Особенности системы ценностных ориентаций личности как фактор успешности трудоустройства

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 11:14, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования. В настоящее время одна из наиболее острых ситуаций сложилась в сфере занятости населения. Разрешение связанных с безработицей проблем затрудняется тем, что в силу исторических причин это социальное явление в нашей стране относительно молодо. Безработица затрагивает все слои населения, но наиболее уязвимыми в этом плане являются молодые люди. Это связано с отсутствием у них опыта работы, низкой квалификацией и разорванностью между теоретической подготовкой и практикой. Длительное пребывание в статусе безработного ведет к формированию у юного поколения иждивенческой позиции, негативного отношения к труду. Имея большой потенциал и запас активности, молодежь не имеет возможности реализовать их, самоактуализироваться

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 473.00 Кб (Скачать)

Выделены индивидуальные различия безработных в разрешении кризисной ситуации, определяемые различиями в сформированных отдельных компонентах опыта субъектной активности. Авторы также указывают на возможность коррекции неоптимальных стратегий следующим образом: во-первых, через рефлексивный анализ субъектной активности и формирование умений саморегуляции; во-вторых, через использование данных умений в решении задачи поиска работы [19; 37].

Как уже упоминалось  нами выше С. А. Карташов, С. Л. Дановский составили социальную типологию безработных, основанием которой явились причины обращения в службу занятости. В статье Ю. В. Герций, С. Л. Дановской и                     Е. Е. Громовой приведены краткие психологические характеристики каждого типа.

  1. Высвобожденные (сокращены по штату) – интеллектуально развиты, с большой готовностью к обучению. Они тревожны, беспокойны, с преобладанием плохого настроения и мрачных предчувствий. В то же время исполнительны надежны и ответственны в делах; консервативны, убеждены в правильности того, чему их обучили. Сложно воспринимают социально-экономические изменения и, чаще всего, недостаточно учитывают противоречия между прошлым жизненным опытом и настоящей ситуацией;
  2. Уволенные по собственному желанию. Коммуникабельны, готовы к сотрудничеству, достаточно независимы в отстаивании своих убеждений и целей. В должной мере решительны в поведении, напористы и настойчивы, но скептичны к высказываемым идеям и осторожны при принятии решений. Обладают воображением и готовы к риску. Могут хорошо контролировать эмоциональное состояние и словесные выражения. Надежны и ответственны;
  3. Ранее долго не работавшие. Это интеллектуально развитые и готовые к обучению люди. Вдумчиво подходят к оценке ситуации, проницательны, расчетливы и изворотливы. Практичны в поведении – последовательны и упорядочены в действиях. У них сильно развита способность руководствоваться возможным и быть сдержанными в экстремальных ситуациях;
  4. Выпускники вузов и техникумов обладают эмоциональной устойчивостью. Активны в поведении и реалистичны в восприятии жизненных ситуаций. Оптимистичны, жизнерадостны и несколько безалаберны в определении своего будущего. Стремятся реализовать себя в короткий промежуток времени. Испытывают потребность полагаться на себя и готовы отказаться от принципов, приобретенных в процессе обучения ради выгоды. Зависимы от групповых ценностей;
  5. Выпускники средней школы не практичны и требуют помощи в сложных ситуациях, но внешне демонстрируют самостоятельность, нетерпеливы в ожиданиях. Застенчивы и неуверенны в себе. Эмоционально не сдержаны и конформны. Наблюдается недостаточная адаптивность к ситуации [21; 10].

Ученых больше всего интересовали три первых типа безработных, так как их представители составляют около 90 % от общего числа безработных, обратившихся в службу занятости.

Определена динамика изменений отрицательного эмоционального состояния высвобожденных: люди все больше привыкают к безработице и все меньше смотрят на нее как на вселенскую катастрофу.

С. А. Карташов и С. Л. Дановский рассмотрели отношение к службе занятости. Анализ данных показал, что если раньше обращение в службу занятости воспринималось как вынужденная мера, поиск материальной и социальной выгоды, то в последнее время безработные начинают гораздо больше ценить другие возможности, предоставляемые службой, в частности, право переобучения и обучения новой профессии или специальности, пользующейся спросом на рынке труда. Результаты анализа показывают, что не существует зависимости между уровнем профессионального образования (высшее, среднее специальное, начальное профессиональное), утратой квалификации и желанием обучиться новой профессии, то есть все желают обучаться. Несколько больше желание обучиться высказывают уволенные и долго не работавшие.

