Формирование культурного поведения младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 00:50, доклад

Описание работы

Разные бывают люди. Одни грубы, невежливы и не стыдятся этого. Другие хотели бы быть культурными, да не знают, как надо поступить в том или ином случае. От чего же зависит поведение человека? От воспитания, от воспитателей, условий жизни? Но бывает, что растет человек в среде, где постоянно сталкивается с грубостью, безнравственностью, а он чист.

Работа содержит 1 файл

Формирование культуры поведения младших школьников.doc

— 594.00 Кб (Скачать)

Продолжите предложения:

1. Добрый человек – это тот, который…

2. Злой человек – это тот, который…

3. Честный человек – это тот, который…

4. Правдивый человек – это тот, который…

5. Жестокий человек – это тот, который…

6. Грубый человек – это тот, который…

Анкетирование детей №3.

Из приведенных ниже прилагательных выпиши в отдельный столбик те слова, которые, по твоему мнению, никак к тебе не относятся.

Умный, глупый, злой, добрый, красивый, дружелюбный, хитрый, жадный, заносчивый, правдивый, врун, отзывчивый, грубый, ласковый, ябеда, насмешник, жалобщик, непоседа.

Анкетирование родителей.

Из приведенных ниже слов выберете те слова, которые лучше всего характеризуют вашего ребенка.

Добрый, красивый, умный, симпатичный, открытый, добросердечный, мягкий, податливый, грубый, злой, жестокий, уравновешенный, непоседливый, тихий, крикливый, неугомонный, жадный, скрытный, ласковый, любознательный, любопытный, откровенный, правдивый, требовательный.

2. Подбор ситуаций для дискуссии.

Ситуация №1.

Всем классом дети выехали на природу. Они играли, пели песни, обсуждали дела класса, строили планы на будущий год. Наконец наступило время еды. Все ребята расположились на поляне, разложили свою еду. Две девочки встали и отошли от класса, укрылись в тени деревьев и стали кушать вдвоем. На приглашение учителя принять участие в общей еде ответили отказом…

Ситуация №2.

На контрольной работе мальчик добросовестно заглядывал в тетрадь через плечо своему соседу. Учитель это видел, но не одергивал списывающего ученика.

Результатом контрольной работы стала двойка. Ученик же, у которого мальчик списывал, получил пять. Ребенок, который списывал, сравнил свою работу с работой одноклассника и заявил, что ему учитель несправедливо ставит отметки…

Ситуация №3.

На остановке стоит семья. Подъезжает автобус, родители спешат подойти поближе к транспорту. В это время подходит старушка и спрашивает, как ей попасть на какую-то улицу. Мальчик начинает объяснять. Родители нетерпеливо его зовут, он продолжает объяснять. В это время автобус уходит, и родители начинают вдвоем ругать своего сына…

Ситуация №4.

Ребенок приводит в дом своих друзей, но родители бесцеремонно выставляют их за дверь. Когда ребенок начинает выяснять, почему они это сделали, родители заявляют, что в дом нужно приводить только тех детей, которых они считают ему ровней для дружбы.

Ситуация №5.

Ребенок замечен во многих неблаговидных поступках. Об этом родителям говорят и взрослые, и дети. Родители отвергают все обвинения в адрес своего ребенка. Когда удается доказать правдивость всех фактов, родители начинают обвинять школу, учителей, друзей ребенка.

3. Выпуск классной газеты по теме собрания.

Учащиеся оформляют газету на тему: Что такое хорошо и что такое плохо. Материалы берут из окружающей жизни.

4. Памятка для родителей по воспитанию культуры поведения у детей.

Не демонстрируйте своему ребенку показную вежливость и чуткость. Очень скоро он начнет вам подражать и поступать так в первую очередь по отношению к вам самим.

Не грубите и не сквернословьте сами. Ваша привычка станет привычкой вашего ребенка.

Не говорите о чужих людях плохо и неуважительно. Если вы покажете в этом пример своему ребенку, ждите, что очень скоро он скажет то же самое о вас.

Будьте тактичны по отношению к другим людям. Это урок вашему ребенку добра и человечности.

Не бойтесь извиниться перед кем-то в присутствии своего ребенка. В этот момент вы ничего не теряете, лишь приобретаете уважение своего ребенка.

Проявляйте благородство даже тогда, когда вам очень не хочется его проявлять, учите этому качеству своего ребенка.

