Особенности системы ценностных ориентаций личности как фактор успешности трудоустройства

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 11:14, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования. В настоящее время одна из наиболее острых ситуаций сложилась в сфере занятости населения. Разрешение связанных с безработицей проблем затрудняется тем, что в силу исторических причин это социальное явление в нашей стране относительно молодо. Безработица затрагивает все слои населения, но наиболее уязвимыми в этом плане являются молодые люди. Это связано с отсутствием у них опыта работы, низкой квалификацией и разорванностью между теоретической подготовкой и практикой. Длительное пребывание в статусе безработного ведет к формированию у юного поколения иждивенческой позиции, негативного отношения к труду. Имея большой потенциал и запас активности, молодежь не имеет возможности реализовать их, самоактуализироваться

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 473.00 Кб (Скачать)

В группе безработных  отмечается ориентация на (I этап) здоровье, установление личных взаимоотношений. Но ориентация на любовь и счастливую семейную жизнь в большей степени характерна для безработных девушек, чем для юношей. В то время как, в группе работающих, эти ценности важны для обеих половозрастных групп. Помимо этого для неработающей молодежи характерно стремление к получению независимости и свободы действий. Скорее всего, это связано с их иждивенческой позицией по отношению к родителям или государству.

Неработающие молодые  люди склоны считать, что образование расширяет кругозор и повышает жизнерадостность по отношению к окружающей действительности. У испытуемых, имеющих работу, данной тенденции не отмечено.

Таким образом, подводя  итог можно представить ряд выводов:

На основе анализа литературных источников, мы пришли к выводу, что общественные отношения, в которые включена личность и которые составляют неотъемлемую часть ее жизнедеятельности, детерминируют развитие различных личностных характеристик. Исходным моментом многих свойств человека как личности является ее статус в обществе, определяемый экономическим, политическим и правовым положением человека. Для определения статуса личности существенен статус общности, в которую включена данная личность, где происходит процесс ее социализации. На основе статуса личности формируется система общественных ролей и ценностных ориентации человека. Потеря работы снижает статус личности в системе общественных отношений, что сказывается на позиции данной личности, ее роли в семье, микрогруппе, и соответственно на формах общения, системе ценностей, мотивах поведения, установках, убеждениях и т.д. Реакция личности на потерю работы в первую очередь проявляется в изменении ее психических состояний, которые выступают связывающим звеном между личностью и внешним миром, являются реакцией человека на изменяющиеся условия. Для безработных характерно чувство подавленности, ухудшение самочувствия, беспокойство, усталость и раздражение Страх, вина, обида за случившееся не только тяжело переживаются, но и мешают найти работу. Безработным свойственны эмоциональная неустойчивость, пессимистичность, подозрительность, депрессивность, высокая степень агрессивности, чувство неуверенности в завтрашнем дне и др.

Проведя эмпирическое исследование, мы пришли к следующим выводам:

- Особенности ценностных ориентаций личности на различных этапах: в период занятости и безработицы опосредованы устойчивым комплексом, который включает в себя следующие ценностные ориентации: карьерные, ценностные и смысложизненные, субъективные представления о профессиональном жизненном пути, особенности самоактуализации.

- Ценностные ориентации  в период безработицы или занятости  связаны с принадлежностью к  различным социальным группам: для молодежи в большей степени характерна ориентация на карьеру предпринимателя, представления о которой в основном формируются под влиянием СМИ; для студентов характерны наиболее реалистичные представления о профессиональном жизненном пути, а также наиболее выраженное стремление к самоактуализации, являющееся для них самостоятельной ценностью.

- Ситуация безработицы  предопределяет выбор образа  жизни, преимущественного типа  карьеры, связанного с ориентацией  на стабильность и безопасность  как в группе безработных, так  и в других социальных группах,  не сталкивающихся напрямую с  проблемой потери работы.

- Комплекс ценностных  ориентаций безработных характеризуется неопределенностью и противоречивостью представлений о различных аспектах собственной карьеры, стремлением к стабильной занятости и заработку, тенденцией к снятию с себя ответственности за собственное профессиональное развитие.

Отсутствие четких и  реалистичных представлений о собственной  карьере имеет компенсаторный характер и существенно затрудняет поиск  работы.

Обострение ситуации безработицы оказывает существенное влияние на процесс профессионального самоопределения, в частности на выбор ведущей карьерной ориентации. Снижается значимость профессиональной компетентности как ориентации на деятельность в рамках определенной профессии или специальности, в то же время возрастает тенденция выбора в качестве ведущей ориентации на стабильность и безопасность. В данных условиях осуществляется выбор не столько конкретной профессии или профессиональной сферы, а образа жизни, типа карьеры; профессия служит средством реализации людьми своих целей, поддержания выбранного образа жизни.

