Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 14:57, контрольная работа
Центральное место в философии С.Л. Франка занимают проблема человека, исследование причин экзистенциального кризиса, произошедшего на переломе двух эпох, крушения в результате «октябрьского переворота» 1917 всевозможных кумиров, абстрактных гуманистических ценностей, поверхностно-просветительского понимания личности. Анализ личности, ее внутреннего мира, онтологии этого мира, связи человека с бытием, с Богом, проявления человеческого бытия в творчестве, искусстве, морали, религии – все это тематика работ Франка.
Введение…………………………………………………………………………………………3
1.Биография С.Л. Франка………………………………………………………………………4
2.Рассуждения С.Л. Франка о бытие…………………………………………………………..5
3.Рассуждения С.Л. Франка о божестве……………………………………………………….7
4.Вопросы социальной философии……………………………………………………………11
5.«Непостижимое»………………………………………………………………………………13
6.Истинная жизнь и ее сущность………………………………………………………………15
7.Поиски смысла жизни…………………………………………………………………………16
Заключение………………………………………………………………………………………17
Литература……………………………………………………………………………………….18
СИБИРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ
ЗАОЧНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА
философии и культурологии
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Тема: Философия С. Франка
По дисциплине
«Философия»
Бухгалтерский учет,анализ и аудит
(подпись преподавателя)
НОВОСИБИРСК
2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1.Биография
С.Л. Франка…………………………………………………
2.Рассуждения С.Л. Франка о бытие…………………………………………………………..5
3.Рассуждения
С.Л. Франка о божестве……………………
4.Вопросы
социальной философии…………………………
5.«Непостижимое»……………………………………
6.Истинная
жизнь и ее сущность……………………………
7.Поиски
смысла жизни………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Центральное
место в философии С.Л. Франка
занимают проблема человека, исследование
причин экзистенциального
Важнейшая
проблема философии С.Л.
БИОГРАФИЯ С.Л. ФРАНКА
Франк Семен
Людвигович (1877 – 1950) – выдающийся
представитель русской
С 1894 г.
увлекся общественной
Но в 1922
г. с большой группой ученых высылается
из России. Наиболее значительные свои
труды пишет за рубежом. Революционные
события определили его интерес к общественным
проблемам. В Берлине пишет работы: «Крушение
кумиров» (1924); «Смысл жизни» (1926); «Духовные
основы общества. Введение в социальную
философию» (1930). Усиление фашистского
режима в Германии вынуждает С.Л. Франка
переехать в 1937 г. в Париж, где выходит
его главный философский труд «Непостижимое.
Онтологическое введение в философию
религии» (1939). С 1945 г. он живет в Лондоне,
где, размышляя о природе зла, написал
труды: «С нами Бог. Три размышления» (1946);
«Свет во тьме. Опыт христианской этики
и социальной философии» (1949). Последняя
большая работа С.Л. Франка «Реальность
и человек. Метафизика человеческого
бытия» опубликована в 1956г. после его смерти.
РАССУЖДЕНИЯ С.Л. ФРАНКА О БЫТИЕ
Философские
основы психологии разработаны
С.Л. Франком в его книге
«Душа человека (Опыт введения
в философскую психологию)». М.
Учение, изложенное в «Предмете знания» и в «Душе человека», разработана далее в «Непостижимом». Область постижимого включает все рациональное, т.е. все то, что подчинено законам тождества, противоречия и исключенного третьего, все, в чем содержаться тождественные периодические элементы, принадлежащие миру, известные нам и находящие свое выражение в понятиях. Эта область предстает пред нами как «объективное бытие». Наше познание ее в понятиях абстрактно и рационалистично. Познание объектов не охватывает всего, что содержит реальность: мистический опыт открывает нам более глубокую сферу, невыразимую в понятиях и «непостижимую»; единственное познание, которым мы можем обладать, принимает форму docta iqnorantia (мудрое невежество), пользуясь термином Николая Кузанского. Франк открыл наличие этой сферы «на трех уровнях бытия»: 1) в объективном существовании; 2) в нашем собственном бытии, как наша внутренняя жизнь, психическая и духовная; 3) «на том уровне реальности, который как первичная основа и всеобъемлющее единство объединяет эти два разнородных мира и обеспечивает их основу».
