Формирование культурного поведения младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 00:50, доклад

Описание работы

Разные бывают люди. Одни грубы, невежливы и не стыдятся этого. Другие хотели бы быть культурными, да не знают, как надо поступить в том или ином случае. От чего же зависит поведение человека? От воспитания, от воспитателей, условий жизни? Но бывает, что растет человек в среде, где постоянно сталкивается с грубостью, безнравственностью, а он чист.

Работа содержит 1 файл

Формирование культуры поведения младших школьников.doc

— 594.00 Кб (Скачать)

Культура поведения во многих случаях тесно связана и с нормами нравственности. Так, в основе многих конкретных правил вежливости, внимательности, такта, точности лежит моральный принцип нашего общества: гуманизм, коллективизм, дружба, товарищество, ответственность за свои поступки и поведение. Ребенок постепенно начинает осознавать и оценивать необходимость выполнения правил с точки зрения нравственности. Единство знания, навыка и привычки способствует приобретению устойчивого поведения, формированию определенных качеств личности. Всегда быть вежливым, обязательным, точным – значит приобрести такие качества, как вежливость, точность, обязательность. Осознание ребенком своего поведения происходит постепенно под руководством учителя, под влиянием складывающегося общественного мнения коллектива.

Успех в формировании культуры поведения во многом зависит от правильного выбора методов работы с детьми. Главными методами формирования культуры поведения являются: приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали. Важным средством приучения младших школьников к культуре поведения являются упражнения, которые включаются в повседневную жизнь ребенка и проводятся в процессе систематических занятий. Содержание упражнений и их форма зависят от характера правила, которое отрабатывается. Так, например, возможны занятия, где учитель показывает, как надо вести себя в той или иной ситуации: как пригласить товарища в гости, как вести себя за столом, как выполнять правила вежливости. На этом же занятии дети повторяют действия учителя, учатся поступать правильно. А затем эти упражнения включаются в разнообразную деятельность школьников. Дети едут в театр, идут на день рождения к товарищу. Здесь они должны самостоятельно, без непосредственного контроля со стороны взрослых действовать согласно известным им правилам. Учитель наблюдает за поведением детей, он отмечает те пробелы и ошибки, которые дети совершают, и то хорошее, правильное в их поступках, на что можно опереться в дальнейшей работе.

Выполнение общественных поручений требует от детей не только умения выполнять какую-либо деятельность, но и соблюдать определенные правила поведения. Так, ученики четвертого класса шефствуют над учениками первого класса, дежурят на своем этаже, собирают макулатуру. При этом дети вступают в отношения со многими людьми: взрослыми, младшими и старшими ребятами, своими сверстниками. Общение с ними требует от школьников знания многих правил культурного поведения. Умение следовать правилу в повседневной жизни становится необходимым для детей. Поэтому дети стараются запомнить то, что они изучают на специальных занятиях, и применять полученные знания на практике. Это обстоятельство в значительной мере облегчает работу учителя по воспитанию культуры поведения.

В системе работы учителя большое значение имеет и разъяснение детям этических норм, связанных с правилами культурного поведения. Методы разъяснения различные: рассказ учителя, этическая беседа, обсуждение фактов школьной жизни, беседа по прочитанному рассказу, стенды по культуре поведения. Главная задача этического просвещения – формировать нравственные представления и понятия о доброжелательности, справедливости, гуманности, дружбе, товариществе и др. при разъяснении правил культурного поведения необходимо обратить внимание детей на мотивы поступков и их последствия для других людей. Тогда правило выступает не как случайное и необоснованное требование, а как разумная необходимость, очевидная для младших школьников.

Среди методов разъяснения правил поведения ведущее место должна занять беседа учителя с детьми. Почему именно беседа? Отвечая на вопросы, поставленные учителем, учащиеся дополняют друг друга, высказывают разные мнения, основываясь на собственном (пусть небольшом и ограниченном) опыте. Именно в беседе раскрывается понимание детьми тех или иных правил. Высказывания учащихся позволяют педагогу судить о том, что уже хорошо известно детям, а какие правила им малознакомы или незнакомы совсем. Выслушав детей, педагог подводит итог беседе, формулирует правила поведения, останавливается на ошибочных высказываниях.

