Особенности ценностных ориентаций старшеклассников

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 21:17, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в том, чтобы рассмотреть особенности ценностных ориентаций старшеклассников.
Задачи курсовой работы:
дать определение понятию «ценностные ориентации»;
рассмотреть формирование ценностных ориентаций старшеклассников;
охарактеризовать факторы, механизмы и закономерности формирования мотивов и ценностных ориентаций;
рассмотреть семью как важный фактор формирования жизненно-смысловых ценностей;
рассмотреть особенности социальной ситуации развития в старшем школьном возрасте;
рассмотреть ценностно-ориентационные особенности старшеклассников.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Исследование ценностных ориентаций в психологии ………………....5
1.1. Исследование ценностных ориентаций в структуре мотивационно-
потребностной сферы личности………………………………….....….5
1.2. Факторы, механизмы и закономерности формирования мотивов и
ценностных ориентаций..…………………………………………....…8
1.3. Семья как важный фактор формирования жизненно-смысловых
ценностей………………………………………………………….…...13
Глава 2. Психологические особенности ценностных ориентаций
старшеклассников………………………………………………...……..21
2.1. Особенности социальной ситуации развития в старшем школьном
возрасте……………...………………………………………………….21
2.2. Ценностно-ориентационные особенности старшеклассников……..25
Заключение……….…………………………………………………………………34
Список литературы…………...…………………………………………………….36

Работа содержит 1 файл

Курсовая психология = Особенности ценностных ориентаций старшеклассников.docx

— 76.75 Кб (Скачать)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

 

 

 

 

 

 

                  Кафедра педагогики и психологии

 

 

 

 

 

Курсовая  работа

по предмету: «Психология»

на тему «Особенности ценностных ориентаций старшеклассников»

 

 

 

Выполнил:

студент гр.

 

 

     

Научный руководитель:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава  1. Исследование ценностных ориентаций в психологии ………………....5

            1.1. Исследование ценностных ориентаций в структуре мотивационно-

                   потребностной сферы личности………………………………….....….5

  1.2. Факторы, механизмы и закономерности формирования мотивов и  

         ценностных ориентаций..…………………………………………....…8

  1.3. Семья как важный фактор формирования жизненно-смысловых 

         ценностей………………………………………………………….…...13

Глава  2. Психологические особенности ценностных ориентаций

                старшеклассников………………………………………………...……..21

  2.1. Особенности социальной ситуации развития в старшем школьном  

         возрасте……………...………………………………………………….21

  2.2. Ценностно-ориентационные особенности старшеклассников……..25

Заключение……….…………………………………………………………………34

Список литературы…………...…………………………………………………….36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Данная  курсовая работа посвящена изучению особенностей ценностных ориентаций старшеклассников.

Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что система ценностных ориентаций, являясь психологической характеристикой зрелой личности, одним из центральных личностных образований, выражает содержательное отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяет мотивацию его поведения, оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности.

Как элемент структуры личности ценностные ориентации характеризуют внутреннюю готовность к совершению определенной деятельности по удовлетворению потребностей и интересов, указывают на направленность ее поведения. Каждое общество имеет уникальную ценностно-ориентационную структуру, в которой отражается самобытность данной культуры.

Поскольку набор ценностей, которые усваивает  индивид в процессе социализации ему «транслирует» именно общество, исследование системы ценностных ориентаций старшеклассников представляется особенно актуальной проблемой, так как, во-первых, отсутствует единый подход к трактовке понятия ценностных ориентацией, или правильнее, можно отметить многоплановость подобных трактовок; во-вторых, кардинальные изменения в политической, экономической, духовной сферах нашего общества влекут за собой радикальные изменения в ценностных ориентациях и поступках людей, особенно ярко это выражено у учащихся старших классов.

Большой вклад в изучение ценностных ориентаций внесли: И.С. Артюхова, Е.К. Киприянова, Н.А. Кирилова, И.С. Кон, В.М. Кузнецов, А.В. Мудрик, А.С. Шаров и другие.

Цель данной курсовой работы заключается в том, чтобы рассмотреть особенности ценностных ориентаций старшеклассников.

Объектом исследования данной курсовой работы является человек, а именно старшеклассник.

Предмет исследования – ценностные ориентации старшеклассников.

Задачи курсовой работы:

    • дать определение понятию «ценностные ориентации»;
    • рассмотреть формирование ценностных ориентаций старшеклассников;
    • охарактеризовать факторы, механизмы и закономерности формирования мотивов и ценностных ориентаций;
    • рассмотреть семью как важный фактор формирования жизненно-смысловых ценностей;
    • рассмотреть особенности социальной ситуации развития в старшем школьном   возрасте;
    • рассмотреть ценностно-ориентационные особенности старшеклассников.

