Формирование культурного поведения младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 00:50, доклад

Описание работы

Разные бывают люди. Одни грубы, невежливы и не стыдятся этого. Другие хотели бы быть культурными, да не знают, как надо поступить в том или ином случае. От чего же зависит поведение человека? От воспитания, от воспитателей, условий жизни? Но бывает, что растет человек в среде, где постоянно сталкивается с грубостью, безнравственностью, а он чист.

Работа содержит 1 файл

Формирование культуры поведения младших школьников.doc

— 594.00 Кб (Скачать)

Мальвина. Это ты здорово придумал! Недаром говорят: «Слово лечит, слово ранит. Запомните это! (Исполняется песенка под названием «Это не годится, надо извиниться».)

 

Поросенок Хрюша хвост коту прижал.

Кот мяукнул — он не слушал, дальше побежал!

Ну и Хрюша! (2 раза.)

Кот мяукнул, ты не слушал,

Это не годится, надо извиниться!

 

Медвежонок Проша кролика задел,

А потом нарочно в сторону глядел!

Ну и Проша (2 раза.)

Что ж такой ты нехороший?

Это не годится, надо извиниться!

 

Жеребенок Жужа бегал и шалил,

Проскакал по луже, всех друзей облил!

Ну и Жужа! (2 раза.)

Всех друзей облил из лужи!

Это не годится, надо извиниться!

 

(Далее дети читают небольшое стихотворение.)

 

Мне кажется, что «здравствуй» — лучшее из слов.

Потому что «здравствуй» значит — будь здоров.

 

Правило запомни, знаешь – повтори.

Старшим это слово первым говори.

 

Вечером расстались, встретились с утра,

Значит, слово «здравствуй» говорить пора!

 

Ведущий. Есть солнце большое, оно на небе. А есть маленькое солнце. Оно светит в каждом из нас. Это наша доброта. Добрый человек—тот, кто любит людей и помогает им. Добрый человек любит природу и бережет ее. А любовь и желание помочь согревают нас самих, как солнце, добро означает все положительное, хорошее, полезное. Добреть — значит светлеть лицом...

Ученица. Доброта — это, по-моему, отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Ученик. Добрый делает добро своему ближнему, несет добрые вести.

Ученица. Доброта — это стремление человека сделать счастливее других людей. Понять и исполнить желанье другого — одно удовольствие, честное слово.

Ученик.

Не стой в стороне равнодушно,

когда у кого-то беда.

Идти нам на выручку нужно

в любую минуту всегда.

 

В конце праздника можно хором прочитать стихотворение.

Дождик босиком по земле прошел,

Клены по плечам хлопал.

Если ясный день — это хорошо,

А когда наоборот — плохо. (2 раза.)

Слышишь, как звенят в небе высоко

Солнечных лучей струны.

Если добрый ты, то всегда легко.

А когда наоборот — трудно. (2 раза.)

С каждым поделись песенкой своей,

Рассыпая смех звучный,

Если песни петь с ними веселей,

А когда наоборот, скучно! (2 раза.)

 

Ведущий. Ребята, давайте вспомним первое правило вежливости. Кто из вас мне его напомнит? (Надо называть всех по именам, а не по кличкам и прозвищам.)

Ведущий. Дети, а как вы думаете, какое у нас второе правило? (В разговоре надо чаще вспоминать волшебные слова.)

Ведущий. А что это за волшебные слова? Давайте-ка их вспомним. (Все повторяют хором.) Здравствуйте, до свидания, прости, пожалуйста, извините, будьте добры, будьте любезны, будьте здоровы, счастливого пути, в добрый путь, в добрый час, добрый день, доброе утро, спасибо, всего хорошего, мы очень рады видеть вас... (Далее все читают стишок.)

 

Будьте добры иль будьте любезны -

Эти слова в разговоре полезны.

С ними легко на прогулке и дома

Будет приятно их слышать любому.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4.

