Формирование культурного поведения младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 00:50, доклад

Описание работы

Разные бывают люди. Одни грубы, невежливы и не стыдятся этого. Другие хотели бы быть культурными, да не знают, как надо поступить в том или ином случае. От чего же зависит поведение человека? От воспитания, от воспитателей, условий жизни? Но бывает, что растет человек в среде, где постоянно сталкивается с грубостью, безнравственностью, а он чист.

Работа содержит 1 файл

Формирование культуры поведения младших школьников.doc

— 594.00 Кб (Скачать)

— Какая неряха бросает коробки на улице?! — закричал мальчик, да так громко, что… проснулся.

Зазвенел будильник. Мальчик сел на кровати и тут же вспомнил девочку из сна, билетик на ее щеке тот самый, который он бросил, выходя из трамвая. И тогда мальчик наконец понял, откуда берется мусор на улицах.

Вопросы

Какая история произошла с мальчиком? Расскажите.

Это было с ним  во сне или наяву?

Так откуда же берется мусор на улицах нашего города?

А вы в этом принимаете участие? Что же будем делать дальше?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             

 

Приложение 5.

(к стр. 38)

«Правила поведения в театре, кино, музее, на выставке»

Не дорого ничто — дорого вежество

Цель: познакомить детей с правилами поведения в общественных местах (в кино, театре, музее, на выставке и т.п.).

Занятие целесообразно начать с вопроса о том, как нужно относиться к людям, которые нас окружают. Нам приходится сталкиваться с пассажирами в транспорте, покупателями и продавцами в магазине и т.д. Помимо мимолетных встреч, бывает еще и совместное проведение досуга, когда общение происходит дольше. Учитель предлагает детям вспомнить, где и как люди отдыхают (посещение кинотеатров, театров, концертных залов, выставок, музеев, путешествия, туристские походы н т.п.). И в каждом случае нужно следовать определенным правилам.

Привала поведения в театре (общие для всех зрителей):

1. Нужно быть одетым аккуратно и красиво.

2. Нельзя опаздывать к началу спектакля, для этого надо выходить из дома заранее.

З. Не шуметь и не бегать в театре, так как это мешает окружающим.

4. Во время спектакля надо вести себя тихо, спокойно: не вертеться в кресле, не разговаривать, не шуршать фантиками от конфет, ничего не грызть, потому что все это мешает актерам и зрителям.

5. После окончания спектакля необходимо поблагодарить актеров аплодисментами.

б. Нельзя покидать зал до окончания спектакля. (Это рассматривается как  неуважение к актерам и другим зрителям.)

Как вы думаете, правила посещения кинотеатра такие же или чем-то отличаются? Но сначала скажите, что такое кинотеатр? (Место, зал, где показывают кинофильмы.)

Для ответа на этот вопрос учитель может предложить превратить класс во  временный зрительный зал и просмотреть диафильм «Будь вежлив» или другой с последующим обсуждением.

Тестирование «Я — зритель». Учитель раздает каждому по листку бумаги, на котором написано, чего нельзя делать во время демонстрации фильма, а дети должны поставить знак «+» напротив того правила, которое они выполняют всегда, и знак «-« (минус) напротив того, которое не выполняют. Ребята работают самостоятельно, а затем учитель подводит итоги: «Если вы у каждого правила поставили себе знак «+», то вы — хороший зритель. Вы никогда никому не мешаете в кино театре. Если у вас плюсов  больше, чем минусов, то вам нужно запомнить те правила, которые вы пока еще не выполняете, чтобы вы себя тоже считали хорошим зрителем. А вот если у каждого правила вам приходится ставить только минусы, то вы пока еще не умеете смотреть кино вместе с другими людьми. Вам срочно надо выучить все правила, и тогда вы смело можете отправляться в кинотеатр или в видеосалон.

Учитель может отметить, что кино проделало огромный путь: от немого к звуковому, от черно-белого — к цветному, а вот зрительный зал, как и в давние времена, должен оставаться нем, когда идет кино! Не возбраняется только смех, когда демонстрируются комедийные фильмы. Тогда, обычно, смеются все зрители.

