Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 00:50, доклад
Разные бывают люди. Одни грубы, невежливы и не стыдятся этого. Другие хотели бы быть культурными, да не знают, как надо поступить в том или ином случае. От чего же зависит поведение человека? От воспитания, от воспитателей, условий жизни? Но бывает, что растет человек в среде, где постоянно сталкивается с грубостью, безнравственностью, а он чист.
Культура – это совокупность достижений всего человечества в производственном, общественном, умственном, эстетическом и физическом отношении. Основой всякой культуры является уважение к личности человека, нравственные законы и принципы.
Естественно, что культурность человека и его поведение взаимосвязаны. Культурное поведение – это поведение человека в соответствии с теми нормами, которые выработало и которых придерживается данное общество. Это определенные манеры, принятые способы общения, обращения к окружающим, которые как бы подсказывают: как правильно и красиво вести себя за столом, быть вежливым и предупредительным со старшими, с женщинами, уметь держать себя в обществе (как в знакомом, так и мало знакомом), усвоить азы поведения, связанные с профессиональной этикой; понимать, что прилично и что неприлично делать в данной обстановке (например, неприлично кричать, громко переговариваться, перебивать речь другого, навязываться в друзья и знакомые, задавать неуместные или нескромные вопросы). Общая культура предполагает определенную начитанность человека, более или менее широкий круг интересов и знаний, внешнюю опрятность, доброжелательность, эмоциональную сдержанность и, главное, высокую порядочность.
Культурное поведение – это поведение в соответствии с теми или иными общепринятыми правилами. Оно отражает эти правила, является их внешним воплощением. Эти правила могут меняться – будут меняться и манеры поведения.
1.2. Задачи формирования культуры поведения младших школьников.
Младшие школьники в процессе обучения и во внеучебной деятельности получают достаточно большой объем идейно-нравственных представлений. Они знают и понимают, как надо поступать хорошему ученику, т.е. имеют представление о нравственном поведении. Но всегда ли они так поступают? Практика показывает, что далеко не всегда. Расхождение между представлениями о нравственном поведении и поступками объясняется многими причинами. Одна из них состоит в том, что учителю легче объяснить детям, как надо поступать, чем приучить их к правильному поведению. Комплексный подход к воспитанию ставит перед учителем важную задачу формирования в единстве сознания и поведения младшего школьника. Формирование личности школьника происходит в различных видах деятельности: в учении, труде, игре и осуществляется каждый день; в будничной жизни, прежде всего, формируется социальный опыт младших школьников. Поэтому очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность школьников были разнообразными, содержательными, насыщенными работой над осознанием общественных событий и строились на основе самых высоких нравственных отношений. Для младших школьников единство слова и дела проявляется в умении сознательно следовать правилам культурного поведения. Содержание культурного поведения определяется совокупностью норм и правил, регулирующих общение между людьми, требованиями к речи людей как основному средству общения и требованиями к внешнему виду (к одежде, осанке, жестам, мимике, походке) человека. Следовательно, культура поведения – это культура общения, культура речи и культура внешнего вида. В правилах культурного поведения соединяются предписания этики и эстетики. В обществе недостаточно, чтобы человек поступал по законам нравственности, важно, чтобы его поведение строилось при этом и по законам красоты. При формировании культуры поведения очень важно, чтобы сам учитель был идеалом поведения, его слова и поступки не должны противоречить друг другу, быть в гармонии. Отсутствие этой гармонии может явиться главной причиной многих неудач в формировании личности младшего школьника.
Целенаправленная, систематическая работа по формированию навыков и привычек культурного поведения начинается с приходом детей в школу. Именно в начальных классах закладываются основы аккуратности и опрятности, вежливости, точности, прививаются хорошие манеры, умение культурно вести себя в школе, дома, на улице и в общественных местах. Если элементарные нормы культурного поведения не привиты детям с ранних лет, то позднее приходится восполнять этот пробел и нередко проводить более трудную работу: перевоспитывать школьников, у которых укоренились отрицательные привычки. Отсутствие элементарных привычек у детей затрудняет работу над воспитанием у них более тонких и сложных проявлений культурного поведения: такта, деликатности, непринужденности, изящества манер и т. д.
