Формирование культурного поведения младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 00:50, доклад

Описание работы

Разные бывают люди. Одни грубы, невежливы и не стыдятся этого. Другие хотели бы быть культурными, да не знают, как надо поступить в том или ином случае. От чего же зависит поведение человека? От воспитания, от воспитателей, условий жизни? Но бывает, что растет человек в среде, где постоянно сталкивается с грубостью, безнравственностью, а он чист.

Работа содержит 1 файл

Формирование культуры поведения младших школьников.doc

— 594.00 Кб (Скачать)

Итого: низкий – 6 человек

                                                                                                                            средний – 5 человек

Анализ результатов констатирующего эксперимента по определению уровня сформированности культуры поведения учащихся показал, что дети с высоким уровнем сформированности культуры поведения в классе отсутствуют, со средним уровнем 5 человек (45%)(Витя К., Денис Ч., Катя Ч., Сережа Н., Таня Ф.) и низким – 6 человек (55%)(Аня Ч., Артем Л., Ваня П., Вероника С., Катя П., Юля Б.).

Эти данные мы отобразили на круговой диаграмме.

Круговая диаграмма 2.

Уровень сформированности культуры поведения.

 

 

Анализ и обобщение материалов констатирующей части опытно-экспериментальной работы с использованием выбранных нами критериев и показателей дал возможность сделать следующие выводы, что главными причинами низкой культуры поведения детей в этом классе, являются:

во-первых, родители и учителя недостаточно обращают внимания на формирование нравственного облика ребенка, знание правил и норм культурного поведения, проявления заботливых отношений между детьми, не стремятся к превращению их в ценностные ориентации и личностно значимые отношения;

во-вторых, словесные и практические методы формирования культуры поведения не согласованы;

в-третьих, анализ результатов изучения испытуемых показал, что у детей есть естественное желание вступить в доброжелательные отношения между собой, с учителем и взрослыми, но у них недостаточно опыта и мало в их окружении образцов нравственных поступков и поведения, вследствие чего культура поведения детей низкая;

в-четвертых, недостаточная организация системы учебной деятельности и внешкольной работы, основанной на сотрудничестве учителей, учеников, родителей и общественных организаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


2.2. Процесс формирования культуры поведения младших школьников

Исходя из анализа материалов констатирующей части опытно-экспериментальной работы, на формирующем этапе были поставлены следующие задачи:

1) Разработать комплекс систематических занятий по формированию культуры поведения учащихся;

2) Формировать культуру поведения учащихся путем проведения занятий;

3) Организовать родительское собрание и провести индивидуальные беседы с родителями.

Нами был разработан и проведен следующий комплекс систематических занятий по проблеме «Культура поведения младших школьников».

1. Что такое школьная дисциплина?

2. Правила поведения в библиотеке.

3. Правила поведения в столовой.

4. Правила поведения в театре, кино, музее, на выставке.

5. Меня пригласили на день рождения.

6. Правила культуры поведения на улице и дома.

7. Волшебное слово на выручку готово

8. Практикум по культуре поведения.

9. Родительское собрание «Как научить своего ребенка жить в мире людей. Уроки этики поведения для детей и родителей».

Эти занятия мы проводили в течение пяти месяцев.

Первое занятие на тему «Что такое школьная дисциплина?» было проведено с целью: напомнить детям правила поведения в школе, научить определять основной смысл пословиц и соотносить их с правилами; обобщить полученные знания в понятии «школьная дисциплина». (Приложение 2.)

На этом занятии нами была проведена следующая игра «Найди свой домик». Учитель предлагает каждому ребенку загадать слово, обозначающее добрый или недобрый поступок, качество человека. Выбираются два ведущих. Одному из них вручается сигнальная карточка зеленого цвета, другому — красного. Учитель говорит: «Наши ведущие — это светофоры, которые пропускают в свои домики только тех, кто правильно назовет слово: на зеленый свет могут пройти те из вас, кто придумал слова, обозначающие добрые, хорошие поступки, а на красный — недобрые. Представьте себе, что вы едете в машине, но чтобы попасть в свой домик, должны найти свой светофор, назвать пароль — слово, соответствующее свету светофора, тогда вас пропустят. Если нет, то мы все вместе разберем ошибку и поможем «водителю» найти нужный светофор и свой домик». В этой игре участвовали активно все дети. Конечно, были допущены ошибки, но их все вместе разбирали.

