Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2011 в 17:55, курсовая работа
Задачи исследования:
* выявить место текста в системе языка;
* установить типологию текстов;
* изучить структурные элементы текста;
* дать характеристику системе упражнений по формированию текстовых умений;
* проанализировать учебники по русскому языку для начальной школы на предмет наличия и разнообразия упражнений, направленных на формирование текстовых умений;
* выявить эффективную систему упражнений в одном из учебников (Т.Г. Рамзаевой и М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко).
Введение……………………………………………………………………...4
Глава 1. Психолингвистические и методические основы формирования текстовых умений в начальной школе…………………………………….……...6
1. Лингвистика текста как область языкознания………………...........6
2. Текст как основное лингвистическое понятие методики развития речи………………………………………………………………………..............10
Выводы по первой главе……………………………………...…………...14
Глава 2.Методика формирования текстовых умений у младших школьников…………………………………………………………………………16
2.1. Система упражнений по формированию текстовых умений...............16
2.2. Анализ учебно-методических комплектов Т.Г. Рамзаевой и М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко…………………………………………....................25
Выводы по второй главе……………………………………………………..34
Заключение………………………………………………..………………….35
Список литературы…………………………………………………………..36
Министерство образования и науки РФ
Федеральное агентство по образованию
Московский Государственный Гуманитарный Университет
им. М.А.
Шолохова
Формирование текстовых
умений у младших школьников
Курсовая работа
по методике русского языка
студентки Лях Ольги Александровны
курса 4 очно-заочного отделения
педагаогического факультета
специальности
«Педагогика
и методика начального образования»
Научный руководитель
проф.
Соловейчик М.С.
Москва – 2009
Введение……………………………………………
Глава
1. Психолингвистические и методические
основы формирования текстовых умений
в начальной школе…………………………………
Выводы
по первой главе……………………………………...…………...
Глава
2.Методика формирования текстовых
умений у младших школьников…………………………
2.1.
Система упражнений по
2.2.
Анализ учебно-методических
Выводы по второй главе……………………………………………………..34
Заключение………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Проблема
развития речи школьников всегда трактовалась
в теории и практике преподавания
русского языка как одна из важнейших.
Об этом свидетельствуют труды
Сегодня методика развития речи поднимается на совершенно новый уровень – с сугубо практического на научный. Одним из важнейших источников, питающих этот процесс, служит лингвистика. В последние десятилетия в ней стали развиваться такие направления, как функциональная стилистика, культура речи, теория текста. Развитие всех этих наук, накопление в них конкретных знаний о речи послужило мощным импульсом для обновления соответствующей области методики обучения русскому языку и позволило методистам приступить к обновлению давно не удовлетворяющей всех системы обучения речи в школе.
Важным для многих вопросов методики обучения русскому языку являются исследования Н.И. Жинкина. Так, с опорой на проведенное им изучение процесса создания письменного и устного высказывания1 в 60-е годы методистом Т.А. Ладыженской были сформулированы умения связной речи: понимать и раскрывать тему высказывания, осознавать основную мысль и др. Сегодня эти умения хорошо знакомы каждому словеснику и должны быть известны учителю начальных классов.
Особенностью современного этапа методики развития речи учащихся является непосредственное обращение к тексту как к коммуникативной единице.
В каждом разделе курса русского языка ученик подводится к тексту, так как все анализируемые явления интересны и значимы не только сами по себе, но и в качестве компонентов любого текста, который создается или воспринимается в ходе коммуникации. Следовательно, познания языковых явлений на уроках русского языка не может стать самоцелью. Оно должно вывести учащихся на новый уровень в овладении средствами общения: от интуитивного владения языком к осознанному, правильному, умелому использованию различных средств языка при решении соответствующих коммуникативных задач.
Общепринятого понятия «текст» в лингвистике нет. В связи с этим в учебных пособиях даются различные определения данного понятия.
Анализ учебников показывает, что существуют и различные подходы к формированию текстовых умений.
Понимать тему текста, раскрывать ее в своем высказывании, понимать основную мысль «чужой» речи, а также осознавать ее и развивать в своей, располагать предложения в нужной (по логике мысли) последовательности и связывать их между собой – вот те умения, которые следует формировать у школьников с самого начала процесса совершенствования их речевой деятельности. Всем сказанным выше доказывается актуальность темы исследования.
Проблема исследования – возможно ли повысить качества текстовых умений у младших школьников за счет целенаправленной работы с использованием упражнений по формированию данных умений?
