Общение и формирование личности младшего школьника

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 21:39, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования:
Изучить проблему психолого-педагогического общения системно и таким образом
более глубоко раскрыть закономерности формирования личности в процессе
общения.
Задачи исследования:
1) Анализ психологической и педагогической литературы по проблеме общения
младших школьников как одной из фаз формирования личности.
2) Определение понятийного аппарата по данной проблеме.

Содержание

Введение........................4
Глава I Общение и развитие человека как личность.......6
1.1 Роль общения в психическом развитии человека......6
1.2 Усвоение правил и норм общения.............9
1.3 Межличностное общение и факторы его определяющие..11
А) Коллектив и развитие личности. Положительное и отрицательное...............11
Б) Особенности формирования взаимоотношений учителей и учащихся начальных
классов в учебной деятельности..15

В) Межличностные отношения в первом классе.......23
1.4
Особенности общения и проявление школьной дезадаптации у младших
школьников.........31
Глава II Методы изучения личности и межличностных отношений у младших
школьников..........36
2.1 Обучение, погруженное в общение. Учусь общению: могу...................36
А) Информационный блок общения............40
Б) Интерактивный блок общения...........46
В) Перцептивный блок общения...............53
2.2 Общение в обучении: сумею!..............61
Заключение........................69
Библиография.......................71
Приложение.......................73

Работа содержит 1 файл

Текстовый документ OpenDocument.doc

— 397.50 Кб (Скачать)


 

Диплом: Общение и формирование личности младшего школьника

                       МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ                      

                      НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ                      

                        ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ                       

                           

Дипломная работа

                           

               Общение и формирование личности младшего школьника              

Работа выполнена

студенткой ОЗО ФНК

Лихомановой Мариной Владимировной

     Научный руководитель

КПН, доцент

                                                   П.И.Рябцев

                                   Новосибирск                                  

                                      2001                                     

Само бытие человека (и внешнее

и внутреннее) есть глубочайшее

общение. Быть - значит общаться.

Бахтин М.М.[2]

                               Содержание:                              

                        Введение........................4                       

     Глава I   Общение и развитие человека как личность.......6

1.1    Роль общения в психическом развитии человека......6

1.2    Усвоение правил и норм общения.............9

1.3    Межличностное общение и факторы его определяющие..11

А) Коллектив и развитие личности. Положительное и отрицательное...............11

Б) Особенности формирования взаимоотношений учителей и учащихся начальных

классов в учебной деятельности..15

    

В) Межличностные отношения в первом классе.......23

1.4

Особенности общения и проявление школьной  дезадаптации у младших

школьников.........31

     Глава II  Методы изучения личности и межличностных отношений у младших

школьников..........36

2.1    Обучение, погруженное в общение. Учусь общению: могу...................36

А) Информационный блок общения............40

Б) Интерактивный блок общения...........46

В) Перцептивный блок общения...............53

2.2    Общение в обучении: сумею!..............61

     Заключение........................69

     Библиография.......................71

     Приложение.......................73

    

Введение

 

Среди многообразия проблем современной психологии, общения является одной из

наиболее популярных и интенсивно исследуемых. Общение выступает в качестве

одного из важнейших факторов эффективности человеческой деятельности.

В то же время актуальным, в частности в связи с решением задач

воспитания подрастающего поколения, является другой ракурс рассмотрения

проблемы общения – формирования личности в нем. Как показывают

результаты психолого-педагогических исследований, именно в общении, и, прежде

всего в непосредственном общении со значимыми другими (родителями, педагогами,

сверстниками и т.д.) приходит становление человеческой личности, формирование

важнейших её свойств, нравственной сферы, мировоззрения.

Работая над этой проблемой, я изучила статьи, исследования разных

преподавателей и аспирантов кафедры психологии  ГрГУ, МГУ, МГПИ им. М.

Горького и Могилевского пединститута таких как: К.B. Вербовой, C.B.

Белохвостовой, П.Р. Галузо, Я.Л. Коломенского, А.А. Амелькова и многих других

известных психологов.

Содержание и структура понимания младшими подростками (4 класс) своих

родителей анализируются в статье Н.Я.Приваловой. Полученные ею данные помогут

осмыслить характер межличностных отношений между детьми и родителями в семье

и таким образом выявит некоторые резервы формирования личности младшего

подростка.

