Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 00:50, доклад
Разные бывают люди. Одни грубы, невежливы и не стыдятся этого. Другие хотели бы быть культурными, да не знают, как надо поступить в том или ином случае. От чего же зависит поведение человека? От воспитания, от воспитателей, условий жизни? Но бывает, что растет человек в среде, где постоянно сталкивается с грубостью, безнравственностью, а он чист.
свистеть
ругаться
жадничать
сплетничать
ябедничать
врать
навязываться в друзья
не обращать внимания, если кого-то обижают
молчать, если кто-то совершил плохой поступок
приставать к людям с расспросами
завидовать кому-то
жаловаться на кого бы то ни было
быть равнодушным к чужой беде
Анкетирование детей №2.
Продолжите предложения:
1. Добрый человек – это тот, который…
2. Злой человек – это тот, который…
3. Честный человек – это тот, который…
4. Правдивый человек – это тот, который…
5. Жестокий человек – это тот, который…
6. Грубый человек – это тот, который…
Анкетирование детей №3.
Из приведенных ниже прилагательных выпиши в отдельный столбик те слова, которые, по твоему мнению, никак к тебе не относятся.
Умный, глупый, злой, добрый, красивый, дружелюбный, хитрый, жадный, заносчивый, правдивый, врун, отзывчивый, грубый, ласковый, ябеда, насмешник, жалобщик, непоседа.
Анкетирование родителей.
Из приведенных ниже слов выберите те слова, которые лучше всего характеризуют вашего ребенка.
Добрый, красивый, умный, симпатичный, открытый, добросердечный, мягкий, податливый, грубый, злой, жестокий, уравновешенный, непоседливый, тихий, крикливый, неугомонный, жадный, скрытный, ласковый, любознательный, любопытный, откровенный, правдивый, требовательный.
На собрании провели обсуждение детских самохарактеристик и характеристик родителей. Обсуждение происходило бесфамильное. После общего обсуждения характеристики детей раздали их родителям.
В четвертом классе знакомство родителей с характеристиками ребенка просто необходимо. Переход в пятый класс – достаточно тревожная ситуация и для детей, и для родителей. Они должны знать, какое мнение об их ребенке у педагогов в начальной школе для того, чтобы подумать над тем, что и как нужно изменить во взаимоотношениях с самим ребенком.
2.3. Анализ результатов эксперимента
На этапе контрольного эксперимента были подведены итоги опытно-экспериментальной работы, проанализированы результаты эксперимента.
Нами были поставлены следующие задачи:
1) выявить уровень культурного поведения учащихся после проведения формирующего эксперимента;
2) проанализировать результаты эксперимента;
3) разработать педагогические рекомендации для учителей начальной школы и родителей.
Для выявления уровня культурного поведения учащихся нами были использованы те же уровни и критерии, что и на констатирующем эксперименте. С целью выявления уровня знаний по культуре поведения нами была проведена анкета.
В анкетировании участвовало 11 учеников (Приложение 11.). Результаты анкетирования представлены в таблице 3. Максимальное количество баллов, которое можно было набрать в ходе анкеты составляет 22. Исходя из этого, мы определили следующие уровни знаний по культуре поведения:
Высокий – выше 20 баллов;
Средний – 15-20 баллов;
Низкий – ниже 15 баллов.
Таблица 3.
Уровень знаний учащихся культуры поведения.
№ | Список класса | Баллы | Уровень |
1. | Аня Ч. | 16 | средний |
2. | Артем Л. | 18 | средний |
3. | Ваня П. | 14 | низкий |
4. | Вероника С. | 17 | средний |
5. | Витя К. | 22 | высокий |
6. | Денис Ч. | 16 | средний |
7. | Катя П. | 13 | низкий |
8. | Катя Ч. | 22 | высокий |
9. | Сережа Н. | 19 | средний |
10. | Таня Ф. | 21 | высокий |
11. | Юля Б. | 19 | средний |
Итого: низкий – 2 человека
средний – 6 человек
высокий – 3 человека
Круговая диаграмма 3.
Уровень сформированности культуры поведения учащихся (когнитивный показатель).
Таким образом, анализ результатов анкеты по выявлению уровня знаний по культуре поведения у учащихся 4 класса показал, что детей с высоким уровнем знаний по культуре поведения 3 человека (27%), средний уровень знаний по культуре поведения показали 6 человек, т.е. это составляет 55% всех испытуемых, и низкий уровень – 2 человека (18%).
Для более полной картины уровня сформированности культуры поведения учащихся нами также были учтены, кроме когнитивного критерия, критерий деятельностный и аксиологический.
Результаты контрольного эксперимента приведены в таблице 4.
Таблица 4.
Сводная таблица по выявлению уровня сформированности культуры поведения.