(к стр. 37)

 

Правила поведения в столовой

Цель: добиться уяснения детьми правил поведения в столовой.

Урок на данную тему учитель может начать с вопроса: «Зачем нужны правила поведения за столом?» Вопрос мобилизует уже имеющийся опыт и знания детей, а также заставляет задуматься над тем, что им еще неизвестно.

Учитель, обращаясь к детям, предлагает им вспомнить, что говорят взрослые, когда кто-то из них неправильно ведет себя за столом. Наверное, часто им приходится слышать от взрослых: не говори, пока не прожуешь, не дуй в тарелку с супом, не наклоняй ее к себе — остатки супа могут вылиться на одежду, не стучи ложкой по столу, не облизывай пальцы, не спеши, хорошо прожевывай пищу, не разговаривай во время еды.

Главное в поведении за столом — вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой обедать, т.е. находиться в твоем обществе. «Думай о других» — девиз, о котором детям необходимо напоминать постоянно. Кроме этого, школьникам надо показать, как пользоваться столовыми приборами, салфеткой. Дети должны запомнить, что всегда надо аккуратно есть, бережно относиться к хлебу, убирать за собой посуду, оставлять после себя стол чистым и т.д. Можно предложить им найти картинки, где показано, как правильно вести себя за столом, и поместить на стенд, чтобы они наглядно напоминали детям правила поведения за столом.

На уроке полезно показать несколько сцен с разным поведением за столом, чтобы дети запомнили, как не следует вести себя во время еды. Можно детские инсценировки записать на видеокамеру, а затем продемонстрировать детям их поведение за столом. Тем, кто не соблюдает правил поведения, предложить поработать над собой, чтобы исправиться и обязательно продемонстрировать правила хорошего тона.

Как вести себя в столовой

Входить в о надо организованно.

Если в буфете выстроилась очередь, встань в конце.

Не толкайся, не кричи, соблюдай порядок.

Перед едой всегда мой руки.

Не разговаривай во время еды.

Из общего блюда бери крайний кусок.

Не отодвигай свою грязную тарелку в сторону соседа.

Убери за собой посуду.

Скажи «спасибо» тем, кто тебя накормил.

         Правила поведения в столовой (дидактические материалы)

«Советы наоборот» Г. Остера

Есть такие девочки и мальчики, которые все любят делать наоборот. Они знают, что при встрече нужно поздороваться, но этого никак не хотят делать; они знают, что перед обедом надо обязательно мыть руки, но они их не моют. Писатель Григорий Остер специально для таких детей написал книжку «Вредные советы». Вот некоторые из них.

Совет 2

47

 



Если руки за обедом

Вы испачкали салатом

И стесняетесь о скатерть

Пальцы вытереть свои,

Опустите незаметно

Их под стол и там спокойно

Вытирайте ваши руки

Об соседские штаны.

47

 



         Вопросы

Расскажите, почему так не надо вести себя за столом.

А как поступать правильно?

 

 

Приложение 3.

(к стр. 37)

Правила поведения в библиотеке

 

Цель: объяснить школьникам правила поведения в библиотеке.

Целесообразно всем классом предварительно посетить библиотеку и читальный зал, чтобы библиотекарь сам рассказал детям, что такое библиотека. Для чего она предназначена, и объяснил правила поведения в ней. Главное сокровище библиотеки — книга, источник мудрости и кладезь знаний. Книга нужна всем, поэтому обращаться с ней надо бережно. Школьники должны знать, что с любым вопросом негромко они могут обратиться к библиотекарю. В помещении необходимо соблюдать тишину, шум отвлекает внимание людей, работающих с книгой, мешает им сосредоточиться.

Библиотека — помещение, где хранятся книги, но в отличие от книгохранилища этими книгами можно пользоваться. Редкие книги, как правило, запрещено выносить, с ними работают в читальном зале. В библиотеку мы приходим тогда, когда нам недостает литературы, имеющейся дома, или когда не располагаем интересующим нас изданием.

