Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 19:34, дипломная работа
Педагог – это носитель духовных ценностей, человек, выполняющий важную функцию в формировании личности ребенка. Поэтому важно изучение их ценностных ориентаций.
Ценностные ориентации, это главная ось сознания, обеспечивает устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности и выражается в направленности потребностей и интересов.”
И именно поэтому одной из самых главных задач воспитателя является формирование его ценностных ориентаций.
Актуальностью проблемы является: детская практическая психология, интенсивно развивающаяся в последние годы, все шире внедряется в образовательные учреждения всех типов. Её главной задачей является максимальное содействие психическому развитию, сохранению и укреплению психологического здоровья.
Введение…………………………………………………………………..3
Глава 1. Ценностные ориентации, как важнейшие элементы внутренней
структуры личности.
1.1. Определение понятия «Ценностные ориентации» ……….6
1.2. Ценностные ориентации педагога………………………….8
Глава 2. Роль воспитателей в формировании ценностей дошкольника.
2.1. Педагогические аспекты развития личности в дошкльном возрасте.
2.2. Способы работы воспитателя…………………………………….19
2.2. Методы работы воспитателя…………………………………… 23
2.3. Роль и место сказок в работе с ребенком………………………..37
Глава 3. Практическая часть.
Изучение ценностных ориентаций воспитателя…………………..44
Выявление ценностных ориентаций воспитателя…………………48
3.3. Формирование ценностных ориентаций у воспитателей
3.4. Контрольный этап
Министерство образования и науки РФ
Министерство образования Республики Татарстан
ГАОУСПО «Набережночелнинский педагогический колледж»
Кафедра психологии и педагогики
Допущена к защите:
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИВИКАЦИОННАЯ РАБОТА
«ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ
Специальность 050704. Дошкольное образование
Студентка педагогического отделения
4 курса
Группы П-62
Научный
Руководитель
Оглавление.
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Ценностные ориентации, как важнейшие элементы внутренней
структуры личности.
1.1. Определение понятия «Ценностные ориентации» ……….6
1.2.
Ценностные ориентации педагога………………………….8
Глава 2. Роль воспитателей в формировании ценностей дошкольника.
2.1. Педагогические аспекты развития личности в дошкльном возрасте.
2.2. Способы работы воспитателя…………………………………….19
2.2. Методы работы воспитателя…………………………………… 23
2.3. Роль и место сказок в работе с ребенком………………………..37
Глава 3. Практическая часть.
3.3. Формирование ценностных ориентаций у воспитателей
3.4. Контрольный этап
Введение.
Педагог – это носитель духовных ценностей, человек, выполняющий важную функцию в формировании личности ребенка. Поэтому важно изучение их ценностных ориентаций.
Ценностные
ориентации, это главная ось сознания,
обеспечивает устойчивость
И именно поэтому одной из самых главных задач воспитателя является формирование его ценностных ориентаций.
Актуальностью проблемы является: детская практическая психология, интенсивно развивающаяся в последние годы, все шире внедряется в образовательные учреждения всех типов. Её главной задачей является максимальное содействие психическому развитию, сохранению и укреплению психологического здоровья.
Позиции педагога –
В дошкольном и младшем
В системе образования произошла смена приоритетов, начиная с её первой ступени - дошкольного воспитания: ориентация на ребенка, предоставление педагогам права свободного выбора программ обучения и воспитания расширение прав родителей. В этой ситуации возрастает значение профессиональной и личностной готовности взрослого к работе с детьми.
Объект исследования: ценностные ориентации воспитателя как важная часть направленности его личности.
Предмет исследования: приоритетные ценности педагога - воспитателя
Цель исследования: теоретически обосновать и выявить ценностные ориентации педагога – воспитателя.
Задачи исследования:
Ценности всегда были предметом изучения многих специалистов.
Например, современный русский ученый – филолог В. И. Плотников в статье писал, что ценность – это сложившаяся в условиях цивилизации и непосредственно переживаемая людьми форма их отношения к общезначимым образцам культуры и к тем предельным возможностям, от осознания которых зависит способность каждого индивида проектировать будущее, оценивать "иное" и сохранять в памяти прошлое.
Первые философские представления о ценностях складываются в античности и очень скоро обнаруживают глубокую внутреннюю противоречивость. У Аристотеля, обобщившего в своем учении достижения всей предшествующей ему греческой философии, ценность является одной из разновидностей блага: "Из благ одни относятся к ценностям (timia), другие - к хвалимым (epaineta) вещам, третьи - к возможностям (dynameis). Ценным я называю благо божественное, самое лучшее, например душу, ум, то, что изначально, первопринцип и тому подобное. Причем ценимое - это почитаемое, и именно такого рода вещи у всех в чести. Добродетель тоже ценность... Хвалимое благо - это те же добродетели в той мере, в какой согласные с ними действия вызывают похвалу. Блага-возможности - это власть, богатство, сила, красота. Добродетельный человек сумеет воспользоваться ими для добра, дурной - для зла, почему такие блага и называют возможностями"
Многие авторы рассматривают ценность как качество или свойство предмета, которое делает его полезным, желательным или ценимым.
