Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 21:39, дипломная работа
Цель исследования:
Изучить проблему психолого-педагогического общения системно и таким образом
более глубоко раскрыть закономерности формирования личности в процессе
общения.
Задачи исследования:
1) Анализ психологической и педагогической литературы по проблеме общения
младших школьников как одной из фаз формирования личности.
2) Определение понятийного аппарата по данной проблеме.
Введение........................4
Глава I Общение и развитие человека как личность.......6
1.1 Роль общения в психическом развитии человека......6
1.2 Усвоение правил и норм общения.............9
1.3 Межличностное общение и факторы его определяющие..11
А) Коллектив и развитие личности. Положительное и отрицательное...............11
Б) Особенности формирования взаимоотношений учителей и учащихся начальных
классов в учебной деятельности..15
В) Межличностные отношения в первом классе.......23
1.4
Особенности общения и проявление школьной дезадаптации у младших
школьников.........31
Глава II Методы изучения личности и межличностных отношений у младших
школьников..........36
2.1 Обучение, погруженное в общение. Учусь общению: могу...................36
А) Информационный блок общения............40
Б) Интерактивный блок общения...........46
В) Перцептивный блок общения...............53
2.2 Общение в обучении: сумею!..............61
Заключение........................69
Библиография.......................71
Приложение.......................73
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ
НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Дипломная работа
Общение и формирование личности младшего школьника
Работа выполнена
студенткой ОЗО ФНК
Лихомановой Мариной Владимировной
Научный руководитель
КПН, доцент
Само бытие человека (и внешнее
и внутреннее) есть глубочайшее
общение. Быть - значит общаться.
Бахтин М.М.[2]
Содержание:
Введение......................
Глава I Общение и развитие человека как личность.......6
1.1 Роль общения в психическом развитии человека......6
1.2 Усвоение правил и норм общения.............9
1.3 Межличностное общение и факторы его определяющие..11
А) Коллектив и развитие личности. Положительное и отрицательное...............11
Б) Особенности формирования взаимоотношений учителей и учащихся начальных
классов в учебной деятельности..15
В) Межличностные отношения в первом классе.......23
1.4
Особенности общения и проявление школьной дезадаптации у младших
школьников.........31
Глава II Методы изучения личности и межличностных отношений у младших
школьников..........36
2.1 Обучение, погруженное в общение. Учусь общению: могу...................36
А) Информационный блок общения............40
Б) Интерактивный блок общения...........46
В) Перцептивный блок общения...............53
2.2 Общение в обучении: сумею!..............61
Заключение....................
Библиография..................
Приложение....................
Введение
Среди многообразия проблем современной психологии, общения является одной из
наиболее популярных и интенсивно исследуемых. Общение выступает в качестве
одного из важнейших факторов эффективности человеческой деятельности.
В то же время актуальным, в частности в связи с решением задач
воспитания подрастающего поколения, является другой ракурс рассмотрения
проблемы общения – формирования личности в нем. Как показывают
результаты психолого-педагогических исследований, именно в общении, и, прежде
всего в непосредственном общении со значимыми другими (родителями, педагогами,
сверстниками и т.д.) приходит становление человеческой личности, формирование
важнейших её свойств, нравственной сферы, мировоззрения.
Работая над этой проблемой, я изучила статьи, исследования разных
преподавателей и аспирантов кафедры психологии ГрГУ, МГУ, МГПИ им. М.
Горького и Могилевского пединститута таких как: К.B. Вербовой, C.B.
Белохвостовой, П.Р. Галузо, Я.Л. Коломенского, А.А. Амелькова и многих других
известных психологов.
Содержание и структура понимания младшими подростками (4 класс) своих
родителей анализируются в статье Н.Я.Приваловой. Полученные ею данные помогут
осмыслить характер межличностных отношений между детьми и родителями в семье
и таким образом выявит некоторые резервы формирования личности младшего
подростка.
Объект исследования:
Общение, как одна из самых важнейших фаз формирования личности младшего
школьника, как целостный процесс.