В конце занятия детьми был сделан вывод: что такое школьная дисциплина и названы основные правила поведения в школе.

Следующее занятие «Правила поведения в библиотеке» было проведено с целью: объяснить школьникам правила поведения в библиотеке, познакомить с процессом создания книги. Это занятие проходило в библиотеке, где библиотекарь сам рассказал для чего предназначена библиотека, и объяснил правила поведения в ней.(Приложение 3.)

В качестве домашнего задания детям было предложено принести свою любимую книгу, объяснить, почему он ее выбрал и за что любит, рассказать о ней.

Занятие на тему «Правила поведения в столовой» было проведено с целью: добиться уяснения детьми правил поведения в столовой.(Приложение 4.)

Занятие проходило в школьной столовой. Детям было показано, как правильно сервировать стол, пользоваться салфеткой, столовыми приборами – ложкой, вилкой, ножом.

В конце занятия детям было предложено найти картинки, где показано, как правильно вести себя за столом, и поместили их на стенд, чтобы они наглядно напоминали детям правила поведения за столом.

Цель следующего занятия «Правила поведения в театре, кино, музее, на выставке» заключалась в следующем: познакомить детей с правилами поведения в общественных местах (в кино, театре, музее, на выставке и т.п.). (Приложение 5.)

Это занятие трудно было проводить, т.к. учащиеся экспериментального класса ни разу не были, ни в театре, ни в кино. И личного опыта у них не было. Опирались только на теоретические знания.

В конце занятия ученикам были предложены следующие задания:

1. Отметь знаком «+» те правила, которые нужно выполнять в кино, театре.

• Опаздывать к началу спектакля.

• Бегать по помещениям театра.

• Во время спектакля вести себя спокойно: не вертеться, не есть, не мешать соседям.

• Благодарить актеров аплодисментами.

• Уходить, когда надоест, не ждать конца.

2. Как ты ведешь себя, когда смотришь телевизор (подчеркни или впиши свой вариант ответа):

• громко разговариваю,

• играю,

• сижу спокойно,

• ем,

• …………….

3. Подчеркни нужный ответ.

Куда нужно приходить вовремя:

— в школу;

— в театр;

— на тренировку;

— после школы домой;

— в кино.

В ходе анализа этих заданий, мы пришли к выводу, что детьми были усвоены основные правила поведения в театре и кино.

Занятие на тему «Меня пригласили на день рождения» было проведено с целью: познакомить детей с общими нравственными правилами поведения в гостях и различными ситуациями, в которых ребенок может оказаться. (Приложение 6.)

Дети любят ходить друг к другу в гости. Готовятся и ждут этого события. Хорошо известно, что некоторые дети стеснительны, другие излишне бойки, развязны. На этом занятии мы учили детей правильно и естественно вести себя в незнакомой обстановке, в семье своего товарища.

В начале занятия учащимся были предложены следующие задания, с целью выяснить какие правила поведения они соблюдают в гостях и как выбирают подарок.

1. Отметь знаком «+» те правила, которые ты выполняешь в гостях, а знаком «—» те, которые не выполняешь.

• Часто опаздываю к назначенному времени.

• Бегаю по квартире.

• Во время праздника веду себя спокойно, весело.

• Благодарю родителей именинника за вкусную еду.

• Ухожу, когда надоест, не жду всех.

Какие вы поставили знаки? Если все «плюсы», то ты пока не очень хорошо ведешь себя в гостях, тебе еще надо учиться этому.

2. Как ты выбираешь подарок (подчеркни или впиши свой вариант ответа):

• дарю то, чем сам уже наигрался;

• ищу то, о чем друг говорил;

подарок выбирает мама;

• ……………………..

На результатах этого задания строился последующий ход занятия.