Культура поведения тесно связана с внутренней культурой человека, требованиями эстетики, с общепринятыми тенденциями и обычаями. Внутренняя культура во многом определяет внешнее поведение человека, но и внешняя сторона поведения влияет на внутреннюю культуру – заставляет человека быть выдержанным, внутренне собранным, уметь владеть собой. Небрежность во внешнем виде, грубость, невнимательность, бестактность постепенно формируют соответствующие отрицательные качества личности. Поэтому с раннего возраста необходимо вооружить детей знаниями правил культурного поведения, привычками их выполнения.
Личный опыт общения ребенка еще очень беден, ребенок часто может быть невежлив лишь в силу незнания того, когда, где и как надо поступить. Нередко дети усваивают правила хорошего тона по подражанию, наблюдая за поведением родителей, взрослых, которые являются для них авторитетом. Однако осознание ребенком своего поведения, своих действий – необходимое условие формирования общественно полезных навыков и привычек нравственных норм поведения. Только за то поведение человек может совершенно сознательно отвечать перед обществом, коллективом, другими людьми, значение которого он может понять и оценить с точки зрения общественной пользы и необходимости.
Надо отметить, что у многих школьников заметно отставание навыков и привычек культурного поведения от знания соответствующих правил. Поэтому в работе с учащимися надо обращать внимание прежде всего на выработку навыков и привычек поведения. Достигается это систематическим приучением школьников к выполнению правил. Для этого необходима такая организация жизни в школе, чтобы учащиеся постоянно накапливали опыт правильных нравственных отношений. В работе с младшими школьниками возможно проведение и специальных упражнений для планомерной отработки отдельных навыков культурного поведения. Но упражнение – это не только простое повторение. Для того чтобы повторение закрепляло то или иное действие, привычку поведения, необходимо, чтобы оно подкреплялось положительными эмоциями, приятным переживанием. Иногда это молчаливое одобрение взрослого, поощрение коллектива, товарищей. Повторение только тогда становится упражнением, когда сам ребенок активно стремится к получению определенного результата в своих действиях, сам хочет поступать правильно. Другими словами, воспитание должно быть связано с самовоспитанием.
Итак, главными задачами формирования культуры поведения младших школьников являются:
1. Формирование в единстве сознания и поведения младших школьников.
2. Усвоение знаний о правилах культурного поведения.
3. Выработка навыков и привычек поведения младшими школьниками.
1.3. Методика работы по формированию культуры поведения младших школьников.
Еще до школы дети активно овладевают правилами поведения. Это не только помогает им устанавливать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, Нои способствует тому, что у них начинают складываться твердые нравственные привычки.
Ребенок, освоивший простые жизненные навыки (начиная с привычки мыть руки перед едой и умения самостоятельно укладываться спать), освободившийся от ежеминутной опеки взрослых. Чувствует себя увереннее, смелее вступает в общение с другими детьми, помогая им, если надо, в том, чему научился сам. Действия самостоятельных детей отличаются большой упорядоченностью, организованностью. Такие дети более свободно затевают игру, легче усваивают несложные правила общих игр.
К концу четвертого года жизни дети уже хорошо говорят, движения у них более уверенные. Возможности воспитания у них навыков и привычек культурного и – шире – нравственного поведения расширяются. Если по отношению к более младшим детям важен показ какого-то действия, личная помощь взрослого, то теперь особую роль приобретает напоминание о правилах поведения, поощрение усилий ребенка, его стремления самостоятельно оказать помощь другим.
Складываются первые дружеские симпатии и привязанности, и на этой основе особенно успешно формируются навыки вежливости, организованности поведения, культуры речи. Основываясь на особой восприимчивости детей этого возраста важно, чтобы они могли видеть положительные примеры.
