Формирование культурного поведения младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 00:50, доклад

Описание работы

Разные бывают люди. Одни грубы, невежливы и не стыдятся этого. Другие хотели бы быть культурными, да не знают, как надо поступить в том или ином случае. От чего же зависит поведение человека? От воспитания, от воспитателей, условий жизни? Но бывает, что растет человек в среде, где постоянно сталкивается с грубостью, безнравственностью, а он чист.

Работа содержит 1 файл

Формирование культуры поведения младших школьников.doc

— 594.00 Кб (Скачать)

5. Богданова, О.С., Петрова, В.И. Воспитание культуры поведения учащихся 1-3 классов. – М.: Просвещение, 1978.

6. Богуславская, Н.Е., Купина, Н.А. Веселый этикет: Развитие коммуникативных способностей ребенка. – Екатеринбург: Литур, 2000.

7. Болотина, Л.Р., Латышина Д.Н. Методика внеклассной воспитательной работы в начальных классах. - М.: Просвещение, 1978.

8. Дереклеева, Н.И. Родительские собрания 1-4 классы. – М.: Вако, 2004.

9. Дик, Н.Ф. Воспитываем личность (текст): воспитательная работа в начальной школе. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2005.

10. Золотая книга этикета (текст) / авт.-сост. В.Ф. Андреев. – М.: Вече, 2004.

11. Мы живем среди людей: Кодекс поведения/ (Голубовский, А.Б., Коломинский, Я.Л., Круглов, Б.С. и др.) – М.: Политиздат, 1989.

12. Мы живем среди людей: Кодекс поведения./Авт.-сост. Дубровина, И.В. – М.: Политиздат,1989.

13. Николаева, Т.Н., Илларионов, С. Этикет и мы. – М.: Советский спорт, 1993.

14. Они, И.Л. Спасибо, пожалуйста, здравствуйте: (О вежливости и культуре поведения: Для детей.) – Л.: Лениздат Социал-коммерческая фирма «Человек», 1991.

15. Правила хорошего тона для благовоспитанных людей. – 2-е изд. – М.: Школьная Пресса, 2001.

16. Современный этикет: Золотые советы и правила. – М.: Эксмо-пресс, 2001.

17. Сухомлинский, В.А. Методика воспитания коллектива. – М.: Просвещение, 1981.

18. Сухомлинский, В.А. Сто советов учителю. – Ижевск: Удмуртия, 1981.

19. Тутолмин-Линдт, П.А., Тутолмин, А.А., Тутолмин, А.В. Компетентностная педагогическая поддержка нравственного воспитания младших школьников: монография. – Глазов: Изд-во Глазов. гос. пед. ин-та, 2008.

20. Шилова, М.И. Учителю о воспитанности школьников. – М.: Педагогика, 1990.

21. Школа этикета: Поучения на всякий случай/ Сост. Лиханов, Л.С. – Екатеринбург: Средне-Уральское кн. изд-во, 1995.

22. Этикет от А до Я/Авт.-сост. Чудакова, Н.В. – М.: Изд-во АСТ,1996.

23. Ягодинский, В.Н. Как себя вести: (Практический курс культурного поведения) – М.: Знание, 1991. 

Статьи.

24. Волович, А.И. Основы этикета и искусства общения.//Восп. шк. – 2004. - №1, с.20-25.

25. Волович, А.И. Основы этикета и искусства общения.//Восп. шк. – 2004. - №3, с.23-25.

26. Козлов, Э. Азбука нравственности.//Восп. шк. – 2004. - №6, с.42-47.

27. Козлов, Э. и др. Азбука нравственности.//Восп. шк. – 2005. - №8, с.42-48.

28. Козлов, Э., Петрова, В., Хомякова, И. Азбука нравственности.//Восп. шк. – 2004. - №7, с.43-50.

29. Курочкина, И. О культуре поведения и этикете.//Дошк. восп-е. – 2003. - №10, с.96-101.

30. Петрова, В. Азбука нравственного образования.//Восп. шк. – 2006. - №2, с.46-58.

31. Петрова, В. Азбука нравственного образования.//Восп. шк. – 2006. - №4, с.34-38.

32. Петрова, В. Азбука нравственного образования.//Восп. шк. – 2007. - №3, с.45-49.

33. Петрова, В. Азбука нравственного образования.//Восп. шк. – 2007. - №4, с.33-36.

