Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 00:50, доклад
Разные бывают люди. Одни грубы, невежливы и не стыдятся этого. Другие хотели бы быть культурными, да не знают, как надо поступить в том или ином случае. От чего же зависит поведение человека? От воспитания, от воспитателей, условий жизни? Но бывает, что растет человек в среде, где постоянно сталкивается с грубостью, безнравственностью, а он чист.
Вместе с учителем формулируются основные правила поведения учащихся в школе: не опаздывай, на переменах не шуми, не дерись и т.д.
Делаем вывод из данного занятия: школьная дисциплина - это первая ступенька в приучении человека к порядку, в выработке умения быть гражданином, т.е. выполнять требования общества, пусть пока и небольшого — классного и школьного.
Дидактические материалы
Задания
1. Ответь и запиши следующее.
— Почему для урока и перемены существуют разные правила поведения?
— Составь список того, что можно делать на перемене.
— Составь список того, что можно делать на уроке.
— Составь список того, что нельзя делать на перемене. Почему нельзя?
— Составь список того, что нельзя делать на уроке. Почему нельзя?
2. Прочитай и закончи рассказ.
Петя шел и улыбался, на душе было радостно. Старший брат пообещал взять его в поход по тайге. Только поставил одно условие — дисциплинированность. А вечером Петя никак не мог оторваться от телевизора, поздно лег спать. И проспал. Наскоро собравшись, побежал в школу, но... опоздал.
Вечером, после ужина, брат открыл Петин дневник и прочел: «Опять опоздал и не выучил уроки!»
Народная мудрость
(пословицы и поговорки)
Корень ученья горек, а плод его сладок.
На хотенье есть терпенье.
Всякому терпенью бывает конец.
Нашла коса на камень.
Не будь упрям, а будь прям.
Тексты
Чему учат в школе
(песня)
(Стихи М. Пляцковского,
музыка В. Шаинского)
Буквы разные писать
Тонким перышком в тетрадь
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Вычитать и умножать,
Малышей не обижать
Учат н школе, учат в школе, учат в школе.
К четырем прибавить два,
По слогам читать слова
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Книжки добрые любить
И воспитанными быть
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Находить восток и юг,
Рисовать квадрат и круг
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
И не путать никогда
Острова и города
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Про глагол и про тире,
И про дождик на дворе
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Крепко-накрепко дружить,
С детства дружбой дорожить
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Вопросы и задания
Чему учат в школе?
Найди в песне слова, которые говорят о том, каким человеком надо быть.
О каком самом главном правиле дружбы говорится в песне?
С. Маршак
В большой и светлой школе
Для всех открыта дверь.
Мы все пришли учиться,
Мы школьники теперь.
Вопросы
Когда начинается учеба в школе?
Как встречают учеников школа и учителя Первого сентября? Какой это день?
Как ты и твои друзья готовитесь к этому празднику?
В. Драгунский
Утро
Когда наступило первое сентября, я встал еще ночью. Потому что боялся проспать. Все еще спали. Я долго лежал с открытыми глазами. Лежал, лежал и чуть снова не заснул. Но тут проснулась мама. Она стала гладить мою чистую рубашку. Я скорее вскочил и стал одеваться. Когда папа увидел меня в новой форме, он сказал:
- Прямо настоящий генерал.
Вопросы
Как ты думаешь, ученика какого класса описывает автор?
Почему ты так решил?
Ты помнишь, как готовился и встречал Первое сентября?
Р. Кудашева
День прошел... Бегут гурьбой
Наши школьники домой.
Рады все, развеселились:
— Ах, как славно мы учились!
— Я две сказочки прочла!
— Я все пальчики сочла!..
— Я писала все в тетрадку!..
— Я срисовывал лошадку!..
— Завтра мы пойдем опять:
Как бы только не проспать!
Вопросы
Этим школьникам понравилось учиться?
Что они делали?
Чем вы занимаетесь на уроках?
Вам нравится учиться?
