Методы исследования системы ценностных ориентаций

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 23:38, лабораторная работа

Описание работы

Целью данной лабораторной работы является ознакомление студентов с теоретическими подходами и практическими методами исследования ценностных ориентаций индивида, а также знакомство с методами обработки и анализа первичной социальной информации, предоставленной с помощью порядковых шкал (ранжированных рядов).

Работа содержит 1 файл

задание 1.docx

— 45.38 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И  ОБРАЗОВАНИЯ РФ

ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

(ВолгГТУ)

 

 

 

Кафедра истории, культуры и  социологии

 

 

 

 

 

 

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМЫ  ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка группы АУ-421

Распертова С. С.

Проверил:

Доц. Токарев В. В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Волгоград 2012

Цель работы:

Целью данной лабораторной работы является ознакомление студентов  с теоретическими подходами и  практическими методами исследования ценностных ориентаций индивида, а  также знакомство с методами обработки и анализа первичной социальной информации, предоставленной с помощью порядковых шкал (ранжированных рядов).

Задачи проведения данной лабораторной работы:

  1. Знакомство с теоретическими основами исследования систем ценностей социальных общностей и ценностных ориентаций индивидов;
  2. Знакомство с практическими методиками исследования ценностных ориентаций;
  3. Отработка практических навыков применения методики М. Рокича при построении профиля системы ценностных ориентаций;
  4. Отработка практических навыков применения метода непосредственного ранжирования.

Процедура проведения исследования:

Участники исследования - шесть  респондентов разного возраста и  пола:

Таблица 1

 

1 группа

(15-25 лет)

2 группа

(35-45 лет)

3 группа

(55-65 лет)

Мужчины

1 респондент

1 респондент

1 респондент

Женщины

1 респондент

1 респондент

1 респондент


 

Исходя из цели данного  исследования, методом исследования является методика М. Рокича «ценностные  ориентации».

Методика «ценностных  ориентаций» М. Рокича:

Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону  направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему  миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации  жизнедеятельности, основу жизненной  концепции и "философии жизни". Наиболее распространенной в настоящее  время является методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей, ее результат  сильно зависит от адекватности самооценки испытуемого.

М. Рокич различает два  класса ценностей: терминальные – убеждения  в том, что конечная цель индивидуального  существования стоит того, чтобы  к ней стремиться; инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой  ситуации. Это деление соответствует  традиционному делению на ценности – цели и ценности – средства.

В процессе проведения опроса респонденту предоставлялась инструкция о правильности заполнения таблицы:

«Внимательно изучите представленный список и выберите ту ценность, которая для Вас наиболее значима - она займет первое место (или получит первый ранг). Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее на второе место. Проранжируйте все предложенные ценности. Наименее важная останется последней и займет, соответственно, 18-е место.

Работайте не спеша, вдумчиво. Здесь нет правильных или неправильных ответов. Конечный результат представит Вашу систему ценностей».

Для получения общей  картины ценностных ориентаций респондентов, отдельно по каждым группам возрастов  и полов, полученные результаты сведены  в сводные таблицы: таблица 2 –  терминальные, таблица 3 – инструментальные.

С помощью сводных таблиц результатов 2 и 3 строится профиль ценностных ориентаций в виде диаграммы: рисунок 1 и 2 – терминальные, рисунок 3 и 4 – инструментальные.

По оси абсцисс откладывается  индекс i (номер) ценности в списке, по оси ординат – значение ранга, соответствующего i-ой ценности. Количество кривых на графике соответствует количеству групп респондентов в сводной таблице. На каждом из графиков дополнительно наноситься кривая, соответствующая средним или медианным рангам, рассчитанным по всей совокупности респондентов (столбец Rср).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2

Сводная таблица результатов  по терминальным ценностям

номер

Группа1

 

Группа2

 

Группа3

 

Мужчины

 

Женщины

 

Все   респонденты

   

i

 

R

 

R

 

R

 

R

 

R

 

