Формирование культурного поведения младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 00:50, доклад

Описание работы

Разные бывают люди. Одни грубы, невежливы и не стыдятся этого. Другие хотели бы быть культурными, да не знают, как надо поступить в том или ином случае. От чего же зависит поведение человека? От воспитания, от воспитателей, условий жизни? Но бывает, что растет человек в среде, где постоянно сталкивается с грубостью, безнравственностью, а он чист.

Работа содержит 1 файл

Формирование культуры поведения младших школьников.doc

— 594.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 6.

(к стр. 39)

«Меня пригласили на день рождения»

Не место красит человека, а человек — место

Цель: познакомить детей с общими нравственными правилами поведения в гостях и различными ситуациями, в которых ребенок может оказаться.

Примерные вопросы и направления для обсуждения с детьми:

Какие чувства вызывает у тебя приглашение в гости? (Приглашение в гости создает праздничное настроение.)

Каким обычно бывает твое участие в общении, играх и других развлечениях?

Учитель. Подготовка к визиту начинается с осмысления события, послужившего причиной праздника. Прежде всего, надо подумать, чем порадовать того, кто приглашает. Это могут быть подарок, стихи в честь главного виновника торжества, веселая сценка на тему события, игры и др. Собираясь в гости, обычно придумывают праздничный, отличный от повседневного наряд, придают себе торжественный вид (прическа, галстук, шарфик, бантик и т.п.).

Если речь идет о дне рождения, нужно позаботиться о том, чтобы подарок оказался приятным и полезным имениннику. Заранее можно выяснить, задавая косвенные вопросы, мнение о том или ином предмете (возможном подарке).

Нельзя забывать, что собственные стихи (или стихи поэта), отвечающие событию, очень украшают праздник. То же относится и к песне, музыке. Зная, что хозяева затратили много труда, готовясь к празднику, в разговоре с ними следует отметить оформление помещения, платье, отдельные удачные детали одежды, похвалить убранство стола, приготовленные блюда, а также поблагодарить за проявленное к вам внимание.

Всегда следует помнить, что, приняв приглашение, каждый как бы дает согласие включиться в праздник, общее веселое настроение. Нельзя позволять себе «дуться» на что-либо, отказываться от предложения поиграть, спеть, станцевать. Придя, в гости, необходимо приветливо поздороваться, поздравить именинника, не забыть сказать «спасибо» при приглашении к угощению; спросить, где можно сесть за столом; предложить свою помощь в организации праздника. Нельзя заявлять о том, что ты чего-то из предложенного не любишь, не ешь. Что еще надо знать и помнить о поведении в гостях — дополнят дети. Они могут рассказать о своих посещениях друзей; когда и почему было весело, когда скучно (все смотрели телевизор, часть детей играла на компьютере и т.д.).

Учитель. Итак, каким правилам поведения в гостях надо следовать?

Правила поведения в гостях (формулируют дети, учитель помогает в случае необходимости).

• Вспомни все вежливые слова и используй их в общении.

• Старайся быть общительным и внимательным к хозяевам, окружающим.

• Веди себя за столом согласно общепринятым правилам этикета (вспомнить эти правила).

• Уходя, поблагодари хозяев за интересный праздник.

В ходе занятия можно использовать игры «Мы собираемся в гости», «Мы в гостях». Дети делают инсценировки, предлагают игры и развлечения, которые могут сделать общение веселее и интереснее. Можно всем вместе спеть песни, станцевать, показать фокусы и т.д.

Дидактические материалы

Задания

1. Отметь знаком «+» те правила, которые ты выполняешь в гостях, а знаком

«—» те, которые не выполняешь.

• Часто опаздываю к назначенному времени.

• Бегаю по квартире.

• Во время праздника веду себя спокойно, весело.

• Благодарю родителей именинника за вкусную еду.

• Ухожу, когда надоест, не жду всех.

Какие вы поставили знаки? Если все «плюсы», то ты пока не очень хорошо ведешь себя в гостях, тебе еще надо учиться этому.

2. Как ты выбираешь подарок (подчеркни или впиши свой вариант ответа):

• дарю то, чем сам уже наигрался;

• ищу то, о чем друг говорил;

подарок выбирает мама;

• ……………………..

