Рефераты по философии

Философия пәні және қоғамдағы рөлі

31 Марта 2013, лекция

1. Адамның объективтiк дүниенi танудың алғашқы формалары-дүниенi сезiну және дүниенi қабылдау – эмоционалды-сезiмдiк сфералармен, түйсiктермен байланысты болады. Әрбiр адам жастайынан дүниенi танып бiле бастайды, заттар мен құбылыстар жайында бiлiмдер жинақтайды (мыс.оптимистiк және пессимистiк көзқарастар дүниенi сезiну мен байланысты,ал сол сезiмдер негiзiнде қалыптасқан образдар мен бейнелер мыс.белгiлi бiр өткен немесе келешекте болатын өмiр жағдайларын елестету, дүниенi қабылдау болып табылады).

Философия пәні: ұғымы мен мазмұны

12 Сентября 2013, реферат

Философия - рухани мәдениет пен адамзаттық білімнің көне және қызықты салаларының бірі. Біздің эрамызға дейінгі VII-VI ғасырларда Үндістанда, Қытайда, Ежелгі Грецияда пайда бола отырып, кейінгі ғасырлардың қоғамдық санасының тұрақты формасы ретінде танылды. Философтардың ой-көзқарастары негізінде дүниетанымдық мәселелер алға қойылып, оларға жауап ізделді. Мұндай мәселелерді түсіндіру адамдар үшін өмірдің маңызды мағынасы, негізгі мәні болып табылады.
Күнделікті практикалық өмірдің барысында әрбір адам философиялық мәселелермен соқтығысады. «Философия» термині грек тілінен аударғанда «филео - махаббат, құштарлық; софия – даналық» деген мағынаны білдіреді. Терминнің шығу тегін грек ойшылдары Пифагор, Сократ есімдерімен байланыстырады.

Философия пәні: ұғымы мен мазмұны

22 Марта 2013, реферат

Философия - рухани мәдениет пен адамзаттық білімнің көне және қызықты салаларының бірі. Біздің эрамызға дейінгі VII-VI ғасырларда Үндістанда, Қытайда, Ежелгі Грецияда пайда бола отырып, кейінгі ғасырлардың қоғамдық санасының тұрақты формасы ретінде танылды. Философтардың ой-көзқарастары негізінде дүниетанымдық мәселелер алға қойылып, оларға жауап ізделді. Мұндай мәселелерді түсіндіру адамдар үшін өмірдің маңызды мағынасы, негізгі мәні болып табылады.

Философия рационализма Р. Декарта

20 Декабря 2011, реферат

Родоначальником методологии в собственном смысле слова является английский философ Ф. Бэкон, впервые выдвинувший идею вооружить науку системой методов и реализовавший эту идею в «Новом органоне». Для последующего развития методологии огромное значение имело также обоснование им индуктивного, эмпирического подхода к научному познанию. С этого времени проблема метода становится одной из центральных в философии.
Первоначально она целиком совпадает с вопросом об условиях достижения истины, а её обсуждение сильно отягощено натурфилософскими представлениями. Опираясь на правильный сам по себе тезис о том, что к истинному знанию ведёт лишь истинный метод, именно этот последний и пытаются сразу отыскать многие философы нового времени. При этом они полагают, что единственно истинный метод просто скрыт от непосредственного наблюдения, и его надо лишь открыть, сделать ясным и общедоступным. Логическая структура метода ещё не является для них проблемой.

