Министерство образования
Российской Федерации
Российский
государственный профессионально-педагогический
университет
Институт
экономики и управления
Контрольная
работа
по дисциплине
«Философия»
на тему
«Философия русского религиозного искусства»
Качканар 2009
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ВОЗНИКНОВЕНИЕ
РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ 6
РУССКАЯ
РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ И РЕЛИГИОЗНОЕ
ИСКУССТВО 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ 18
ВВЕДЕНИЕ
С
момента своего появления на сцене
европейской истории философия
осознавала себя в качестве мышления
о первоначалах и занималась «раскопками»
таких странных «объектов», как бытие,
мышление, благо, красота. Философы стремились
познать эти «объекты» не в
их многообразных выражениях, а в их
начале. Философы – первые археологи,
то есть люди, озабоченные началом (началами)
сущего и думающие о том, как удержать
его в логосе. Свое начало есть и у самой
философии. Вопрос о возникновении философии,
о ее архе, – законный философский вопрос,
которым задавались еще древние греки.
Возникновение
философии сопряжено с конкретными
историческими условиями (ведь философия
возникла «когда-то», а не была у
людей «всегда»). В то же время, философская
мысль не может «происходить»
из нефилософской мысли, нефилософского
сознания, в противном случае у
нас не было бы возможности отличить
философское сознание от того, что
им не является (философия замкнута
сама на себя, она не из чего не выводится).
Каково же отношение свободной философии
к историческим обстоятельствам
ее появления на свет? Исторические
обстоятельства следует рассматривать
не как причину, а как условия
возникновения философии. Философия,
в нашем ее понимании, есть свободное
явление, которое обнаруживается в
определенных культурных и экзистенциальных
условиях, и чей характер, стиль
и предметный горизонт несвободны от
этих условий.
Предмет
философствования, его тематический
горизонт (в момент, когда философия
«появляется на свет») задается расположением
человека в мире, характерным для
данной культуры способом открытия мира.
Древнегреческая философия возникла
на развалинах мифа как попытка помыслить
мир, космос в его начале, в его
основе. Мир перестал быть чем-то само
собой разумеющимся и тем самым
утратил свою непосредственную целостность,
его «целое» стало проблемой,
обнаружение его начала и воссоздание
из этого начала мира как целого
– вот что занимало греческих
натурфилософов.
Ближайшим
же образом мир дан, открыт человеку
в языке, и для древнего грека,
отправившегося на свой страх и риск
в философскую одиссею, этот мир
был миром его мифологических
представлений, миром, который в
какой-то момент перестал быть чем-то само
собой разумеющимся, стал «проблематичным»
(когда, как и почему это произошло
в античной Греции, мы здесь выяснять
не можем, и ограничимся простой
констатацией этого исторического
факта).
Мир
задан философствующему, тем языком, которым
он пользуется в своей повседневной речи.
Но то, что человек всегда уже видит мир
так, а не иначе, остается скрытым от его
сознания. На уровне сознания человек
отдает себе отчет в значении употребляемых
им и другими людьми слов, ему открыт смысл
конкретных суждений и умозаключений,
но при этом он не осознает того мира, который
дан ему на уровне первичной интерпретации
явлений мира и содержится в семантическом
поле языка, семантические координаты
языка предопределяют общее направление
и характер вопросов, реализуемых на уровне
философского вопрошания, но не само событие
вопрошания, не само событие мысли. Философия
приводит к сознанию то, что уже есть и
«работает» бессознательно, через скрытые,
неосознаваемые человеком семантические
координаты языка, которые делают видимыми
и осознаваемыми одни предметы, скрывает
другие, определяет ценностно-эмоциональное
отношение к третьим. Поскольку человек
изначально погружен в языковую стихию,
то мир всегда дан ему преломленным ее
семантикой, так что философская проблематизация
мировой данности по необходимости оказывается
проблематизацией мира в горизонте данного
(древнегреческого, немецкого, русского…)
языка. А потому можно с уверенностью сказать,
что исследование истории той или иной
философской традиции, ее анализ без учета
«языкового фактора» неизбежно будет
носить приблизительный и схематичный
характер. Мышление и бытие, мышление и
речь, бытие и язык – неразделимы (точнее,
разделимы, но лишь теоретически, в абстрагировании
от реального существования мысли и языка).
ВОЗНИКНОВЕНИЕ
РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ
Для
истории русской философии вопрос
о возникновении философии –
один из важнейших ее вопросов. Для
углубления решения этого вопроса
следовало бы по-новому поставить
его или, по крайней мере, сделать
шаг или несколько шагов в
направлении, которое позволило
бы по-новому развернуть этот вопрос. Чего
пока не происходит. Чаще всего историки
отечественной философии ограничиваются
простым описанием того, как и
когда в России появились «приметы» (книги,
рукописи) свидетельствующие о появлении
философии в пространстве ее культуры.