Объективное существование не исчерпывается последовательными актами познания: всегда остается бесконечный остаток все еще не познанного не исчерпанного, потому что наши силы ограничены. Но Франк интересуется непостижимым как таковым. Идеал познания есть объект как «сумма или система (если даже она будет бесконечной) определенностей; то, что мы называем объективным миром, состоит из такого однозначного определенного содержания. То содержание реальности, которое выражено в абстрактных идеях, не является еще самой реальностью, оно корениться в том, что содержит его в нечто таком, что может быть обозначено как «полнота», «первичное внутреннее единство», «конкретность», «жизненность»; оно не может быть расчленено на определенные содержания и является трансрациональным и по существу непостижимым. Таким образом, мы имеем, так сказать, не один, а два рода познаний и понятий и «непосредственную интуицию объекта в его металогической цельности и сплошности (первичное познание). Между обоими родам познания существует не логическое тождество, а только «металогическое сходство»; «конкретный образ существования переводится нами на язык идей», нечто в таком же роде, «как и схема материального тела в трех измерениях, которая может быть изображена на плоской поверхности». Определенное является точным, а конкретная металогическая реальность – трансдефинитной; она единственная в своем роде, т.е. индивидуальна; будучи больше всякой данной, т.е. любой определенной величины, она «трансфинитна». Каждый сегмент, каждая точка бытия имеет в своей основе «неопределимый первичный хаос трансфинитного». Потенциальность всегда содержит элемент неопределенности и неопределимости, т.е. свободы. Реальность включает в себе единство рациональности и иррациональности, т.е. необходимости и свободы. Односторонность рационального познания реальности должна быть преодолена посредством диалектического мышления.
Абсолютное бытие как всеобъемлющее Всеединство невозможно созерцать, поскольку «то, что созерцается, предполагает вне себя акт созерцания и созерцающего субъекта». Потенциальность мышления, познания или сознания есть элемент абсолютного бытия не как «данного», а как «данного самому себе», как «обладание». Абсолютное бытие есть ipso facto, «бытие для себя». В этом и состоит решение проблемы трансцендентного: всеобъемлющее бытие пребывает в каждом я и вместе с тем « с нами и для нас»; «мы сознаем самих себя как собственное самооткровение в нас». Франк обозначает это всеобъемлющее бытие, которое характеризуется абсолютностью, термином реальность. Как единство истины и существования реальность есть «сама непосредственность», «молчаливо выражающая себя в немом, неизъясномом опыте». Она представляет первоначальное и невыразимое единство: «Я есмь – значит существует нечто» («I am – there is») – как брахман и атман индусской философии, т.е. конкретная полнота, не разорванная на внешний мир: она есть жизнь вообще. Внутреннее бытие есть единство переживания и пережитого, как сознательного, так и подсознательного; оно есть жизнь как бытие для себя в форме «я есмь». Является ли оно тем же самым непостижимым, спрашивает Франк, которое открывалось нам как всеобъемлющая реальность? Он отвечает, что неподдающаяся определению сущность непостижимого «никогда не бывает одной и той же или тождественной самой себе, но в каждый момент и в каждом своем конкретном проявлении она есть нечто абсолютно новое, единственное в своем роде и неповторимое».
Без такого самоопределения непосредственное бытие для себя не есть полнота реальности – это только «стремление к бытию», «субъективность, подобная сновидению», требующая завершения, которое должно превосходить себя, чтобы приобрести свою душу через ее утрату. Наиболее общей формой такой трансцендентности – познавательной - является просто идеал; должна быть также реальная трансцендентность – выход во вне к «тебе» и внутрь – к духу.
Непосредственное
бытие для себя, как утверждает
Франк, может стать только «моим»
я по отношению к «тебе», которое
входит в «меня» при переживаниях
любви, ненависти и тому подобного
или даже при простой встрече взглядами
двух пар глаз. Такое реальное взаимопроникновение
между «я» и «ты», сохраняющее тем не менее
их противоположность, представляет другой
пример антиномического монодуализма.
В любви «двое становятся одним», и это
возможно потому, что в «их сокровенной
глубине» во всеединстве они суть одно.
Единство «я» и «ты» есть «мы» - единственный
в своем роде аспект реальности, лежащий
в основе общества, и глубже, чем «я».