Философия русского коссмизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 15:50, реферат

Описание работы

Русский космизм является философским направлением с большими традициями в культуре России и объединяет не только философов, а также учёных, религиозных мыслителей, писателей, поэтов, художников. Само существование “русского космизма” как философского течения даже в наше время вызывает острые дебаты.

Содержание

Введение 3
1. Философско-религиозное течение. 4
1.1. Русский космизм П.А.Флоренского 4
1.2. Христианский космос В.С.Соловьёва 4
1.3. Философия общего дела Н.Ф.Фёдорова 6
2. Естественнонаучное течение. 8
2.1. Философские взгляды Н.А.Умова 8
2.2. Антропокосмизм Н.Г.Холодного 9
2.3. Третий синтез космоса В.И.Вернадского 10
2.4. Космическая философия К.Э.Циолковского 12
2.5. Единый природный субстрат А.Л.Чижевского 14
Список литературы 16

Работа содержит 1 файл

Философия русского космизма.docx

— 48.47 Кб (Скачать)

     Содержание

 
 

     Введение 3

     1.  Философско-религиозное  течение. 4

         1.1. Русский космизм  П.А.Флоренского 4

         1.2. Христианский космос  В.С.Соловьёва 4

         1.3. Философия общего  дела Н.Ф.Фёдорова 6

     2. Естественнонаучное  течение. 8

         2.1. Философские взгляды  Н.А.Умова 8

         2.2. Антропокосмизм Н.Г.Холодного 9

         2.3. Третий синтез  космоса В.И.Вернадского 10

         2.4. Космическая философия  К.Э.Циолковского 12

         2.5. Единый природный  субстрат А.Л.Чижевского 14

     Список  литературы 16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

 

      Русский космизм является философским направлением с большими традициями в культуре России и объединяет не только философов, а также учёных, религиозных мыслителей, писателей, поэтов, художников. Само существование  “русского космизма” как философского течения даже в наше время вызывает острые дебаты.

      Само  зарождение русского космизма обусловлено  в значительной степени своеобразной общественной и культурной обстановкой  в России XIX в. Развитие русского космизма обязано во многом непременному противопоставлению этого философского направления самим основам западноевропейской науки и культуры. Это противостояние заключало в себе возможность продуктивного диалога, способствовавшего изменению русского космизма, его прогрессивному воздействию на культуру научного исследования в XX в. Значительный интерес представляет нравственный, социально-философский смысл русского космизма. Он способен питать собой весьма широкий спектр воззрений - от крайне реакционных до либеральных, которые озабочены поиском творческого примирения основных ценностей традиционного общества и культуры динамичной цивилизации.

      Идеи  русского космизма становятся особенно популярными в наше время, в том  числе и благодаря тому, что  многие предсказания космистов сбылись  и продолжают сбываться. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Философско-религиозное течение.

     1.1. Русский  космизм П.А.Флоренского

      П.А.Флоренский является одним из тех, кого по праву  относят к традиции "русского космизма". Он считал, что существует "идеальное родство" мира и  человека, их "пронизанность друг другом", взаимосвязанность. Подобно  древнегреческой философии он соотносит  мир и человека как макрокосмос (космос, большой мир, среду) и микрокосмос, являющийся в своём роде "образом  и подобием Вселенной"  и несущий  в себе всё, что есть в мире. Несмотря на то, что космический подход к  человеку лишает его полноты личностного  бытия, Флоренский сумел найти выход  из этой трудной ситуации. И мир  и человек одинаково сложны и  внутренне бесконечны, поэтому они  могут рассматриваться как части  друг друга. Можно с полным основанием считать мир биологически - вселенским телом человека, а экономически - сферой его хозяйствования. "Мир  есть раскрытие Человека, проекция его" [2]. В этом заключается космически-антропологический  дуализм (или двуединство) Флоренского, который рассматривает его в  рамках традиционного платонического дуализма горнего и дольнего (нашему миру противопоставляется иной, "премирный", который символически приоткрывается в реальностях земного бытия). Такой дуализм, по мнению Флоренского, можно преодолеть только в Церкви: "В ней действительность одухотворяется, освящается, обоживается" [3]. "Обоживание" является конечным результатом спасения всего мира через спасение человека, которое происходит в Церкви силами Христа и Его Духа. Спасение устраняет  конфликт человека и мира, это и  есть "космическая сторона христианства" [4]. У Флоренского, как впрочем  и у многих платоников, картина  бытия статична: динамические процессы, эволюция, история определяющего  значения не имеют. Как считает Флоренский, вся история мира - это мрак, одна лишь "ночь, один страшный сон, растягивающийся  в века".