Общая тенденция мотивации  к труду для всех безработных, особенно для высвобожденных, такова. Слагаемые будущего труда, а именно самореализация, социально-психологические условия, зарплата, карьера, связаны с бытовыми условиями труда. Состояние такой мотивации объясняется спецификой социально-профессионального и социально-демографического состава безработных, а также тем, что престижа рабочих профессий нет [21].

Большинство безработных  свое состояние в статусе безработного характеризуют как негативное. Установлено, что состояние тревоги, которое  испытывают безработные, подвержено определенной динамике: тревожность особенно ярко выражена в течение первых трех месяцев пребывания на учете в службе занятости, затем происходят спад (в течение четырех – восьми месяцев) и рост после девяти месяцев пребывания на учете. Зачастую тревожность можно объяснить тем, что, во-первых, безработный имеет профессию, по которой уже утратил квалификацию, во-вторых, размером получаемых им доходов, суммой пособия, социальной и материальной поддержкой от ближайших родственников. Исследование позволило определить различие в отношении безработных мужчин и женщин к службе занятости. Для безработных женщин, считающих, что обращение в службу занятости позволит им получить престижную, денежную профессию, характерны такие психологические особенности, как радикализм, активное восприятие нового и быстрое включение в нестандартные ситуации, недостаточный контроль за эмоциональными проявлениями, менее развитое чувство долга и ответственности. Безработных мужчин можно охарактеризовать как людей настойчивых, доминантных, временами прямолинейных, хотя и подозрительных.

Таким образом, исследовательский  мониторинг состава и состояния безработных дает обширный фактологический материал, позволяющий учитывать его в политике занятости, строить практическую работу с безработными [21].

С. Л. Дановский типологизировал безработных по причинам обращения в центры занятости. Среди вариантов отношений безработных к бирже труда выделяются следующие типы. Первый тип отношений характеризуется вынужденной необходимостью обращения, которая дает определенную социальную защиту человеку в сложном создавшемся положении – возможность получить пособие, не потерять непрерывный стаж работы и т. п. Второй тип связан с желанием и возможностью найти работу и трудоустроиться по профессии (специальности). Третий тип отношений определяется возможностью переквалифицироваться – приобрести новую профессию, четвертый – возможностью трудоустроиться вообще по любой профессии (специальности), пользующейся спросом на рынке труда. Пятый тип отношений (негативный) характеризуется тем, что биржа труда представляется ненужной, так как она порождает нездоровые надежды на государство, а не на себя [15].

По результатам тестирования были выявлены общие психологические  качества, характеризующие в целом  портрет безработного: невысокий  уровень социальной смелости; покорность, уступчивость, конформность; пессимистичность и осторожность в поведении; подозрительность, недоверчивость; высокий уровень тревоги и беспокойства; достаточно хорошо развитый интеллект; обязательность в выполнении социальных норм поведения; эмоциональная устойчивость на уровне маргинального состояния, которая на фоне показателей тревоги и самоконтроля может приводить к фрустрированному состоянию.

Таким образом, в обслуживании различных социальных групп или  типов безработных на бирже труда  необходим дифференцированный подход в социологическом, психологическом и юридическом аспектах. Более полная характеристика требует продолжения исследований [15; 23].

По данным исследования К. Ф. Феофанова после увольнения в 2,5 раза уменьшается ценностно-нормативная референтность по отношению к бывшим коллегам, и почти вдвое увеличивается референтность по отношению к родственникам. Возрастает референтность по отношению к друзьям, и возникает новый референтный объект — «товарищи по поиску работы». Увеличение значимости контактов с родственниками сплачивает семьи. Ценностно-нормативный и поведенческий «уход» в семью и во взаимоотношения с друзьями свидетельствуют о «выпадении» из «общественной» (внесемейной) жизни, крайней общественной пассивности, конформности, замедленной и болезненной адаптации и формировании новой специфической субкультуры безработных. Особенно это характерно для малых городов. Однако несмотря на высокие показатели «духовной близости» с родственниками и друзьями безработные не ожидают с их стороны поддержки, что говорит о вынужденности, искусственности, конфликтном характере и незавершенности обусловленного реструктурированием референтностей адаптационного периода. «Духовная близость», следовательно, основывается на общности материально-бытовых ценностей и «обыденных жизненных философий». По результатам исследования у безработных фрустрируется большинство важнейших ценностно-нормативных ориентаций. Наиболее значимой и наиболее фрустрированной является ориентация на материальное благополучие. Менее всего фрустируется ориентация на семью и воспитание детей, что свидетельствует о сохранении семьи как «последнего прибежища». Далее по величине фрустрации следуют ценности «интересной работы», «общения с интересными людьми» и «уважения в своем кругу» [47].

