Формирование толерантности у младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 07:43, курсовая работа

Описание работы

Толерантность во все времена считалась человеческой добродетелью. Она подразумевала терпимость к различиям среди людей, умение жить, не мешая другим, способность иметь права и свободы, не нарушая права и свобод других. Толерантность также является основой демократии и прав человека, нетерпимость в полиэтническом, поликонфессиональном либо в поликультурном обществе приводит к нарушению прав человека, насилию и вооруженным конфликтам.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теоретический аспект толерантности………………………………………...5
2. Формирование толерантности посредством организации деятельности младших школьников……………………………………………………………….…8
а) методы формирования толерантности…………………………………....13
б) приемы формирования толерантности…………………………………..16
3. Понятие сказкотерапии. Сказкотерапия как средство развития толерантности……………………………………………………………………..…18
4.Заключение…………………………………………………………………....23
5.Литература.………………………………

Работа содержит 1 файл

курс.никул.2.docx

— 49.30 Кб (Скачать)

Департамент образования Тульской области

Чернский профессионально-педагогический колледж 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

Формирование  толерантности у  младших школьников 
 

Никулина  Виктория Викторовна

Специальность 050709

«Преподавание

 в  начальных классах»

Курс 3, группа Н

Отделение школьное

Руководитель. Кузина И.И. 
 
 
 
 
 

Чернь

2011 г.

    СОДЕРДАНИЕ

    Введение…………………………………………………………………………..3

    1. Теоретический аспект толерантности………………………………………...5

    2. Формирование толерантности посредством организации деятельности младших школьников……………………………………………………………….…8

       а) методы формирования толерантности…………………………………....13

       б) приемы формирования толерантности…………………………………..16

    3. Понятие сказкотерапии. Сказкотерапия как средство развития толерантности……………………………………………………………………..…18

    4.Заключение…………………………………………………………………....23

    5.Литература.………………………………………………………………..….25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение

     Толерантность во все времена считалась человеческой добродетелью. Она подразумевала  терпимость к различиям среди  людей, умение жить, не мешая другим, способность иметь права и  свободы, не нарушая права и свобод других. Толерантность также является основой демократии и прав человека, нетерпимость в полиэтническом, поликонфессиональном либо в поликультурном обществе приводит к нарушению прав человека, насилию и вооруженным конфликтам.

     Проблемы  воспитания, обучения особенно остро  встают на переломах развития общества, поскольку связаны с резким изменением требований к человеку со стороны  общества. В настоящее время при  отсутствии общей культуры на фоне низкого социального уровня жизни, резкого расслоения общества по материальной обеспеченности, происходящей внутри страны, обесценивания человеческой жизни и общечеловеческих культурных ценностей, одной из самых незащищенных категорий в обществе являются дети. Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости является воспитание уважительного отношения к ценностям других людей, умения сопереживать, понимать мотивы поступков людей, уметь общаться и сотрудничать с людьми иных взглядов, ориентаций, культур. Особую актуальность проблема воспитания толерантности приобретает в условиях многонациональных коллективов, где необходимо не допускать ситуаций проявления неравенства детей в правах и обязанностях. Разноязычие ученической среды часто приводит к избирательности в общении, национальной изолированности групп. Различие национально-этнических особенностей, которым ученики зачастую придают оценочный оттенок, а также специфика семейного уклада, традиций накладывают определенный отпечаток на поведение и на взаимоотношение детей с

     3

окружающими.

    Воспитание  личности, обладающей толерантной ментальностью, является одной из важнейших проблем  современности в связи с глобальными  переменами и неравновестностью мира, в котором они протекают, поэтому развитие толерантности по отношению к иным культурам, к иным способам жизни в личности подрастающего поколения становится актуальным.

    Особую  актуальность проблема воспитания толерантности  приобретает в условиях многонациональных  коллективов, где необходимо не допускать  ситуаций проявления неравенства детей  в правах и обязанностях. Различие национально - этнических особенностей, которым ученики зачастую придают  оценочный оттенок, а также специфика  семейного уклада, традиций накладывают  определенный отпечаток на поведение  и на взаимоотношение детей с  окружающими. В этих условиях при  организации внеклассной и внешкольной  работы крайне важно сближать интересы учащихся различных национальностей.