Методы исследования: теоретическое изучение и анализ литературы.

Работа содержит 2 главы. Первая глава носит общетеоретический характер, основана на учебниках по психологии. В ней исследуются ценностные ориентации в психологии. Вторая глава также носит теоретический характер. В ней семья рассматриваются психологические особенности ценностных ориентаций старшеклассников.

В качестве теоретической базы курсовой работы были использованы учебные пособия и статьи.

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В ПСИХОЛОГИИ

 

    1. Исследование ценностных ориентаций в структуре 

                     мотивационно-потребностной сферы личности

 

Личность, представляя собой динамическую систему, находится в состоянии  непрерывного изменения и развития. В процессе такого личностного становления  постепенно все большее значение приобретают его внутренние движущие силы, позволяющие человеку все более самостоятельно определять задачи и направление собственного развития. Система ценностных ориентаций личности выступает в качестве регулятора и механизма такого развития, определяя форму реализации намеченных целей и при утрате ими побудительной силы в результате их достижения стимулируя постановку новых значимых целей (Леонтьев А.Н.,2004). В свою очередь, достигаемый уровень развития личности последовательно создает все новые предпосылки для развития и совершенствования системы ее ценностных ориентаций. Ценностные ориентации личности, как и любое другое многозначное междисциплинарное научное понятие, по-разному интерпретируются в произведениях различных авторов. В ряде исследований понятие «ценностные ориентации личности» по существу совпадает с терминами, характеризующими морально-потребностную либо смысловую сферу. Ценностные ориентации личности наряду с установками и аттитюдами регулируют реализацию потребностей человека в различных социальных ситуациях [10, с. 135].

Многие  авторы считают, что ценностные образования  являются базой для формирования системы личностных смыслов. Так, по В.Франклу, человек приобретает смысл  жизни, переживая определенные ценности. Как констатирует Д.А.Леонтьев, личностные ценности являются одновременно и источниками, и носителями значимых для человека смыслов.

М.Рокич определяет ценности как  « устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точек зрения, чем противоположный или обратный способ поведения, либо конечный способ существования» (Реан А.А., 2000). По его мнению, ценности личности характеризуются следующими признаками: истоки ценностей прослеживаются в культуре, обществе и личности; влияние ценностей практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения; общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико; все обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени; ценности организованы в системы.

Для характеристики социальной регуляции  поведения человека часто используется понятие «социальная установка», или «аттитюд», который У. Томас  и Ф. Знанецкий определяли как  «состояние сознания индивида относительно некоторой социальной ценности», «психологическое переживание индивидом ценности, значения, смысла социального объекта» [20, с. 372]. В отличие от установки, имеющей скорее неосознанный характер, аттитюд понимается как осознанное явление, которое человек может выразить в языке. Аттитюды, помогая человеку осмыслить явления социальной действительности, выполняют функцию выражения того, что для него является важным, значимым, ценным. Таким образом, аттитюды представляют собой средство вербализованного выражения ценностей как более общих, абстрактных принципов применительно к конкретному объекту.

Установки, аттитюды и ценностные ориентации личности регулируют реализацию потребностей человека в различных социальных ситуациях. В. Я. Ядов объединяет все описанные  выше регулятивные образования как  диспозиции, т. е. «предрасположенности». В своей «диспозиционной концепции  регуляции социального поведения  личности»

Ценностные  ориентации представляют собой особые психологические образования, всегда составляющие иерархическую систему  и существующие в структуре личности только в качестве ее элементов. Структурный характер системы ценностных ориентаций личности, ее многоуровневость и многомерность определяет возможность реализации ею целого ряда разноплановых функций. Система ценностных ориентаций является важным регулятором активности человека, поскольку она позволяет соотносить индивидуальные потребности и мотивы с осознанными и принятыми личностью ценностями и нормами социума.

С точки  зрения А. И. Донцова, ценностные ориентации направляют и корректируют процесс  целеполагания человека.

Таким образом, система ценностных ориентаций личности является многофункциональным психологическим  органом. Ценностные ориентации являются психологическим органом, механизмом личностного роста и саморазвития, при этом сами носят развивающийся  характер и представляют собой динамическую систему. Систему ценностных ориентаций личности можно рассматривать как  подсистему более широкой системы, описываемой различными авторами как  « жизненный мир человека», «образ мира» и т.п., имеющую, в свою очередь, сложный и многоуровневый характер.

