Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 00:50, доклад
Разные бывают люди. Одни грубы, невежливы и не стыдятся этого. Другие хотели бы быть культурными, да не знают, как надо поступить в том или ином случае. От чего же зависит поведение человека? От воспитания, от воспитателей, условий жизни? Но бывает, что растет человек в среде, где постоянно сталкивается с грубостью, безнравственностью, а он чист.
— Какая неряха бросает коробки на улице?! — закричал мальчик, да так громко, что… проснулся.
Зазвенел будильник. Мальчик сел на кровати и тут же вспомнил девочку из сна, билетик на ее щеке тот самый, который он бросил, выходя из трамвая. И тогда мальчик наконец понял, откуда берется мусор на улицах.
Вопросы
Какая история произошла с мальчиком? Расскажите.
Это было с ним во сне или наяву?
Так откуда же берется мусор на улицах нашего города?
А вы в этом принимаете участие? Что же будем делать дальше?
Приложение 5.
(к стр. 38)
«Правила поведения в театре, кино, музее, на выставке»
Не дорого ничто — дорого вежество
Цель: познакомить детей с правилами поведения в общественных местах (в кино, театре, музее, на выставке и т.п.).
Занятие целесообразно начать с вопроса о том, как нужно относиться к людям, которые нас окружают. Нам приходится сталкиваться с пассажирами в транспорте, покупателями и продавцами в магазине и т.д. Помимо мимолетных встреч, бывает еще и совместное проведение досуга, когда общение происходит дольше. Учитель предлагает детям вспомнить, где и как люди отдыхают (посещение кинотеатров, театров, концертных залов, выставок, музеев, путешествия, туристские походы н т.п.). И в каждом случае нужно следовать определенным правилам.
Привала поведения в театре (общие для всех зрителей):
1. Нужно быть одетым аккуратно и красиво.
2. Нельзя опаздывать к началу спектакля, для этого надо выходить из дома заранее.
З. Не шуметь и не бегать в театре, так как это мешает окружающим.
4. Во время спектакля надо вести себя тихо, спокойно: не вертеться в кресле, не разговаривать, не шуршать фантиками от конфет, ничего не грызть, потому что все это мешает актерам и зрителям.
5. После окончания спектакля необходимо поблагодарить актеров аплодисментами.
б. Нельзя покидать зал до окончания спектакля. (Это рассматривается как неуважение к актерам и другим зрителям.)
Как вы думаете, правила посещения кинотеатра такие же или чем-то отличаются? Но сначала скажите, что такое кинотеатр? (Место, зал, где показывают кинофильмы.)
Для ответа на этот вопрос учитель может предложить превратить класс во временный зрительный зал и просмотреть диафильм «Будь вежлив» или другой с последующим обсуждением.
Тестирование «Я — зритель». Учитель раздает каждому по листку бумаги, на котором написано, чего нельзя делать во время демонстрации фильма, а дети должны поставить знак «+» напротив того правила, которое они выполняют всегда, и знак «-« (минус) напротив того, которое не выполняют. Ребята работают самостоятельно, а затем учитель подводит итоги: «Если вы у каждого правила поставили себе знак «+», то вы — хороший зритель. Вы никогда никому не мешаете в кино театре. Если у вас плюсов больше, чем минусов, то вам нужно запомнить те правила, которые вы пока еще не выполняете, чтобы вы себя тоже считали хорошим зрителем. А вот если у каждого правила вам приходится ставить только минусы, то вы пока еще не умеете смотреть кино вместе с другими людьми. Вам срочно надо выучить все правила, и тогда вы смело можете отправляться в кинотеатр или в видеосалон.
Учитель может отметить, что кино проделало огромный путь: от немого к звуковому, от черно-белого — к цветному, а вот зрительный зал, как и в давние времена, должен оставаться нем, когда идет кино! Не возбраняется только смех, когда демонстрируются комедийные фильмы. Тогда, обычно, смеются все зрители.