Чтобы правила поведения соблюдались, очень важно их осознать. Надо, чтобы дети убедились в том, что выполнение правил позволяет им лучше наладить игру, добиваться большего в тех или иных занятиях. Когда соблюдаешь правила, реже ссоришься и споришь с другими. К концу дошкольного возраста усвоение детьми правил поведения обеспечивает высокую готовность их к учению: будущему школьнику придется выполнять учебные обязанности, рационально работать и на уроке, под руководством учителя, и самостоятельно дома.
Когда говорят о культуре поведения детей этого возраста, имеют в виду целую сумму умений и навыков. Они позволят поддерживать общий порядок в режиме дня, укладе жизни семьи, в установлении правильных взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками. Это навыки, связанные с личной опрятностью, аккуратностью, чистотой одежды; с культурой еды (поведение за столом, умение пользоваться столовыми приборами); с культурой взаимоотношений со взрослыми и сверстниками (дома, во дворе, в общественных местах); с культурой речи (формы обращения, культура словаря, тона, темпа речи).
Время, когда ребенку целесообразнее прививать тот или иной навык культурного поведения, подсказывает он сам. Так, в четыре года, когда дети начинают активно тянуться к самообслуживанию, взрослые приучают их к чистоте, аккуратности, опрятности. В этом же возрасте (с развитием понимания речи окружающих) вырабатываются умения обращаться с просьбой, просить об услуге, выражать свою речь понятно для окружающих.
Формируя навыки культурного поведения, необходимо воздействовать на сознание и чувства ребенка и вместе с тем позаботиться о том, чтобы он имел возможность упражняться в этих навыках. И здесь огромное значение имеет пример близких людей. У старших дети учатся всем бытовым навыкам и навыкам, выражающим вежливое и предупредительное отношение к другим людям. Например, если зашла соседка, то мама предлагает ей присесть, спрашивает о ее здоровье. Родители всегда опрятно одеты, не позволяют себе небрежности в одежде и, если что-то не в порядке в одежде детей, замечают это. Дома никто не говорит в повышенном тоне, все следят за речью. Что бы ни случилось, взрослые стремятся быть тактичными в обращении с детьми: не унижают в глазах других, не задевают самолюбия…
Иногда взрослым кажется, что достаточно сказать ребенку: «Береги игрушку», «Будь аккуратным», он последует их совету – требованию. Это ошибочное мнение. Нужно не просто сказать, но и научить ребенка навыкам бережного отношения с игрушками и вещами. Чтобы облегчить детям усвоение навыка, полезно разделить его на конкретные действия. Так, беречь игрушки значит: машину возить за веревочку, не садиться в нее, не снимать колес; куклу на пол не бросать; класть все на место. Постепенно и обобщенное правило будет усвоено.
Детям постарше следует объяснить, что хорошо и что плохо в их поступках. Здесь взрослые могут опереться на оценку и самооценку ребенка, на умение его разобраться в своих и чужих поступках. О многих ситуациях, требующих нравственной оценки, говорят сказки, рассказы, стихи, которые родители или воспитатели читают детям.
Можно и специально беседовать с детьми на этические темы, не злоупотребляя, естественно, ни нравоучениями, ни отвлеченными категориями. Такие беседы помогут детям усвоить некоторые нравственные понятия, такие, как справедливость, скромность, отзывчивость. И конечно, выполнения норм и правил поведения надо требовать. Дети легко справляются с многообразными требованиями, если только их предъявляют вовремя и последовательно, если взрослые учитывают, что ребенком уже достигнуто: иначе требование может оказаться чрезмерным или, напротив, не побуждающим ребенка к сколько-нибудь серьезному усилию.
Одно из личных качеств личности, начала которого закладываются в дошкольном возрасте, - честность. Взрослые вправе требовать и ожидать от ребенка правдивых поступков, правдивого признания в совершенном проступке, искреннего выражения чувств по отношению к взрослым и сверстникам. А правдивость легче воспитать, когда требования справедливы.
