Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 18:07, курсовая работа
Цель работы - рассмотреть пути совершенствования формирования учебной деятельности младших школьников.
Задачи квалификационной работы:
- изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
- рассмотреть способы развития и стимулирования учебной мотивации младших школьников;
- раскрыть механизмы воспитания внимания, мышления, наблюдательности, организованности младших школьников;
- сформулировать методические рекомендации по формированию учебной деятельности младших школьников.
Введение……………………………………………………………….с. 3-4
Глава I. Теоретические основы формирования учебной
деятельности младших школьников………………………………………..с. 5-23
1.1. Деятельность как психолого-педагогическое явление…………с. 5-10
1.2. Характеристика учебной деятельности………………………....с. 10-18
1.3. Общие подходы к формированию учебной деятельности …….с. 18-22
Выводы по первой главе………………………………………………с. 22-23
Глава II. Практические аспекты формирования учебной
деятельности младших школьников………………………………………..с. 24-46
2.1. Формирование мотивационного компонента учебной
деятельности………………………………………………………………….с. 24-28
2.2. Формирование операционного компонента учебной
деятельности………………………………………………………………….с. 28-43
2.3. Методические рекомендации по формированию
учебной деятельности младших школьников……………………………...с. 43-46
Выводы по второй главе………………………………………………с. 46
Заключение…………………………………………………………….с. 47-48
Список литературы……………………………………………………
Муниципальное образовательное учреждение
основная образовательная школа № 22
ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
квалификационная работа
Выполнила: Ворник О.В.
Магнитогорск 2005
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава I. Теоретические основы формирования учебной
деятельности младших школьников………………………………………..с. 5-23
1.1.
Деятельность как психолого-
1.2. Характеристика
учебной деятельности……………………….
1.3. Общие подходы к формированию учебной деятельности …….с. 18-22
Выводы по первой главе………………………………………………с. 22-23
Глава II. Практические аспекты формирования учебной
деятельности младших школьников………………………………………..с. 24-46
2.1. Формирование мотивационного компонента учебной
деятельности………………………………………………
2.2. Формирование операционного компонента учебной
деятельности………………………………………………
2.3. Методические рекомендации по формированию
учебной деятельности младших школьников……………………………...с. 43-46
Выводы по второй главе………………………………………………с. 46
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Младший школьный возраст является одним из самых ответственных этапов развития ребенка. В этот период под влиянием целенаправленного педагогического воздействия формируются важные психические новообразования, происходит становление учебной деятельности, в частности, ее мотивации и базовых учебных умений, которые во многом определяют эффективность всего дальнейшего обучения школьника. Именно поэтому состояние учебной деятельности, ее формирование у младшего школьника является предметом пристального внимания в профессиональной деятельности педагога.
Опыт практического обучения и воспитания, психолого-педагогический мониторинг современной школы позволяет констатировать возрастание количества детей, которые по ряду причин на начальном этапе обучения испытывают значительные трудности. Они не справляются с темпом обучения, не успевают усваивать программный материал за отведенное время.
Качественная диагностика состояния учебной деятельности помогает выявить причины неуспеваемости школьника в обучении, предупредить возможность осложнения (снижение интереса, появление признаков негативизма), а также, при необходимости, поможет выбрать для обучения ребенка соответствующий маршрут или вид образовательного учреждения.
В связи с актуальностью рассматриваемой проблемы, мы избрали темой квалификационной работы «Формирование учебной деятельности младших школьников».
Цель работы - рассмотреть пути совершенствования формирования учебной деятельности младших школьников.
Задачи квалификационной работы:
- изучить психолого-
- рассмотреть
способы развития и
- раскрыть механизмы воспитания внимания, мышления, наблюдательности, организованности младших школьников;
- сформулировать методические рекомендации по формированию учебной деятельности младших школьников.