З. «Кто к тебе придет?»

У тебя день рождения, но ты болен и лежишь в больнице. Кто обязательно придет тебя поздравить?

При использовании данной методики, если дети затрудняются, можно заранее изготовить из бумаги силуэты людей, на них надписать: мама, папа, бабушка, брат, сестра, тетя, друг, врач, другое, никто.

Методика позволит узнать, насколько ребенок ощущает себя дорогим и нужным окружающим людям.

Народная мудрость

Не тем красен пир, что в трубы трубят,

А тем, что люди людям любы.

 

В гости ходить —

Надо и к себе водить.

 

В этом доме и вода что мед.

 

Красна сказка складом, а песня — ладом.

 

Задания и вопросы:

Объясни значение этих пословиц и поговорок.

Какая из них тебе понравилась больше всех? Почему?

ТЕКСТЫ

А. Толстой

 

Золотой ключик или Приключения Буратино

(отрывок)

Наутро Буратино проснулся веселый и здоровый, как ни в чем не бывало.

Девочка с голубыми волосами ждала его в саду, сидя за маленьким столом, накрытым кукольной посудой.

Ее лицо было свежевымыто, на вздернутом носике и щеках — цветочная пыльца.

Оглянула деревянного мальчишку с головы до ног, поморщилась. Велела ему сесть за стол и налила в крошечную чашечку какао.

Буратино сел за стол, подвернул под себя ногу. Миндальные пирожные он запихивал в рот целиком и глотал не жуя.

В вазу с вареньем залез прямо пальцами и с удовольствием их обсасывал.

Когда девочка отвернулась, чтобы бросить несколько крошек пожилой жужелице, он схватил кофейник и выпил все какао из носика.

Поперхнулся, пролил какао на скатерть.

Тогда девочка сказала ему строго:

— Вытащите из-под себя ногу и опустите ее под стол. Не ешьте руками, для этого есть ложки и вилки.

От возмущения она хлопала ресницами.

— Кто вас воспитывает, скажите, пожалуйста?

— Когда папа Карло воспитывает, а когда никто.

— Теперь я займусь вашим воспитанием!

Вопросы и задания:

Правильно ли вел себя Буратино за столом? Что он делал неправильно?

Почему Мальвина решила взяться за воспитание Буратино?

Какое значение имеют правила поведения за столом?

СЛОВАРИК ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Приглашение на день рождения должно содержать уважительно-вежливые слова приглашения с точным указанием дня и времени начала праздника.

Подарок ко дню рождения — необязательно дорогая, но интересная и нужная вещь для того, у кого день рождения.

Поведение в гостях - нужно быть веселым, но не шумным, и не навязчивым. Уходить надо вовремя.

Поведение за столом — надо быть аккуратным, спокойным, соблюдать правила этикета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

(к стр. 36)

«Что такое школьная дисциплина?»

Делу время, потехе час

Цели урока: напомнить детям правила поведения в школе, научить определять основной смысл пословиц и соотносить их с правилами; обобщить полученные знания в понятии «школьная дисциплина».

Вначале учитель сообщает детям, что в жизни каждого человека есть то, что он должен делать обязательно, чтобы не нарушить слаженную работу, труд других людей. Последнее может произойти, если приходить в школу с опозданием, на уроках разговаривать о своем, не слушая учителя, и т.д.

Важную роль на занятиях с младшими школьниками играют инсценировки. Дети в игре, выполняя разнообразные социальные роли, накапливают тем самым определенный нравственный опыт. Так, учитель может предложить ребятам провести инсценировку начала урока. Она позволяет активизировать знания ребят: как надо встречать учителя (каким должен быть внешний вид, что должно быть на столах, что делать, если не успел доесть яблоко или булочку, допить сок, и т.д.), как вести себя на уроке (отвечать по одному или всем вместе, что делать, если надо срочно выйти, и т.д.). Если ученик затрудняется в анализе ситуации, то учитель должен, используя наводящие вопросы, помочь ему разобраться в ней, сформулировать правильный ответ, произнести соответствующее действие (например, убрать лишние предметы со стола, привести в порядок ручки, карандаши, тетради и т.д.).

