Особенности системы ценностных ориентаций личности как фактор успешности трудоустройства

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 11:14, дипломная работа

Описание работы

Актуальность исследования. В настоящее время одна из наиболее острых ситуаций сложилась в сфере занятости населения. Разрешение связанных с безработицей проблем затрудняется тем, что в силу исторических причин это социальное явление в нашей стране относительно молодо. Безработица затрагивает все слои населения, но наиболее уязвимыми в этом плане являются молодые люди. Это связано с отсутствием у них опыта работы, низкой квалификацией и разорванностью между теоретической подготовкой и практикой. Длительное пребывание в статусе безработного ведет к формированию у юного поколения иждивенческой позиции, негативного отношения к труду. Имея большой потенциал и запас активности, молодежь не имеет возможности реализовать их, самоактуализироваться

Работа содержит 1 файл

Диплом.doc

— 473.00 Кб (Скачать)

Большинство научных  работ этого времени носили не столько теоретический, сколько описательный характер, а цели и задачи проводимых экспериментов часто заимствовались из общественных дискуссий, возникавших в связи с опасениями, вызванными ускорением процесса морального разложения, обострением политического радикализма, ростом числа самоубийств среди безработных.

К характерным  чертам исследовательских работ  первого этапа относится также  поиск каких-то глобальных последствий (например, изменение общей психической  конституции), которые, согласно ожиданиям, должны были быть типичными для большинства безработных. Наряду с данными по материальному положению и относительно возможной политической импликацией массовой безработицы (либо апатия, либо революционность), исследователи пытались найти всеобщий образец динамики и переработки опыта безработицы, ядро которого они искали в аффективных базовых установках [12].

II. 2-я фаза (с 1955 г. – примерно до 1970 г.) – промежуточная фаза растущего объема продукции и крайне полной занятости. Исследования послевоенной безработицы в 1950-х годах и рецессии конца 1960-х годов можно отнести к той же сфере, что и работы по группе проблем рынка труда. П. Кельвин и Дж. Джаррет описывают состояние безработных в этот период в зависимости от конъюнктурного развития: если во времена экономического подъема идет поиск рабочих сил и почти каждый находит работу, то во время экономического спада (рецессии) принципиально каждый может потерять свою работу. Во времена высокой конъюнктуры шел поиск отличительных признаков безработных, которые могли бы объяснить, почему пользующиеся спросом рабочие силы все же остаются безработными; во времена же экономического спада усиливается интерес к вопросу, какие воздействия вынужденная безработица оказывает на «нормального» человека.

На втором этапе  было осуществлено лишь небольшое количество исследований, посвященных изучению безработицы: в основном – в США, в меньшей степени – в Англии и ФРГ. Спад научно-исследовательского интереса к этой проблеме объясняется почти полной занятостью населения в большинстве стран после преодоления послевоенного кризиса. В большинстве случаев темы и вопросы исследований были заимствованы из экспериментальных работ 1930-х годов. «Благополучное» состояние в экономике и, следовательно, на рынке труда продлилось лишь в немногих странах до середины 1970-х годов. В Западной Германии число безработных впервые после Великой депрессии вновь увеличилось на один миллион человек уже в 1950-х годах. Вслед за единичными эмпирическими исследованиями началось лавинообразное появление новых публикаций по этой проблеме в 1970-1980-х годах в Австралии, Англии, США, ФРГ, Нидерландах, Австрии, Швеции, Дании и Финляндии – наступил третий этап в истории исследований социального явления «безработица» [12].

  III. 3-фаза (с 1975 г. и до сегодняшнего дня) – исследования связаны с начавшимся с середины 1970-х годов во многих индустриальных странах кризисом занятости.

Методологический и  методический уровень исследований в среднем возрос. Исследования сфокусировались  на специфических аспектах ситуации безработицы, в то время как предшествующие школы чаще всего ограничивались регистрацией симптомов эмоциональной нагрузки, обнаруживаемых у безработных. В литературе этого этапа описано большое количество лонгитюдных исследований, чаще встречаются результаты исследований контрольных групп. Появляются работы, направленные на поиск выхода из этой ситуации, конструктивного преодоления психического напряжения. При активном содействии Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) было проведено большое количество экспериментальных работ, посвященных проблеме негативных воздействий безработицы на здоровье человека.

Третий этап, конечно  же, оказал значительное влияние на дальнейшие научные исследования. В  круг рассматриваемых вопросов входило  дифференцирование по полу, возрасту, социальному и материальному положению. Однако в качестве основы использовалась 3-фазовая или 4-фазовая модель рациональной типологии, предложенная еще П. Айзенбергом и                                    П. Ф. Лазарфельдом. С помощью указанной модели ученые пытаются типологизировать психическое состояние индивидуума при потере работы. Она описывает последовательные этапы, через которые проходит безработный: вслед за начальным шоком (фаза I) следует более оптимистичный этап поиска работы (фаза II), который в случае тщетности всех усилий ведет к резигнации и пессимизму (фаза III) и, в конце концов, завершается фаталистическим отказом от себя самого (фаза IV) [2; 12].