Эффективный прием разъяснения детям правил культурного поведения – использование литературных произведений – рассказов, стихотворений, басен. При этом целесообразно обсуждать с детьми и образцы правильного поведения, и негативные поступки. В работе с детьми надо широко использовать юмор. Важно показать детям в смешном виде героев произведений, которые не умеют или не хотят выполнять правила культурного поведения. И таким образом вызвать у ребят желание не быть похожими на них. Прекрасным материалом для этой работы являются стихотворения А. Барто «Любочка», «Сонечка», «В театре», «Почему занят телефон», С. Михалкова «Одна рифма», «Прогулка», В. Лившица «Перчатки», «Неряха» и др. эти стихотворения можно прочитать в лицах, поставить по ним небольшие инсценировки. Следует, однако, подчеркнуть, что учитель должен очень тактично использовать смех как средство воспитания. Не следует непосредственно связывать плохие поступки героев стихотворений с поведением ребят данного класса, высмеивать их. Если такие аналогии проводятся и делается это прямо, то дети не стараются исправить свое поведение, а обижаются, замыкаются в себе, а иногда начинают поступать назло учителю.

Специальная работа по культуре поведения проходит в форме занятий. Проведение этой работы условно можно разделить на три этапа: подготовка к занятию, проведение занятий и повседневная работа.

Во время подготовительного этапа учитель выясняет, что известно детям по данной теме, какие правила, они умеют выполнять, насколько устойчиво их поведение. Учитель разрабатывает форму занятия, формулирует правила, которые должны усвоить дети, определяет содержание своей беседы с детьми. Готовятся к занятию и дети. За неделю до занятия они получают различные задания, например: разучить стихотворение, подготовить инсценировку, подобрать загадки и пословицы, связанные с темой занятий. Обычно подготовка идет в группах по секрету от других, таким образом, и выступления ребят каждой группы на самом занятии сохраняют новизну для остальных.

Само занятие должно быть интересным и праздничным. Хорошо, если дети с нетерпением ждут его. Праздничность связана с тем, что к занятию дети готовят различные выступления, обсуждают события классной жизни, играют, приглашают родителей, показывают, что они умеют делать. Обычно занятие начинается беседой учителя, который называет тему занятия, ставит перед детьми вопросы. В конце занятия учитель точно формулирует правила поведения. Лучше, если в составлении правила принимают участие сами дети, не надо бояться детских формулировок, как бы неуклюжи они ни были. В этом случае правило как бы придумано самими детьми и целесообразность его особенно очевидна. Неплохо, когда правила оформлены в виде плаката. Чаще всего занятие строится так, что чередуется беседа, показ, игра, инсценировка. Занятие проводится один или два раза в четверть. Оно продолжается 45 минут. [5, стр. 12]

Как бы ни было содержательно и интересно занятие, как бы хорошо ни выступали на нем дети, как бы точно они ни сформулировали все правила – основная работа по накоплению опыта правильного поведения проходит в повседневной жизни младших школьников: на уроках, во время перемен, в раздевалке, по дороге домой, во время посещений театра, кино, на прогулках, экскурсиях, в общении друг с другом и взрослыми. Поэтому внимание учителя направлено на такую организацию жизни детей, которая давала бы возможность для упражнения их в правильном поведении. Если ученики хорошо знают, какие требования к ним предъявляются, каждый из них научен, как следует себя вести в том или другом случае, то контроль за поведением идет со стороны не только учителя, но и детского коллектива.

Организация работы с классом является главной задачей учителя. Но вместе с тем проводится и индивидуальная работа с отдельными учениками в зависимости от уровня их воспитанности и условий жизни в семье. Индивидуальная работа проводится в тесном контакте с родителями.

Работа школы по формированию у детей навыков и привычек культурного поведения может быть успешной только в том случае, если в ней будут принимать участие родители, если учитель и родители найдут общий язык, будут осуществлять единство требований к культурному поведению школьников. Как бы хорошо ни работала школа, но если ее требования не будут поддерживаться дома, в семье, процесс воспитания чрезвычайно осложнится и далеко не всегда даст положительные результаты.

Для того чтобы действовать в одном направлении со школой, родители должны сами знать правила культурного поведения и те требования, которые предъявляются детям. Может оказаться, что родители не знают правил, а некоторые известные правила не выполняются ими повседневно. В этом случае учитель должен в тактичной форме разъяснить им сущность того или иного правила и формы его выполнения в различных ситуациях. Учитель подробно рассказывает родителям о содержании требований, которые школа предъявляет к внешнему виду детей, к их поведению в школе, к взаимоотношениям со старшими и сверстниками, с учителями и другими работниками школы.