Можно обратиться к игре для воспроизведения конкретной ситуации на перемене. Дети вместе с учителем разбираются, для чего существует перемена и как ее надо проводить (играть или шалить, кричать, толкаться или активно двигаться, не мешая при этом окружающим). В виде игры воспроизводится разобранный вариант поведения.

Эти же ситуации учитель может представить в виде рисунков с последующим обсуждением, что делать можно, а чего делать не следует. Главное, что надо выяснить: в чем заключаются правила поведения в школе и почему их необходимо соблюдать?

Беседы на этом уроке учителем строятся так, чтобы дети сначала вспомнили основные правила поведения в школе и классе, а затем привели примеры добрых поступков (свои, друзей, родных); объяснили, что такое «волшебные слова» и когда ими пользуются люди; рассказали, нужно ли стремиться стать трудолюбивым и зачем, кого называют аккуратным.

На уроке важно использовать сюжетные картинки, литературный материал (стихи, пословицы, поговорки), игры, рисование. Например, учитель может прочитать детям стихотворение С.Маршака «Школьнику на память», которое они хорошо знают, и провести по его содержанию беседу. Для нее учитель подбирает картинки, иллюстрирующие стихотворение. В ходе беседы школьникам предлагается выстроить эти сюжетные картинки в логической последовательности.

Живо проходит анализ добрых поступков людей с использованием детьми сигнальных карточек (красная карточка - «плохо», неодобрение, зеленая карточка — «хорошо», одобрение). Эта игровая форма, с одной стороны, поможет привлечь к участию в разговоре всех детей, с другой — высветит визуальную картину их знаний и представлений. Вот как проводится, например, игра «Найди свой домик». Учитель предлагает каждому ребенку загадать слово, обозначающее добрый или недобрый поступок, качество человека. Выбираются два ведущих, те дети, которые в прошлом году показали правильную ориентацию в основах нравственности. Одному из них вручается сигнальная карточка зеленого цвета, другому — красного. Учитель говорит: «Наши ведущие — это светофоры, которые пропускают в свои домики только тех, кто правильно назовет слово: на зеленый свет могут пройти те из вас, кто придумал слова, обозначающие добрые, хорошие поступки, а на красный — недобрые. Представьте себе, что вы едете в машине, но чтобы попасть в свой домик, должны найти свой светофор, назвать пароль — слово, соответствующее свету светофора, тогда вас пропустят. Если нет, то мы все вместе разберем ошибку и поможем «водителю» найти нужный светофор и свой домик».

Учитель может на этом уроке активно использовать пословицы, поговорки, выражающие народную мудрость, например, такие: «Добро наживай, а худо изживай», «Добро поощряй, а зло порицай» и т.п. В беседе по содержанию пословиц и поговорок учитель выясняет, как дети понимают их смысл, что значит «добро наживать», как нужно «худо изживать»; почему важно «добро поощрять», что значит «зло порицать». Учитель может заранее эти пословицы и поговорки представить в виде плаката (или плакатов) и во время их разбора прикрепить на доску, а после обсуждения перенести на стенд в классе, чтобы ребята могли их видеть и вспоминать о содержании беседы.

Важно получить ответы детей на следующие вопросы: «Где никак нельзя обойтись без строгого соблюдения правил (правила уличного движения, дисциплина в армии, на флоте, атомной электростанции)? Что получится, если солдат, дежурный не будут дисциплинированным?»

Дисциплинированный человек знает, как и почему надо вести себя в определенной ситуации. Он сознает, что от его недисциплинированности могут пострадать люди и дело, и руководствуется правилом «я должен», «я обязан», поэтому ему можно доверить самое серьезное дело. К большим делам человек готовится, начиная с детства, когда он вырабатывает у  себя привычку поступать в соответствии с общепринятыми нормами и правилами поведения. Выработанная годами привычка позволит ему четко и без задержки выполнять свои служебные обязанности (капитана корабля, водителя транспорта, солдата на посту и т.д.).

Информация о работе Формирование культурного поведения младших школьников