А. Н. Демин, И. П. Попова сформулировали ряд способов адаптации, используемых безработными:

1. Борьба с государством, «ограбившим» своих граждан несколько  раз. Поэтому адаптация характеризуется  принятием данной позиции и  связанных с ней ролей, а  ситуация воспринимается людьми  как данность в ненормально устроенном мире, которую надо использовать.

2. Рентные отношения  с государством. Человек не торопится  предпринимать какие-то активные  действия, пока получает пособие  по безработице в достаточном  для жизни размере. Люди воспринимают  потерю работы как возможность отдохнуть, даже как длительный оплачиваемый отпуск, своего рода вознаграждение за отданный государству труд. При этом чем старше человек, тем выше вероятность его вступления в рентные отношения с государством.

3. Демонстрация защитного,  избегающего поведения. Оно характеризуется тем, что в одних случаях человек старается не замечать проблем, с которыми он столкнулся. В других случаях человек всячески уходит от предложенной ситуации, которая требует от него усилий, настойчивости, нового взгляда [16].

4. Хаотический поиск.  Поведение без осмысления вариантов  и последствий принимаемых решений.  На первый взгляд, такое поведение  может приносить определенную  пользу, но если оно сопряжено  с резким падением заработной  платы на новом месте работы, понижением социального или профессионального статуса, у людей со временем возникают тяжелые психологические состояния, аккумуляция которых может приводить к общей неудовлетворенности, агрессивности.

5. Поиск в условиях  ограниченной информированности.  В целом существование данной формы обусловлено отсутствием у человека информации и инструментов ее поиска, что сдерживает его активность.

6. Продуктивное иждивенчество.  Имеется в виду особый вариант  отношений со своим ближайшим  окружением. Человек использует  ресурсы близких. Эта форма вытекает из статуса предопределенной идентичности, суть которой в следовании семейным или культурным традициям при осуществлении жизненного и профессионального пути [16].

7. Целенаправленное использование  ресурсов своей межличностной  сети, к которой относятся:

- «активная инвентаризация»  связей своих родственников, старых  друзей, знакомых, обращение к ним  за помощью;

- внутрисемейная консолидация – семейные советы и взаимная поддержка членов семьи;

- создание референтного  круга общения, в котором культивируются взаимопомощь и разного рода обмены;

- репутационная стратегия  труда, которая состоит в том,  что человек находит работу, зарекомендовав  себя на одном из прежних  рабочих мест.

8. Действенная конкретизация  образа самого себя, своих планов и оценок происходящего. Данный способ адаптации включает в себя:

- осознание и активное  использование индивидуальных ресурсов  в качестве средства или источника  достижения нужного результата;

- предметность оценок, намерений, планов;

- способность конкретизировать свои планы;

- накопление и рефлексию  опыта поведения на свободном  рынке труда.

9. Достраивание контекста  текущей жизненной ситуации. В  этом способе адаптации авторы  выделяют два механизма:

- отношение к трудной  ситуации как совокупности шансов, которые открываются, планируются, используются самим человеком;

- способность видеть  множество сфер приложения своих  сил, что позволяет легче переживать  кризис.

Указанными выше способами  адаптация безработных вряд ли исчерпывается. Следует отметить, что различные формы могут стабильно присутствовать в поведении одного и того же человека, сочетаться в одной ситуации [16].

Анализ существующих типологий безработных граждан  свидетельствует о разнообразии оснований, по которым осуществляется типология: эмоциональные переживания ситуации потери работы; уровень активности в решении проблемы трудоустройства; социальная принадлежность и др. Подобное разнообразие определяет исследовательский интерес к проблеме. Но так как психосоциальные аспекты безработицы являются сравнительно новым проблемным полем в психологии, многие стороны проблемы остаются либо мало исследованными, либо не исследованными совсем.

Проанализировав многие публикации по социально-психологической  проблематике безработицы, мы пришли к  выводу, что основной упор в исследованиях ставился в основном на  контингент граждан в возрасте старше 30 лет и уже имеющих опыт работы, но по каким-либо причинам получивший статус безработного. В нашей работе мы обращаем свое внимание к более молодой выборке, с целью исследовать ценностные ориентации трудоспособной молодежи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Эмпирическое исследование взаимосвязи ценностных ориентаций молодых людей с их трудовым статусом

 

3.1. Процедура и методы исследования

 

В соответствии с целью  и задачами работы нами было проведено эмпирическое исследование взаимосвязи ценностных ориентаций личности с ее трудовым статусом в обществе, проходившее в апреле-мае 2008 года. В исследовании принимало участие 108 человек в возрасте от 20-ти до 25-ти лет.

Информация о работе Особенности системы ценностных ориентаций личности как фактор успешности трудоустройства