R

Rср

1

13

5

7

2,5

28

16

30

11,5

18

5,5

48

7

7,916667

2

36

18

19

9

11

5,5

27

5,5

39

14

66

13

10,83333

3

7

1

23

11,5

9

3,5

16

2

23

7

39

2,5

4,583333

4

16

7

15

6,5

28

16

22

3

37

13

59

10

9,25

5

34

17

23

11,5

24

11

39

17

42

15,5

81

17

14,83333

6

8

2,5

25

13,5

28

16

30

11,5

31

10

61

11

10,75

7

22

13

15

6,5

16

7

27

5,5

26

8

53

8

8

8

8

2,5

4

1

6

2

6

1

12

3

18

1

1,75

9

20

11

29

16

27

14

30

11,5

46

17

76

16

14,25

10

25

15

26

15

5

1

29

8,5

27

9

56

9

9,583333

11

19

10

25

13,5

19

9

28

7

35

11

63

12

10,41667

12

32

16

16

8

25

12,5

37

16

36

12

73

14

13,08333

13

22

13

7

2,5

11

5,5

24

4

16

4

40

4

5,5

14

17

8,5

10

5

20

10

29

8,5

18

5,5

47

6

7,25

15

9

4

21

10

9

3,5

30

11,5

9

2

39

2,5

5,583333

16

22

13

36

18

33

18

41

18

50

18

91

18

17,16667

17

15

6

9

4

18

8

36

15

6

1

42

5

6,5

18

17

8,5

32

17

25

12,5

32

14

42

15,5

74

15

13,75

 

 

Таблица 3

Сводная таблица результатов  по инструментальным ценностям

номер

Группа1

 

Группа2

 

Группа3

 

Мужчины

 

Женщины

 

Все респонденты

   

i

 

R

 

R

 

R

 

R

 

R

 

R

Rср

1

12

2

18

8,5

10

1,5

20

4

20

5

40

2

3,833333

2

22

12,5

23

13

13

5

28

9

30

12

58

9,5

10,16667

3

16

8,5

36

18

30

17

39

16

43

16

82

18

15,58333

4

16

8,5

14

6

11

3

14

1

27

9,5

41

3,5

5,25

5

27

15,5

15

7

16

7,5

30

11

28

11

58

9,5

10,25

6

26

14

19

10

19

9

40

17

24

7

64

13

11,66667

7

27

15,5

18

8,5

16

7,5

44

18

17

3

61

12

10,75

8

14

4,5

30

17

22

11,5

24

5,5

42

15

66

15

11,41667

9

16

8,5

5

2

21

10

30

11

12

1

42

5

6,25

10

8

1

21

12

22

11,5

18

2,5

33

14

51

6

7,833333

11

14

4,5

20

11

23

13,5

30

11

27

9,5

57

8

9,583333

12

28

17

13

4,5

24

15

34

14

31

13

65

14

12,91667

13

22

12,5

4

1

15

6

26

7,5

15

2

41

3,5

5,416667

14

20

11

28

15,5

26

16

24

5,5

50

18

74

16

13,66667

15

30

18

28

15,5

23

13,5

32

13

49

17

81

17

15,66667

16

16

8,5

26

14

10

1,5

26

7,5

26

8

52

7

7,75

17

15

6

13

4,5

31

18

36

15

23

6

59

11

10,08333

18

13

3

11

3

12

4

18

2,5

18

4

36

1

2,916667


 

 

Рисунок 1

Профиль ценностных ориентаций для терминальных ценностей (часть 1)

Рисунок 2

Профиль ценностных ориентаций для терминальных ценностей (часть 2)

 

Рисунок 3

Профиль ценностных ориентаций для инструментальных ценностей (часть 1)

Рисунок 4

Профиль ценностных ориентаций для инструментальных ценностей (часть 2)

 

 

Результаты  исследования:

Терминальные  ценности:

Группой №1 первые места были отведены таким ценностям как «Здоровье» и «Любовь».

Лидирующие положения  занимают такие ценности как «Активная  жизнь», «Свобода» и «Уверенность в себе».

Наименее значимыми ценностями явились «Познание и «Удовольствия».

Группой №2 первые места были отведены таким ценностям как «хорошие друзья» и «Самостоятельность».

Лидирующие положения  занимают такие ценности как «Активная жизнь», «Свобода» и «Уверенность в себе».

Наименее значимыми ценностями явились «Интересная работа», «Материальная обеспеченность»,  и «Равенство».

Группой №3 первые места были отведены таким ценностям как «Общественное признание», «Счастливая семейная жизнь» и «Здоровье».