Правила
Нельзя: опаздывать к началу фильма; разговаривать с соседом во время фильма; рассказывать или громко комментировать содержание фильма; громко кашлять и сморкаться; шелестеть фантиками; мусорить; класть ноги на спинку стояще го впереди кресла.
Дидактические материалы
Задания
1. Отметь знаком «+» те правила, которые ты выполняешь в кино, театре, а знаком «—« те, которые не выполняешь.
• Опаздываю к началу спектакля.
• Бегаю по помещениям театра.
• Во время спектакля веду себя спокойно: не верчусь, не ем, не мешаю соседям.
• Благодарю актеров аплодисментами.
• Ухожу, когда надоест, не жду конца.
Посчитай, сколько и какие у тебя знаки: если все — плюсы, то ты пока не очень хороший зритель, тебе еще надо многому научиться.
2. Как ты ведешь себя, когда смотришь телевизор (подчеркни или впиши свой вариант ответа):
• громко разговариваю,
• играю,
• сижу спокойно,
• ем,
• …………….
3. Подчеркни нужный ответ.
Куда нужно приходить вовремя:
— в школу;
— в театр;
— на тренировку;
— после школы домой;
— в кино.
Народная мудрость
Смолоду сказками да песнями душу питаю.
Губам — улыбка, глазам — слезы.
Задания и вопросы:
Объясни значение этих пословиц и поговорок.
Какая из них тебе понравилась больше всех? Почему?
ТЕКСТЫ
А. Барто
В театре
47
Когда мне было
Восемь лет,
Я пошла
Смотреть балет.
Мы пошли с подружкой Любой,
Мы в театре сняли шубы,
Сняли те платки.
Нам в театре, в раздевалке,
Дали в руки номерки.
Наконец-то я в балете!
Я забыла все на свете,
Даже три помножить на три
Я сейчас бы не могла.
Наконец-то я в театре,
Как я этого ждала!
Я сейчас увижу фею
В белом шарфе и венке.
Я сижу, дышать не смею,
Номерок держу в руке.
Вдруг оркестр грянул в трубы!
Мы с моей подругой Любой
Даже вздрогнули слегка.
Вдруг вижу - нету номерка.
Фея кружится на сцене —
Я на сцену не гляжу.
Я обшарила колени —
Номерка не нахожу.
Может, он
Под стулом где-то?
Мне теперь
Не до балета!
Все сильней играют трубы,
пляшут гости на балу,
А мы с моей подругой Любой
Ищем номер на полу.
Укатился он куда-то…
Я в десятый раз ползу
Удивляются ребята:
— Кто там ползает внизу?
По сцене бабочка порхала —
Я не видала ничего:
47
Я номерок внизу искала
И наконец нашла его.
Но тут как раз зажегся свет,
И все ушли из зала.
— Мне очень нравится балет, —
Ребятам я сказала.
47
Вопросы:
Что приключилось с подружками в театре?
Весь ли спектакль им удалось посмотреть?
Чем они занимались во время спектакля?
Почему так произошло?
Как надо было поступить, чтобы спокойно смотреть спектакль?
В. Кузьмин
Ты пришел в театр...
Каждый день наш театр раскрывает свои двери перед сотнями зрителей. Они очень разные и по возрасту, и по настроению, и даже по внешнему виду.
Вот идут ребята, подтянутые, нарядные, и хотя им хочется поговорить, они сдерживаются, стараясь и говорить тише, и смеяться вполголоса. Они пришли в театр.
...Группа мальчиков, проходя в зал, расталкивает тех, кто оказывается у них на пути. Обувь у ребят грязная, у одного пуговицы застегнуты через одну, у другого вообще нет — оторвались. Я смотрю на них и понимаю: они попали в театр по недоразумению.
Между тем дверь в театр — это не просто дверь, за которой контролер проверяет билеты. Это дверь, открывающая перед нами особый мир — мир искусства.
Приглядитесь внимательнее: уже в фойе царит та торжественно-приподнятая обстановка, которая как бы предупреждает вас о предстоящей встрече с чудом. Потому что сейчас вы перенесетесь в другое время, другое место...