     Объект исследования:

Общение, как одна из самых важнейших фаз формирования личности младшего

школьника, как целостный процесс.

     Предмет исследования:

Развитие и формирования личности младшего школьника в процессе общения.

     Цель исследования:

Изучить проблему психолого-педагогического общения системно и таким образом

более глубоко раскрыть закономерности формирования личности в процессе

общения.

     Задачи исследования:

1) Анализ психологической и педагогической литературы по проблеме общения

младших школьников как одной из фаз формирования личности.

2)  Определение понятийного аппарата по данной проблеме.

3)  Роль общения в формировании волевых качеств личности.

4)  Исследовать закономерности восприятия и понимания личностью первичного

коллектива как целого, его межличностных отношений.

     Методы:

1) Анализ научно-методической литературы;

2) Методы педагогического эксперимента;

3) Метод наблюдения;

4) Беседа;

5) Анализ игровой деятельности;

6) Анализ продуктов творческой деятельности детей.

     Апробация работы:

Материалы данной дипломной работы были доложены на семинарах в школе,

экспериментальная работа апробирована на методических объединениях школы.

     Теоретическая значимость работы:

В работе проанализирован, обобщен, систематизирован найденный теоретический и

практический материал по данной проблеме, а также показано, как через клубы

общения, техники игры создать ребенку условия для полноценного общения. Как

реально осуществляется влияние общения на формирование и развитие личности, к

каким конкретно позитивным или негативным для становления личности

последствиям оно приводит, каковы воспитательные возможности общения как

условия действительно полноценного развития личности.

     Практическая значимость:

Данная работа может представлять интерес для учителей начальных классов, для

людей, интересующихся теоретической стороной данной проблемы, а так же для

родителей младшего школьного возраста, воспитателей дошкольных учреждений и

вообще для всех кто работает с детьми.

            Глава I  Общение и развитие человека как личности.           

     1.1 Роль общения в психическом развитии

     человека.

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её

развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с

психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению,

человек приобретает все свои высшие производительные способности и качества.

Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность.

Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться с людьми, он

никогда не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно развитым

гражданином, был бы до конца жизни обречен, оставаться полу животным, лишь

внешне, анатомо-физиологически напоминающим человека. Об этом свидетельствуют

многочисленные факты, описанные в литературе и показывающие, что, будучи

лишенным, общения с себе подобными, человеческий индивид, даже если он как

организм, вполне сохранит, тем не менее остается биологическим существом в

своем психическим развитии. В качестве примера можно привести состояние

людей, которых время от времени находят среди зверей и которые длительный

период, особенно в детстве жили в изоляции от цивилизованных людей или, уже,

будучи взрослыми, в результате несчастного случая оказались в одиночестве,

надолго изолированными от себе подобных (например, после кораблекрушения).

Особенно большое значение для психического развития ребенка имеет его общение

с взрослыми на ранних этапах онтогенеза. В это время все свои человеческие,

психические и поведенческие качества он приобретает почти исключительно через

общение, так как вплоть до начала обучения в школе, а ещё более определенно –

до наступления подросткового возраста, он лишен способности к самообразованию

и самовоспитанию.

Психическое развитие ребёнка начинается с общения. Это первый вид социальной

активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому младенец

получает необходимую для его индивидуального развития информацию. Что же

касается предметной деятельности, которая так же выступает как условие и

средство психического развития, то она появляется гораздо позже – на втором,

третьем году жизни. В общении сначала через прямое подражание (викарное

научение), а затем через словесные инструкции (вербальное научение)

приобретается основной жизненный опыт ребёнка. Люди, с которыми он общается,

являются для ребёнка носителями этого опыта, и никаким другим путям, кроме

общения с ним, этот опыт не может быть приобретен. Интенсивность общения,

разнообразим его содержания, целей, средств являются важнейшими факторами,

определяющими развитие детей. Выделенные выше виды общения служат развитию

различных сторон психологии и поведения человека. Так, деловое общение

формирует и развивает его способности, служит средством приобретения знаний и

навыков. В нем же человек совершенствует умение взаимодействовать с людьми,

развивая у себя необходимые для этого деловые и организаторские качества.