Лидирующие положения  занимают такие ценности как «Жизненная мудрость», «Материальная обеспеченность» и «Самостоятельность».

Наименее значимыми ценностями явились «Познание» и «Свобода».

Мужчинами первые места были отведены таким ценностям как «Здоровье» и «Хорошие друзья».

Лидирующие положения  занимают такие ценности как «Интересная работа», «Материальная обеспеченность» и «Самостоятельность».

Наименее значимыми ценностями явились «Познание» и «Свобода».

Женщинами первые места были отведены таким ценностям как «Счастливая семейная жизнь» и «Уверенность в себе».

Лидирующие положения  занимают такие ценности как «Хорошие друзья», «Самостоятельность» и «Свобода».

Наименее значимыми ценностями явились «Здоровье» и «Активная жизнь».

Остальные ценности не определяют жизненную позицию испытуемых.

 

 

 

 

 

Инструментальные  ценности:

Группой №1 первые места были отведены таким ценностям как «Рационализм» и «Аккуратность».

Лидирующие положения  занимают такие ценности как «Чуткость», «Самоконтроль» и «Образованность».

Наименее значимыми ценностями явились «Ответственность», «Честность»,  «Высокие запросы» и «Жизнерадостность».

Группой №2 первые места были отведены таким ценностям как «Твердая воля» и «Ответственность».

Лидирующие положения  занимают такие ценности как «Чуткость», «Смелость» и «Эффективность в делах».

Наименее значимыми ценностями явились «Независимость», «Аккуратность»,  и «Непримиримость к недостаткам».

Группой №3 первые места были отведены таким ценностям как «Аккуратность» и «Честность».

Лидирующие положения  занимают такие ценности как «Чуткость», «Смелость» и «Эффективность в делах».

Наименее значимыми ценностями явились «Независимость» и «Рационализм».

Мужчинами первые места были отведены таким ценностям как «Жизнерадостность» и «Рационализм».

Лидирующие положения  занимают такие ценности как «Образованность», «Терпимость» и «Чуткость».

Наименее значимыми ценностями явились «Твердая воля» и «Воспитанность».

Женщинами первые места были отведены таким ценностям как «Ответственность» и «Твердая воля».

Лидирующие положения  занимают такие ценности как «Чуткость», «Непримиримость к недостаткам» и «Аккуратность».

Наименее значимыми ценностями явились «Независимость» и «Честность».

Остальные ценности не определяют жизненную позицию испытуемых.

В целом по всем группам опрашиваемых:

Наиболее значимые терминальные ценности – «Здоровье», «Хорошие друзья», «Самостоятельность», «Свобода», «материальная  обеспеченность».

Наиболее значимые инструментальные ценности – «Аккуратность», «Чуткость», «Ответственность», «Твердая воля», «Честность», «Эффективность в делах».

Выводы:

Доминирующая направленность ценностных ориентаций человека фиксируется  как занимаемая им жизненная позиция, которая определяется по критериям  уровня вовлеченности в сферу  труда, в семейно-бытовую и досуговую  активность. Качественный анализ результатов  исследования дает возможность оценить  жизненные идеалы, иерархию жизненных  целей, ценностей-средств и представлений  о нормах поведения, которые человек  рассматривает в качестве эталона.

Терминальные  ценности:

Конкретной группе ценностей (Активная деятельная жизнь, здоровье, интересная работа, материальная обеспеченность, хорошие друзья, общественное признание, продуктивная жизнь, счастливая семейная жизнь, удовольствия) отдали свое предпочтение большинство опрошенных всех возрастов  и пола, в то время как абстрактной  группе (жизненная мудрость, красота  природы и искусства, любовь, познание, развитие, свобода, счастье других, творчество, уверенность в себе) больше склоняются женщины, нежели мужчины.

Группе профессиональной реализации (активная деятельная жизнь, интересная работа, общественное признание, продуктивная жизнь, развитие) большее  предпочтение отдали опрашиваемые в возрасте 55-65 лет, а группе ценностей личной жизни (Любовь, хорошие друзья, свобода, счастливая семейная жизнь, удовольствия) отдало предпочтение большинство опрашиваемых, особенно женщины.

Информация о работе Методы исследования системы ценностных ориентаций