Одни историки находят философию уже в
Древней Руси, другие – в петровской России,
третьи – в двадцатые-тридцатые годы девятнадцатого
века. Как известно, наиболее авторитетна
именно эта последняя датировка. Ее приверженцы
не обнаруживают в памятниках древнерусской
литературы оригинальных философских
текстов, а тексты, созданные до второй
четверти ХIХ столетия, оцениваются ими
как подражательные, «несамостоятельные»
и, в качестве таковых, не могут претендовать
на статус философских произведений (то
есть эти тексты относят к дофилософскому
периоду русской культуры).
В
русской истории мы имеем дело
с ситуацией, которая существенным
образом отличается от ситуации зарождения
философии в Древней Греции или
в тех культурах, которые оказались
прямыми наследниками античной философской
традиции. Ситуация возникновения философии
в пространстве характеризуется, с
одной стороны, стремительным, катастрофическим
распадом традиционного (религиозно-мифологического)
сознания в дворянской среде, а с
другой – экспортом готовых форм
философского языка и мышления. Запаздывание
экзистенциального аспекта философствования
по отношению к появлению его
культурно-языковой формы философии
не могло не привести к тому, что
философский язык в России был
усвоен (пусть и на поверхностном
уровне) раньше, чем сформировалась
потребность в философском осмыслении
бытия. Т.е сначала появились книги по
философии, переведенные с иностранных
языков на русский, а только потом у культурной
элиты дворянства России появились свои
мысли и вопросы, на которые пытались ответить
уже русские философы.
Важно
отметить, что перед русскими мыслителями
с самого начала, с момента знакомства
с образцами новоевропейской философии
встала задача создания философской терминологии
на русском языке. Культурная элита дворянской
России, не смотря на то важное место, которое
занимал французский язык в дворянском
образе жизни в конца XVIII – первой половине
XIX-го века, творила новую (светскую, авторскую)
культуру на родном языке, что ставило
перед русскими просветителями непростую
задачу перевода философских терминов
с латинского, французского, английского
или немецкого языков на русский язык.
Стремление практиковать новые для России
формы духовной жизни на родном языке
было связано с тем обстоятельством, что
в самой Европе процесс перехода в науке
и философии с «ученой» латыни на использование
национальных языков как языков литературных,
письменных зашел уже очень далеко, а также
с многовековой традицией древнерусской
литературы, создававшейся хоть и не на
разговорном, но на понятном большинству
русских людей церковнославянском языке.
Определенную роль здесь сыграли и патриотические
чувства создателей новой, имперской культуры,
стремившихся доказать и самим себе и
«Европе», что русский язык способен стать
языком искусства, философии и науки, наряду
с языками крупнейших передовых европейских
держав.
РУССКАЯ
РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ И РЕЛИГИОЗНОЕ
ИСКУССТВО
В
1980-е годы мировая гуманитарная наука
открыла для себя два больших
явления русской культуры конца
XIX – начала ХХ века. Одно из них –
русская религиозная философия,
дающая основание говорить о русском
религиозном ренессансе. Второе –
русское изобразительное и прикладное
искусство и архитектура.
Оба
явления практически не рассматривались
как взаимосвязанные, хотя общность
их бесспорна. Она определяется не только
исторической общностью: оба представляют
собой порождение и выражают, хотя
и разными средствами, единое миропонимание
и идеалы. Кроме того, не возможно
не видеть в русском религиозном
искусстве конца XIX – начала XX столетия
явление родственно-коренное русской
религиозной мысли того же времени.
Как и в русской философии,
в русском искусстве сфера, связанная
с церковью, впервые после XVII века
приобретает самостоятельное значение,
впервые выдвигается на первый план,
впервые обретает стилеобразующий
характер. В разных областях, включая
и музыку, ренессанс религиозного
искусства начинается одновременно,
и главное – одновременно появлению
трудов, ознаменовавших зарождению русской
религиозной философии.
Второе,
не менее важное обстоятельство, –
общность проблематики, общность истоков,
единый центр, вокруг которого группируются
представители нового религиозного
искусства и духовной мысли, а
также очевидный интерес многих
религиозных философов к практике
древнерусского и нового храмового
строительства и занятиям вопросами
изобразительного искусства и архитектуры.
И наоборот – обращение религиозных
художников к работам отечественных
философов, общение с ними, литературные
труды художников и архитекторов
(А. В. Щусева, Н. К. Рериха, С. И. Вашкова
и др.), посвященные проблемам
религиозного искусства, – все это
дает основание говорить о возникновении
нового, покоящегося на основе православия,
неизвестного более раннему времени
единого культурного пространства.
Тенденции, ранее всего выразившиеся
в славянофильстве и храмовом
зодчестве в русском стиле, с
конца XIX века приобретают всеобщность.
Все это и дает основание связывать
русский религиозный ренессанс
не только с философией, а в такой
же мере – религиозным искусством.