Третий период в истории  изучения безработицы психологической наукой характеризуется многочисленностью исследований, затрагивающих различные грани воздействия этого явления на индивидуума, а также высоким методологическим уровнем этих работ. Одним из центральных противоречий, которое остается неразрешенным до сегодняшнего дня, является дилемма между «селекционной» и «причинной» гипотезами. Первая из них предполагает, что изменение психических особенностей, выявляемых у безработных граждан, происходит вследствие выборочной стратегии работодателей при увольнении, и в меньшей степени при приеме на работу. Вторая гипотеза, иначе называемая «каузальной», причинно обуславливает их появление воздействием безработицы.

Анализ исследований англоязычных авторов показывает, что в качестве детерминант безработицы они  выделяют социальную обусловленность данного явления. Большинство их исследований посвящено изучению влияния безработицы на здоровье [12].

С. Картли и Дж. Фрайер в 1930-х годах  разработали «ортодоксальную парадигму», в рамках которой была зафиксирована  зависимость между безработицей и уровнем заболеваемости, госпитализации и смертности. Аналогичные данные о нарушении психического самочувствия у безработных получили С. Манила и Э. Лахельма [31].

К. Леана и Д. Фельдман в своем  исследовании зафиксировали негативное влияние безработицы на семью. Так, авторы установили, что мужья и жены, потеряв работу, часто проявляют меньшую сплоченность и взаимную поддержку, чем раньше, в связи с этим чаще возникают конфликты. Отмечается, что безработные отдаляются от семьи, покидают ее или разводятся в 3-4 раза чаще, чем работающие, на основании чего авторы делают вывод о значительной угрозе безработицы семье [26; 37].

В ряде исследований выявлена связь  между безработицей и суицидом. Так, увеличение безработицы в США  на 1 % (если она затем не снижается в течение пяти лет) дает прирост самоубийств на 4,1 %, а первичное обращение в клиники для душевнобольных увеличивается на 4,0 %, смертность от алкоголизма на 1,9 %, а общий показатель смертности – на 1,9 %. В такой ситуации увеличивается и количество тюремных заключений на 4,0 %, а количество убийств – на 5,7 %. Это подтверждает связь безработицы с делинквентными формами поведения [5].

Зарубежные исследователи  отмечают значительную стрессогенную  нагруженность, приводящую к ухудшению  самочувствия, негативным изменениям в семейной сфере и межличностном общении, возникновению деструктивных форм поведения в результате потери работы. По результатам исследования                  Дж. Виткин, проведенного в начале 1990-х годов среди 2300 женщин, увольнение с работы переместилось с восьмого на пятое место сразу после смерти близкого человека, а оценка значимости этого события поднялась с 47 до 83 баллов. Очень часто этой позиции присваивали и 100 баллов, а более 50 % женщин дали ей 90 баллов [7]. Данное исследование представляет для нас особый интерес в связи с тем, что в нашей стране безработными чаще всего становятся женщины.

 

 

2.3. Исследование социального явления  «безработица» в отечественной  теории и практике

 

Наибольший охват исследование безработицы в России получило в рамках социологии. Исследовательские работы данного направления можно условно разделить на три группы: социологические, социально-экономические, социально-психологические.

Так, М. Г. Гильдингерш в своей диссертации, посвященной анализу и характеристике безработицы в России, определяет ее сущность, формы и социальные последствия. Автором установлена связь безработицы с делинквентными формами поведения. Особую криминогенную опасность представляет молодежная безработица и застойные формы незанятости [11].

В рамках социологических исследований были определены также возрастные особенности  безработных, основные причины безработицы, виды адаптационного поведения в  сложившихся кризисных условиях, проанализированы безработные с  точки зрения динамики «бедности», а также выделены социокультурные особенности безработных, их социальные ожидания на примере Московской области [13].

Наиболее уязвимыми оказались  работники квалифицированного труда  – рабочие, интеллигенция, что является результатом общего спада производства, его сокращения, резкого изменения социального статуса и роли представителей интеллектуального труда. Самый высокий удельный вес безработных – в промышленности и строительстве, а наиболее представительными возрастными группами являются молодые – до 30 лет и от 30 до 39 лет.

Среди основных причин безработицы  выделяются неудовлетворенность оплатой  труда и последствия структурной  перестройки экономики страны. Основным фактором адаптации, по мнению 3. Т. Голенковой и Е. Д. Игитханян, является желание или нежелание человека найти работу и снова начать работать. Фактически все опрошенные это желание изъявили. Первый шаг в его осуществлении обычно связан с обращением в службу занятости.

