Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 23:38, лабораторная работа
Целью данной лабораторной работы является ознакомление студентов с теоретическими подходами и практическими методами исследования ценностных ориентаций индивида, а также знакомство с методами обработки и анализа первичной социальной информации, предоставленной с помощью порядковых шкал (ранжированных рядов).
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РФ
ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
(ВолгГТУ)
Кафедра истории, культуры и социологии
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ
Выполнила:
Студентка группы АУ-421
Распертова С. С.
Проверил:
Доц. Токарев В. В.
Волгоград 2012
Цель работы:
Целью данной лабораторной работы является ознакомление студентов с теоретическими подходами и практическими методами исследования ценностных ориентаций индивида, а также знакомство с методами обработки и анализа первичной социальной информации, предоставленной с помощью порядковых шкал (ранжированных рядов).
Задачи проведения данной лабораторной работы:
Процедура проведения исследования:
Участники исследования - шесть респондентов разного возраста и пола:
Таблица 1
1 группа (15-25 лет) |
2 группа (35-45 лет) |
3 группа (55-65 лет) | |
Мужчины |
1 респондент |
1 респондент |
1 респондент |
Женщины |
1 респондент |
1 респондент |
1 респондент |
Исходя из цели данного исследования, методом исследования является методика М. Рокича «ценностные ориентации».
Методика «ценностных ориентаций» М. Рокича:
Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизнедеятельности, основу жизненной концепции и "философии жизни". Наиболее распространенной в настоящее время является методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей, ее результат сильно зависит от адекватности самооценки испытуемого.
М. Рокич различает два класса ценностей: терминальные – убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться; инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Это деление соответствует традиционному делению на ценности – цели и ценности – средства.
В процессе проведения опроса
респонденту предоставлялась
«Внимательно изучите представленный список и выберите ту ценность, которая для Вас наиболее значима - она займет первое место (или получит первый ранг). Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее на второе место. Проранжируйте все предложенные ценности. Наименее важная останется последней и займет, соответственно, 18-е место.
Работайте не спеша, вдумчиво. Здесь нет правильных или неправильных ответов. Конечный результат представит Вашу систему ценностей».
Для получения общей картины ценностных ориентаций респондентов, отдельно по каждым группам возрастов и полов, полученные результаты сведены в сводные таблицы: таблица 2 – терминальные, таблица 3 – инструментальные.
С помощью сводных таблиц результатов 2 и 3 строится профиль ценностных ориентаций в виде диаграммы: рисунок 1 и 2 – терминальные, рисунок 3 и 4 – инструментальные.
По оси абсцисс откладывается индекс i (номер) ценности в списке, по оси ординат – значение ранга, соответствующего i-ой ценности. Количество кривых на графике соответствует количеству групп респондентов в сводной таблице. На каждом из графиков дополнительно наноситься кривая, соответствующая средним или медианным рангам, рассчитанным по всей совокупности респондентов (столбец Rср).
Таблица 2
Сводная таблица результатов по терминальным ценностям
номер |
Группа1 |
Группа2 |
Группа3 |
Мужчины |
Женщины |
Все респонденты |
||||||||
i |
R |
R |
R |
R |
R |
R |
Rср | |||||||
1 |
13 |
5 |
7 |
2,5 |
28 |
16 |
30 |
11,5 |
18 |
5,5 |
48 |
7 |
7,916667 | |
2 |
36 |
18 |
19 |
9 |
11 |
5,5 |
27 |
5,5 |
39 |
14 |
66 |
13 |
10,83333 | |
3 |
7 |
1 |
23 |
11,5 |
9 |
3,5 |
16 |
2 |
23 |
7 |
39 |
2,5 |
4,583333 | |
4 |
16 |
7 |
15 |
6,5 |
28 |
16 |
22 |
3 |
37 |
13 |
59 |
10 |
9,25 | |
5 |
34 |
17 |
23 |
11,5 |
24 |
11 |
39 |
17 |
42 |
15,5 |
81 |
17 |
14,83333 | |
6 |
8 |
2,5 |
25 |
13,5 |
28 |
16 |
30 |
11,5 |
31 |
10 |
61 |
11 |
10,75 | |
7 |
22 |
13 |
15 |
6,5 |
16 |
7 |
27 |
5,5 |
26 |
8 |
53 |
8 |
8 | |
8 |
8 |
2,5 |
4 |
1 |
6 |
2 |
6 |
1 |
12 |
3 |
18 |
1 |
1,75 | |
9 |
20 |
11 |
29 |
16 |
27 |
14 |
30 |
11,5 |
46 |
17 |
76 |
16 |
14,25 | |
10 |
25 |
15 |
26 |
15 |
5 |
1 |
29 |
8,5 |
27 |
9 |
56 |
9 |
9,583333 | |
11 |
19 |
10 |
25 |
13,5 |
19 |
9 |
28 |
7 |
35 |
11 |
63 |
12 |
10,41667 | |
12 |
32 |
16 |
16 |
8 |
25 |
12,5 |
37 |
16 |
36 |
12 |
73 |
14 |
13,08333 | |
13 |
22 |
13 |
7 |
2,5 |
11 |
5,5 |
24 |
4 |
16 |
4 |
40 |
4 |
5,5 | |
14 |
17 |
8,5 |
10 |
5 |
20 |
10 |
29 |
8,5 |
18 |
5,5 |
47 |
6 |
7,25 | |
15 |
9 |
4 |
21 |
10 |
9 |
3,5 |
30 |
11,5 |
9 |
2 |
39 |
2,5 |
5,583333 | |
16 |
22 |
13 |
36 |
18 |
33 |
18 |
41 |
18 |
50 |
18 |
91 |
18 |
17,16667 | |
17 |
15 |
6 |
9 |
4 |
18 |
8 |
36 |
15 |
6 |
1 |
42 |
5 |
6,5 | |
18 |
17 |
8,5 |
32 |
17 |
25 |
12,5 |
32 |
14 |
42 |
15,5 |
74 |
15 |
13,75 | |
Таблица 3
Сводная таблица результатов по инструментальным ценностям
номер |
Группа1 |
Группа2 |
Группа3 |
Мужчины |
Женщины |
Все респонденты |
|||||||
i |
R |
R |
R |
R |
R |
R |
Rср | ||||||
1 |
12 |
2 |
18 |
8,5 |
10 |
1,5 |
20 |
4 |
20 |
5 |
40 |
2 |
3,833333 |
2 |
22 |
12,5 |
23 |
13 |
13 |
5 |
28 |
9 |
30 |
12 |
58 |
9,5 |
10,16667 |
3 |
16 |
8,5 |
36 |
18 |
30 |
17 |
39 |
16 |
43 |
16 |
82 |
18 |
15,58333 |
4 |
16 |
8,5 |
14 |
6 |
11 |
3 |
14 |
1 |
27 |
9,5 |
41 |
3,5 |
5,25 |
5 |
27 |
15,5 |
15 |
7 |
16 |
7,5 |
30 |
11 |
28 |
11 |
58 |
9,5 |
10,25 |
6 |
26 |
14 |
19 |
10 |
19 |
9 |
40 |
17 |
24 |
7 |
64 |
13 |
11,66667 |
7 |
27 |
15,5 |
18 |
8,5 |
16 |
7,5 |
44 |
18 |
17 |
3 |
61 |
12 |
10,75 |
8 |
14 |
4,5 |
30 |
17 |
22 |
11,5 |
24 |
5,5 |
42 |
15 |
66 |
15 |
11,41667 |
9 |
16 |
8,5 |
5 |
2 |
21 |
10 |
30 |
11 |
12 |
1 |
42 |
5 |
6,25 |
10 |
8 |
1 |
21 |
12 |
22 |
11,5 |
18 |
2,5 |
33 |
14 |
51 |
6 |
7,833333 |
11 |
14 |
4,5 |
20 |
11 |
23 |
13,5 |
30 |
11 |
27 |
9,5 |
57 |
8 |
9,583333 |
12 |
28 |
17 |
13 |
4,5 |
24 |
15 |
34 |
14 |
31 |
13 |
65 |
14 |
12,91667 |
13 |
22 |
12,5 |
4 |
1 |
15 |
6 |
26 |
7,5 |
15 |
2 |
41 |
3,5 |
5,416667 |
14 |
20 |
11 |
28 |
15,5 |
26 |
16 |
24 |
5,5 |
50 |
18 |
74 |
16 |
13,66667 |
15 |
30 |
18 |
28 |
15,5 |
23 |
13,5 |
32 |
13 |
49 |
17 |
81 |
17 |
15,66667 |
16 |
16 |
8,5 |
26 |
14 |
10 |
1,5 |
26 |
7,5 |
26 |
8 |
52 |
7 |
7,75 |
17 |
15 |
6 |
13 |
4,5 |
31 |
18 |
36 |
15 |
23 |
6 |
59 |
11 |
10,08333 |
18 |
13 |
3 |
11 |
3 |
12 |
4 |
18 |
2,5 |
18 |
4 |
36 |
1 |
2,916667 |
Рисунок 1
Профиль ценностных ориентаций для терминальных ценностей (часть 1)
Рисунок 2
Профиль ценностных ориентаций для терминальных ценностей (часть 2)
Рисунок 3
Профиль ценностных ориентаций для инструментальных ценностей (часть 1)
Рисунок 4
Профиль ценностных ориентаций для инструментальных ценностей (часть 2)
Результаты исследования:
Терминальные ценности:
Группой №1 первые места были отведены таким ценностям как «Здоровье» и «Любовь».