34. Петрова, Н. Опыт преподавания курса «Основы этикета и искусства общения».//Восп. шк. – 2003. - №5, с.7-12.

35. Подлеснова, Н. Привычка быть нравственным.//Семья и школа. – 2003. - №11, с.6-8.

36. Пчельникова, Л. Волшебное слово на выручку готово.//Восп. шк. – 2005. - №3, с.27-30.

37. Тыртышная, М. «Неделя вежливости» в школе.//Восп. шк. – 2003. - №9, с.34-38.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Приложение 9.

(к стр. 41)

Практикум по культуре поведения

Цели:

1) Развитие умений учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этикета;

2) Усвоение учащимися основных правил поведения в театре, в транспорте, в гостях.

Подготовительная работа:

1. Предлагается учащимся с родителями прочитать книги о культуре поведения.

2. Создаем интеллектуальную группу, которая готовит:

- выступления учащихся, читающих наизусть стихи Г. Остера;

- инсценировки миниатюры о нелепом поведении людей, не знающих правил этикета;

- цветные жетоны из бумаги, которые будут выдаваться учащимся, сформулировавшим правила поведения в ходе практикума;

- выбор ведущего.

Оснащение: три белых листа ватмана, фломастеры, маркеры, жетоны из бумаги.

Ход практикума

1. Сегодня мы побываем в необычном театре, где в спектаклях-миниатюрах главный персонаж Вася Васечкин живет по своим правилам, отличающимся от правил поведения, которым следуют воспитанные люди, и вот что с ними происходит… Посмотрите ситуации, в которые попадает Васечкин, найдите его ошибки и исправьте их, сформулируйте грамотно правила поведения. За каждое правильно сформулированное правило ученик получает жетон.

2. Итак, спектакль начинается. Ведущий объявляет: сцена 1 – В театре.

Действие 1. в театральном буфете.

Ученик читает стихотворение Г. Остера:

Посещайте почаще

Театральный буфет

Там пирожные с кремом,

С пузырьками вода,

Как дрова на тарелках,

Шоколадки лежат,

И сквозь трубочку можно

Пить молочный коктейль,

Не просите билеты

На балкон и партер,

Пусть дадут вам билеты

В театральный буфет.

Уходя из театра,

Унесете с собой

Под трепещущим сердцем,

В животе бутерброд.

Ведущий. Действие 2. Свет в зале уже погас. Идет спектакль.

Миниатюра. На сцене 2 ряда стульев. На них сидят зрители (4-6 учащихся). Они внимательно смотрят спектакль. Васечкин, запыхавшись, врывается в зал. Находит свой ряд и начинает пробираться между рядами, повернувшись спиной к сидящим. Роняет свое порожное на колени одного из зрителей. Наконец добирается до своего места и начинает расспрашивать, что уже показали артисты. Немного посмотрел на игру актеров, зажевал свою шоколадку, которую до этого он долго и шумно разворачивал. Васечкин зевает и решает вернуться в буфет, приглашает с собой товарища. И вот он в фойе. Женщина роняет носовой платок, Васечкин, как настоящий рыцарь наклоняется, берет платочек, подает его даме. И слышит в ответ: «Никогда мальчик этого не делай». Огорченный Васечкин бредет в буфет.

Беседа с учащимися.

- Назовите ошибки, которые допустил Васечкин.

Дети формулируют правила поведения в театре:

а) в зрительный зал входят до третьего звонка;

б) проходят на свое место лицом к сидящим;

в) есть во время спектакля неприлично;

г) не разговаривают с соседями.

Ведущий. Сцена 2. В транспорте. Действие 1. На автобусной остановке.

Ученик читает наизусть стихотворение Г. Остера.

Когда состаришься – ходи

По улице пешком,

Не лезь в автобус, все равно

Стоять придется там.

И нынче мало дураков,

Чтоб место уступать,

А к тем далеким временам

Не останется их совсем.

Ведущий. Действие 2. В автобусе.

Миниатюра. На сцене 6 стульев в ряд условно указывают салон полупустого автобуса. В автобусе сидит очень старая женщина. Впереди сидит кондуктор. На остановке в автобус запрыгивает Васечкин и держа за руку свою подружку, начинает затаскивать ее в салон. Оказав, таким образом, даме помощь, он плюхается на сиденье и кричит подруге: «Анька, оплати проезд!» Аня, севшая позади пожилой дремлющей женщины, будит ее и просит передать деньги на билет. На следующей остановке заходят люди. Васечкин разговаривает с Аней, делает вид, что не замечает уставших стариков. Аня встает, уступает место старушке, но при этом говорит: «Садитесь! Не сидится вам, старикам, дома!»