    Цель  работы: рассмотреть формирование толерантности посредством сказкотерапии у детей младшего школьного возраста.

    Задачи  работы: рассмотреть теоретический аспект толерантности, исследовать понятие сказкотерапии, проанализировать сказкотерапию как средство формирования толерантности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    4

  1. Теоретический аспект толерантности

    В различных источниках по педагогике и психологии смысл термина «толерантность» объясняется как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми, которые отличаются в некотором отношении от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений. Толерантность – трудное и редкое достижение по той простой причине, что фундаментом сообщества является групповое сознание. Люди объединяются в одной общности с теми, кто разделяет их убеждения, или с теми, кто разговаривает на том же языке или имеет ту же культуру. При этом объединение в общность может осуществляться по различным признакам: национальным, этническим, социальным, профессиональным, досуговым и т. п.

    Таким образом, толерантность можно рассматривать  как минимум в трех аспектах: во-первых, овладение определенной философией толерантности как ценностью; во-вторых, как культура толерантного сознания; в-третьих, как отношение соответствующей  действительности, воплощающееся в  реальном поведении. Многомерный подход к рассмотрению явления толерантности инициирован сложностью рассматриваемого явления как интегративной, многокомпонентной и многоплановой проблемы. [5, 7]

    Толерантность основывается на понимающем сопереживании, которое ведет к уяснению целей  взаимодействия противоположной стороны, мотивации и точек зрения. Несогласие с рассуждениями, взглядами, образом  поведения партнера не приводит к  конфликту, а предусматривает существование  его мнения как данности, как объективно существующей реальности, сохраняя при  этом внутреннее спокойствие, самоуважение, свободу. Толерантность не предусматривает  снисхождение, потворство, уступку, не предполагает отказ от критики, а  проявляется в  активном поиске точек  соприкосновения и возможности  выбора. Наличие в структуре толерантности  коммуникативного и поведенческого компонентов раскрывает широкие  возможности для развития толерантности  через обучение специальным способам понимания и выражения своего понимания другого человека. Освоение внешних способов выражения толерантности

    5

оказывается мощным средством, запускающим глубокие личностные трансформации самих  участников процесса. Освоение способов толерантного взаимодействия, в конечном счете, приводит к личностному присвоению толерантности. Опираясь на сущностные характеристики, структуру и функции  позитивной толерантности, определены следующие критерии: поведенческий, коммуникативный, ментальный. Поведенческий  – отражает меру принятия человека и терпения в ситуациях, когда  он (человек) не соответствует требованиям  и ожиданиям; характеризует толерантное  поведение. Поскольку поведение  не содержит сознательного полагания личностно нравственных целей, оно может носить приспособительный характер к моральным нормам, к социальным нормам вообще.

    Коммуникативный – предполагает наличие коммуникативной компетентности (вербальной и невербальной), которая реализуется в русле принятых норм и правил. Данный критерий вбирает в себя не только вербальную и невербальную стороны коммуникации (общения), но и поведенческую сторону. Коммуникативный аспект легко поддается диагностике и педагогическому взаимодействию. Его реализация - наиболее доступный и педагогически осуществимый путь развития толерантности. Ментальный - характеризует глубинные процессы личности, активность при принятии решений, способность к рефлексии, самонаблюдению, отражает систему ценностных ориентаций личности; проявляет себя в адекватном выборе способов деятельности в той или иной ситуации. Сущностные характеристики толерантности, выделенные философией, этикой и психологией играют методологическую роль в решении проблемы развития толерантности и позволяют выделить ведущие подходы. Ориентируясь на ценности в образовательном процессе, аксиологический подход определяет содержание образования, средства, формы, методы работы. Аксиологический подход определяет направленность активности личности на осмысление, признание, актуализацию и создание ценностей толерантности. Личностно-деятельностный подход определяет использование стратегий толерантного взаимодействия, учета и соблюдения баланса интересов субъектов

