Содержание
Введение 3
1.
Философско-религиозное
течение. 4
2.
Естественнонаучное
течение. 8
Список
литературы 16
Введение
Русский
космизм является философским направлением
с большими традициями в культуре
России и объединяет не только философов,
а также учёных, религиозных мыслителей,
писателей, поэтов, художников. Само существование
“русского космизма” как философского
течения даже в наше время вызывает
острые дебаты.
Само
зарождение русского космизма обусловлено
в значительной степени своеобразной
общественной и культурной обстановкой
в России XIX в. Развитие русского космизма
обязано во многом непременному противопоставлению
этого философского направления самим
основам западноевропейской науки и культуры.
Это противостояние заключало в себе возможность
продуктивного диалога, способствовавшего
изменению русского космизма, его прогрессивному
воздействию на культуру научного исследования
в XX в. Значительный интерес представляет
нравственный, социально-философский
смысл русского космизма. Он способен
питать собой весьма широкий спектр воззрений
- от крайне реакционных до либеральных,
которые озабочены поиском творческого
примирения основных ценностей традиционного
общества и культуры динамичной цивилизации.
Идеи
русского космизма становятся особенно
популярными в наше время, в том
числе и благодаря тому, что
многие предсказания космистов сбылись
и продолжают сбываться.
1.
Философско-религиозное
течение.
1.1. Русский
космизм П.А.Флоренского
П.А.Флоренский
является одним из тех, кого по праву
относят к традиции "русского
космизма". Он считал, что существует
"идеальное родство" мира и
человека, их "пронизанность друг
другом", взаимосвязанность. Подобно
древнегреческой философии он соотносит
мир и человека как макрокосмос
(космос, большой мир, среду) и микрокосмос,
являющийся в своём роде "образом
и подобием Вселенной" и несущий
в себе всё, что есть в мире. Несмотря
на то, что космический подход к
человеку лишает его полноты личностного
бытия, Флоренский сумел найти выход
из этой трудной ситуации. И мир
и человек одинаково сложны и
внутренне бесконечны, поэтому они
могут рассматриваться как части
друг друга. Можно с полным основанием
считать мир биологически - вселенским
телом человека, а экономически -
сферой его хозяйствования. "Мир
есть раскрытие Человека, проекция
его" [2]. В этом заключается космически-антропологический
дуализм (или двуединство) Флоренского,
который рассматривает его в
рамках традиционного платонического
дуализма горнего и дольнего (нашему
миру противопоставляется иной, "премирный",
который символически приоткрывается
в реальностях земного бытия).
Такой дуализм, по мнению Флоренского,
можно преодолеть только в Церкви:
"В ней действительность одухотворяется,
освящается, обоживается" [3]. "Обоживание"
является конечным результатом спасения
всего мира через спасение человека,
которое происходит в Церкви силами
Христа и Его Духа. Спасение устраняет
конфликт человека и мира, это и
есть "космическая сторона христианства"
[4]. У Флоренского, как впрочем
и у многих платоников, картина
бытия статична: динамические процессы,
эволюция, история определяющего
значения не имеют. Как считает Флоренский,
вся история мира - это мрак, одна
лишь "ночь, один страшный сон, растягивающийся
в века".
1.2. Христианский
космос В.С.Соловьёва
Наиболее
полно тема космизма рассмотрена
В.С.Соловьёвым в трактате "Чтения
о Богочеловечестве". По мнению Соловьёва,
истинной загадкой для разума является
не вечный, или божественный, мир. Напротив,
как идеальная полнота всего
и осуществление добра, истины и
красоты, он является как ясное и
нормальное. Лишь в этой вечной сфере
можно обрести безусловное мерило
для признания разумной природы
как чего—то условного и преходящего.
Действительность окружающего нас
мира является подлинной загадкой и
задачей для разума. "Эта задача
... сводится к выведению условного
из безусловного, ... случайной реальности
из абсолютной идеи, природного мира явлений
из мира божественной сущности. ... связующее
звено между божественным и природным
миром есть человек. Человек совмещает
в себе всевозможные противоположности,
которые все сводятся к одной
великой противоположности между
безусловным и условным, между
абсолютной и вечной сущностью и
преходящим явлением, или видимостью.
