведения и проявляются во всех областях человеческой деятельности. Система ценностей отдельной личности или социальной группы зависит от возрастных, половых и психологических особенностей, социального, экономического, политического, профессионального, национального, этнического статуса.

Исходя из вышесказанного, можно заключить, что ценности это социальный феномен, существующий только в субъектно–объектном отношении и являющийся важным связующим звеном между личностью, ее внутренним миром и окружающей действительностью.

 

    1. Этапы формирования и развития системы ценностных ориентаций личности

 

Личность представляет собой динамическую систему, находящуюся  в состоянии непрерывного изменения  и развития. «В процессе такого личностного  становления все большее значение приобретают его внутренние движущие силы, позволяющие человеку все более самостоятельно определять задачи и направление собственного развития» [54, 47]. Система ценностных ориентаций личности является регулятором и механизмом такого развития, определяя форму реализации намеченных и стимулируя постановку новых значимых целей. С другой стороны достигаемый уровень развития последовательно создает все новые предпосылки для развития и совершенствования системы ценностных ориентаций. Этапность формирования системы ценностных ориентаций соответствует общей периодизации индивидуального развития [54].

Одной из важнейших предпосылок  формирования системы ценностных ориентаций личности является определенный уровень  интеллектуального развития. Ж. Пиаже полагал, что моральные суждения у детей формируются на основе взаимодействия между их развивающимися мыслительными структурами и постепенно расширяющимся социальным опытом. Он выделил две основные стадии морального развития: «нравственного реализма» (моральные нормы воспринимаются детьми как реальные и обязательные для исполнения, а поступки оцениваются только по их конкретным последствиям) и «нравственного релятивизма» (понимание относительности моральных норм, критерием нравственной оценки выступают намерения человека) [25].

Л. Колберг, уточняя концепцию Ж. Пиаже, выделяет три уровня моральных суждений: предконвенциональный, конвенциональный и постконвенциональный, которые включают по две стадии каждый. Первый уровень отличается эгоцентричностью, моральные ценности носят внешний характер, и следование им основывается на принципе выгоды. На первой стадии ребенок подчиняется нормам и правилам, чтобы избежать наказания, на второй – ради получения вознаграждения или личной выгоды. Второй уровень характеризуется социальной конформностью, некритическим принятием оценок своей референтной группы и стремление к поддержанию установленного порядка, традиций и правил. Соблюдение норм становится внутренней потребностью, но они по-прежнему основаны на внешнем авторитете. На третьей стадии подчинение правилам определяется желанием «быть хорошим», избежать неодобрения со стороны значимых близких. Четвертая стадия соответствует ориентации на систему ценностей общества в целом, стремлению избежать как осуждения, так и чувства вины. Третий уровень соответствует ориентации на собственные моральные принципы, выработке автономной системы этических ценностей. На пятой стадии человек поступает в соответствии со своими ценностями и принципами, уважая законы данного общества. Шестая стадия является высшим уровнем морального развития и определяется ориентацией на законы свободной совести, приверженностью универсальным этическим ценностям [54].

Теории Ж. Пиаже и его последователей критикуются многими авторами за недостаточное внимание к социальным аспектам личностного развития. И. С. Кон справедливо отмечает, что в процессе формирования морального сознания решающее значение имеют социальный опыт личности и ее деятельность. По его мнению, система ценностей личности формируется за счет расширения круга действий и ответственности, развития интеллекта, эмоций и воли, происходящих в ходе практической деятельности ребенка и его общения с другими людьми. Роль смены деятельности наиболее полно раскрыта в работах отечественного психолога Л. С. Выготского. Он считает, что содержанием любого вида деятельности является создание духовных и материальных ценностей. Переход от одного вида деятельности к другому, по Л. С. Выготскому, называется «критическим возрастом» и сопровождается перестройкой ценностных ориентаций                        личности [9; 24].

М. С. Яницкий дал свою характеристику формирования и развития системы ценностных ориентаций применительно к основным стадиям общепринятой периодизации возрастного развития. С самого момента рождения ребенок постепенно вырабатывает представления о самом себе, об окружающем мире и о своем отношении к нему. Для самого раннего периода развития характерно зарождение представлений о хорошем или плохом посредством «организмической оценки», позволяющей ребенку на основе физиологических реакций разделять, что ему нравится, а что нет. Однако вскоре ребенок начинает ориентироваться также на оценки взрослых об окружающих предметах и явлениях, а также о самом себе. Усвоение оценочных норм осуществляется в процессе наблюдения за реакциями родителей, выступающих в качестве модели поведения, а также через совместное со взрослыми рассудочное и эмоциональное общение [35; 54].

Выработка осознанной внутренней позиции человека, формирование его личностных смыслов не могут быть в полной мере реализованы в дошкольном возрасте. В младшем школьном возрасте новая форма деятельности и общения, предполагающая выполнение одинаковых заданий, объединяет детей и способствует все большей ориентации ребенка на нормы группы сверстников, выступающей в качестве посредника в освоении норм и ценностей общества в целом. Решающее значение в этом возрасте оказывает учебная деятельность. Р.С. Немов пишет, «через учение в эти годы опосредуется вся система отношений ребенка с окружающими его взрослыми» [36, 30].

В подростковом возрасте главным новообразованием является чувство взрослости, которое проявляется в ориентации на взрослые ценности. Создание собственной ценностной системы сопровождается обращением подростков к вечным философским проблемам, идеальным представлениям о нравственности. Усложнение комплекса личностных свойств подростка происходит за счет включения в систему его ценностных ориентаций различного рода нравственных качеств [35].