     1.2. Христианский космос В.С.Соловьёва

      Наиболее  полно тема космизма рассмотрена  В.С.Соловьёвым в трактате "Чтения о Богочеловечестве". По мнению Соловьёва, истинной загадкой для разума является не вечный, или божественный, мир. Напротив, как идеальная полнота всего  и осуществление добра, истины и  красоты, он является как ясное и  нормальное. Лишь в этой вечной сфере  можно обрести безусловное мерило для признания разумной природы  как чего—то условного и преходящего. Действительность окружающего нас  мира является подлинной загадкой и  задачей для разума. "Эта задача ... сводится к выведению условного  из безусловного, ... случайной реальности из абсолютной идеи, природного мира явлений  из мира божественной сущности. ... связующее  звено между божественным и природным  миром есть человек. Человек совмещает  в себе всевозможные противоположности, которые все сводятся к одной  великой противоположности между  безусловным и условным, между  абсолютной и вечной сущностью и  преходящим явлением, или видимостью. Человек есть вместе и божество, и ничтожество" [5]. Следовательно, для человека необходимо найти место и значение в общей связи истинно сущего. Соловьёв видит в божественном существе двуединство: "действующее, или производящее, единство божественного творчества Слова (Логоса), и единство произведённое, осуществленное..., - единство органического тела" [5]. Иначе говоря, первое единство - это Бог (Логос), второе единство (произведённое единство, София) - "начало человечества, ... идеальный или нормальный человек. И Христос, в этом единстве причастный человеческому началу, есть человек, или, по выражению священного Писания, второй Адам" [5]. Вечность Бога как Логоса и действующего Бога предполагает вечность человечества, но не природного, которое возникает на Земле в определённый период, а человека умопостигаемого, идеального. Это универсальное существо заключает в себе всех людей. "Каждый из нас, каждое человеческое существо существенно и действительно коренится и участвует в универсальном и абсолютном человеке" [5]. Он - всечеловеческий организм, вечное тело Божие и вечная душа мира, София. Поэтому человек является необходимым и незаменимым звеном в абсолютном целом. Именно это оправдывает допущение двух великих истин: человеческой свободы и человеческого бессмертия.

      Исключительное  самоутверждение или эгоизм, всесильный в практической жизни, является коренным злом нашей природы, и так как  эгоизм свойственен всему в природе, то зло - это общее свойство всей природы. Природа является отражением всеединой идеи и существования  обособленного, разделённого, разрозненного, чуждого этой идеи. Соловьёв приходит к выводу, что природа зла метафизична, усматривая зло в отношении души мира (Софии, "первообразного человечества") и Бога. Её посредствующее положение  между Богом и природным миром  заключает возможность обретения  самостоятельности, соблазн обладания "всем" от себя, а не от Бога и  тем самым нарушается единство мироздания. Идеальное всеединство возможно только тогда, когда происходит соединение божественного начала с душой  мира, где первое - образующий элемент, а второе - пассивная сила, которая  воспринимает идеальное и снабжает его материей для развития, оболочкой  для его полного обнаружения. Это соединение не носит характера  однократного творения. Путь к достижению совершенного и вечного организма - это медленный и мучительный  путь, который объясняется только одним, без чего немыслимы ни Бог, ни природа - свободой. "Если всё существующее (в природе или мировой душе) должно соединиться с Божеством - а в этом цель всего бытия, - то это единство, чтобы быть действительным единством, очевидно должно быть обоюдным, т.е. идти не только от Бога, но и от природы, быть и её собственным делом" [5].

      Мировой космогонический процесс проходит множество последовательных фаз. Начинаясь  эпохой звёздной (астральной), когда  действием всемирного тяготения  материя стягивается в великие  космические тела, он завершается  созиданием органической жизни и  её совершенством - формой человеческого  организма. "В человеке мировая  душа впервые соединяется с божественным Логосом в сознании как чистой форме всеединства... В  человеке природа перерастает саму себя и  переходит (в сознании) в область  бытия абсолютного. Воспринимая  и нося в своём сознании вечную божественную идею и вместе с тем  по фактическому происхождению и  существованию своему неразрывно связанный  с природой внешнего мира, человек  является естественным посредником  между Богом и материальным бытиём, проводником всеединящего божественного  начала в стихийную множественность, - устроителем и организатором вселенной" [5]. Кроме человека все иные существа лишены божественного начала и причастны к нему лишь подчинением внешнему естественному закону. Подобно мировой душе, человек, причастный к всеединству Бога, свободен захотеть иметь его как Бог. Для этого он "утверждает себя отдельно от Бога, вне Бога, отпадает или отделяется от Бога в своём сознании так же, как первоначально мировая душа отделилась от Него во всём бытии своём" [5]. Таким образом начинается новая фаза уже не космогонического, а теологического развития, в процессе которого человек проходит путь от астральных религий через солнцепоклонство к фаллической, где, наконец, возвращается к своему собственному материальному началу и высшее проявление мировой связи находит в сложном единстве родовой организации жизни.