Цель занятия «Правила культуры поведения на улице и дома» заключалась в знакомстве детей с правилами поведения на улице и дома. Это занятие носило обобщающий характер, т.к. учащиеся уже знают много различных правил и норм. Каждому ученику было  предложено нарисовать картинку, соответствующую какому-либо правилу по их выбору, и затем с их помощью был оформлен стенд, чтобы картинки напоминали детям о правилах культуры поведения на улице и дома. (Приложение 7.)

Занятие «Волшебное слово на выручку готово» было проведено с целью: обобщить знания детей по понятиям: вежливость, доброта, «волшебные слова». На занятии все дети были задействованы: исполняли частушки, песню, читали стихи. (Приложение 8.)

Была проведена игра «Выставка вежливых слов». Учитель говорит: «Представьте себе, что вы пришли в парк на выставку вежливых слов. Это не выставка картин, а выставка, на которой на стендах красиво нарисованы вежливые слова. Когда вы начали рассматривать эту выставку, читать слова, неожиданно разразился ураган, который в одну секунду разметал все стенды, сдул все слова. Помогите навести порядок организаторам выставки. Для этого надо вырезать карточки с вежливыми словами и прикрепить их в нужных графах».

Графы. 1. Слова приветствия. 2. Прощальные слова. 3. Слова извинения. 4. Слова благодарности. 5. Слова просьбы.

Слова на карточках

Спасибо

Пожалуйста

Благодарю

Здравствуйте

Добрый день

Извините

Будьте добры

До свидания

Простите

Добрый вечер

Будьте любезны

Жаль

Очень признателен

Доброе утро

До встречи

Если Вас не затруднит

Не могли бы вы мне помочь

Я рад вас видеть

Мне очень жаль

Прощайте

Эту игру можно провести и в форме «Цветика-многоцветика», когда учитель вместе с детьми составляет цветок, на лепестках которых дети пишут те слова вежливости, которые они хорошо знают и всегда используют в своей речи. Для этого учитель заранее готовит макет цветка таким образом, чтобы его середина представляла собой двухслойный круг, в который можно вставлять лепестки. Лепестков должно быть столько, сколько детей в классе. Их надо раздать детям, предложив им вписать в лепесток самое важное для каждого вежливое слово.

Середину цветка можно закрепить на доске и предложить детям, подходя по очереди, вставить свой лепесток, предварительно описав ситуацию, в которой можно использовать это слово.

Эту же задачу можно со временем усложнить, играя с детьми в «Дерево вежливости», когда учитель с детьми рисуют на доске дерево, на котором ветки – вежливые фразы, а листики – вежливые ключевые слова фразы.

Следующее занятие называлось «Практикум по культуре поведения». (Приложение 9.)

Цель:

1) Вовлечь ребят в актерскую деятельность.

      2) Обобщить знания учащихся об основных правилах поведения в театре, в транспорте, в гостях.

Учащиеся сами готовили инсценировки миниатюры о нелепом поведении людей, не знающих правил этикета. Дети очень увлеченно работали на этом занятии, т.к. за правильные ответы они получали жетоны. А в конце занятия победители получили награды.

Родительское собрание «Как научить своего ребенка жить в мире людей. Уроки этики поведения для детей и родителей». (Приложение 10.)

После проведения занятий с детьми мы провели родительское собрание на тему «Как научить своего ребенка жить в мире людей. Уроки этики поведения для детей и родителей».

1. Обсудить с родителями проблемы поведения учащихся в школе и дома.

2. Формировать у родителей понимание значимости данной проблемы для становления характера их ребенка, его взглядов.

На родительское собрание мы с детьми выпустили стенгазету, в которую включили материал предыдущих занятий.

За неделю до собрания мы провели анкетирование учащихся и их родителей.

Анкетирование детей №1.

Считаешь ли ты себя культурным человеком? Если да, то отметь в этом списке те действия, которые ты считаешь приличными, знаком «+», те действия, которые ты считаешь неприличными, знаком « ».

громко кричать

драться

перебивать в разговоре другого человека

списывать из чужой тетради во время контрольной

задавать неуместные вопросы

Информация о работе Формирование культурного поведения младших школьников