Лидирующие положения занимают такие ценности как «Активная жизнь», «Свобода» и «Уверенность в себе».
Наименее значимыми ценностями явились «Познание и «Удовольствия».
Группой №2 первые места были отведены таким ценностям как «хорошие друзья» и «Самостоятельность».
Лидирующие положения занимают такие ценности как «Активная жизнь», «Свобода» и «Уверенность в себе».
Наименее значимыми ценностями явились «Интересная работа», «Материальная обеспеченность», и «Равенство».
Группой №3 первые места были отведены таким ценностям как «Общественное признание», «Счастливая семейная жизнь» и «Здоровье».
Лидирующие положения занимают такие ценности как «Жизненная мудрость», «Материальная обеспеченность» и «Самостоятельность».
Наименее значимыми ценностями явились «Познание» и «Свобода».
Мужчинами первые места были отведены таким ценностям как «Здоровье» и «Хорошие друзья».
Лидирующие положения занимают такие ценности как «Интересная работа», «Материальная обеспеченность» и «Самостоятельность».
Наименее значимыми ценностями явились «Познание» и «Свобода».
Женщинами первые места были отведены таким ценностям как «Счастливая семейная жизнь» и «Уверенность в себе».
Лидирующие положения занимают такие ценности как «Хорошие друзья», «Самостоятельность» и «Свобода».
Наименее значимыми ценностями явились «Здоровье» и «Активная жизнь».
Остальные ценности не определяют жизненную позицию испытуемых.
Инструментальные ценности:
Группой №1 первые места были отведены таким ценностям как «Рационализм» и «Аккуратность».
Лидирующие положения занимают такие ценности как «Чуткость», «Самоконтроль» и «Образованность».
Наименее значимыми ценностями явились «Ответственность», «Честность», «Высокие запросы» и «Жизнерадостность».
Группой №2 первые места были отведены таким ценностям как «Твердая воля» и «Ответственность».
Лидирующие положения занимают такие ценности как «Чуткость», «Смелость» и «Эффективность в делах».
Наименее значимыми ценностями явились «Независимость», «Аккуратность», и «Непримиримость к недостаткам».
Группой №3 первые места были отведены таким ценностям как «Аккуратность» и «Честность».
Лидирующие положения занимают такие ценности как «Чуткость», «Смелость» и «Эффективность в делах».
Наименее значимыми ценностями
явились «Независимость» и «
Мужчинами первые места были отведены таким ценностям как «Жизнерадостность» и «Рационализм».
Лидирующие положения занимают такие ценности как «Образованность», «Терпимость» и «Чуткость».
Наименее значимыми ценностями явились «Твердая воля» и «Воспитанность».
Женщинами первые места были отведены таким ценностям как «Ответственность» и «Твердая воля».
Лидирующие положения занимают такие ценности как «Чуткость», «Непримиримость к недостаткам» и «Аккуратность».
Наименее значимыми ценностями
явились «Независимость» и «
Остальные ценности не определяют жизненную позицию испытуемых.
В целом по всем группам опрашиваемых:
Наиболее значимые терминальные ценности – «Здоровье», «Хорошие друзья», «Самостоятельность», «Свобода», «материальная обеспеченность».
Наиболее значимые инструментальные ценности – «Аккуратность», «Чуткость», «Ответственность», «Твердая воля», «Честность», «Эффективность в делах».
Выводы:
Доминирующая направленность
ценностных ориентаций человека фиксируется
как занимаемая им жизненная позиция,
которая определяется по критериям
уровня вовлеченности в сферу
труда, в семейно-бытовую и досуговую
активность. Качественный анализ результатов
исследования дает возможность оценить
жизненные идеалы, иерархию жизненных
целей, ценностей-средств и
Терминальные ценности:
Конкретной группе ценностей (Активная деятельная жизнь, здоровье, интересная работа, материальная обеспеченность, хорошие друзья, общественное признание, продуктивная жизнь, счастливая семейная жизнь, удовольствия) отдали свое предпочтение большинство опрошенных всех возрастов и пола, в то время как абстрактной группе (жизненная мудрость, красота природы и искусства, любовь, познание, развитие, свобода, счастье других, творчество, уверенность в себе) больше склоняются женщины, нежели мужчины.
Группе профессиональной реализации (активная деятельная жизнь, интересная работа, общественное признание, продуктивная жизнь, развитие) большее предпочтение отдали опрашиваемые в возрасте 55-65 лет, а группе ценностей личной жизни (Любовь, хорошие друзья, свобода, счастливая семейная жизнь, удовольствия) отдало предпочтение большинство опрашиваемых, особенно женщины.
Информация о работе Методы исследования системы ценностных ориентаций