      Личностное общение формирует человека как личность, дает ему

возможность приобрести определённые черты характера, интересы, привычки,

склонности, усвоить нормы и формы нравственного поведения, определить цели

жизни и выбрать средства их реализации. Разнообразное по содержанию, цели,

средствам общения так же выполняет специфическую функцию в психическом развитии

индивида. Например, материальное общение  позволяет человеку

получать необходимые для нормальной жизни предметы материальной и духовной

культуры, которые как мы выяснили, выступают в качестве условия индивидуального

развития.

     Когнитивное общение непосредственно выступает как фактор

интеллектуального развития, так как общающиеся индивиды обмениваются и,

следовательно, взаимно обогащаются знаниями.

     Кондиционное общение создаёт состояние готовности к научению,

формулирует установки, необходимые для оптимизации других видов общения. Тем

самым оно косвенно способствует индивидуальному интеллектуальному и личностному

развитию человека.

     Мотивационное общение служит источником дополнительной энергии для

человека, своеобразной для его «подзарядкой». Приобретая в результате такого

общения новые интересы, мотивы и цели деятельности, человек увеличивает свой

психоэненгетический потенциал, развивающий его самого.

     Деятельное общение, которое мы определяем как межличностный обмен

действиями, операциями, умениями и навыками, имеет для индивида прямой

развивающий эффект, так как совершенствует и обогащает его собственную

деятельность.

     Биологическое общение служит само сохранению организма в качестве

важнейшего условия поддержания и развития его жизненных функций.

     Социальное общение обслуживает общественные потребности людей и

является фактором, способствующим развитию форм общественной жизни, групп,

коллективов и т.д.

     Непосредственное общение необходимо человеку для того, чтобы

обращаться и воспитываться в результате широкого использования на практике

данных ему с рождения, самых простых и эффективных средств и способов научения:

условно-рефлекторного, викарного и вербального.

     Опосредствованное общение помогает усовершенствованию средств

общения и совершенствованию на базе их способности к самообразованию и

самовоспитанию человека, а также к сознательному управлению самим общением.

Благодаря невербальному общению человек получает возможность

психологически развиваться ещё до того, как он усвоил и научился пользоваться

речью (около 2-3 лет). Кроме того, само по себе невербальное общение

способствует развитию и совершенствованию коммуникативных возможностей

человека, вследствие чего он становиться более способным к межличностным

контактам и открывает для себя более широкие возможности для развития.

Что же касается вербального общения и его роли в психологическом

развитии индивида, то её трудно переоценить. Оно связано с усвоением речи, а

она, как известно, лежит в основе всего развития человека, как

интеллектуального, так и собственно личностного.

                 1.2     Усвоение правил и норм общения.                

С поступлением ребенка в школу происходят изменения в его взаимоотношениях с

окружающими людьми, причем довольно существенные. Прежде всего, увеличивается

время, отводимое на обучение. Теперь большую часть дня дети проводят в

контактах с окружающими людьми: родителями, учителями, другими детьми.

Изменяется содержание общения, в него входят темы, не связанные с игрой, т.е.

выделяется как особое деловое общение со взрослыми. В первых классах школы

дети больше общаются с учителями, проявляя к нему больший интерес, чем к

своим сверстникам, так как говорят, учителя является для них очень высоким.

Но уже к III-IV классам положение дел меняется. Учитель как личность

становится для детей менее интересной, менее значимой и авторитетной фигурой,

и растет их интерес к общению со сверстниками, который далее постепенно

возрастет к среднему и старшему школьному возрасту. Наряду с внешним

изменением характера общение происходит его содержательная внутренняя

перестройка, которая выражается в том, что меняются темы и мотивы общения.

Если в первых классах школы выбор партнеров по общению определяется для

ребенка в основном оценками учителя, успехами в учении, то к III-IV классами

появляются признаки иной мотивации межличностных выборов, связанные с

независимой оценкой со стороны школьника личностных достоинств и форм

поведения партнера по общению. На пороге школьной жизни возникает новый

уровень самосознания детей, наиболее точно определяющийся словосочетанием

Информация о работе Общение и формирование личности младшего школьника