Выше было сказано, что формирование привычек культурного поведения – длительный процесс, требующий постоянных упражнений в правильном поведении в различной обстановке. Эти упражнения не могут быть организованы только школой, они должны быть продолжены и в семье.

Глубоко прав был А.С. Макаренко, когда, обращаясь к родителям, говорил: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету – все это имеет для ребенка большое значение... А если дома вы грубы, или хвастливы, или пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вам уже не нужно думать о воспитании: вы уже воспитываете ваших детей и воспитываете плохо, и никакие самые лучшие советы и методы вам не помогут». [5, стр. 138]

В формировании культурного поведения, кроме общей работы со всеми семьями, важно осуществлять и индивидуальную работу с родителями. Важно прежде всего выяснить, почему дети не выполняют правил культурного поведения. Причины могут быть разными: сами родители не знают всех правил, связанных со взаимоотношениями людей, с формами проявления вежливости, внимательности, предупредительности; родители не достаточно требовательны к детям, не контролируют их поступки и действия, перекладывают всю заботу по воспитанию детей на школу и учителей; отсутствует необходимый порядок и правильная организация быта семьи. В зависимости от установленной причины учитель и строит индивидуальную работу с каждой семьей.

Формирование культуры поведения не может ограничиться теми элементарными знаниями и привычками, которые дает начальная школа. В средней школе педагоги должны продолжать начатую работу, углублять, уточнять и расширять знания, навыки, привычки, свойственные культурному школьнику.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4. Причины невыполнения младшими школьниками правил культурного поведения

Многие дети в начальных классах умеют выполнять и выполняют правила культурного поведения. Они ведут себя достойно в школе, в семье, в общественных местах. Но волнует другое. Еще часто в среде школьников, даже младших, встречается грубость, неряшливость, невоспитанность, несоблюдение приличий, отсутствие элементарного вкуса в одежде. Это вызывает тревогу учителей, родителей и общественности.

Часто учитель приучает детей к культуре поведения от случая к случаю. Если дети не знают, как надо себя вести в конкретной ситуации, учитель разъясняет, показывает, как надо вести себя, организует упражнения, предъявляет требования, контролирует поведение. Если дети нарушают норму, им указывают на ошибку. Вся эта работа, связанная с конкретной, только что возникшей ситуацией, дает, конечно, некоторый положительный результат, но и стихийность и случайность могут привести к существенным пробелам в воспитании культуры поведения. Поэтому одна из причин нарушения правил заключается в том, что дети просто их не знают. Например, дети не знают, что считается невежливым подавать первым руку, когда здороваешься со взрослым, или неприлично сидеть, когда разговариваешь со взрослым, если он стоит.

Устранить эту причину легко. Содержание правил культурного поведения достаточно полно и подробно раскрыто во многих специальных книгах, брошюрах, статьях, в популярных и педагогических журналах. Следовательно, учитель, заметив, какие правила неизвестны детям, а иногда и родителям, должен рассказать о них.

Другие правила, дети знают, но не умеют их выполнять. Например, они знают, что взрослому надо уступить место в транспорте, и уступают, но часто делают это навязчиво и подчеркнуто. Значит, учитель должен не только рассказать о том или другом правиле, но и показать, как надо его выполнять.

В других случаях дети знают правила, но не выполняют их. Например, они знают, что надо соблюдать гигиенические правила: чистить зубы, пользоваться носовым платком, быть опрятным, следить за своей одеждой и обувью, но не делают этого, главным образом, из-за лени, отсутствия волевого усилия, когда надо заставить себя сделать то, чего не хочется. Некоторые правила дети не выполняют, считая их не нужными и неважными. Они убеждены, что многие правила придумали взрослые и заставляют их выполнять, а на самом деле для жизни эти правила не имеют ни какого значения. В этом случае дети сознательно не придерживаются известных им норм. Например, в своем детском обществе, в коллективе сверстников они не говорят слов вежливости («спасибо», «пожалуйста» и др.), не считают зазорным быть грязным и грубым. Значит, только знание правила поведения не делает школьников воспитанными и культурными. Усвоение правил поведения предполагает положительное отношение к ним школьников и активное стремление следовать правилам.

Информация о работе Формирование культурного поведения младших школьников