Беседа с учащимися.

- Найдите ошибки в поведении этих ребят, сформулируйте правила поведения в транспорте. (Ведущий записывает на листе правила поведения в транспорте. Учащиеся получают поощрительные жетоны.)

Ведущий. Сцена 3. В гостях. Действие 1. День рождения.

Учащийся читает наизусть стихотворение Г. Остера.

Если друг на день рожденья,

Пригласил тебя к себе,

Ты оставь подарок дома –

Пригодится самому.

Сесть старайся рядом с тортом.

В разговоры не вступай,

Ты во время разговора

Вдвое меньше съешь конфет.

Выбирай куски помельче, чтоб быстрее проглотить.

Не хватай салат руками –

Ложкой больше зачерпнешь.

Если вдруг дадут орехи,

Сыпь их бережно в карман,

Но не прячь туда варенье –

Трудно будет вынимать.

Действие 2. Васечкин принимает гостей.

Миниатюра. На сцене стол с букетом цветов, стулья. В глубине дверь. У Васечкина день рождения, он расставляет стулья для гостей. Звонят. Васечкин просит бабушку открыть дверь. Гость кричит с порога: «Здрасьте! – и с расстояния бросает Васечкину мяч, - держи! Тебе подарок! Смотри не потеряй! Помнишь, как ты потерял мой ножик». Вася обращается к бабушке: «Бабуля, принимай гостей, а я пока с Сашкой поговорю». Снова звонят. Бабушка открывает дверь. Вламывается толпа одноклассников. Оттеснив бабушку в глубину коридора, они хором кричат: «Поздравляем!» Васечкин подходит к друзьям, берет подарок в красивой упаковке, бросает его на стул и говорит гостям: «Проходите в комнату, пальто снимайте!», обращаясь к бабушке, Вася добавляет: «Все собрались. Можно подавать на стол».

Беседа с учащимися.

- Найдите ошибки, допущенные Васечкиным, сформулируйте правила поведения в гостях, как дарить подарки, как принимать гостей, как принимать подарки, как представлять при знакомстве людей. (Ведущий записывает на третьем листе ватмана правила поведения в гостях. Учащиеся получают жетоны.)

 

Классный руководитель благодарит инициативную группу, которая помогла ребятам побывать в необычном театре, увидеть веселые миниатюры и нелепое поведение Васи Васечкина.

Еще раз вместе повторяют правила поведения. Выявляют детей, набравших большее количество жетонов. Ребята приветствуют их аплодисментами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 10.

(к стр. 41)

 

Родительское собрание.

Как научить своего ребенка жить в мире людей. Уроки этики поведения для детей и родителей.

Этика – это безгранично расширенная ответственность по отношению ко всему живущему.

А. Швейцер

Резкость, грубость, неотесанность – это пороки, от которых иной раз не свободны даже умные люди.

Ж. Лабрюйер

Вежливость порождает и вызывает вежливость.

Э. Роттердамский

Задачи собрания:

1. Обсудить с родителями проблемы поведения учащихся в школе и дома.

2. Формировать у родителей понимание значимости данной проблемы для становления характера их ребенка, его взглядов.

Форма проведения: дискуссионный клуб.

Вопросы для обсуждения:

- Что значит быть культурным человеком? Критерии культуры личности.

- Анализ результативности работы с детским коллективом по воспитанию нравственных ценностей.

Подготовительная работа к родительскому собранию:

1. Анкетирование детей и родителей по проблеме собрания.

Анкетирование детей №1.

Считаешь ли ты себя культурным человеком? Если да, то отметь в этом списке те действия, которые ты считаешь приличными, знаком «+», те действия, которые ты считаешь неприличными, знаком « ».

громко кричать

драться

перебивать в разговоре другого человека

списывать из чужой тетради во время контрольной

задавать неуместные вопросы

свистеть

ругаться

жадничать

сплетничать

ябедничать

врать

навязываться в друзья

не обращать внимания, если кого-то обижают

молчать, если кто-то совершил плохой поступок

приставать к людям с расспросами

завидовать кому-то

жаловаться на кого бы то ни было

быть равнодушным к чужой беде

Анкетирование детей №2.

Информация о работе Формирование культурного поведения младших школьников