Глава I. Теоретические основы формирования учебной деятельности младших школьников
1.1. Деятельность как психолого-педагогическое явление
'Категория деятельности принадлежит к числу ведущих в современной отечественной науке. В психолого-педагогических исследованиях известных ученых проблема деятельности раскрывается с различных позиций.
Деятельность определяется: как совокупность действий человека, выполняющих определенную функцию и направленных на удовлетворение его материальных и духовных потребностей (Т.А. Власова, А.И. Дьячков, С.Л. Рубинштейн); как активное взаимодействие субъекта (человека) с окружающей действительностью, направленное на удовлетворение его потребностей (А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, Б.П. Ломов); как процесс, побуждаемый мотивом, в котором находит свое конкретное выражение определенная потребность человека (А.И. Леонтьев); как активность, регулируемая осознанной целью и направленная на удовлетворение потребности, достижение цели или выполнение требований со стороны общества или другого человека (В.А. Крутецкий, А.В. Петровский).
Все это позволяет определить деятельность как активное взаимодействие человека с окружающей действительностью, представляющее собой совокупность действий, направленных на удовлетворение определенных потребностей субъекта.
Деятельность характеризуется предметностью и субъектностью. Предметностью обладают любые виды деятельности. По мнению А.Н. Леонтьева: «Предмет деятельности выступает двояко: первично — в своем независимом существовании, ...вторично — как образ предмета, как продукт психического отражения его свойства». Поэтому предметность выступает как возможность деятельности отражать в себе объективные качества окружающих предметов.
Субъектность деятельности выражается в том, что ее направленность и избирательность определены прошлым опытом, потребностями, установками, эмоциями, целями и мотивами определенного человека, субъекта деятельности.
Человеческая деятельность в процессе своего развития дифференцируется на внешнюю (практическую) и внутреннюю (психическую). Эти стороны деятельности взаимосвязаны как структурно, так и функционально. Внешняя сторона — движение — определяется и регулируется внутренней деятельностью (мотивационной, волевой, познавательной) и наоборот.
В системе психологических знаний разработано несколько концепций структуры деятельности.
В соответствии с одной из них (А.Н. Леонтьев) в структуре деятельности выделяются два компонента. Основой одного из них являются мотивы и цели, основой другого — действия.
Несколько иначе рассматривает структуру деятельности М.С. Каган. В своей модели человеческой деятельности исследователь объединяет отдельные структурные элементы в мотивационный, ориентационный, содержательно-операционный, энергетический и оценочный компоненты. Мотивационный компонент составляют потребности, мотивы и интересы личности, т. е. все, что позволяет активно включаться в деятельность. Ориентационный компонент обеспечивает принятие цели, планирование и прогнозирование деятельности и ее результатов. Содержательно-операционный компонент объединяет в себе систему знаний и способов их получения и применения. Внимание и воля являются составными частями энергетического компонента деятельности и способствуют оптимальному использованию умственных и практических усилий для достижения поставленной цели. Оценочный компонент деятельности предполагает получение и сличение с образцом информации о ходе деятельности и ее корректирование.
Несмотря на различные подходы к пониманию структуры деятельности, источником деятельности, ее исходным побуждением в современной отечественной психологии принято считать осознанные потребности. Они возникают в деятельности и определяют ее.
В
отечественной психологической
науке принято выделение
Побудителем деятельности является не сама потребность, а предмет, адекватный потребности, т. е. мотив деятельности. Мотив выполняет функцию побудителя деятельности, а также придает деятельности личностный смысл (смыслообразующая функция).
Как правило, деятельность человека полимотивирована, т. е. движущей силой одновременно является не один, а несколько мотивов. Одни мотивы направляют деятельность и делают ее личностно значимой. Другие являются мотивами-стимулами и служат дополнительными побуждениями.