Очень ценен правдивый поступок ребенка, совершенный в результате внутренней борьбы: сказать или не сказать, что это он разбил тарелку или порвал книжку?
Если промолчать, то, быть может, никто и не узнает, а сказать – будут упрекать. Вот здесь и проявляется складывающийся характер. Что победит – трусость или мужество и правдивость?
Родителям необходимо увидеть эту внутреннюю борьбу, которая совершается в сознании ребенка, и осторожно, неназойливо укреплять его в принятии правильного решения. Полезно привлечь на помощь художественное слово: здесь моральная оценка правдивого поступка не навязывается ребенку, в поступке героя он должен разобраться сам.
Очень важно также использовать для воспитания правдивости примеры честного поведения самих детей. Такие примеры могут стать предметом для беседы, они могут вызвать ребенка на разговор, помочь его размышлениям.
В дошкольном возрасте дети способны проявить такое сложное нравственное качество, как деликатность. Если у них был необходимый пример для подражания, они не позволят себе указывать, скажем, на физический недостаток, который они в состоянии заметить у человека, не станут пристально рассматривать его. Воспитанный ребенок удовлетворит свое любопытство лишь спустя некоторое время, когда поразивший его чем-то человек не сможет уже услышать его вопросов. Плохо же воспитанный ребенок беззастенчиво указывает пальцем на инвалида. Иногда взрослые удовлетворяют «любознательность» ребенка, причиняя тем самым страдания человеку.
Но бывает и так, что старшие не одобряют вопросов ребенка, и малыш недоумевает, почему, - ведь он сказал правду, что человек с горбом некрасивый, что он ему не нравится. А ведь тут неплохой повод объяснить, что правдивость и искренность не могут быть прямолинейными и бестактными, что главное – не причинять боли другому человеку. Воспитание такой сдержанности – дело нелегкое: требования взрослых могут показаться малышу противоречивыми. Но терпение и последовательность дадут в конце концов свои плоды. [35, стр.8]
В начальной школе дети должны усвоить достаточно большой объем знаний об основных правилах культурного поведения и приучиться осознанно выполнять их. Конкретных правил приличия и поведения много, познакомить школьников со всеми трудно, да вряд ли это нужно. В жизни всегда может создаться такая ситуация, в которой дети оказались впервые. Поэтому очень важно учить школьников не только правилам поведения, но и одновременно умению действовать в связи с духом правил, т. е. находить правильный способ поведения в новой обстановке на основе уже известных правил. Эта задача сложная, и чтобы успешно разрешить ее, необходимо следующее. В работе с детьми надо учить их выполнению правил поведения в различных ситуациях, с которыми чаще всего они встречаются: в школе, на улице, в общественных местах. При этом конкретные правила обязательно будут повторяться. Это необходимо для того, чтобы ребенок научился выполнять одно и то же правило в различных условиях. Следует помнить, что для младшего школьника перенос знаний из одной ситуации в другую не всегда прост. Например, ребенок знает, что в школе надо здороваться со всеми взрослыми, а не только со своей учительницей. Даже первоклассник довольно быстро овладевает этим правилом. В школе он всегда здоровается со всеми учителями и родителями. А вот за пределами школы, на улице ребенок может не выполнять это правило. И совсем не по злому умыслу или забывчивости. Просто он не знает, что. Встретив на улице, в магазине, в кино знакомого (учителя, маму или папу своего товарища и др.), надо с ним обязательно поздороваться. Или другой пример. Дети научились уступать место старшим в трамвае, автобусе, троллейбусе и т. п. они делают это охотно, без напоминаний. Но вот пришла бабушка в школу. Ученик сидит, а бабушка стоит, иногда еще разговаривает с учеником. И он не догадается предложить ей сесть. Мальчик приучен уступать место пожилым только в транспорте.
Информация о работе Формирование культурного поведения младших школьников