№ | Список класса | Когнитивный критерий | Деятельност ный критерий | Аксиологический критерий | Общий уровень |
1. | Аня Ч. | средний | 5 | + | высокий |
2. | Артем Л. | средний | 4 | + | средний |
3. | Ваня П. | низкий | 3 | - | низкий |
4. | Вероника С. | средний | 4 | + | средний |
5. | Витя К. | высокий | 5 | + | высокий |
6. | Денис Ч. | средний | 4 | + | средний |
7. | Катя П. | низкий | 3 | - | низкий |
8. | Катя Ч. | высокий | 5 | + | высокий |
9. | Сережа Н. | средний | 4 | + | средний |
10. | Таня Ф. | высокий | 5 | + | высокий |
11. | Юля Б. | средний | 5 | + | высокий |
Итого: низкий – 2 человека
средний – 4 человека
высокий – 5 человек
Анализ результатов контрольного эксперимента по определению уровня сформированности культуры поведения учащихся с учетом всех критериев показал, что детей с высоким уровнем сформированности культуры поведения 5 человек (45%) (Аня Ч., Витя К., Катя Ч., Таня Ф. и Юля Б.); со средним уровнем 4 человека (37%) (Артем Л., Вероника С., Денис Ч. и Сережа Н.); с низким уровнем 2 человека (18%) (Ваня П. и Катя П.). Эти данные отобразили на круговой диаграмме.
Круговая диаграмма 4.
Уровень сформированности культуры поведения учащихся.
Динамику уровней сформированности культуры поведения мы также показали на диаграмме.
Диаграмма 5.
Динамика уровней сформированности культуры поведения.
В ходе анализа контрольного эксперимента мы видим, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась: формирование культуры поведения младших школьников эффективно при соблюдении следующих условий:
1) организация системы учебной деятельности и внеклассной работы, основанной на сотрудничестве учителя и учеников;
2) осуществление связи школы с семьей;
3) опора на действенные методы воспитания.
Проведенная работа позволила разработать следующие педагогические рекомендации для учителей начальной школы и родителей:
1. Проведение диагностики воспитанности учащихся.
2. Систематическое проведение занятий с учащимися на нравственные темы.
3. Включение в расписание факультатива «Культура поведения» или кружка с целью систематизации знаний младших школьников.
4. Совместное посещение культурно-массовых учреждений учащимися и их родителями.
5. Организация совместной работы с родителями по формированию культуры поведения младших школьников по предложенной программе.
6. Проведение КТД с учащимися.
7. Реализация принципов гуманистического и деятельного подходов в воспитании младших школьников.
Заключение.
Жизненный опыт младшего школьника еще мал, ценностные ориентации он приобретает постепенно, зачастую путем проб и ошибок. Для него характерны неопределенность идеалов, эмоциональная несдержанность, импульсивность, внушаемость, подражательность, стремление к самоутверждению, слабая воля, неспособность действовать самостоятельно. В то же время это он начинает целенаправленно и систематически осваивать социальную среду, у него формируется направленность мотивационной сферы, определяется отношение к миру, людям, самому себе. Поэтому формирование нравственно-ориентированной и устойчивой к отрицательным влияниям социальной и микросреды у младших школьников становится актуальной проблемой для всех институтов социализации личности.
Особую роль в возвращении людей к общечеловеческим ценностям призвана сыграть современная школа, осуществляющая на всех этапах формирования личности школьника ценностно-гуманистическую направленность ее воспитания. Начальной школе в этом деле принадлежит особое место, так как именно здесь закладывается фундамент нравственности личности, ее ценностных ориентаций и отношений, среди которых нравственные ценности, регламентирующие поведение и взаимоотношения между людьми, занимают ведущее место.
В ходе опытно-экспериментальной работы на констатирующем этапе нами были разработаны и применены следующие критерии: когнитивный (уровень знаний норм и правил культурного поведения), деятельностный (соблюдение норм и правил культурного поведения в обществе), аксиологический (мотивы, которыми руководствуются учащиеся при выполнении норм культурного поведения в обществе). С учетом этих критериев нами были выделены три уровня сформированности культуры поведения: высокий, средний, низкий.
В результате констатирующего эксперимента выявлено, что в классе обучалось более половины учащихся с низким уровнем сформированности культуры поведения.
Формирующий этап опытно-экспериментальной работы включал формирование культуры поведения младших школьников с учетом причин низкой культуры поведения в данном классе.
Задача контрольного этапа эксперимента заключалась в осуществлении анализа результатов экспериментальной работы. Для выявления уровня сформированности культуры поведения после проведения констатирующего этапа мы использовали те же критерии, что и на констатирующем этапе. В ходе анализа результатов экспериментальной работы мы видим, что процент детей с низким уровнем сформированности культуры поведения в данном классе понизился на 37%, а высокий уровень возрос на 45%.
Таким образом, результаты исследования подтверждают правильность выдвинутой нами гипотезы.
Библиография.
Книги.
1. Азбука нравственного воспитания/ (Каиров, И.А., Богданова, О.С.) – М.: Просвещение, 1979.
2. Азбука этикета. – Иркутск: Иркутское кн. изд-во, «Символ», 1994.
3. Амонашвили, Ш.А. Здравствуйте, дети!: Пособие для учителя. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1988.
4. Богданова, О.С., Калинина, О.Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1985.
Информация о работе Формирование культурного поведения младших школьников