Цель исследования - определить содержание и организацию работы по формированию текстовых умений у младших школьников.
Объект исследования –развитие речи учащихся.
Предмет исследования – система формирования текстовых умений у младших школьников.
Задачи исследования:
Методы исследования:
1.
Психолингвистические
и методические основы
формирования текстовых
умений в начальной
школе
В настоящее время к лингвистике текста обычно причисляют любое лингвистическое исследование, в котором автор обращается к тексту (в устной или письменной форме) как основной единице человеческой коммуникации.
Лингвистика текста как самостоятельная научная дисциплина зародилась на рубеже 60 – 70-х годов XX века.
Долгое время самой крупной единицей языка, которая привлекала внимание лингвистов, было предложение. Следствием этого можно считать тот факт, что еще и сегодня вузовский курс русского языка на факультетах учителей начальных классов, как правило заканчивается синтаксисом предложения. Но общение чаще всего осуществляется более крупными единицами-текстами. Осознание этого факта и стремление ученых сделать представление о языке и речи более полным и совершенным привело к появлению новой области языкознания – лингвистике текста.
В
современной лингвистической
В зарубежной научной литературе лингвистика текста трактуется похожим образом: «Лингвистика текста – языковедческая дисциплина, занимающаяся анализом языковых закономерностей, которые выходят за рамки одного предложения. Она имеет своей целью определить конститутивные признаки текста как единицы языка и тем самым заложить основы теории текста»3.
В тексте все средства языка становятся коммуникативно-значимыми, объединенными в определенную систему, в которой каждое из них наиболее полно проявляет свои существенные признаки и, кроме того, обнаруживает новые, текстообразующие функции. Отсюда следует вывод: единицы языка, объединяясь в предложения и группы предложений, образуют компоненты текста, его структурные элементы.
Объектом
изучения в школе могут стать,
прежде всего, типизированные высказывания,
извлеченные из ситуации реального речевого
общения, но соотнесенные с ней условно.
В литературе выделены и описаны следующие текстовые категории: информативность, завершенность, цельность, связность, ретроспекция, проспекция, пресуппозиция, последовательность.
Остановимся только на тех, без понимания сущностных характеристик которых, будет затруднена организация работы над текстами в начальной школе.
Категория информативности присуща только тексту и является важнейшей в ряду других текстовых категорий. Она выражается в типах речи повествования, рассуждения, описания (эти типы речи мы рассмотрим чуть позже). Содержанием любого законченного текста является информация, т.е. «соотношение смыслов и сообщений, дающие новый аспект явлений, факта, события. Это соотношение подвержено изменению по мере продвижения текста».4
Текст передает определенную последовательность фактов, которые развертываются во времени и пространстве по особым правилам в зависимости от содержания и типов текста.
В
современной отечественной
Очевидно, что связность и цельность (целостность) – понятия неравнозначные. «Связность обычно является условием цельности, но цельность не может полностью определиться через связность. С другой стороны, связный текст не всегда обладает характеристикой целостности».5
К категориям связности и цельности текста прилегают категории интеграции и завершенности. Категория интеграции объединяет части текста в целях достижения его целостности. Интеграция объединяет текст не линейно, а по вертикали, обеспечивая причинно – следственные связи между его частями, отбирая те из них которые наиболее существенны для передачи концептуальной позиции автора текста.
Результат интегрирования реализуется в категории завершенности, которая непосредственно соотносится с названием текста. Ведущее свойство названия – «ограничивать текст и наделять его завершенностью.
В заголовке находит выражение тематическое единство текста. Оно выражается в том, что все элементы текста прямо или опосредованно связаны с предметом речи (с темой высказывания) и с коммуникативной установкой говорящего (пишущего) – с задачей и основной мыслью высказывания.
И,
наконец, всякий текст, создаваемый
в процессе коммуникации, должен быть
литературно обработан: ему нужно
придать соответствующее
Рассмотрим несколько типов речи, особенно актуальных для речевой практики младших школьников.
Повествование – изображение событий или явлений, совершающихся не одновременно, а следующих друг за другом или обуславливающих друг друга.
Итак, повествование раскрывает тесно связанные между собой события, явления, действия как объективно происходившие в прошлом. Предложения повествовательных контекстов не описывают действия, а повествуют о них, т.е. передается само событие, действие.
Информация о работе Формирование текстовых умений у младших школьников