Я не раз расспрашивал наших зрителей, как они готовились к спектаклю, как обсуждали его. Чаще всего ребята недоуменно пожимали плечами: «Это актеры должны готовиться! И что можно обсуждать, если спектакля еще не видел? Вот посмотрим, тогда и обсудим...»
Это неверно. Конечно, большой разговор ПОСЛЕ спектакля необходим. Но не менее важен и серьезный разговор ДО него.
Когда была написана пьеса, по которой поставлен спектакль? Кто ее автор? О чем он писал?..
Даже перед спектаклем-сказкой вам, ребята, надо хорошенько поговорить друг с другом, почитать книги сказок, войти заранее в сказочный мир. Иначе вам трудно будет воспринимать некоторую условность театра — Конька-Горбунка с «человечьим» голосом и лицом или двухголового Тяни-Толкая.
...Мне хочется, ребята, чтобы вы поняли: быть зрителем — это тоже искусство. Особое искусство, сложное, учиться которому надо с ранних лет, с ваших лет. Я верю, что вы научитесь.
Вопросы и задания:
Где начинается театр?
Как нужно себя вести в театре?
В кино надо вести себя также или нет?
Как надо готовиться к посещению театра?
Что следует узнать и обсудить до спектакля?
Что можно обсудить после спектакля?
Стыдно!
(По И. Толмаковой)
...Идет комедия Грибоедова «Горе от ума». Идет в московском Малом театре, в прославленном Малом театре. Зрительный зал полон школьников.
Все было странно в этот вечер. Перед закрытым занавесом появился человек, не обозначенный в числе действующих лиц. Он приветствовал школьников, как будто это были послы иностранных держав или олимпийские чемпионы. Он выразил радость по поводу того, что школьники пришли в Малый театр. Он рассказал о великих людях, которые здесь бывали. Он призывал уважать эти стены и кресла, хранящие память о прошлом. Нас удивило это выступление, но удивление вскоре рассеялось. Занавес поднялся, актеры начали спектакль.
В зале стоял гул. Кто-то хохотал, кто-то кого-то щипал, кто-то своим не давно обретенным баском отпускал громко реплики.
На сцену вышел Фамусов — народный артист, любимый и почитаемый зрителями Михаил Иванович Царев. На школьников его выход не произвел впечатления. В темном зале была своя жизнь - смешки, выкрики, базар.
Было стыдно! Как было стыдно! Хотелось выскочить на сцену и просить прощения у актеров за неуважение к бессмертной комедии.
Актеры с достоинством доиграли спектакль.
А потом уборщицы вымели из зала выпотрошенную из кресел вату, бумажки, обертки от конфет...
«Как такое могло случиться с московскими школьниками? — думала я, уходя из театра. — В чем причина?»
Вопросы:
Как вела себя школьники в театре?
Как ты думаешь, в чем причина такого поведения?
Почему автору рассказа было стыдно?
Григорий Остер
Вредные советы
Совет 2
47
Посещайте почаще
Театральный буфет.
Там пирожные с кремом,
С пузырьками вода.
Как дрова, на тарелках
Шоколадки лежат,
И сквозь трубочку можно
Пить молочный коктейль.
Не просите билеты
На балкон и в партер,
Пусть дадут вам балеты
В театральный буфет.
Уходя из театра
Унесете с собой
Под трепещущим сердцем
В животе бутерброд.
47
Вопросы:
Как вы думаете, зачем герой этого стихотворения приходил в театр?
Может, ему надо ходить в кафе, а не в театр?
На что вы бы посоветовали ему обратить внимание в театре?
СЛОВАРИК ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Внешкольный этикет — умение везде вести себя вежливо, спокойно, не мешая другим в соответствии с установленными для всех правилами.
Антракт — перерыв в спектакле для отдыха, еды.
Вовремя = точно (по времени).
Информация о работе Формирование культурного поведения младших школьников