Помните, что поведение – это зеркало, в котором отражается истинный облик каждого!

Ход собрания

I. Вступительное слово классного руководителя.

В толковом словаре под редакцией С.И. Ожегова сказано, что воспитанный человек – это человек, который умеет хорошо вести себя.

Кого мы считаем воспитанным? Можно ли каждого человека считать воспитанным, образованным и культурным?

Образованность сама по себе не предопределяет воспитанности, хотя и создает для этого благоприятные условия.

Воспитанность человека, его хорошие манеры, его уважение к другим людям и к самому себе начинается в детстве. Ребенок чрезвычайно подражателен и усваивает те модели поведения, которые в нем закладывает его семья.

Если изо дня в день ребенок наблюдает хамство и грубость, обман и безразличие, двурушничество и хамелеонство, если родители ослеплены жаждой наживы и ради этого не поскупятся ничем, если ребенок учится в семье рисовать жизнь только черными красками, как бы ни старалась школа и педагоги – помочь такому ребенку жить по законам добра трудно.

Семья должна учить ребенка не только законам человеческого существования, но и законам совместного проживания.

Ребенок должен знать, когда можно включать и выключать музыку в доме, как вести себя в общественных местах, как вести разговор с незнакомым человеком, как вести себя в транспорте и т.д.

Этим вопросам в классе были посвящены классные часы и часы общения. Но к проблемам культуры человека нам все время приходится возвращаться, ибо на них строится сама жизнь.

- Какие качества характера присущи культурному человеку?

- Каким он должен быть? Каких качеств мы с вами в наших детях еще не раскрыли?

II. Анализ анкетирования.

Обсуждение с родителями детских самохарактеристик и характеристик родителей. Обсуждение происходит бесфамильное. После общего обсуждения классный руководитель кладет на стол, где сидят родители каждого ребенка их характеристики.

В четвертом классе знакомство родителей с характеристиками ребенка просто необходимо. Переход в пятый класс – достаточно тревожная ситуация и для детей, и для родителей. Они должны знать, какое мнение об их ребенке у педагогов в начальной школе для того, чтобы подумать над тем, что и как нужно изменить во взаимоотношениях с самим ребенком.

III. Дискуссия по ситуациям, приведенным классным руководителем.

IV. Анализ газеты по теме собрания, выпущенной учащимися.

V. Работа с памяткой для родителей и обсуждение ее.

VI. Рефлексия собрания.

 

Приложение 7.

(к стр. 40)

Правила культуры поведения на улице и дома

На этих занятиях учитель должен познакомить учащихся с основными правилами поведения на улице и дома. Дети уже знают различные правила и нормы, «вежливые» слова и т.п. Поэтому данные занятия будут иметь обобщающий характер и строиться на конкретных примерах поведения на улице и дома.

Урок можно начать с обсуждения и составления правил поведения, вариант которых для учителя предлагается ниже, а затем предложить каждому ученику нарисовать картинку, соответствующую какому-либо правилу по их выбору. Рисунки дети могут закончить дома с родителями и принести на следующий урок.

Из правил поведения на улице

Твой подъезд, твой двор

Поддерживай чистоту и порядок, которые наводят взрослые в подъезде и во дворе. Входя в подъезд, тщательно вытри ноги. Не пачкай стены, не пиши на них. Такое поведение — не только признак некультурности, его можно считать хулиганством, а это уже нарушение закона.

Аккуратно обращайся с лифтом, выполняй все необходимые правила пользования им. Следи за тем, чтобы и другие соблюдали порядок в подъезде и берегли его.

Во дворе также поддерживай порядок, не сори, не ломай деревья и кустарники, сажай цветы, не забывай о птицах, которым нужен корм, особенно зимой.

Помоги взрослым в строительстве детской площадки, бережно обращайся со всем, что построено для вас. Играть надо так, чтобы не мять цветник, не мешать прохожим, гуляющим.

Ты идешь гулять

На прогулку и гулянье выходи в определенные, лучше в одни и те же, часы дня, после школы и пообедав.

Дома скажи, где будешь гулять. Не забывай прийти вовремя. Ты всегда можешь узнать у прохожих, который час, вежливо обратившись с просьбой.

На улице ты можешь бегать, прыгать, играть с мячом. Будь с другими детьми дружелюбен, соблюдай правила игры и не ссорься из-за пустяков.