Как отдаленная цель мотив обусловливает целенаправленность деятельности. Развитие мотивов и целей протекает в процессе социального развития индивида и главным для этого становится осознание индивидом важности и необходимости конкретной деятельности лично для его развития и для общества. Развитие мотивов идет по пути обогащения, разнообразия и развития их иерархии. Среди высших мотивов выделяют социальные и духовные, среди низших — материальные, элементарные (В.В. Давыдов, А.И. Дьячков и др.).
Если
соотношение мотива и потребности
рассматривается как конкретиза
В
современной отечественной
Цель деятельности определяется как постоянная осознаваемая детерминанта, задающая направление отбору информации. Она определяется как прогнозируемый результат, на который направлена деятельность, или как критерий правильности выполнения программы. Она обладает функцией регуляции действий через систему критериев успеха, т. е. она дает направление деятельности субъекта, с помощью нее происходит контроль и оценка деятельности.
Наличие и, главное, осознание цели деятельности позволяет говорить о ее целенаправленном характере. Цели определяют ход действий, регулируя их направленность на достижение результата. Целенаправленная деятельность выражается в умении поставить цель, наметить план и пути достижения цели, предвидеть ее результаты.
Целенаправленный характер деятельности предполагает предварительный анализ условий и способов достижений результатов, следствием чего является выработка определенного плана деятельности человека, который ориентирует его в процессе деятельности. Планирование является неотъемлемой частью целенаправленной деятельности и тесно связано с проблемой целеполагания, регулирования деятельности, контролем и оценкой результатов.
Реализация целей деятельности обеспечивается совокупностью определенных действий («элементов деятельности»). Действия рассматриваются как основная единица деятельности, способствующая достижению узкой, конкретной цели.
В современной науке существует ряд классификаций действий. Так, действия подразделяются на практические и умственные (В.А. Крутецкий); сенсорные, моторные, волевые, мыслительные и мнестические, где последние два термина объединяются понятием «умственные действия» (В.Г. Казаков); импульсивные (неосознанные), рабочие действия (ориентировочные (теоретические и практические), исполнительские, корректировочные и завершающие), поступки, т. е. действия, при выполнении которых человек осознает их социальный смысл (К.К. Платонов).
Ориентировочные действия направлены на определение цели деятельности, условий, средств и путей ее достижения. Теоретические ориентировочные действия дают ответы на вопросы: что, как, когда нужно делать? Какие условия и средства потребуются? Практические ориентировочные действия включаются в исполнительские действия для оценки процесса деятельности, с точки зрения соответствия общей цели.
Исполнительские действия — это действия, направленные на выполнение поставленной цели.
Корректировочные действия предполагают внесение поправок, уточнений и изменений в ориентировочные и исполнительские действия на основе обработанных данных о неточностях, ошибках и неудачах.
Завершающие действия сводятся к проверке качества выполнения всех действий на заключительном этапе деятельности по их результатам.
В состав действий входят операции, т. е. способы их выполнения. В отличие от действий и деятельности операции определяются не мотивами и целями, а условиями конкретной ситуации. В зависимости от происхождения выделяются — приспособительные и сознательные операции. Первые возникают в процессе приспособления к предметным условиям ситуации. Вторые — вследствие автоматизации действий.
Мы рассмотрели основные компоненты целостной структуры деятельности. Характеризуя их, А.Н. Леонтьев обращал особое внимание на изменения самого строения деятельности как целостной системы в процессе ее осуществления. Так, деятельность, утратив свой мотив, может превратиться в действие, а действие при изменении его цели может превратиться в операцию и наоборот.
Опираясь на один из основных принципов отечественной психологии (принцип единства сознания и деятельности), С.Л. Рубинштейн выделил основные виды деятельности, являющиеся этапами формирования сознания. По мнению ученого, в процессе онтогенетического развития человека происходит смена одного вида деятельности другим, которые следуют в определенном неизменном порядке: игра, учение, труд. Игра и учение рассматриваются как подготовительные к труду виды деятельности.
Информация о работе Формирование учебной деятельности младших школьников