Человек есть вместе и божество,
и ничтожество" [5]. Следовательно, для
человека необходимо найти место и значение
в общей связи истинно сущего. Соловьёв
видит в божественном существе двуединство:
"действующее, или производящее, единство
божественного творчества Слова (Логоса),
и единство произведённое, осуществленное...,
- единство органического тела" [5]. Иначе
говоря, первое единство - это Бог (Логос),
второе единство (произведённое единство,
София) - "начало человечества, ... идеальный
или нормальный человек. И Христос, в этом
единстве причастный человеческому началу,
есть человек, или, по выражению священного
Писания, второй Адам" [5]. Вечность Бога
как Логоса и действующего Бога предполагает
вечность человечества, но не природного,
которое возникает на Земле в определённый
период, а человека умопостигаемого, идеального.
Это универсальное существо заключает
в себе всех людей. "Каждый из нас, каждое
человеческое существо существенно и
действительно коренится и участвует
в универсальном и абсолютном человеке"
[5]. Он - всечеловеческий организм, вечное
тело Божие и вечная душа мира, София. Поэтому
человек является необходимым и незаменимым
звеном в абсолютном целом. Именно это
оправдывает допущение двух великих истин:
человеческой свободы и человеческого
бессмертия.
Исключительное
самоутверждение или эгоизм, всесильный
в практической жизни, является коренным
злом нашей природы, и так как
эгоизм свойственен всему в природе,
то зло - это общее свойство всей
природы. Природа является отражением
всеединой идеи и существования
обособленного, разделённого, разрозненного,
чуждого этой идеи. Соловьёв приходит
к выводу, что природа зла метафизична,
усматривая зло в отношении души
мира (Софии, "первообразного человечества")
и Бога. Её посредствующее положение
между Богом и природным миром
заключает возможность обретения
самостоятельности, соблазн обладания
"всем" от себя, а не от Бога и
тем самым нарушается единство мироздания.
Идеальное всеединство возможно
только тогда, когда происходит соединение
божественного начала с душой
мира, где первое - образующий элемент,
а второе - пассивная сила, которая
воспринимает идеальное и снабжает
его материей для развития, оболочкой
для его полного обнаружения.
Это соединение не носит характера
однократного творения. Путь к достижению
совершенного и вечного организма
- это медленный и мучительный
путь, который объясняется только
одним, без чего немыслимы ни Бог,
ни природа - свободой. "Если всё существующее
(в природе или мировой душе)
должно соединиться с Божеством
- а в этом цель всего бытия, - то
это единство, чтобы быть действительным
единством, очевидно должно быть обоюдным,
т.е. идти не только от Бога, но и от природы,
быть и её собственным делом" [5].
Мировой
космогонический процесс проходит
множество последовательных фаз. Начинаясь
эпохой звёздной (астральной), когда
действием всемирного тяготения
материя стягивается в великие
космические тела, он завершается
созиданием органической жизни и
её совершенством - формой человеческого
организма. "В человеке мировая
душа впервые соединяется с божественным
Логосом в сознании как чистой
форме всеединства... В человеке
природа перерастает саму себя и
переходит (в сознании) в область
бытия абсолютного. Воспринимая
и нося в своём сознании вечную
божественную идею и вместе с тем
по фактическому происхождению и
существованию своему неразрывно связанный
с природой внешнего мира, человек
является естественным посредником
между Богом и материальным бытиём,
проводником всеединящего божественного
начала в стихийную множественность,
- устроителем и организатором вселенной"
[5]. Кроме человека все иные существа лишены
божественного начала и причастны к нему
лишь подчинением внешнему естественному
закону. Подобно мировой душе, человек,
причастный к всеединству Бога, свободен
захотеть иметь его как Бог. Для этого
он "утверждает себя отдельно от Бога,
вне Бога, отпадает или отделяется от Бога
в своём сознании так же, как первоначально
мировая душа отделилась от Него во всём
бытии своём" [5]. Таким образом начинается
новая фаза уже не космогонического, а
теологического развития, в процессе которого
человек проходит путь от астральных религий
через солнцепоклонство к фаллической,
где, наконец, возвращается к своему собственному
материальному началу и высшее проявление
мировой связи находит в сложном единстве
родовой организации жизни.
Можно
выделить несколько бесспорных идей
космизма Соловьёва:
- Идея всеединства,
вечного органически целостного истинносущего
мира, которая имеет религиозный характер
(вне божественного начала бытие - это
хаос).
- Тайна сопричастности
человека космосу в его (человека) божественной
природе (человек являясь посредником
между Богом и материальным бытиём, проводником
единящего действия на стихийную множественность,
человек - устроитель и организатор вселенной.