Предмет исследования:
Развитие и формирования личности младшего школьника в процессе общения.
Цель исследования:
Изучить проблему психолого-педагогического общения системно и таким образом
более глубоко раскрыть закономерности формирования личности в процессе
общения.
Задачи исследования:
1) Анализ психологической и педагогической литературы по проблеме общения
младших школьников как одной из фаз формирования личности.
2) Определение понятийного аппарата по данной проблеме.
3) Роль общения в формировании волевых качеств личности.
4) Исследовать закономерности восприятия и понимания личностью первичного
коллектива как целого, его межличностных отношений.
Методы:
1) Анализ научно-методической литературы;
2) Методы педагогического эксперимента;
3) Метод наблюдения;
4) Беседа;
5) Анализ игровой деятельности;
6) Анализ продуктов творческой деятельности детей.
Апробация работы:
Материалы данной дипломной работы были доложены на семинарах в школе,
экспериментальная работа апробирована на методических объединениях школы.
Теоретическая значимость работы:
В работе проанализирован, обобщен, систематизирован найденный теоретический и
практический материал по данной проблеме, а также показано, как через клубы
общения, техники игры создать ребенку условия для полноценного общения. Как
реально осуществляется влияние общения на формирование и развитие личности, к
каким конкретно позитивным или негативным для становления личности
последствиям оно приводит, каковы воспитательные возможности общения как
условия действительно полноценного развития личности.
Практическая значимость:
Данная работа может представлять интерес для учителей начальных классов, для
людей, интересующихся теоретической стороной данной проблемы, а так же для
родителей младшего школьного возраста, воспитателей дошкольных учреждений и
вообще для всех кто работает с детьми.
Глава I Общение и развитие человека как личности.
1.1 Роль общения в психическом развитии
человека.
Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её
развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с
психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению,
человек приобретает все свои высшие производительные способности и качества.
Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность.
Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться с людьми, он
никогда не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно развитым
гражданином, был бы до конца жизни обречен, оставаться полу животным, лишь
внешне, анатомо-физиологически напоминающим человека. Об этом свидетельствуют
многочисленные факты, описанные в литературе и показывающие, что, будучи
лишенным, общения с себе подобными, человеческий индивид, даже если он как
организм, вполне сохранит, тем не менее остается биологическим существом в
своем психическим развитии. В качестве примера можно привести состояние
людей, которых время от времени находят среди зверей и которые длительный
период, особенно в детстве жили в изоляции от цивилизованных людей или, уже,
будучи взрослыми, в результате несчастного случая оказались в одиночестве,
надолго изолированными от себе подобных (например, после кораблекрушения).
Особенно большое значение для психического развития ребенка имеет его общение
с взрослыми на ранних этапах онтогенеза. В это время все свои человеческие,
психические и поведенческие качества он приобретает почти исключительно через
общение, так как вплоть до начала обучения в школе, а ещё более определенно –
до наступления подросткового возраста, он лишен способности к самообразованию
и самовоспитанию.
Психическое развитие ребёнка начинается с общения. Это первый вид социальной
активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому младенец
получает необходимую для его индивидуального развития информацию. Что же
касается предметной деятельности, которая так же выступает как условие и
средство психического развития, то она появляется гораздо позже – на втором,
третьем году жизни. В общении сначала через прямое подражание (викарное
научение), а затем через словесные инструкции (вербальное научение)
приобретается основной жизненный опыт ребёнка. Люди, с которыми он общается,
являются для ребёнка носителями этого опыта, и никаким другим путям, кроме
общения с ним, этот опыт не может быть приобретен. Интенсивность общения,
разнообразим его содержания, целей, средств являются важнейшими факторами,
определяющими развитие детей. Выделенные выше виды общения служат развитию
различных сторон психологии и поведения человека. Так, деловое общение
формирует и развивает его способности, служит средством приобретения знаний и
навыков. В нем же человек совершенствует умение взаимодействовать с людьми,
развивая у себя необходимые для этого деловые и организаторские качества.