Данный урок строится на основе сведений, которые дети вынесли из экскурсии. Даже если школьник еще плохо читает и ему трудно самостоятельно работать с книгой, двери библиотеки все равно для него открыты: он может взять за интересовавшую его книгу и дома ему прочтут ее родители. Главное, чтобы дети запомнили основное правило: с книгой надо обращаться бережно.

Учитель должен объяснить, почему книга требует бережного к ней отношения. Желательно, чтобы дети ответили на следующие вопросы: «Как создается книга? Кто пишет книги? Кто делает их красивыми?»

Выслушав ответы, учитель знакомит ребят с процессом создания книги, объясняет, что путь ее рождения очень долгий. На протяжении многих веков книга претерпевала большие изменения, прежде чем обрела современную, удобную для нас форму. Желательно подобрать к уроку красиво оформленные издания, чтобы на наглядном примере рассказать о создании этих произведений искусства. Можно также сообщить детям о том, что книги отличаются своим оформлением, это зависит от того, для какой цели они предназначены.

Книга может «заболеть». Причины болезни бывают разные, но порой это случается и по нашей вине — из-за небрежного обращения с ней. В таком случае книгу необходимо «полечить». Желательно на наглядном примере объяснить способы «лечения» книги. В качестве домашнего задания предложить детям выяснить, есть ли у них дома «больные» книги, и в случае необходимости стать книжным «врачом». «Вылеченную» книгу принести на следующее занятие в класс с тем, что бы рассказать, как проходило ее «лечение».

В процессе обсуждения важно добиться, чтобы дети поняли, почему надо обращаться с книгами бережно. Это прежде всего источник знаний, в них содержатся разнообразные сведения, с их помощью можно получить ответы на любые вопросы. Книги — это друзья и советчики, потому что их пишут люди, которые через слово передают нам свои знания, делятся своим жизненным опытом. Из книг мы узнаем о жизни других народов, об их традициях, культуре, историческом прошлом.

Книги — самое главное богатство, которое люди могут передать своим потомкам. Ежегодно в мире выходит огромное количество книг, т.е. накапливается все больше новой информации. Каждый человек стремится создать свою домашнюю библиотеку. Она, как правило, состоит из произведений любимых писателей и поэтов или книг, необходимых для работы, т.е. специальной литературы. Основной же массив книг хранится в библиотеках, куда можно прийти и, записавшись, взять интересующее нас издание.

В конце урока учитель может предложить ребятам принести свою любимую книгу, объяснить, почему он ее выбрал и за что любит, рассказать о ней.

 

 

Как вести себя в библиотеке

В библиотеке надо соблюдать порядок, вести себя тихо, громко не разговаривать.

Войдя, надо поздороваться с библиотекарем, а получив книгу, обязательно сказать «спасибо».

Книгу надо брать только чистыми руками.

В книге нельзя загибать углы, следует пользоваться закладкой.

Если книга повреждена ее надо «полечить».

Библиотечные книги надо особенно беречь, так как они предназначены для многих людей.

 

Правила поведения в библиотеке (дидактаческие материалы)

С.Маршак

Книжка про книжки

Песня библиотечных книг

К нам, беспризорные

Книжки-калеки,

В залы просторные

Библиотеки!

Книжки-бродяги,

Книжки-неряхи,

Здесь из бумаги

Сошьют вам рубахи.

Из коленкора

Куртки сошьют

Вылечат скоро

И паспорт дадут.

К нам, беспризорные

Книжки-калеки,

В залы просторные

Библиотеки!

Вопросы

Кого зовут в библиотеку? Почему?

Почему книжки стали калеками, что с ними случилось?

Как в библиотеке могут помочь к книжкам-калекам?

 

 

 

 

 

47

 



Информация о работе Формирование культурного поведения младших школьников