- В космосе
Соловьёва главенствуют нравственно-религиозные
смыслы (целесообразности), которые определяют
существо всех фаз и узловых моментов
его эволюции и бытия.
- Проблема
полноты познания вообще не может быть
представлена как гносеологическая (полное
знание - это религиозно-мистическое мировосприятие
("восприятие мира в элементе софийности"),
тем самым Соловьёв критикует рациональность
как отвлечённое начало, подчиняя и преобразуя
её в свете религиозного опыта и мистического
созерцания.
1.3. Философия
общего дела Н.Ф.Фёдорова
В
своём основном философском труде
"Философия общего дела" Н.Ф.Фёдоров
провозглашает общечеловеческие, общепланетарные
задачи эпохи ноосферного выбора:
управление природой ("внесение в
неё воли и разума"), которое
для Фёдорова является исполнением
библейской заповеди об обладании землёй;
победа над стихийными силами, над
голодом, болезнями и смертью; перевод
военной мощи в созидательную
и мирную. Фёдоров отчётливо понимал
то катастрофическое направление, в
котором движется развитие нынешней
"эксплуатирующей, а не восстанавливающей"
природу цивилизации. "Мы виноваты,
не в том только, что делаем (хищничество),
но и в том зле, которое происходит
по нашему бездействию". Бездействие
человека содействует приближению
Конца, означает измену эволюционному
предназначению разума: стать орудием
"внесения порядка в беспорядок,
гармонии в слепой хаос". Как раз
эту задачу и ставит разработанный
в "Философии общего дела" проект
"регуляции природы" [6]. Он включает
некоторые конкретные предложения,
в том числе, о регуляции погоды
методом взрыва в облаках, который
до сих пор применяется, а также
и более глобальные проекты "регуляции
природы": об управлении магнитными
силами, движением земного шара,
об овладении новыми источниками энергии,
о метеорической регуляции в масштабах
не только всей планеты, но и о выходе в
космос и управлении космическими процессами.
Космос,
космическое в философском сознании
обычно были воплощением беспредельного,
абсолютного, недоступного ограниченному
человеческому пониманию, оставаясь
предметом медитации, высокого восхищения,
смешанного с трепетом ужаса перед
бездной небытия. Созерцательное
отношение к космосу, уходящее в
глубокую древность, преобладало многие
века. И только начиная с Фёдорова,
в философию и науку входит
требование преобразовательной активности
со стороны человечества, направленной
на макрокосмос. "Борьба с разъединяющим
пространством" [6] для мыслителя
- "первый шаг в борьбе со всепоглощающим
временем". Две глобальные победы
человечества: - над пространством
и временем - взаимосвязаны и взаимозависимы.
Полем преображённой, бессмертной,
обоженой жизни может быть не только
вся Вселенная, бесконечная и
неисчерпаемая в своих энергетических
и материальных возможностях, а также
и долгоживущие, а потом и бессмертные
создания с биологически гибким, переделанным
организмом, управляемым сознанием,
смогут жить и творить в самых
невероятных внеземных условиях.
Суть идеи "регуляции природы"
не только в конкретных проектах, многие
из которых уже осуществляются или
могут быть осуществлены - она более
радикальна, ставя высшей целью преобразование
самого статуса природного и космического
бытия, самой природы человека.
Пророческая
идея Фёдорова о неразрывной связи
космоса и человека находит своё
подтверждение в современных
научных подходах. В этой связи
можно привести в качестве примера
антропный принцип. Он состоит в
следующем: мир не был бы таким, каков
он есть, если бы в нём не было наблюдателя,
т.е. людей (чувствующих и мыслящих
существ). Если бы мир был другим
хоть немного - и нас бы не было: чуть
бы сместились параметры составляющих
мира, какая-нибудь элементарная частица
была бы другой или исчезла - не явились
бы ни жизнь, ни сознание. Поэтому, когда
мы ставим задачу изменения или мира,
или человека, необходимо будет учитывать
этот принцип. Изменять свою (человеческую)
природу можно только вместе с
изменением мира в том же направлении,
и наоборот, когда человек, не изменяя
себя, не став на путь собственного одухотворения,
начинает покорять или преобразовывать
природу (или мир), он приходит к неизбежному
дисбалансу, к кризису, экологическому
и нравственному. Такое одностороннее
вмешательство, произведённое несовершенным,
но самодовольным человеком в
природу (вместо регуляции, сознательной
и разумной) приводит к истощению
природы, которая как бумеранг (в
виде катастрофы) обрушивается на самого
человека.