Философия религии

06 Октября 2010, курс лекций

Лекция 1. Введение
В XVIIIХIХ вв. внутри сравнительного религиоведения противоборствовали два крайних подхода теистический и атеистический. И теисты, и атеисты брали критерий истинности или ложности верования, исходя из собственных конфессиональных предубеждений и сторонясь сбора фактов об истории предмета. Суждения о религиях, высказанные, например, французскими энциклопедистами XVIII в., трудно назвать более интеллигентными, нежели речи неистовых христианских теологов Средневековья против еретиков.
Однако между названными полюсами было достаточно места для более интеллигентного религиоведения, которое не имело бы ни сильно выраженного конфессионального характера, ни черт атеистического нигилизма. И такого рода компаративистика стала постепенно складываться, все более эффективно опосредуя по мере своего роста взаимоотношения между теистическим и атеистическим религиоведением. Сильным толчком к складыванию исторического метода в религиоведении было возрождение интереса к античным культурам, накопление сведений о Востоке, поставляемых в Европу путешественниками.
Много данных о разных религиях было обобщено в книге А. Росса Религии мира (1653, Англия); несмотря на отсутствие толерантности в оценке инакоплеменных религий, автор тем не менее признает ряд положительных моментов у многих несимпатичных ему религий. В своем Богословско-политическом трактате (1670) Б. Спиноза попытался показать эволюцию древних иудейских принципов вплоть до превращения части из них в христианские догматы, при этом иудаизм был представлен как ранняя стадия христианства. Во Франции, Англии и Германии был опубликован ряд энциклопедий религиозных обычаев и культов. Преодолевая робость в отношении сакральных объектов, классическая философия религии стремилась к объективному, рациональному и идеологически нейтральному описанию религиозного сознания, не принижая при этом учений иноверцев.
Метод историзма. Подлинным основателем исторической школы в сравнительном религиоведении и синоптической философии был И. Г. фон Гердер, который с 1784 по 1787 г.г. выпустил в свет три части своей фундаментальной книги Идеи для философии истории человечества. Рассматривая религии как интегральную часть человеческой истории, Гердер трактует религиозные действия и обряды как естественное выражение конкретных религиозных идей, но вовсе не как изобретения священников или других отдельных людей. Для него человечество это золотая цепь культуры, постоянное сопряжение всех народов, в силу чего между разными религиями возникают генетические и функциональные взаимовлияния и заимствования. Гердер описывает прогрессивную эволюцию религиозных идей в единстве присущих им плюсов и минусов. К христианству он относится в своей книге не с меньшим критицизмом, чем к другим религиям. Цель человечества истина (путь к которой лежит через заблуждения), но вовсе не заблуждение.
Гегель в Философии религии (18211831) продолжил линию Гердера, предложив схему эволюции религии от ее простейших стадий до христианства как вершины. Как и Гердер, Гегель с симпатией относится ко всем религиям ведь они для него формы постижения истины человечеством, вырастающие друг из друга. Гегель опровергает деистов, полагавших будто самой чистой была религия древних людей, а религии цивилизованных народов безнадежно испорчены.
Т. Карлейль из Англии развил исторический метод в религиоведении в психологическом аспекте. Большой вклад в упрочение историцизма внесли англичане М. Мюллер, Э. Тайлор, Д. Фрезер, Ф. Джевонс, датчанин Ц. Тиль, французы А. Ревилль и Э. Ренан и др. В 1876 г. в Голландии возникли первые теологические факультеты с кафедрами общей и сравнительной истории религий. Этому примеру последовали другие европейские страны. Начали создаваться музеи по истории религии, религиоведческие журналы, учебники для вузов. Казалось, историцизм и есть тот искомый и самый подходящий метод идеологически нейтрального и объективного описания и классификации религий, метод предсказания судеб культуры, подпитываемых теми или иными религиями. Почему бы в таком случае не назвать историцистское религиоведение золотой серединой между теистическим и атеистическим религиоведением? Что ж, в известном смысле такое название было бы правомерным, поскольку в наше время историцизм уже настолько утвердился в общественном сознании и науке в виде своего рода стиля методологического мышления, что теизм и атеизм сплошь и рядом пользуются сегодня терминами эволюционной теории.
Вместе с этим после прочтения книги К. Поппера Нищета историцизма нельзя более не замечать существенных объяснительных недостатков самого исторического метода. С 60-х годов ХХ в. неодарвинизм подвергается энергичной критике со стороны научного креационизма и заметно теряет привлекательность у широкой публики и естествоиспытателей. В конце XX в. в России стал происходить религиозный Ренессанс, а государственный атеизм был упразднен. Наконец, в связи с обострением в мире интереса к фундаментализму и традиционализму идея эволюционного прогресса общества все более стала уравновешиваться обратной идеей магистрального общественного регресса. В трудах видных традиционалистов (Р. Генон, Г. Гурджиев, П. Д. Успенский и др.) проведена мысль о том, что подлинными были лишь некоторые древние и уже исчезнувшие религии, а все нынешние массовые религии суть большее или меньшее искажение традиции. Поэтому если религиоведы все-таки хотят использовать исторический метод, то его нужно обернуть вспять