По словам Б.Ф.Ломова, «ценностные ориентации, как и любую психологическую  систему, можно представить как  многомерное динамическое пространство, каждое измерение которого соответствует  определенному виду общественных отношений  и имеет у каждой личности различные  веса». Я. Гудечек полагает, что система ценностей имеет «горизонтально - вертикальную» структуру. Под горизонтальной структурой им подразумевается упорядоченность ценностей «в параллельной последовательности», то есть иерархия предпочитаемых и отвергаемых ценностей. Вертикальная структура понимается в данном случае как включение индивидуальных систем ценностей в систему ценностей общества в целом.

Принцип иерархии ценностей, многоуровневость, является важнейшей характеристикой  системы ценностных ориентаций личности. Структурный характер системы ценностных ориентаций личности, ее многоуровневость и многомерность определяют возможность реализации ею целого ряда разноплановых функций (Зубова Л.В.,2007). Система ценностных ориентаций личности, занимая промежуточное положение между внутренними установками и нормами социальной среды, между мотивационно-потребностной сферой и системой личностных смыслов, обеспечивает взаимодействие этих элементов более общей системы «человек».

Система ценностных ориентаций является важным регулятором активности человека, поскольку  она позволяет соотносить индивидуальные потребности и мотивы с осознанными  и принятыми личностью ценностями и нормами социума.

Ценностные  ориентации формируются, складываются, развиваются и меняются в ходе накопления субъектом жизненного опыта  в условиях изменяющегося мира, а  находят свое выражение в целях, социальных выборах, представлениях, идеалах, интересах личности или группы в  условиях реального взаимодействия (Крайг Г.,2000). Ценностные ориентации достаточно жестко привязаны как к интеллектуально-волевой, так и к эмоциональной сферам социальной активности субъекта и во многом, а нередко и решающим образом обуславливают содержательную сторону как индивидуальной, так и групповой деятельности и общения [10, с. 137-140].

 

1.2. Факторы, механизмы и закономерности формирования мотивов

       и ценностных ориентаций

 

Формирование ценностных ориентаций – сложный и длительный процесс, предполагающий научное знание психологических механизмов, лежащих в основе ценностных ориентации, и условий их развития.

С.Л. Рубинштейн говорил, что ценность – значимость для человека чего-то в мире, и только признаваемая ценность способна выполнять важнейшую ценностную функцию – функцию ориентира поведения. Ценностная ориентация обнаруживает себя в определённой направленности сознания и поведения, проявляющихся в общественно значимых делах и поступках.

Представляется  очень важным определиться в понимании  природы ценностных ориентации. Изучение психологических особенностей формирования ценностных ориентации целесообразно  вести с позиции системного подхода, позволяющего рассматривать данное психологическое образование как  результат процесса взаимодействия человека с миром, с точки зрения содержания, ценностная ориентация – общая направленность личности на то, что для нее в жизнедеятельности значимо и важно.

Формирование  и функционирование ценностных ориентаций имеет ряд особенностей. Детерминация регуляции поведения человека идет с двух сторон: а) со стороны мира, внешних условий, уровня развития культуры, природных факторов и т.д.; б) со стороны  самого человека, его желаний, предпочтений, ценностей и смыслов, мотивов  и интересов. На каждом из уровней  регуляции поведения названные  стороны встречаются и трансформируются в тот или иной вид отношений. А на уровне отдаленных перспектив – это предполагает их субординацию и упорядочению. Проектировочный уровень характеризует осмысление отношения к возможной деятельности, целям, вещам, людям с позиции их включения в реальную жизнь человека. Осмысления направлены на создание смысловых образований через соотношение смыслов по разным критериям и на их трансформацию.

На мотивационном  уровне мотивационные отношения  проявляются в активном выборе поступков, действий, предметов и людей. Ярко проявляют себя предпочтения и пристрастия. Отношение между мотивами во внутреннем мире, человека ведет к их иерархии, сравнению и упорядочению. Всякое внутреннее отношение – это отношение между актуальным и потенциальным в человеке, которые в зависимости от уровня регулируются на основе критериев. Этими критериями выступают: мера общности тех или иных образований, степень значимости для человека конкретного образования сейчас или в будущем [9, с. 156-157].

Внутренние  отношения выражают динамику субъективной жизни человека и могут принимать  разные формы (конфликт, подъем, цельность, гармония и т.п.). В реальном процессе психологической регуляции ее виды отношений (ценностные, смысловые, мотивационные) существуют в единстве, это касается и ценностных ориентаций понимаемых как ценностный психологический  механизм регуляции поведения. Конечно, один из видов отношений (или уровень  регуляции) может или должен доминировать, тогда остальные находятся в  нем в снятом, свернутом виде.

Информация о работе Особенности ценностных ориентаций старшеклассников