Формирование культурного поведения младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 00:50, доклад

Описание работы

Разные бывают люди. Одни грубы, невежливы и не стыдятся этого. Другие хотели бы быть культурными, да не знают, как надо поступить в том или ином случае. От чего же зависит поведение человека? От воспитания, от воспитателей, условий жизни? Но бывает, что растет человек в среде, где постоянно сталкивается с грубостью, безнравственностью, а он чист.

Работа содержит 1 файл

Формирование культуры поведения младших школьников.doc

— 594.00 Кб (Скачать)

Важно добиться того, чтобы требования, связанные с выполнением правил культурного поведения, шли не только от взрослых, но и от самих школьников. Некоторые подростки считают, что можно быть хорошим гражданином, не выполняя правил культурного поведения. Под влиянием таких «нигилистов» и младшие перестают выполнять даже простые правила вежливости, боясь быть осмеянными. Преодоление такого мнения – важная задача учителя. Начиная работу по воспитанию культуры поведения, учителю необходимо формировать общественное мнение в детском коллективе, которое регулировало бы и соответствующим образом оценило выполнение (или невыполнение) простых норм поведения. Коллектив детей с помощью взрослых должен выработать правила, выполнение которых считается необходимым. Тогда требования придерживаться определенных норм будут исходить не только от взрослых, но и от самих детей, от школьного коллектива.

Одна из серьезных причин невыполнения детьми правил поведения лежит в окружающих ребенка людях. Дело в том, что взрослые далеко не всегда являют собой образец поведения в общественных местах, дома, на улице. Они бывают раздражительными и грубыми, бестактными и невежливыми, т. е. позволяют себе такое поведение, которое резко осуждается у детей.

Следовательно, воспитывая культуру поведения, сами взрослые должны постоянно строго и придирчиво следить за своим поведением, быть образцом для детей. Это одно из основных положений педагогики должно быть донесено до родителей и других воспитателей детей.

Часто дети не следуют правилам культурного поведения потому, что взрослые не придерживаются единства в тех требованиях, которые предъявляют детям. Разнобой в требованиях бывает значительным. Не одинаковые требования предъявляет школа и семья. Внутри школы не все педагоги бывают единодушны в требованиях к ученикам, точно также в семье не все взрослые солидарны в педагогических воззрениях. Так, характер требований, их последовательность и объем бывают разными у отца и матери, бабушек и дедушек и других членов семьи. Поэтому ребенок не всегда выполняет обязательные правила, а приспосабливается к требованиям разных взрослых. В этом случае дома он может быть вежливым, а в школе грубым, и наоборот. Или быть предупредительным по отношению к родителям и невнимательным и бестактным по отношению к бабушке.

Большое значение в воспитании культуры поведения имеет личный пример родителей. Дети наблюдают за взрослыми, их поведением, взаимоотношениями, манерами. Если родители внимательны друг к другу, приветливы, вежливы, предупредительны, верны своему слову, то и их дети, как правило, вырастают хорошо воспитанными. Значительно труднее воспитать навыки и привычки культурного поведения у ребенка, если в семье не принято быть вежливыми, взрослые не уважают друг друга, сквернословят, а в доме не соблюдается чистота и порядок.

Воспитание культуры поведения проходит успешно, если родители и школа находят общий язык, осуществляют единые требования к поведению детей.

Итак, главными причинами невыполнения младшими школьниками правил культурного поведения являются:

1. Дети не знают правила культурного поведения.

2. Дети знают правила культурного поведения, но не умеют их выполнять.

3. Дети знают правила культурного поведения, но не выполняют их ( из-за лени, отсутствия волевого усилия).

4. Некоторые правила, дети не выполняют, считая их ненужными и неважными (они убеждены, что многие правила придумали взрослые и заставляют их выполнять, а на самом деле для жизни эти правила не имеют никакого значения).

5. Окружающие люди далеко не всегда являют собой образец поведения.

6. Взрослые не придерживаются единства в тех требованиях, которые предъявляют детям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II Опытно-экспериментальная работа по теме исследования.

2.1. Описание констатирующего эксперимента

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе 4 класса Курьинской средней школы Красногорского района Удмуртской республики (11 человек). Классный руководитель – Орешкина Диана Николаевна.

На констатирующем этапе эксперимента нами были поставлены следующие задачи:

- определить критерии уровней сформированности культуры поведения;

- выявить факторы, негативно влияющие на развитие нравственности у учащихся данного класса;

- выявить уровень культурного поведения у учащихся исследуемого 4 класса.

Предметом исследования был выбран процесс формирования культуры поведения младших школьников.

Для достижения поставленных задач нами были использованы следующие методы:

- наблюдение за поведением учащихся в игровой и учебной деятельности;

- анкетирование учащихся;

- индивидуальные беседы с учащимися и с учителем.