Из всех обследованных, обратившихся за помощью в службу занятости,           67,2 % остались «не совсем довольны», 16,4 % – «не довольны», остальные затруднились ответить. Ищут работу главным образом через личные контакты: обращение к друзьям, родственникам, знакомым, через объявления в газетах [13].

Исследуя проблему женской безработицы в сельской местности,                        П. М. Ельчанинов установил ее причины. Во-первых, сельское хозяйство Российской Федерации является отраслью с самой высокой женской занятостью. От общего числа занятых в сельском хозяйстве женщины составляют почти половину. Во-вторых, доля женщин в составе сельского населения преобладает. В-третьих, до недавнего времени женщины на селе представляли значительную часть специалистов и сельской интеллигенции: агрономы, зоотехники, экономисты, учителя, врачи, работники правлений колхозов и т. д. Безработица влечет за собой снижение мотивации к труду, способствует развитию криминальной обстановки на селе, распространению алкоголизма. Положение усугубляется самой низкой оплатой труда работающих на селе.

По мнению автора, проблему сдерживания  безработицы в сельской местности  может решить политика занятости  на селе, предусматривающая конкретные меры по стабилизации жизнедеятельности  села [18].

Обследование безработных  Алтайского края, проведенное Л. Г. Миляевой, О. И. Маркеловым, Н. П. Подольной, позволило выявить факторы, наиболее важные для женщин при выборе работы: близость к месту проживания, соответствие имеющейся специальности и высокий уровень заработной платы. Авторами также были определены три типа поведенческих установок безработных женщин: первый тип – сторонницы активного экономического поведения (инициативны, по разным каналам ищут работу); второй тип – инертно-выжидательный (полагаются в основном на помощь родственников, друзей, знакомых); третий тип – пассивные фаталистки (считают, что найти работу сейчас невозможно и им уже ничто не поможет). Возможными вариантами решения проблемы занятости женщин могут стать, по мнению авторов, подготовка специалистов на «будущее» и введение стажировки обучающихся на предприятии. Важно выявить профессии и специальности, а также сопряженные рабочие места с преобладанием женщин, которые оказались лишними; возможности создания новых рабочих мест для женщин [33].

В группе социально-экономических исследований Л. А. Гордон,                             Э. В. Клопов рассматривают безработицу в контексте общих социальных процессов, протекающих в переходном российском обществе с 1991 по 1998 год. Пока рост безработицы продолжается, как и прежде в замедленном темпе, в самом слое безработных происходят некоторые качественные изменения. Самым значимым из них является то, что для все большей части потерявших работу это состояние растягивается на долгое время.

Российские безработные  не образуют особого относительно гомогенного слоя. Скорее, они составляют промежуточную, текучую категорию экономически активного населения страны, характерной чертой которого является отсутствие постоянного рабочего места или доходного занятия.

По результатам исследования авторы сделали два вывода. Первый вывод состоит в том, что в России появилась массовая безработица, которая хотя и не достигла пиковых значений, однако служит причиной ухудшения материального положения большинства населения. Согласно второму выводу, расширение сферы безработицы в нашей стране оказалось весьма сложным и противоречивым процессом с неоднозначными последствиями [14].

В группе социально-психологических исследований С. А. Карташов,                                С. Л. Дановский по результатам мониторинга, проведенного с 1992 по 1996 год в Москве, составили социальную типологию безработных, основанием которой явились причины обращения в службу занятости [21].

С. Л. Дановский на основании социологического опроса, совмещенного с психологическим тестированием, определил типы отношений к бирже труда. Главными признаками при типологизации безработных стали причины их обращения на биржу труда, так как именно отношение к ней формирует поведение безработных на рынке [15].

А. Н. Демин, И. П. Попова, проведя исследование с помощью известных социологических методов (полуструктурированное интервью, метод фокус-группы, нарративные интервью), выделили ряд способов адаптации, используемых безработными [16].

В отечественной психологии исследования безработицы представлены, к сожалению, не так разнообразно, как в зарубежной теории и практике и отечественных смежных науках. Анализ доступных нашему вниманию публикаций позволил выделить работы А. К. Осницкого и Т. С. Чуйковой, И. А. Волошиной и В. А. Гребенникова, И. В. Кузнецова и Н. В. Соколовой, В.К. Оше и ряд других.

А. К. Осницкий и Т. С. Чуйкова установили, что ситуация потери работы для большинства людей связана с переживанием кризисных состояний, обусловленных вынужденной деформацией стиля жизни человека, его ценностных ориентации. Особенности разрешения ситуации потери работы связаны с индивидуально-особенными характеристиками человека, определяемыми в значительной мере накопленным опытом субъектной активности [37].

Информация о работе Особенности системы ценностных ориентаций личности как фактор успешности трудоустройства