Для безработных характерно стремление к стабильности и безопасности в выборе работы. Наиболее четким и  хорошо осознаваемым требованием к  предполагаемому месту работы, которое  выдвигают безработные, является требование стабильной занятости, стабильного заработка, стабильности места жительства и стремление снять с себя ответственность за собственное профессиональное развитие. Для данной группы характерны противоречивые и нереалистичные представления о собственной карьере, что существенно затрудняет поиск работы.

В период выбора профессии  и профессионального обучения принадлежность к различным социальным группам  играет большую роль в выборе карьерной  ориентации, чем половые различия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В ходе нашей работы мы  рассмотрели такую проблему, как взаимосвязь ценностных ориентаций личности с ее трудовым статусом.

В литературных источниках представлено большое количество классификаций ценностей в зависимости от того, какого подхода придерживается тот или иной автор. Но практически в каждой концепции подтверждается тот факт, что ценности – это социальный феномен, существование которого возможно только в сфере субъектно–объектных связей.

Ценности личности, согласно анализу теоретических источников являются социальными регуляторами поведения человека. Система ценностных ориентаций образует содержательную сторону направленности личности и составляет внутреннюю основу ее отношений к окружающему миру. Зачастую безработные имеют трудности в поиске работы и адаптации на новом месте работы. Неудачи в поиске работы обусловлены у безработных неадекватной мотивацией к ее поиску, в основе которой лежит конфликт между личностным смыслом, вкладываемым в само понятие "работа", целями и задачами нахождения работы и смысложизненными ориентациями.

Отсутствие успешности в сфере трудовой деятельности ведет  к искажению ценностных ориентаций, снижению осмысленности своих действий, потере точки отсчета для собственной  самооценки. В свою очередь эти  психологические особенности ведут к еще большей дезадаптации вследствие расстройства отношений с окружающей действительностью, неспособности оценить происходящее вокруг. Ценностный конфликт, по мнению В.Франкла, является одной из причин возникновения экзистенциального невроза. Поэтому нашей целью было изучение особенностей ценностных ориентаций у различных типов безработных.

Фактором, формирующим  ценностную систему личности, является ее социальное окружение. В тоже время через ценностную систему человек выстраивает свое личностное отношение к окружающему миру, к другим людям и к самому себе. Таким образом, проведя аналитический обзор литературы по теме «Ценностные ориентации», мы решили первую задачу в нашей работе.

Для решения второй задачи мы сфокусировали внимание на теоретическом  анализе литературы по проблеме социально-психологических особенностей безработных. Он показал, что большинство работ по этой теме представлено социологическими исследованиями. Во многих источниках указывается сравнительно молодой возраст проблемы безработицы. Нами было изучено множество типологий безработных, разработанных по самым различным основаниям: способы адаптации, эмоциональные переживания ситуации потери работы, уровень активности в решении проблемы трудоустройства и т.д. Помимо этого мы разобрали этапы эмоционального переживания, которые проходит человек, потерявший работу. Но большинство рассмотренных работ очень мало касались проблемы безработицы молодежи, а также социально-психологических характеристик безработицы.

В соответствии с целью дипломной работы нами было проведено эмпирическое исследование взаимосвязи, для чего применялась такая методика, как тест «Ценностные ориентации» М.Рокича, и методы: корреляционный анализ и статистические методы обработки результатов.

При анализе структуры  ценностей у двух групп испытуемых, различающихся по трудовому статусу, мы акцентировали внимание на общих различиях в групповых ценностных ориентациях, различиях ценностных ориентаций по гендерному признаку внутри исследуемых групп, различиях в ценностях по уровню образования внутри групп и взаимосвязи терминальных и инструментальных ценностей у испытуемых с разным трудовым статусом.

При анализе групповых  ценностей двух групп мы выявили  различия по трем ценностным ориентация: красота природы и искусства и творчество, наличие хороших и верных друзей. На первые ценности в большей степени ориентированы безработные, на поиск верных друзей – работающая молодежь. У обеих групп отмечены ориентации, в первую очередь на здоровье и любовь.

Проведенный на следующем  этапе нашей работы корреляционный анализ показал, что существует взаимосвязь между ценностными ориентациями личности и ее полом в группе безработных. В большей мере девушки ориентированы на создание семейных уз и близких эмоциональных отношений.

Третий этап был направлен на выявление связи между ценностными ориентациями личности и ее уровнем образования. Анализ результатов позволил сделать следующие выводы: работающие молодые люди напрямую связывают повышение уровня образования с увеличением запросов, а безработные – с ограничением кругозора и повышением уровня толерантности к своим и чужим недостаткам.