Для определения уровня сформированности культуры поведения были выбраны следующие критерии:

- когнитивный (уровень знаний норм и правил культурного поведения);

- деятельностный (соблюдение норм и правил культурного поведения в обществе);

- аксиологический (мотивы, которыми руководствуются учащиеся при выполнении норм культурного поведения в обществе).

В ходе исследования на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы было проведено анкетирование среди учащихся 4 класса Курьинской средней школы. Цель: выявить уровень знаний по культуре поведения у учащихся 4 класса. В анкетировании участвовало 11 учеников. (Приложение 1.) Результаты анкетирования представлены в таблице 1. Максимальное количество баллов, которое можно было набрать в ходе анкеты составляет 15. Исходя из этого, мы определили следующие уровни знаний по культуре поведения:

Высокий – выше 13 баллов;

Средний – 9-13 баллов;

Низкий – ниже 9 баллов.

Таблица 1.

Уровень знаний учащихся культуры поведения.

Список класса

Баллы

Уровень

1.

Аня Ч.

8

низкий

2.

Артем Л.

11

средний

3.

Ваня П.

6

низкий

4.

Вероника С.

7

низкий

5.

Витя К.

12

средний

6.

Денис Ч.

11

средний

7.

Катя П.

5

низкий

8.

Катя Ч.

13

средний

9.

Сережа Н.

10

средний

10.

Таня Ф.

12

средний

11.

Юля Б.

7

низкий

                                                                                                                Итого: низкий – 5 человек

                                                                                                                              средний – 6 человек             

 

 

 

 

 

Круговая диаграмма 1.

Уровень сформированности культуры поведения учащихся (когнитивный показатель).

 

Таким образом, анализ результатов анкеты по выявлению уровня знаний по культуре поведения у учащихся 4 класса показал, что дети с высоким уровнем знаний по культуре поведения в классе отсутствуют, средний уровень знаний по культуре поведения показали 6 человек, т.е. это составляет 55% всех испытуемых, и низкий уровень – 5 человек (45%).

Для более полной картины уровня сформированности культуры поведения учащихся нами также были учтены, кроме когнитивного критерия, критерий деятельностный и аксиологический.

На этом этапе эксперимента мы пользовались такими методами как наблюдение за поведением учащихся в игровой и учебной деятельности и индивидуальные беседы с учащимися и учителем.

Деятельностный критерий мы оценивали по пятибалльной шкале:

5 – всегда соблюдают нормы культурного поведения;

4 – в большинстве случаев соблюдают, но иногда забывают;

3 – в равных долях как соблюдают, так и не соблюдают;

2 –чаще не соблюдают;

1 – всегда не соблюдают.

Аксиологический критерий оценивали положительно и отрицательно: положительно, если ребенок соблюдает нормы культурного поведения без контроля со стороны старших; отрицательно, если ребенок соблюдает нормы культурного поведения только тогда, когда просят об этом взрослые.

Нами были выделены 3 уровня сформированности культуры поведения.

Высокий уровень. Знание норм и правил культурного поведения, понимание их смысла и стремление соблюдать в своем поведении и общении с окружающими. Доброжелательны, готовы придти на помощь каждому, без подсказки со стороны взрослых.

Средний уровень. Поверхностное знание и понимание смысла норм и правил культурного поведения; отношения к сверстникам неровные, внимательность и оказание помощи нуждающимся выполняется по настроению или тогда, когда просят об этом взрослые и если это не обременяет ребенка.

Низкий уровень. Незнание или знание только некоторых норм и правил культурного поведения, непонимание их смысла, отношение к нормам поведения в обществе негативное, соблюдают их только под контролем со стороны взрослых, от проявления заботы об окружающих уклоняются, отличаются бестактностью.

Результаты констатирующего эксперимента приведены в таблице 2 .

Таблица 2.

  Сводная таблица по выявлению уровня сформированности культуры поведения.

Список класса

Когнитивный критерий

Деятельност

ный критерий

Аксиологический критерий

Общий уровень

1.

Аня Ч.

низкий

3

-

низкий

2.

Артем Л.

средний

3

-

низкий

3.

Ваня П.

низкий

2

-

низкий

4.

Вероника С.

низкий

2

-

низкий

5.

Витя К.

средний

4

+

средний

6.

Денис Ч.

средний

4

+

средний

7.

Катя П.

низкий

2

-

низкий

8.

Катя Ч.

средний

4

+

средний

9.

Сережа Н.

средний

4

+

средний

10.

Таня Ф.

средний

4

+

средний

11.

Юля Б.

низкий

4

+

низкий

Информация о работе Формирование культурного поведения младших школьников