Личностное общение формирует человека как личность, дает ему
возможность приобрести определённые черты характера, интересы, привычки,
склонности, усвоить нормы и формы нравственного поведения, определить цели
жизни и выбрать средства их реализации. Разнообразное по содержанию, цели,
средствам общения так же выполняет специфическую функцию в психическом развитии
индивида. Например, материальное общение позволяет человеку
получать необходимые для нормальной жизни предметы материальной и духовной
культуры, которые как мы выяснили, выступают в качестве условия индивидуального
развития.
Когнитивное общение непосредственно выступает как фактор
интеллектуального развития, так как общающиеся индивиды обмениваются и,
следовательно, взаимно обогащаются знаниями.
Кондиционное общение создаёт состояние готовности к научению,
формулирует установки, необходимые для оптимизации других видов общения. Тем
самым оно косвенно способствует индивидуальному интеллектуальному и личностному
развитию человека.
Мотивационное общение служит источником дополнительной энергии для
человека, своеобразной для его «подзарядкой». Приобретая в результате такого
общения новые интересы, мотивы и цели деятельности, человек увеличивает свой
психоэненгетический потенциал, развивающий его самого.
Деятельное общение, которое мы определяем как межличностный обмен
действиями, операциями, умениями и навыками, имеет для индивида прямой
развивающий эффект, так как совершенствует и обогащает его собственную
деятельность.
Биологическое общение служит само сохранению организма в качестве
важнейшего условия поддержания и развития его жизненных функций.
Социальное общение обслуживает общественные потребности людей и
является фактором, способствующим развитию форм общественной жизни, групп,
коллективов и т.д.
Непосредственное общение необходимо человеку для того, чтобы
обращаться и воспитываться в результате широкого использования на практике
данных ему с рождения, самых простых и эффективных средств и способов научения:
условно-рефлекторного, викарного и вербального.
Опосредствованное общение помогает усовершенствованию средств
общения и совершенствованию на базе их способности к самообразованию и
самовоспитанию человека, а также к сознательному управлению самим общением.
Благодаря невербальному общению человек получает возможность
психологически развиваться ещё до того, как он усвоил и научился пользоваться
речью (около 2-3 лет). Кроме того, само по себе невербальное общение
способствует развитию и совершенствованию коммуникативных возможностей
человека, вследствие чего он становиться более способным к межличностным
контактам и открывает для себя более широкие возможности для развития.
Что же касается вербального общения и его роли в психологическом
развитии индивида, то её трудно переоценить. Оно связано с усвоением речи, а
она, как известно, лежит в основе всего развития человека, как
интеллектуального, так и собственно личностного.
1.2 Усвоение правил и норм общения.
С поступлением ребенка в школу происходят изменения в его взаимоотношениях с
окружающими людьми, причем довольно существенные. Прежде всего, увеличивается
время, отводимое на обучение. Теперь большую часть дня дети проводят в
контактах с окружающими людьми: родителями, учителями, другими детьми.
Изменяется содержание общения, в него входят темы, не связанные с игрой, т.е.
выделяется как особое деловое общение со взрослыми. В первых классах школы
дети больше общаются с учителями, проявляя к нему больший интерес, чем к
своим сверстникам, так как говорят, учителя является для них очень высоким.
Но уже к III-IV классам положение дел меняется. Учитель как личность
становится для детей менее интересной, менее значимой и авторитетной фигурой,
и растет их интерес к общению со сверстниками, который далее постепенно
возрастет к среднему и старшему школьному возрасту. Наряду с внешним
изменением характера общение происходит его содержательная внутренняя
перестройка, которая выражается в том, что меняются темы и мотивы общения.
Если в первых классах школы выбор партнеров по общению определяется для
ребенка в основном оценками учителя, успехами в учении, то к III-IV классами
появляются признаки иной мотивации межличностных выборов, связанные с
независимой оценкой со стороны школьника личностных достоинств и форм
поведения партнера по общению. На пороге школьной жизни возникает новый
уровень самосознания детей, наиболее точно определяющийся словосочетанием
Информация о работе Общение и формирование личности младшего школьника