На последнем этапе  исследования мы постарались выявить  взаимосвязь по группам между  терминальными и инструментальными  ценностями. Посредством корреляционного  анализа данные взаимосвязи были установлены по определенным ценностным ориентациям. Интерпретация результатов привела нас к следующему предположению: у безработной группы испытуемых ценностные ориентации носят умозрительный характер и слабо регулируют поведение личности.

Эмпирическое исследование взаимосвязи ценностных ориентаций и трудового статуса может быть продолжено в других возрастных группах, в группах, отличающихся разным уровнем образования, в группах безработных специалистов различных отраслей и т.д. Результаты данных исследований позволят составить более четкую и полную картину безработицы как социально-психологического феномена. Подготовленная теоретическая база, в свою очередь, позволит разработать корректные программы для работы с контингентом населения, испытывающим затруднения в поиске работы и при трудоустройстве.

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Адамчук, В. В. Экономика и социология труда: [Текст] / Адамчук В. В. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 358 с.
  2. Айзенберг, П. Психологический эффект безработицы: [Текст] / П. Айзенберг // Психологический бюллетень. – 1998. – № 35. – С. 34 – 41.
  3. Алексеева, В. Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности: [Текст] / В. Г. Алексеева // Психологический журнал. – 1984. – Т. 5.  – № 5 – С. 63-70.
  4. Андреева, Г. М. Социальная психология: [Текст] / Г. М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 1997. – 376 с.
  5. Аргайл, М. Психология счастья: [Текст] / М. Аргайл. – СПб: Питер, 2003. – 271 стр.
  6. Божович, Л. И., Фельдштейн Д. И. Проблемы формирования личности: [Текст] /  Д. И. Фельдштейн. – М.: ИПП, 1995. – 352 с.
  7. Виткин, Дж. Женщина и стресс: [Текст] / Дж. Виткин. – СПб: Питер, 1996. – 317 с.
  8. Волошина, И. А. Психологическое исследование изменения личностных характеристик безработных: [Текст] // Вестник России. – 1998. – № 3 – С.33 – 40
  9. Волгин Н. А. Рынок труда: [Текст] / Н. А. Волгин. – М.: Экзамен, 2000. – 448 с.
  10. Выготский, Л. С. Педагогическая психология: [Текст] / Л. С. Выготский. – М.: Педагогика-Пресс, 2006. – 536 с.
  11. Герций, Ю. В. Стили поведения сотрудников службы занятости в общении с безработными: [Текст] // СОЦИС. – 2001. – № 1 – С. 73 – 79.
  12. Гильдингерш, М. Г. Безработица в России: сущность, формы, социальные последствия в условиях перехода к рынку: Автореферат диссертации доктора социологических наук: [Текст] / М. Г. Гильдингерш. – СПб, 1995. – 31 с.
  13. Глуханюк, Н. С. Психология безработицы: введение в проблему Д. И. Фельдштейна: [Текст] / Н. С. Глуханюк. – М.: МПСИ, 2003. – 84 с.
  14. Голенкова, З. Т. Безработные: особенности российского бытия // СОЦИС. – 2001. – № 5 – С. 67 – 76.
  15. Гордон, Л. А. Социальные эффекты и структура безработицы в России // СОЦИС. – 2000. – № 1 – С. 24 – 34.
  16. Дановский, С. Л. Социологическая и психологическая характеристика безработных: [Текст] / С. Л. Дановский. – СОЦИС. – 1994. – № 5 – С. 82 – 89.
  17. Демин, А. П. Способы адаптации безработных в трудной жизненной ситуации: [Текст] // СОЦИС. – 2000. – № 5 – С. 35 – 46.
  18. Дубах, А. А. Психологические последствия нарушений законов о труде  и проблема сохранности личности: [Текст] // Управление персоналом. – 1998. – № 10. – С. 23 – 29.
  19. Ельчанинов, П. М. Женская безработица на селе: [Текст] // СОЦИС. – 2001. – №12 – С. 133 – 135
  20. Исмагилова, Ф. С. Основы профессионального консультирования: [Текст] / Ф. С. Исмагилова. – Екатеринбург: Пресса, 1999. – 154 с.
  21. Капелюшников, Р. И. Российский рынок труда: адаптация без реструктуризации: [Текст] / Р. И. Капелюшников. – М.: ГУ ВШЭ, 2001. – 309 с.