Запомни свой адрес. Узнай названия близлежащих улиц и какие учреждения, магазины здесь находятся, умей объяснить, как туда пройти.

При встрече с товарищем не останавливайтесь посередине тротуара, чтобы пообщаться. Вы будете мешать прохожим.

Бережно обращайся с телефоном-автоматом, когда придется звонить, и требуй этого же от других ребят.

Если увидишь плачущего малыша без присмотра, узнай, в чем дело, и помоги ему. Никогда не обижай маленьких.

Если кто-то упал или уронил какую-нибудь вещь, помоги ему Не смейся, не разглядывай пристально людей с физическими недостатками.

Будь внимателен ко всем, кому нужна помощь.

Из правил поведения дома

Постоянно следи за чистотой своего лица, рук, шеи, опрятностью одежды и обуви.

Помогай домашним, не дожидаясь, когда они тебя попросят о чем-то, напомнят о твоих обязанностях.

Если видишь, что взрослые устали, будь к ним особенно внимателен: помоги накрыть на стол, спроси, нужна ли помощь.

Тот, кто с детства научился многое делать сам, никогда не будет в тягость другим.

Когда в комнате порядок и чистота, улучшается настроение и работа спорится. Твои игрушки и книжки после игр и занятий должны лежать на своих местах. Если насорил, собери мусор, подмети пол, вытри пыль.

Твои одежда и обувь всегда должны быть на своих местах.

Постоянно ухаживай за своей одеждой, не дожидаясь напоминаний.

Когда приходишь из школы, вешай (или клади) рюкзак на определенное место, а не бросай его, где попало.

Слова «здравствуйте», «доброе утро» говорятся утром родным, соседям. Со взрослыми надо здороваться первым. Если тебе оказали услугу, что-то дали, надо сказать «спасибо». Если же говорят «спасибо» тебе, надо ответить словом «пожалуйста». Это слово используют и при просьбе («Дайте, пожалуйста, немного соли», «Мама, пожалуйста, дай мне чистый платок»).

Выходя из-за стола, поблагодари старших. Не забудь похвалить заботливо приготовленную пищу.

Если надо обратиться к беседующим взрослым, начти со слов «извините, пожалуйста» и только после этого изложи свою просьбу.

Когда просишь о чем-нибудь, не забудь произнести слова: «Прошу вас...» или «Я хочу попросить у вас (книгу)».

Если нечаянно задел кого-то, совершил неловкость, надо извиниться («Извините, пожалуйста», «Простите меня, пожалуйста»).

Уходя, надо прощаться («До свидания», «Всего хорошего»).

Когда идешь спать, пожелай всем спокойной ночи.

Очень важно, каким тоном ты говоришь, обращаясь к своим родным и близким, к любому человеку смотришь ли на него во время разговора. Вежливые слова, сказанные грубо, небрежно, отвернувшись от того, кому они адресованы, перестают быть вежливыми.

 

Дидактические материалы

В.Осеева

Просто старушка

По улице шли мальчик и девочка. А впереди их шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.

— Подержи мои книжки! — крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке.

Когда он вернулся, девочка спросила:

— Это твоя бабушка?

— Нет, — ответил мальчик.

— Мама? — удивилась подружка.

— Нет!

— Ну, тетя? Или знакомая?

— Да нет же, нет! — ответил ей мальчик. — Это просто старушка!

Вопросы

Кому помог мальчик? Правильно ли он поступил?

О чем девочка спрашивала мальчика? Чего она никак не могла понять?

В чем проявились вежливость и воспитанность мальчика?

 

Р.Зеленая, С.Иванов

Страшная история

Вот какая история произошла с одним мальчиком.             

Однажды он вылез из трамвая, думая про вчерашний хоккей, и бросил билет на тротуар. Он всегда так делал: что не нужно, тут же бросал — бумажку от жевательной резинки, золотую обертку от шоколада, стаканчик от мороженого вместе с облизанной палочкой.

И вдруг, едва мальчик сделал несколько шагов, на него накинулся вихрь. Летели бумажки, газеты, окурки. Конфетные фантики порхали и сталкивались, как разорванные бабочки.

Неожиданно из этой метели вынырнула маленькая девочка. Она ревела от страха. К щеке ее прилепился трамвайный билетик.

Бежим! — закричал мальчик. — Может быть, убежим!

И тут по голове его стукнула коробка от торта. В ушах зазвенело...

Информация о работе Формирование культурного поведения младших школьников