Какие уроки вам нравятся? Почему?
В. Драгунский
Школьные слова
Я, когда не учился, совсем глупый был. Я знал очень мало слов. Например, я знал слова: мама, папа, чур не я, в лесу родилась елочка. И еще знал слов девять или десять. А в школе все новые слова: доска, мел, учитель, класс, парта, звонок, горячий завтрак. Это очень интересно!
Вопросы и задания
С какими новыми словами ты познакомился в первом классе школы?
Расскажи, какими школьными вещами ты пользуешься чаще всего.
Какие из них тебе нравятся больше? Почему?
Словарь для учителя
Вежливость — способ общения, включающий в качестве специфических языковые средства ( волшебные слова) и формы этикетного поведения (уступить дорогу старшим, уступить место и т.д.).
Деятельность — основная форма активного отношения к окружающей действительности, главное условие развития ребенка.
Дисциплина — неукоснительное подчинение общепринятому в обществе, коллективе порядку.
Школьная дисциплина — выполнение распорядка школы: соблюдение правил поведения в школе, классе, связанных с учебным процессом и свободным временем (приход и уход из школы, перемена и др.). Это то, что должно делать, как должен поступать школьник, чтобы не нарушать школьной жизни, порядка.
Приложение 8.
(к стр. 40)
Волшебное слово на выручку готово
На плакатах, висящих в классе, можно прочесть несколько определений вежливости, а также русские народные поговорки, отражающие отношение к разным качествам человеческого характера (скромность, тщеславие, мудрость, глупость и т.п.).
• Скромность всякому к лицу.
• Скромность красит человека.
• На грош амуниции — на рубль амбиции.
• Сильный телом победит одного, а сильный умом тысячи.
• Умная (добрая) голова сто голов кормит, а худая — и себя не прокормит.
• С умным браниться - ума набраться, с дураком мириться — свой ум растерять.
• Лучше с умным потерять, чем с глупым найти.
«Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость». (Мигель Сервантес)
«Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям». (Ж.-Ж. Руссо.)
«В каждом человеке природа всходит либо злаками, либо сорной травой, пусть же он своевременно поливает первое и истребляет второе». (Ф.Бекон.)
На столе представлена тематическая подборка литературы. Среди книг - В.Осеева «Волшебное слово», Л.Воронкова «О маме», В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?», А.Барто...
Ведущий зачитывает пословицы и высказывания о вежливости
Ведущий. Ребята, а как вы сами понимаете слово «вежливый»? (Дети высказываются.) Вот что по этому поводу сказал С.Маршак в своем шутливом стихотворении «Ежели вы вежливы». Давайте послушаем.
Ежели вы вежливы и к совести не глухи,
вы место без протеста уступите старухе.
Ежели вы вежливы в душе, а не для виду,
В троллейбус вы поможете взобраться инвалиду.
И ежели вы вежливы, то, сидя на уроке,
не будете с товарищем трещать, как две сороки.
И ежели вы вежливы, поможете вы маме
И помощь ей предложите без просьбы — то есть сами.
И ежели вы вежливы, то в разговоре с тетей,
И с дедушкой и бабушкой вы их не перебьете.
И ежели вы вежливы, то вам, товарищ, надо
Всегда без опоздания ходить на сбор отряда.
Не тратить же товарищам, явившимся заранее,
Минуты на собрание, часы на ожидание!
И ежели вы вежливы, тому, кто послабее,
Вы будете защитником, пред сильным не робея.
Знал одного ребенка я, гулял он с важной нянею.
Она давала тонкое ребенку воспитание.
Был вежлив этот мальчик и, право, очень мил.
Отняв у младших мячик, он их благодарил:
«спасибо» — говорил.
Нет, ежели вы вежливы, то вы благодарите,
Но мячика у мальчика без спросу не берите!
Ведущий. Как же стать вежливым? Нет ничего проще. Для этого надо пользоваться словами, от которых у всех становится теплее, радостнее на душе. Вы спросите: а как же тогда делать замечания своим друзьям и знакомым, которые вас чем-то обидели? На этот вопрос я отвечу так: даже замечания надо делать вежливо. Вежливое и доброе слово, произнесенное от души, это не пустой звук. Оно может рассеять мрачные мысли, погасить зарождающуюся ссору, поднять настроение. Доброе слово, как весенний ветерок, разгоняет серые тучки. И не только наши слова, но и поступки должны быть добрыми. А всегда ли мы находим в себе силы, чтобы произнести добрые слова? Гораздо проще сорваться и нагрубить товарищу или даже маме... А теперь мы послушаем частушки. В них ребята расскажут о своей жизни дома и в школе. (Выходят школьники. Они исполняют частушки.)
Заиграй-ка балалайка, балалайка — три струны.
Запевайте, не зевайте, выходите, плясуны.
Лида в круг вбежала смело, завертелась, как юла,
И под музыку запела про такие вот дела...
Тетя Сима попросила слазить Витю на чердак.
— Извините, тетя Сима, я вам вовсе не батрак.
В поезд входят три юнната:
«Ух, народу сколько тут
Занимай места, ребята, а то бабушки идут».
Говорит Валюше мать: «Убери свою кровать».
«Я бы, мама, убрала, только я еще мала».
А наш Гриша ходит гордо, в ход пускает кулаки.
У задиры под глазами не проходят синяки.
Витя очень ловкий парень,
Все он может смастерить,
Только «здравствуй» и «спасибо»
Не умеет говорить.
Мы веселые частушки вам исполнили сейчас,
О себе, о дружбе нашей и о кое-ком из вас.
Далее объявляется мини-спектакль о вежливости. Входят Буратино и Мальвина. Роли исполняют взрослые люди.
Мальвина. Здравствуй, Буратино!
Буратино (дразнится). Бе-бе-бе. Ля-ля- ля...
Мальвина. Что-то ты такой веселый сегодня! А как ты думаешь, приятно людям с тобой разговаривать?
Буратино. Подумаешь! Кто не хочет - пусть не разговаривает, плакать не буду.
Мальвина. Буратино, ответь, пожалуйста: каким тоном ты разговариваешь?
Буратино. Что значит — каким тоном? Обыкновенным!
Мальвина. Подожди, Буратино, пусть ребята подскажут, действительно ли у тебя обыкновенный тон... (Дети высказывают свое мнение.)
Мальвина. Я заметила, что ты говоришь таким тоном не только со мной, но и с ребятами. Ты любишь к тому же покапризничать.
Буратино. Не было этого, не было, не было...
Мальвина. А помнишь, как ты говорил папе Карло: «Хочу мороженое, хочу мороженое»... Или: «Хочу в школу, хочу в школу»… Разве это не было сказано капризным тоном?
Буратино. Может быть, я иногда и говорю громко, но зато я хороший товарищ и люблю веселить ребят. Только некоторые шуток моих не понимают. Вчера, например, вижу: Пьеро поскользнулся и шлепнулся на пол. Я ему весело так говорю: «Ну, как посадочка?» Он встал и ушел. Обиделся... А что я ему такого сказал? Я ведь развеселить его хотел. Нет у него никакого чувства юмора, так ведь, ребята? (Выслушивает мнения ребят.)
Мальвина. Я думаю, ребята правильно тебе сказали, что ты поступил плохо. Нужно все-таки следить за своими словами.
Буратино. А я разве один так разговариваю? Да я, можно сказать, учусь у ребят. Вот они теперь на меня нападают, объясняют, что правильно, что нет. А сами как разговаривают? Они ведь очень похожи на меня.
Разве не так? Да, я сам слышал! Из-за пустяков обзывают друг друга, дразнятся, не уступают, смеются над неудачами товарищей. Давайте не будем спорить, кто хуже, кто лучше, а просто постараемся стать добрей. Хорошо я придумал?
Информация о работе Формирование культурного поведения младших школьников