Философия религии

03 Ноября 2011, контрольная работа

Философия религии стоит в ряду главных философских дисциплин, являя собой особый тип философствования. Её следует понимать, прежде всего, как ту "часть" философии вообще, которая обращена в своих познавательных усилиях к религии.
Это обращение может быть двояким. Религия для философии выступает:
а) либо как предмет отношения;
б) либо как предмет исследования.

Философия религии Гегеля

22 Декабря 2011, реферат

Эпоха Просвещения создала настоящий культ разума. Его возможности в познании и анализе как природного, так и социального мира казались безграничными. Однако практическое осуществление «обоснованных разумом» проектов социального переустройства (французская буржуазная революция 1789-1794 г.г.) несколько поумерило восторги апологетов просвещенческого рационализма. Из лозунгов свободы, равенства, братства и счастья разве что первые два могли считать себя реализованными, да и то в сильно урезанном виде. Стало ясно, что философско-идеологические аксиомы Просвещения нуждаются в порции нелицеприятной критики. Эту задачу с блеском выполнила немецкая классическая философия последней трети XVIII - первой трети XIX вв. Ее безусловным достоинством стало то, что глубокий критический анализ не разрушил, но сохранил и даже приумножил философские новации эпохи Просвещения, став, по сути, новым этапом развития западноевропейской философской мысли.

Философия русского космизма

25 Октября 2011, реферат

Русский космизм является философским направлением с большими традициями
в культуре России и объединяет не только философов, а также учёных,
религиозных мыслителей, писателей, поэтов, художников. Само
существование “русского космизма” как философского течения даже в наше
время вызывает острые дебаты.

Философия русского космизма

26 Января 2012, контрольная работа

Целью нашей работы является анализ процесса возникновения, формирования и проявления идей космизма в различных видах и жанрах мирового искусства.
Для реализации данной цели поставлены следующие задачи:
- рассмотрение идей Н.Ф. Федорова, В.С. Соловьева, П.А. Флоренского
- изучение философских и мировоззренческих представлений К.Э. Циолковского

Философия русского космизма

19 Февраля 2012, реферат

КОСМИЗМ (греч. kosmos - организованный мир, kosma - украшение) - философское мировоззрение, в основе которого располагается знание о Космосе и представление, о человеке как "гражданине Мира", а также о микрокосмосе, подобном Макрокосмосу.

Философия русского коссмизма

19 Октября 2011, реферат

Русский космизм является философским направлением с большими традициями в культуре России и объединяет не только философов, а также учёных, религиозных мыслителей, писателей, поэтов, художников. Само существование “русского космизма” как философского течения даже в наше время вызывает острые дебаты.

Философия русского религиозного искусства

02 Ноября 2011, контрольная работа

Для истории русской философии вопрос о возникновении философии – один из важнейших ее вопросов. Для углубления решения этого вопроса следовало бы по-новому поставить его или, по крайней мере, сделать шаг или несколько шагов в направлении, которое позволило бы по-новому развернуть этот вопрос.

Философия С. Франка

13 Февраля 2012, контрольная работа

Центральное место в философии С.Л. Франка занимают проблема человека, исследование причин экзистенциального кризиса, произошедшего на переломе двух эпох, крушения в результате «октябрьского переворота» 1917 всевозможных кумиров, абстрактных гуманистических ценностей, поверхностно-просветительского понимания личности. Анализ личности, ее внутреннего мира, онтологии этого мира, связи человека с бытием, с Богом, проявления человеческого бытия в творчестве, искусстве, морали, религии – все это тематика работ Франка.