Правила

Нельзя: опаздывать к началу фильма; разговаривать с соседом во время фильма; рассказывать или громко комментировать содержание фильма; громко кашлять и сморкаться; шелестеть фантиками; мусорить; класть ноги на спинку стояще го впереди кресла.

Дидактические материалы

Задания

1. Отметь знаком «+» те правила, которые ты выполняешь в кино, театре, а знаком «—« те, которые не выполняешь.

• Опаздываю к началу спектакля.

• Бегаю по помещениям театра.

• Во время спектакля веду себя спокойно: не верчусь, не ем, не мешаю соседям.

• Благодарю актеров аплодисментами.

• Ухожу, когда надоест, не жду конца.

Посчитай, сколько и какие у тебя знаки: если все — плюсы, то ты пока не очень хороший зритель, тебе еще надо многому научиться.

2. Как ты ведешь себя, когда смотришь телевизор (подчеркни или впиши свой вариант ответа):

• громко разговариваю,

• играю,

• сижу спокойно,

• ем,

• …………….

3. Подчеркни нужный ответ.

Куда нужно приходить вовремя:

— в школу;

— в театр;

— на тренировку;

— после школы домой;

— в кино.

Народная мудрость

Смолоду сказками да песнями душу питаю.

Губам — улыбка, глазам — слезы.

Задания и вопросы:

Объясни значение этих пословиц и поговорок.

Какая из них тебе понравилась больше всех? Почему?

ТЕКСТЫ

А. Барто

В театре

47

 



Когда мне было

Восемь лет,

Я пошла

Смотреть балет.

 

Мы пошли с подружкой Любой,

Мы в театре сняли шубы,

Сняли те платки.

Нам в театре, в раздевалке,

Дали в руки номерки.

 

Наконец-то я в балете! 

Я забыла все на свете,

Даже три помножить на три

Я сейчас бы не могла.

Наконец-то я в театре,

Как я этого ждала!

 

Я сейчас увижу фею

В белом шарфе и венке.

Я сижу, дышать не смею,

Номерок держу в руке.

 

Вдруг оркестр грянул в трубы!

Мы с моей подругой Любой

Даже вздрогнули слегка.

Вдруг вижу -  нету номерка.

 

Фея кружится на сцене —

Я на сцену не гляжу.

Я обшарила колени —

Номерка не нахожу.

 

Может, он

Под стулом где-то?

Мне теперь

Не до балета!

Все сильней играют трубы,

пляшут гости на балу,

А мы с моей подругой Любой

Ищем номер на полу.

Укатился он куда-то…

Я в десятый раз ползу

Удивляются ребята:

— Кто там ползает внизу?

 

По сцене бабочка порхала —

Я не видала ничего:

47

 



Я номерок внизу искала

И наконец нашла его.

 

Но тут как раз зажегся свет,

И все ушли из зала.

— Мне очень нравится балет, —

Ребятам я сказала.

47

 



Вопросы:

Что приключилось с подружками в театре?

Весь ли спектакль им удалось посмотреть?

Чем они занимались во время спектакля?

Почему так произошло?

Как надо было поступить, чтобы спокойно смотреть спектакль?

 

В. Кузьмин

Ты пришел в театр...

Каждый день наш театр раскрывает свои двери перед сотнями зрителей. Они очень разные и по возрасту, и по настроению, и даже по внешнему виду.

Вот идут ребята, подтянутые, нарядные, и хотя им хочется поговорить, они сдерживаются, стараясь и говорить тише, и смеяться вполголоса. Они пришли в театр.

...Группа мальчиков, проходя в зал, расталкивает тех, кто оказывается у них на пути. Обувь у ребят грязная, у одного пуговицы застегнуты через одну, у другого вообще нет — оторвались. Я смотрю на них и понимаю: они попали в театр по недоразумению.

Между тем дверь в театр — это не просто дверь, за которой контролер проверяет билеты. Это дверь, открывающая перед нами особый мир — мир искусства.