ценность предмета определяется его ролью в (социальном) взаимодействии, предмет сам по себе не обладает никакой ценностью.
В психологическом словаре С.Ю. Головина, ценность, трактуется как
понятие, используемое в философии и социологии для обозначения объектов, явлений, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе общественные идеалы и выступающих благодаря этому как эталон должного.
Здесь
говориться о двух формах
1) она предстает в объективированной форме в виде произведений материальной и духовной культуры либо человеческих поступков - конкретных предметных воплощений общественных ценностных идеалов (этических, эстетических, политических, правовых и пр.;
2) ценности социальные, преломляясь через призму индивидуальной жизнедеятельности, входят в психологическую структуру личности как ценности личностные - один из источников мотивации ее поведения. Каждому человеку присуща индивидуальная, специфическая иерархия ценностей личностных, служащих связующим звеном между духовной культурой общества и духовным миром личности, между бытием общественным и индивидуальным. Система их складывается в процессе деятельностного распредмечения индивидами содержания ценностей общественных, объективированных в произведениях материальной и духовной культуры. Как правило, для ценностей личностных характерна высокая осознанность; они отражаются в сознании в виде ориентации ценностных и служат важным фактором регуляции социальной взаимоотношений людей и поведения индивида. 1
Глава 1. Ценностные ориентации, как важнейшие
элементы внутренней структуры личности.
1.1. Определение понятия «ценностные ориентации»
“Ценностные ориентации — важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого несущественного. Ценностные ориентации, это главная ось сознания, обеспечивает устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности и выражается в направленности потребностей и интересов.” «Развитые ценностные ориентации — признак зрелости личности, показатель меры ее социальности… Устойчивая и непротиворечивая совокупность ценностных ориентаций обусловливает такие качества личности, как цельность, надежность, верность определенными принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей, активность жизненной позиции; противоречивость ценностных ориентаций порождает непоследовательность в поведении; неразвитость ценностных ориентаций -признак инфантилизма, господства внешних стимулов во внутренней структуре личности…»
В социальной психологии понятие “ценностные ориентации” используется в двух значениях:
Ценностные ориентации “формируются при усвоении социального опыта и обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и др. проявлениях личности”
2
В более новой интерпретации:
“Ценностные ориентации — это прежде всего предпочтения или отвержения определенных смыслов как жизнеорганизующих начал и (не)готовность вести себя в
соответствии с ними… Ценностные ориентации, следовательно, задают общую направленность интересам и устремлениям личности; иерархию индивидуальныхпредпочтений и образцов; целевую и мотивационную программы; уровень притязаний и престижных предпочтений; представления о должном и механизмы селекции по критериям значимости; меру готовности и решимости (через волевые компоненты) через реализацию собственного “проекта” жизни”.
Трактовка понятия
“ценностные ориентации”
3
1.2 Ценностные ориентации педагога.
Профессионально необходимыми качествами учителя являются выдержка и самообладание. А. С. Макаренко указывал, что учитель без тормозов - испорченная, неуправляемая машина. Душевная чуткость - необходимое требование воспитателя.
В педагогической
деятельности значима зависимость
результативности от характера ценностных
ориентаций ее субъекта. Деятельность
педагога представляет собой уровень
реализации ценностей в воспитании. Ценностные
ориентации – это осознанные учеником
идеологические, политические, моральные,
эстетические основания оценивания окружающей
действительности. Структура ценностных
ориентаций педагога находит отражение
в устойчивых словосочетаниях ряда нравственных
категорий: педагогический долг, педагогический
такт. Когда говорят о долге, имеют в виду
сверхактивность человека, его способность
выходить за пределы привычного поведения.
Педагогом в той или иной ситуации оказывается
человек, способный продемонстрировать
в доступной для воспитанника форме способ
преодоления обстоятельств этой ситуации
в гармонии личного и общественного. Педагог
должен создавать для воспитанника условия,
позволяющие ему раскрыть, реализовать
потенциалы своего развития на данном
этапе и при данных обстоятельствах. Педагог
обязан направлять усилия на поддержание
и развитие человеческого в ученике. Понятие
педагогического такта заключается в
том, что педагогическая деятельность
постоянно соприкасается с требованием
перед воспитанником, с оцениванием его
деятельности. Главное требование к педагогу
– это наличие его педагогических профессиональных
качеств. Выделяются главные группы способностей: