Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 00:50, доклад
Разные бывают люди. Одни грубы, невежливы и не стыдятся этого. Другие хотели бы быть культурными, да не знают, как надо поступить в том или ином случае. От чего же зависит поведение человека? От воспитания, от воспитателей, условий жизни? Но бывает, что растет человек в среде, где постоянно сталкивается с грубостью, безнравственностью, а он чист.
Важно добиться того, чтобы требования, связанные с выполнением правил культурного поведения, шли не только от взрослых, но и от самих школьников. Некоторые подростки считают, что можно быть хорошим гражданином, не выполняя правил культурного поведения. Под влиянием таких «нигилистов» и младшие перестают выполнять даже простые правила вежливости, боясь быть осмеянными. Преодоление такого мнения – важная задача учителя. Начиная работу по воспитанию культуры поведения, учителю необходимо формировать общественное мнение в детском коллективе, которое регулировало бы и соответствующим образом оценило выполнение (или невыполнение) простых норм поведения. Коллектив детей с помощью взрослых должен выработать правила, выполнение которых считается необходимым. Тогда требования придерживаться определенных норм будут исходить не только от взрослых, но и от самих детей, от школьного коллектива.
Одна из серьезных причин невыполнения детьми правил поведения лежит в окружающих ребенка людях. Дело в том, что взрослые далеко не всегда являют собой образец поведения в общественных местах, дома, на улице. Они бывают раздражительными и грубыми, бестактными и невежливыми, т. е. позволяют себе такое поведение, которое резко осуждается у детей.
Следовательно, воспитывая культуру поведения, сами взрослые должны постоянно строго и придирчиво следить за своим поведением, быть образцом для детей. Это одно из основных положений педагогики должно быть донесено до родителей и других воспитателей детей.
Часто дети не следуют правилам культурного поведения потому, что взрослые не придерживаются единства в тех требованиях, которые предъявляют детям. Разнобой в требованиях бывает значительным. Не одинаковые требования предъявляет школа и семья. Внутри школы не все педагоги бывают единодушны в требованиях к ученикам, точно также в семье не все взрослые солидарны в педагогических воззрениях. Так, характер требований, их последовательность и объем бывают разными у отца и матери, бабушек и дедушек и других членов семьи. Поэтому ребенок не всегда выполняет обязательные правила, а приспосабливается к требованиям разных взрослых. В этом случае дома он может быть вежливым, а в школе грубым, и наоборот. Или быть предупредительным по отношению к родителям и невнимательным и бестактным по отношению к бабушке.
Большое значение в воспитании культуры поведения имеет личный пример родителей. Дети наблюдают за взрослыми, их поведением, взаимоотношениями, манерами. Если родители внимательны друг к другу, приветливы, вежливы, предупредительны, верны своему слову, то и их дети, как правило, вырастают хорошо воспитанными. Значительно труднее воспитать навыки и привычки культурного поведения у ребенка, если в семье не принято быть вежливыми, взрослые не уважают друг друга, сквернословят, а в доме не соблюдается чистота и порядок.
Воспитание культуры поведения проходит успешно, если родители и школа находят общий язык, осуществляют единые требования к поведению детей.
Итак, главными причинами невыполнения младшими школьниками правил культурного поведения являются:
1. Дети не знают правила культурного поведения.
2. Дети знают правила культурного поведения, но не умеют их выполнять.
3. Дети знают правила культурного поведения, но не выполняют их ( из-за лени, отсутствия волевого усилия).
4. Некоторые правила, дети не выполняют, считая их ненужными и неважными (они убеждены, что многие правила придумали взрослые и заставляют их выполнять, а на самом деле для жизни эти правила не имеют никакого значения).
5. Окружающие люди далеко не всегда являют собой образец поведения.
6. Взрослые не придерживаются единства в тех требованиях, которые предъявляют детям.
Глава II Опытно-экспериментальная работа по теме исследования.
2.1. Описание констатирующего эксперимента
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе 4 класса Курьинской средней школы Красногорского района Удмуртской республики (11 человек). Классный руководитель – Орешкина Диана Николаевна.
На констатирующем этапе эксперимента нами были поставлены следующие задачи:
- определить критерии уровней сформированности культуры поведения;
- выявить факторы, негативно влияющие на развитие нравственности у учащихся данного класса;
- выявить уровень культурного поведения у учащихся исследуемого 4 класса.
Предметом исследования был выбран процесс формирования культуры поведения младших школьников.
Для достижения поставленных задач нами были использованы следующие методы:
- наблюдение за поведением учащихся в игровой и учебной деятельности;
- анкетирование учащихся;
- индивидуальные беседы с учащимися и с учителем.
Для определения уровня сформированности культуры поведения были выбраны следующие критерии:
- когнитивный (уровень знаний норм и правил культурного поведения);
- деятельностный (соблюдение норм и правил культурного поведения в обществе);
- аксиологический (мотивы, которыми руководствуются учащиеся при выполнении норм культурного поведения в обществе).
В ходе исследования на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы было проведено анкетирование среди учащихся 4 класса Курьинской средней школы. Цель: выявить уровень знаний по культуре поведения у учащихся 4 класса. В анкетировании участвовало 11 учеников. (Приложение 1.) Результаты анкетирования представлены в таблице 1. Максимальное количество баллов, которое можно было набрать в ходе анкеты составляет 15. Исходя из этого, мы определили следующие уровни знаний по культуре поведения:
Высокий – выше 13 баллов;
Средний – 9-13 баллов;
Низкий – ниже 9 баллов.
Таблица 1.
Уровень знаний учащихся культуры поведения.
№ | Список класса | Баллы | Уровень |
1. | Аня Ч. | 8 | низкий |
2. | Артем Л. | 11 | средний |
3. | Ваня П. | 6 | низкий |
4. | Вероника С. | 7 | низкий |
5. | Витя К. | 12 | средний |
6. | Денис Ч. | 11 | средний |
7. | Катя П. | 5 | низкий |
8. | Катя Ч. | 13 | средний |
9. | Сережа Н. | 10 | средний |
10. | Таня Ф. | 12 | средний |
11. | Юля Б. | 7 | низкий |
Итого: низкий – 5 человек
средний – 6 человек
Круговая диаграмма 1.
Уровень сформированности культуры поведения учащихся (когнитивный показатель).
Таким образом, анализ результатов анкеты по выявлению уровня знаний по культуре поведения у учащихся 4 класса показал, что дети с высоким уровнем знаний по культуре поведения в классе отсутствуют, средний уровень знаний по культуре поведения показали 6 человек, т.е. это составляет 55% всех испытуемых, и низкий уровень – 5 человек (45%).
Для более полной картины уровня сформированности культуры поведения учащихся нами также были учтены, кроме когнитивного критерия, критерий деятельностный и аксиологический.
На этом этапе эксперимента мы пользовались такими методами как наблюдение за поведением учащихся в игровой и учебной деятельности и индивидуальные беседы с учащимися и учителем.
Деятельностный критерий мы оценивали по пятибалльной шкале:
5 – всегда соблюдают нормы культурного поведения;
4 – в большинстве случаев соблюдают, но иногда забывают;
3 – в равных долях как соблюдают, так и не соблюдают;
2 –чаще не соблюдают;
1 – всегда не соблюдают.
Аксиологический критерий оценивали положительно и отрицательно: положительно, если ребенок соблюдает нормы культурного поведения без контроля со стороны старших; отрицательно, если ребенок соблюдает нормы культурного поведения только тогда, когда просят об этом взрослые.
Нами были выделены 3 уровня сформированности культуры поведения.
Высокий уровень. Знание норм и правил культурного поведения, понимание их смысла и стремление соблюдать в своем поведении и общении с окружающими. Доброжелательны, готовы придти на помощь каждому, без подсказки со стороны взрослых.
Средний уровень. Поверхностное знание и понимание смысла норм и правил культурного поведения; отношения к сверстникам неровные, внимательность и оказание помощи нуждающимся выполняется по настроению или тогда, когда просят об этом взрослые и если это не обременяет ребенка.
Низкий уровень. Незнание или знание только некоторых норм и правил культурного поведения, непонимание их смысла, отношение к нормам поведения в обществе негативное, соблюдают их только под контролем со стороны взрослых, от проявления заботы об окружающих уклоняются, отличаются бестактностью.
Результаты констатирующего эксперимента приведены в таблице 2 .
Таблица 2.
Сводная таблица по выявлению уровня сформированности культуры поведения.
№ | Список класса | Когнитивный критерий | Деятельност ный критерий | Аксиологический критерий | Общий уровень |
1. | Аня Ч. | низкий | 3 | - | низкий |
2. | Артем Л. | средний | 3 | - | низкий |
3. | Ваня П. | низкий | 2 | - | низкий |
4. | Вероника С. | низкий | 2 | - | низкий |
5. | Витя К. | средний | 4 | + | средний |
6. | Денис Ч. | средний | 4 | + | средний |
7. | Катя П. | низкий | 2 | - | низкий |
8. | Катя Ч. | средний | 4 | + | средний |
9. | Сережа Н. | средний | 4 | + | средний |
10. | Таня Ф. | средний | 4 | + | средний |
11. | Юля Б. | низкий | 4 | + | низкий |
Информация о работе Формирование культурного поведения младших школьников