Предпосылки для начала реального выполнения системой ценностных ориентаций всех своих регулятивных функций окончательно складываются лишь в юношеском возрасте. В основе приобретения ценностной системы реально действующего характера лежит осознание человеком личностного смысла своей жизни. Тем самым в юношестве складывается собственное мировоззрение человека, создающее возможность формирования внутренней автономной системы ценностей [6].

Однако динамическая система ценностных ориентаций не останавливается  на этом в своем развитии. Период взрослости характеризуется осуществлением намеченных ранее жизненных целей  и планов, реализацией собственных возможностей. Особое место занимают вопросы саморазвития и личностного роста. Наиболее значительные изменения в зрелом возрасте система ценностей претерпевает в периоды кризисов развития [24].

Рассмотрев различные  подходы к выделению этапов развития ценностной системы личности, мы можем сделать вывод о том, что формирование ценностных ориентаций начинается в раннем детстве. В процессе интеллектуального развития и под воздействием социума ценностные образования личности становятся более систематизированными и качественными. В юношеском возрасте система ценностных ориентаций приобретает автономный характер, интернализуясь в структуру личности. Развитие и изменение ценностных ориентаций продолжается на протяжении всей жизни человека, особенно в периоды возрастных и личностных кризисов.

 

 

 

 

    1. Особенности ценностных ориентаций занятых и безработных

 

Ценностные ориентации  – это избирательное отношение человека к ценностям, ориентир человеческого поведения. Для кого-то важнейшей ценностной ориентацией является творческий характер труда, и ради него он некоторое время не думает о заработке, условиях труда; если материальное благополучие, то он может пренебречь ради заработка другими ценностями. Направленность личности на те или иные ценности характеризует ее ценностные ориентации, определяющие трудовое поведение. На основе ценностных ориентаций решается вопрос о выборе профессии, смене места работы, места жительства и т. д.

Содержание ценностей в обществе зависит от его культуры, развитости духовной и нравственной жизни, общественного сознания. Поэтому специфической форой ценностей выступают общественные идеалы, то есть представления о том, какими в обществе должны быть общественные отношения и сам работник. В идеалах выражена цель трудовой деятельности.

В соответствии с общественными и индивидуальными ценностями работник оценивает окружающую действительность, оценивает свои и чужие поступки и действия. Ценности обогащают мотивацию трудовой деятельности, так как в процессе труда человек обуславливает свое поведение не только потребностями и интересами, но и принятой в обществе и трудовом коллективе системе ценностей. Ценностная мотивация способствует формированию новых ценностей. Трудовое поведение работника обусловливаются не только системой ценностей общества и трудового коллектива, но и социальными номами, то есть стихийно сложившимися или сознательно установленными правилами поведения. Социальные нормы регулируют конкретные поступки, действия и их осмысливают.

Группа безработных, считающих, что их социальный статус снизился в результате утраты работы, имеет достаточно много отличительных особенностей по сравнению с теми, кто считают, что их социальный статус не изменился или даже повысился.

Снижение статуса не связано  с уровнем образования работника, с причинами его увольнения или длительностью пребывания в качестве безработного. Однако для людей старшего возраста снижение общественного статуса более ощутимо, чем для молодых.

У людей с чувством сниженного статуса  отмечаются более радикальные, полярные требования к работе: среди них больше как тех, кто желал бы работать только по своей специальности, так и тех, кому безразлично, кем работать. Представители этой группы считают себя менее приспособленными к новым экономическим условиям.

В целом для них характерно менее  адаптивное поведение, перенос ответственности с себя на других. Доминирующими чувствами для них являются тревога, страх перед будущим, состояние неопределенность (этим они весьма сильно отличаются от безработных, не снизивших социального статуса). Они также далеко не уверены, что сейчас люди стали лучше работать, чем раньше, при социализме (в отличие от безработных, которые не снизили своего статуса и которые считают, что все осталось примерно одинаковым).

Материальное положение семьи  у безработных этой группы худшее по сравнению с безработными второй группы, а материальная сторона их жизни значительно ухудшилась после утраты работы. Естественно, что ухудшение материального положения и снижение социального статуса привело и к ухудшению взаимоотношений в семье.

Чувство, что его социальный статус снизился как в глазах других людей, так и в собственных, приводит безработных к тому, что многие из них готовы ради получения работы пойти на ещё большее снижение статуса.

Отвечая на вопрос «Готовы  ли Вы при смене работы пойти на снижение своего социального статуса?» более половины мужчин (51 %) и треть                     женщин (39 %) подтвердили, что готовы к такому психологически болезненному шагу. Различия между полами в данном случае существенны и не совсем понятны.

Для мужчины социальный статус имеет несравненно более  важное значение, чем для женщины, он дорожит им. Но оказывается, что  сравнительно большее число мужчин готовы пренебречь статусом ради работы. Женщины на это идут с меньшей  охотой, хотя, конечно, в целом сам тот факт, что практически каждый второй безработный готов пожертвовать своим положением ради работы, говорит о многом. Это свидетельство и того, что работа является для значительной части людей очень важной составляющей их жизни, и того, что социальный статус среднего человека реально весьма низок и не представляет большой ценности для него самого. Возможно также, что социальный статус связывается в сознании человека прежде всего или исключительно с работой, с его трудовой деятельностью.

Информация о работе Особенности системы ценностных ориентаций личности как фактор успешности трудоустройства