Философия самураев: тема смерти

12 Января 2012, реферат

Философские размышления по поводу: кто такие самураи, что представляет собой их жизнь? ? Во-вторых, что самое важное в жизни самурая, какие главные ориентиры и ценности он имеет? И, в-третьих, какая в итоге философия логично вытекает из их образа жизни и мировоззрения?

Философия свободы Дж. С. Милля

26 Марта 2011, сочинение

Джон Стюарт Милль, теоретик либерально-демократической мысли, живший в XIX веке, поднимает в своем трактате одну из центральных проблем философии – проблему свободы человека.
Свобода – одна из основных философский категорий, характеризующих сущность человека и его существование. Философия свободы человека была предметом размышлений Канта и Гегеля, Шопенгауэра и Ницше, Бердяева и Соловьева. Милля свобода интересует прежде всего с моральной, нравственной точки зрения. Он рассматривает свободу как необходимое составляющее исторического прогресса, приверженцем которого он является.

Философия свободы Н.А. Бердяева

06 Декабря 2011, реферат

Свобода как одна из основных философских категорий характеризует сущность человека и его существование. Рассмотрим концепцию свободы в творчестве Николая Александровича Бердяева. Выбор этого философа обусловлен объемом внимания к проблемам свободы в его творчестве, а также во многом определяющим значением для развития современной общественно - политической мысли.

Философия семьи

25 Сентября 2011, реферат

Поскольку философия – наука о всеобщем, анализ любого явления она доводит до выявления самого общего признака. Знание всеобщего признака позволяет нам понять явление, а понимать – значит знать. При этом другого пути познать явление нет, т.к. у каждой вещи бесконечное число свойств, а у каждого явления бесконечное число проявлений. Поняв явление в общем мы уже легко сможем перейти к пониманию конкретных ситуаций, связанных с этим явлением.

Философия семьи

19 Февраля 2012, реферат

Поскольку философия – наука о всеобщем, анализ любого явления она доводит до выявления самого общего признака. Знание всеобщего признака позволяет нам понять явление, а понимать – значит знать. При этом другого пути познать явление нет, т.к. у каждой вещи бесконечное число свойств, а у каждого явления бесконечное число проявлений. Поняв явление в общем мы уже легко сможем перейти к пониманию конкретных ситуаций, связанных с этим явлением.

Философия Сенеки

27 Декабря 2011, доклад

Этика Сенеки – этика пассивного героизма. Изменить в жизни, в сущности, ничего нельзя. Можно только презирать ее напасти. Величайшее дело жизни – твердо стоять против ударов судьбы. . Но ведь это означает, что судьба активна, а человек пассивен. Он занимает, лишь оборонительную позицию. Нужно господствовать над своими страстями, не быть у них в рабстве. Что касается счастья, то оно целиком зависит от нас, в том смысле, что несчастен лишь тот, кто сам считает себя несчастным: “Каждый несчастен настолько, насколько полагает себя несчастным”. В этом и состоит то величие духа, которое проповедовал стоицизм и что привлекало к нему всех, по кому прошелся каток тоталитаризма.

Философия сердца

12 Января 2012, реферат

Пантелеймон Кулиш был противоречивой личностью. Безусловно талантливый, он некогда не был особенно скромным в оценке своей деятельности, но считал, что основу его жизни определяла культурологическая деятельность. Кулиш, по словам Николая Зерова, был «пионером культуры на Украине». Ежедневная, хлопотливая, подвижницкая работа на ниве украинской культуры. Пантелеймон Кулиш увлекся идеями славянского единения, которые поднимались в Кирило-Мефодиевском братстве, и воссоздал их в романе «Черный совет», в «Повести об украинском народе» и в других произведениях.

Философия синергетики

29 Февраля 2012, реферат

1. История понятия синергетики.
2. Философская проблема синергетики.
3. Роль и место синергетики в современной науке

Философия современного общества и личности

13 Августа 2012, реферат

Любое философское рассуждение начинается с понятия о бытии. Вопрос о том, что такое бытие, постоянно присутствует в любом философствовании.