    6

деятельности, предписывает организацию предметно-практической деятельности в определенном социальном контексте, создающем положительный  эмоционально-мотивационный фон. В свете двух вышеупомянутых подходов, решающим принципом в основе развития ценностей толерантности является принцип диалога. Диалог рассматривается как специфическая форма социального взаимодействия, основанная на равенстве и свободе участвующих в нем сторон, направленная на прояснение, сближение и взаимное обогащение позиций. Особое значение приобретает иное, глубокое понимание диалога такое, как «вненаходимость» (М.М. Бахтин), «слушание-слышание» (А.У. Хараш), «доминанта на собеседнике» (А.А. Ухтомский), «другодоминантность» (Ю.В. Сенько), «творческий акт, порожденный духовной индивидуальностью» (В. Гумбольдт). Диалог имеет социальную природу, он реализует фундаментальную потребность человека в общении, взаимодействии, сотрудничестве, сотворчестве. В структуре диалогического взаимодействия, как и в структуре толерантности, преобладают эмоциональный и когнитивный компоненты, которые могут быть охарактеризованы через высокий уровень эмпатии, отсутствие стереотипности в восприятии других, через гибкость мышления, умение видеть свою индивидуальность, умение адекватно оценивать свою личность. Поэтому диалогическое взаимодействие может рассматриваться как методологическая основа толерантности. Таким образом, толерантность есть не только нравственная характеристика отдельного человека, но и специфическая технология взаимодействия людей, такая технология, которая обеспечивает достижение целей через уравновешивание интересов, убеждение сотрудничающих сторон в необходимости поиска взаимоприемлемого решения. Обучение человека диалогу, способам ведения переговоров, умению слушать и уважительно относиться к другой точке зрения – проблема современного общества в области воспитания и развития.[2, 78] 
 
 

    7

    2. Формирование толерантности посредством организации деятельности младших школьников

     Одна  из задач педагога при организации  деятельности учащихся - регулирование  межличностных отношений. Общение  имеет непреходящую ценность лишь в  том случае, если вызовет потребность  взаимного обмена мыслями, идеями, способствует проявлению внимания и сочувствия к  людям. Успешное решение этой задачи во многом зависит от характера свободного общения школьников, их психологической  предрасположенности к контактам  в коллективе. Наиболее благоприятной для формирования толерантности является внеклассная совместная деятельность с общественно значимым смыслом, когда расширяются ее границы и учащиеся могут проявить свое личностное отношение к широкому кругу людей. Для этой цели могут быть использованы все виды учебной и внеурочной работы, содержание которых способствует формированию нравственных взаимоотношений между людьми. Эффективность совместной деятельности детей как средства формирования толерантности повышается, если:

  • сформирована установка учащихся на совместную работу, они осознают ее цели и находят в ней личностный смысл;
  • осуществляется совместное планирование, организация и подведение итогов деятельности, педагогически целесообразное распределение ролей и функций между учащимися и педагогом в этом процессе;
  • создаются ситуации свободного выбора детьми видов, способов деятельности, ролей;
  • каждый участник может реализовать себя, добиться успеха и в то же время проявить заботу о других, внести реальный вклад в общее дело;
  • отсутствует давление, навязывание со стороны классного руководителя, который способен занять позицию старшего товарища.

     Воспитательный  потенциал совместной деятельности возрастает, если она носит творческий характер, если обеспечиваются:

  • доминирование целей развития индивидуальности и реализации личности каждого в коллективной творческой деятельности;

    8

  • выработка ценностей, идеалов, образцов в коллективе, исходя из личностных интересов и потребностей;
  • определение творческих задач, проблем для решения самими детьми;
  • создание условий для включения детей в творческую деятельность различных групп, объединений;
  • предоставление возможности каждому выбрать то, что соответствует его интересам и желаниям;
  • создание условий для самоопределения участниками деятельности своей роли, характера поведения и форм взаимодействия;
  • оценка результатов, анализ коллективной деятельности с точки зрения проявления и развития личности каждого, формирования его отношений с участниками деятельности. [11, 17]

Информация о работе Формирование толерантности у младших школьников