Новая,
резко возросшая роль религиозного
искусства связана с мировоззренческим
переворотом. Будучи прямым результатом
пересмотра господствовавших в среде
интеллигенции в 1860-е – 70-е годы
духовно-этических ценностей, он сказался,
в первую очередь, в изменении
отношения к религии. Всплеск
неоромантических настроений в 1880-е
годы как явления всемирного приобрел
благодаря событиям российской истории
(таким как народническое движение,
великие реформы, наконец, убийство
царя-реформатора) неповторимый отпечаток
и своеобразие. С убийством Александра
II и вызванным этим событием сложным
комплексом социально-этических проблем
связано в той или иной мере
становление и развитие русской
религиозной философии, трансформация
религиозного искусства, новый подход
к теме Христа в русской живописи.
Достаточно привести в пример хорошо
известные факты. Три больших
и очень разных художника: В. В. Верещагин,
В. Д. Поленов, Н. Н. Ге в начале 1880-х
годов обращаются к христианской
теме. Монументальные полотна Верещагина
и Поленова связаны так или
иначе с проблемой права людей
распоряжаться жизнями других из-за
идеологических разногласий.
Бесспорность
существования ассоциативной связи
между событиями библейской и
современной истории подтверждают
сюжеты картин «Трилогия казней»
Верещагина: «Распятие на кресте у
римлян», «Подавление индийского восстания
англичанами», «Казнь заговорщиков через
повешение в России»; первоначальное,
запрещенное цензурой, название огромного
полотна Поленова «Христос и грешница»,
повторявшее слова Христа: «Кто из
вас без греха?»; возвращение Ге
в начале 1880-х годов к евангельской
тематике; предпринятые Верещагиным
и Поленовым непосредственно
после убийства Александра II поездки
к святым местам в Палестину. Палестинская
серия Верещагина и христологический
цикл работ Поленова явились естественным
продолжением идей, заложенных в первых
работах обоих художников. Можно
думать, что не только новые веяния
в философии и искусстве, соотносимые
с русской религиозной философией
и неорусским стилем в религиозном
и светском искусстве, но и возврат
или обращение живописцев и скульпторов,
далеких от новых исканий, к отечественному
наследию в архитектуре и прикладном
искусстве, к теме Христа или философско-этической
проблематике (В. В. Верещагин, В. Д. Поленов,
Н. Н. Ге, М. М. Антокольский, М. В. Нестеров,
В. М. Васнецов и др.) так или иначе
соотносятся не только с социально-этическими,
но и философско-этическими проблемами,
рожденными обстановкой в духовной,
социальной и политической жизни
в пореформенной России. [1]
Новая,
резко возросшая роль религиозного
искусства в России в конце XIX
– начале ХХ века связана с изменением
отношения интеллигенции к религии,
что в свою очередь явилось
причиной изменения места религиозного
искусства в системе высокого
искусства. Оно повлекло за собою
не только пересмотр иерархии жанров
изобразительного искусства, но и ознаменовалось
исчезновением существовавшего
на протяжении всей истории нового
русского искусства несовпадения процессов
развития его религиозной и светской
сфер. Возрождение стилевого и
содержательного единства религиозного
и светского искусства по своему
значению выходит за рамки изобразительного
искусства и принадлежит к
числу наиболее характерных и
ярких особенностей русского искусства
XIX – начала ХХ века, изменивших существовавшее
без малого два столетия положение
дел. Религиозное искусство переживает
в конце XIX – начале ХХ века период
активного и сознательного обновления.
Именно
в этот период создаются объективные
предпосылки для ликвидации разрыва
между изобразительным и предметно-пространственными
искусствами. Задачей обоих становится
утверждение и обобщение –
утверждение доброго и прекрасного,
забота о красоте как важной духовной
и преобразующей силе. Поиски красоты
оказываются тесно соотнесенными
с поисками духовности. Создается
реальная почва для резкой интенсификации
религиозных исканий в среде
русской интеллигенции. Эта тенденция
исподволь развивалась со времени
романтизма. Она нашла ярчайшее выражение
в философской публицистике славянофилов
и почвенников и приобрела
качественно новый характер в
конце XIX – начале ХХ века в мощном
умственном движении русской интеллигенции.
В нем объединились на общей идейной
основе стремившееся к обновлению церкви
духовенство, русская художественная
интеллигенция – живописцы, литераторы,
архитекторы, композиторы, а также
представители философской и
эстетической мысли. Все проявления
этого движения, получившие в начале
ХХ века в пору его расцвета название
богоискательства, основывались на убеждении
в необходимости выработки нового
религиозного сознания. И в философско-богословской,
и в сфере искусства инициатива
исходила не от церкви, как в допетровской
Руси, не от государства, как в послепетровское
время, а как правило, от частных
лиц, часто вопреки церкви, иногда
при ее противодействии, почти всегда
без ее прямого или активного
участия.