Философия современной России

24 Октября 2011, реферат

Тема реферата «Философия современной России». Актуальность выбранной темы заключается в том, что в современном мире происходят большие перемены, поэтому стоит уяснить какое они оказывают влияние на современную философию, что является основной целью данной работы. Для этого будут рассмотрены следующие вопросы: в чем особенности развития философии на современном этапе, какие проблемы в развитии русской философии стоят на сегодняшний день, и есть ли в России философия, а если есть, то необходима ли она для России.

Философия сознания

24 Декабря 2011, реферат

Филосо́фия созна́ния — философская дисциплина, предметом изучения которой является природа сознания, а также соотношение сознания и физической реальности (тела).

В XIX веке Артур Шопенгауэр назвал сознание «загвоздкой Вселенной», намекая на то, что тайна сознания остается самым темным местом во всем корпусе (собрании) человеческого знания.

Философия Сократа

30 Ноября 2010, реферат

Биография и основные принципы философии Сократа.

Философия Сократа

05 Декабря 2011, контрольная работа

Сократ (Socrates) из Афин (469-399 до н. э.), античный философ, учитель Платона, воплощенный идеал истинного мудреца в исторической памяти человечества. С именем Сократа связано первое фундаментальное деление истории античной философии на до- и после-Сократовскую, отражающее интерес ранних философов 6-5 вв. к натурфилософии (ср. устоявшийся термин для этого периода: "досократики"), а последующего поколения софистов 5 в. - к этико-политическим темам, главная из которых воспитание добродетельного человека и гражданина.

Философия Сократа

05 Января 2012, реферат

По-просту говоря, я выбрал тему, посвященную Сократу потому, что мне понравилось как он “мучил” людей. Сократ выбирал известного политического деятеля или просто известного человека, после того, как тот прочитал свою речь, и Сократ начинал задавать свои знаменитые вопросы. Причем вначале Сократ безудержно хвалил своего собеседника, говорил, что он такой умный, известный человек в городе, и что ему не составит труда ответить на такой элементарный вопрос. Сократ задавал свой действительно элементарный вопрос (но только на первый взгляд). Собеседник дерзко и нехотя отвечал на него, Сократ в свою очередь задавал очередной вопрос, касающийся все того же вопроса, собеседник опять отвечал, Сократ спрашивал и это доходило до того, что собеседник, в конце-концов, своим последним ответом противоречил своему первому ответу. Тогда взбешенный собеседник спрашивал Сократа, а сам то он знает ответ на этот вопрос, Сократ же совершенно спокойно отвечал, что не знает и спокойно удалялся. И этой своей исключительностью, гениальностью, избранностью Сократ нам понравился.

Философия Сократа

16 Февраля 2012, контрольная работа

О Сократе, его личности и учении накопилась огромная литература. И тем не менее в истории философии, возможно, нет фигуры более загадочной, чем Сократ. Он не оставил письменного наследства. О жизни и учении Сократа мы узнаем главным образом из сочинений его учеников и друзей (философа Платона, историка Ксенофонта) или его идейных противников (комедиографа Аристофана).

Философия Сократа

06 Апреля 2012, реферат

Сократ как объект изучения представляет для историка значительные трудности. Несомненно, что в отношении многих исторических личностей нам очень мало известно, тогда как в отношении других известно многое; что же касается Сократа, то мы не уверены, знаем ли мы о нем очень мало или очень много. Бесспорно, что он был афинским гражданином, обладавшим небольшими средствами, который проводил свое время в диспутах и учил молодежь философии, но не за деньги, как это делали софисты.

Философия Сократа

17 Февраля 2013, курсовая работа

Античная философия являет собой последовательно развивавшуюся философскую мысль и охватывает период свыше тысячи лет с конца VII в. до н.э. вплоть до VI в. н.э. Несмотря на все разнообразие воззрений мыслителей этого периода, античная, философия вместе с тем есть нечто единое, неповторимо оригинальное и чрезвычайно поучительное. Она развивалась не изолированно она черпала мудрость Древнего Востока,