Приглядитесь внимательнее: уже в фойе царит та торжественно-приподнятая обстановка, которая как бы предупреждает вас о предстоящей встрече с чудом. Потому что сейчас вы перенесетесь в другое время, другое место...

Я не раз расспрашивал наших зрителей, как они готовились к спектаклю, как обсуждали его. Чаще всего ребята недоуменно пожимали плечами: «Это актеры должны готовиться! И что можно обсуждать, если спектакля еще не видел? Вот посмотрим, тогда и обсудим...»

Это неверно. Конечно, большой разговор ПОСЛЕ спектакля необходим. Но не менее важен и серьезный разговор ДО него.

Когда была написана пьеса, по которой поставлен спектакль? Кто ее автор? О чем он писал?..

Даже перед спектаклем-сказкой вам, ребята, надо хорошенько поговорить друг с другом, почитать книги сказок, войти заранее в сказочный мир. Иначе вам трудно будет воспринимать некоторую условность театра — Конька-Горбунка с «человечьим» голосом и лицом или двухголового Тяни-Толкая.

...Мне хочется, ребята, чтобы вы поняли: быть зрителем — это тоже искусство. Особое искусство, сложное, учиться которому надо с ранних лет, с ваших лет. Я верю, что вы научитесь.

Вопросы и задания:

Где начинается театр?

Как нужно себя вести в театре?

В кино надо вести себя также или нет?

Как надо готовиться к посещению театра?

Что следует узнать и обсудить до спектакля?

Что можно обсудить после спектакля?

 

 

Стыдно!

(По И. Толмаковой)

...Идет комедия Грибоедова «Горе от ума». Идет в московском Малом театре, в прославленном Малом театре. Зрительный зал полон школьников.

Все было странно в этот вечер. Перед закрытым занавесом появился человек, не обозначенный в числе действующих лиц. Он приветствовал школьников, как будто это были послы иностранных держав или олимпийские чемпионы. Он выразил радость по поводу того, что школьники пришли в Малый театр. Он рассказал о великих людях, которые здесь бывали. Он призывал уважать эти стены и кресла, хранящие память о прошлом. Нас удивило это выступление, но удивление вскоре рассеялось. Занавес поднялся, актеры начали спектакль.

В зале стоял гул. Кто-то хохотал, кто-то кого-то щипал, кто-то своим не давно обретенным баском отпускал громко реплики.

На сцену вышел Фамусов — народный артист, любимый и почитаемый зрителями Михаил Иванович Царев. На школьников его выход не произвел впечатления. В темном зале была своя жизнь -  смешки, выкрики, базар.

Было стыдно! Как было стыдно! Хотелось выскочить на сцену и просить прощения у актеров за неуважение к бессмертной комедии.

Актеры с достоинством доиграли спектакль.

А потом уборщицы вымели из зала выпотрошенную из кресел вату, бумажки, обертки от конфет...

«Как такое могло случиться с московскими школьниками? — думала я, уходя из театра. — В чем причина?»

Вопросы:

Как вела себя школьники в театре?

Как ты думаешь, в чем причина такого поведения?

Почему автору рассказа было стыдно?

Григорий Остер

Вредные советы

Совет 2

47

 



Посещайте почаще

Театральный буфет.

Там пирожные с кремом,

С пузырьками вода.

Как дрова, на тарелках

Шоколадки лежат,

И сквозь трубочку можно

Пить молочный коктейль.

Не просите билеты

На балкон и в партер,

Пусть дадут вам балеты

В театральный буфет.

Уходя из театра

Унесете с собой

Под трепещущим сердцем

В животе бутерброд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

47

 



         Вопросы:

Как вы думаете, зачем герой этого стихотворения приходил в театр?

Может, ему надо ходить в кафе, а не в театр?

На что вы бы посоветовали ему обратить внимание в театре?

СЛОВАРИК ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Внешкольный этикет — умение везде вести себя вежливо, спокойно, не мешая другим в соответствии с установленными для всех правилами.

Антракт — перерыв в спектакле для отдыха, еды.

Вовремя = точно (по времени).

Информация о работе Формирование культурного поведения младших школьников