      Можно выделить несколько бесспорных идей космизма Соловьёва:

  1. Идея всеединства, вечного органически целостного истинносущего мира, которая имеет религиозный характер (вне божественного начала бытие - это хаос).
  2. Тайна сопричастности человека космосу в его (человека) божественной природе (человек являясь посредником между Богом и материальным бытиём, проводником единящего действия на стихийную множественность, человек - устроитель и организатор вселенной.
  3. В космосе Соловьёва главенствуют нравственно-религиозные смыслы (целесообразности), которые определяют существо всех фаз и узловых моментов его эволюции и бытия.
  4. Проблема полноты познания вообще не может быть представлена как гносеологическая (полное знание - это религиозно-мистическое мировосприятие ("восприятие мира в элементе софийности"), тем самым Соловьёв критикует рациональность как отвлечённое начало, подчиняя и преобразуя её в свете религиозного опыта и мистического созерцания.

     1.3. Философия  общего дела Н.Ф.Фёдорова

      В своём основном философском труде "Философия общего дела" Н.Ф.Фёдоров  провозглашает общечеловеческие, общепланетарные  задачи эпохи ноосферного выбора: управление природой ("внесение в  неё воли и разума"), которое  для Фёдорова является исполнением  библейской заповеди об обладании землёй; победа над стихийными силами, над  голодом, болезнями и смертью; перевод  военной мощи в созидательную  и мирную. Фёдоров отчётливо понимал  то катастрофическое направление, в  котором движется развитие нынешней "эксплуатирующей, а не восстанавливающей" природу цивилизации. "Мы виноваты, не в том только, что делаем (хищничество), но и в том зле, которое происходит по нашему бездействию". Бездействие  человека содействует приближению  Конца, означает измену эволюционному  предназначению разума: стать орудием "внесения порядка в беспорядок, гармонии в слепой хаос". Как раз  эту задачу и ставит разработанный  в "Философии общего дела" проект "регуляции природы" [6]. Он включает некоторые конкретные предложения, в том числе, о регуляции погоды методом взрыва в облаках, который  до сих пор применяется, а также  и более глобальные проекты "регуляции  природы": об управлении магнитными силами, движением земного шара, об овладении новыми источниками энергии, о метеорической регуляции в масштабах не только всей планеты, но и о выходе в космос и управлении космическими процессами.

      Космос, космическое в философском сознании обычно были воплощением беспредельного, абсолютного, недоступного ограниченному  человеческому пониманию, оставаясь  предметом медитации, высокого восхищения, смешанного с трепетом ужаса перед  бездной небытия.  Созерцательное отношение к космосу, уходящее в  глубокую древность, преобладало многие века. И только начиная с Фёдорова, в философию и науку входит требование преобразовательной активности со стороны человечества, направленной на макрокосмос. "Борьба с разъединяющим  пространством" [6] для мыслителя - "первый шаг в борьбе со всепоглощающим временем". Две глобальные победы человечества: - над пространством  и временем - взаимосвязаны и взаимозависимы. Полем преображённой, бессмертной, обоженой жизни может быть не только вся Вселенная, бесконечная и  неисчерпаемая в своих энергетических и материальных возможностях, а также  и долгоживущие, а потом и бессмертные  создания с биологически гибким, переделанным организмом, управляемым сознанием, смогут жить и творить в самых  невероятных внеземных условиях. Суть идеи "регуляции природы" не только в конкретных проектах, многие из которых уже осуществляются или  могут быть осуществлены - она более  радикальна, ставя высшей целью преобразование самого статуса природного и космического бытия, самой природы человека.

      Пророческая идея Фёдорова о неразрывной связи  космоса и человека находит своё подтверждение в современных  научных подходах. В этой связи  можно привести в качестве примера  антропный принцип. Он состоит в  следующем: мир не был бы таким, каков  он есть, если бы в нём не было наблюдателя, т.е. людей (чувствующих и мыслящих существ). Если бы мир был другим хоть немного - и нас бы не было: чуть бы сместились параметры составляющих мира, какая-нибудь элементарная частица  была бы другой или исчезла - не явились  бы ни жизнь, ни сознание. Поэтому, когда  мы ставим задачу изменения или мира, или человека, необходимо будет учитывать  этот принцип. Изменять свою (человеческую) природу можно только вместе с  изменением мира в том же направлении, и наоборот, когда человек, не изменяя  себя, не став на путь собственного одухотворения, начинает покорять или преобразовывать  природу (или мир), он приходит к неизбежному  дисбалансу, к кризису, экологическому и нравственному. Такое одностороннее  вмешательство, произведённое несовершенным, но самодовольным человеком в  природу (вместо регуляции, сознательной и разумной) приводит к истощению  природы, которая как бумеранг (в  виде катастрофы) обрушивается на самого человека.

Информация о работе Философия русского коссмизма