  22. Карташов, С. А. Социальная динамика безработицы в Москве: [Текст] // СОЦИС. – 1998. – № 12 – С. 44 – 47.
  23. Климов, Е. А. Общечеловеческие ценности глазами психолога       профессиоведа: [Текст] // Психологический журнал. – 1993. – Т.14. – №14 – С. 130 – 136.
  24. Козлов, А. Психологическая коррекция и профориентация существенно помогают безработным: [Текст] // Человек и труд. – 1998. – № 10 – С. 71 – 73.
  25. Кон, И. С. Психология старшеклассника: [Текст] / И. С. Кон. – М.: Просвещение, 1980. – 192 с.
  26. Константинов В. Ф. Философская энциклопедия: [Текст] /                                 В. Ф. Константинова. – М., 1970. – 740 с.
  27. Крайг, Г. Психология развития: [Текст] / Г. Крайг. – СПб: Питер, 2000. – 992 с.
  28. Леана, К. Как справиться с потерей работы: [Текст] / К. Леан. – М.: Просвещение, 1995. – 54 с.
  29. Леонтьев, В. Г. Психологические механизмы мотивации: [Текст] /              В. Г. Леонтьев. – Новосибирск: НГПИ, 1992. – 216 с.
  30. Леонтьев, Д. А. Методика изучения ценностных ориентаций: [Текст] /   Д. А. Леонтьев. – М., 1992. – 17 с.
  31. Ломов, Б. Ф. Личность как продукт и субъект общественных отношений: [Текст] / Б. Ф. Ломов. – М., 1989. – С. 6 – 23.
  32. Майерс, Д. Социальная психология: [Текст] / Д. Майерс. – СПб: Питер, 1997. – 684 с.
  33. Манила С. Безработица и больные: некоторые проблемы и результаты финского исследования по безработице: [Текст] / С. Манила. – М.: Просвещение, 1988. – С. 74 – 94.
  34. Маслоу, А. Самоактуализация: [Текст] / А. Маслоу. – М.: Просвещение, 1982. – С. 108 – 118.
  35. Миляева, Л. Г. Женская безработица в Алтайском крае: [Текст] // СОЦИС. – 2001. – № 8 – С. 82 – 86.
  36. Мумладзе, Р. Г. Экономика и социология труда: [Текст] / Р. Г. Мумладзе– М.: КНОРУС, 2007. – 328 с.
  37. Мухина, В. С. Детская психология: [Текст] / В. С. Мухин. – М.: Просвещение, 1985. – 272 с.
  38. Немов, Р. С. Психология: [Текст] / Р. С. Немов. – М.: Просвещение 1994. – 496 с.
  39. Осницкий, А. К. Саморегуляция активности субъекта в ситуации потери работы: [Текст] // Вопросы психологии. – 1999. – № 1 – С. 92 – 104.
  40. Пельцман, Л. Стрессовые состояния у людей, потерявших работу: [Текст] // Психологический журнал. – 1992. – № 1 – С. 126 – 130.
  41. Перова, И. Подходящая работа и возможность трудоустройства в оценках безработных: [Текст] / И. Перова. – М.: РСА, 1999. – С. 38 – 41.
  42. Петровский, А. В. Психология: [Текст] / А. В. Петровский. – М., 1990. – 494 с.
  43. Сегачев В. Е. Психологические аспекты собеседования с безработными: [Текст] / В. Е. Сегачев. – Саратов, 1995. – 26 с.
  44. Серый, А. В. Ценностно-смысловая сфера личности: [Текст] / А. В. Серый. – Кемерово: КемГУ, 1999. – 92 с.
  45. Самойлов, Т. Г. Современная западная социология: [Текст] / Словарь. – М., 1990. – 432 с.
  46. Тугаринов, В. П. О ценностях жизни и культуры: [Текст] /                           В. П. Тугаринов. – Л.: Наука, 1960. – 179 с.
  47. Феофанов, К. А. Ценностно-нормативный аспект безработицы в России: [Текст] // СОЦИС. – 1995. – № 5 – С. 69-74.
  48. Франкл, В. Человек в поисках смысла: [Текст] / В. Франкл. – М.: Прогресс, 1990. – 368 с.
  49. Фрейд З. «Я» и «Оно» : [Текст] / З. Фрейд. – Тбилиси: Мерани, 1991. –    425 с.
  50. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность: [Текст] / Х. Хекхаузен. – М., Наука, 1986. – 408 с.
  51. Шерковин, Ю. А. Проблема ценностных ориентаций и массовые информационные процессы: [Текст] / Ю. А. Шеркович. – 1982. – Т.3. – №5 – С. 135 – 145.
  52. Шпранглер, Э. Основные идеальные типы индивидуальности: [Текст] /  Шпранглер Э. – М.: Просвещение, 1982. – С. 55 – 60.
  53. Яницкий, М. С. Ценностные ориентации личности как динамическая система: [Текст] / М. С. Яницкий. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. – 204 с.

Информация о работе Особенности системы ценностных ориентаций личности как фактор успешности трудоустройства