Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 08:06, контрольная работа
Целью нашей работы является анализ процесса возникновения, формирования и проявления идей космизма в различных видах и жанрах мирового искусства.
Для реализации данной цели поставлены следующие задачи:
- рассмотрение идей Н.Ф. Федорова, В.С. Соловьева, П.А. Флоренского
- изучение философских и мировоззренческих представлений К.Э. Циолковского
Введение………………………………………………………………………………….3
1.Руссекий космизма – предыстория и общая характеристика……………………....5
2.Философско-мировоззренческие концепции К.Э.Циолковского………………….7
3.Развитие идей русского космизма в науке………………………………………….11
Заключение……………………………………………………………………………..15
Список использованных источников…………………………………………………16
Словарь…………………………………………………………………………………17
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное
государственное бюджетное
высшего профессионального образования
«Хабаровская
государственная академия экономики
и права»
Юридический факультет
Кафедра
гуманитарных наук
Контрольная работа
по
философии
на тему:
«Философия
русского космизма»
Хабаровск 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Руссекий космизма – предыстория и общая характеристика……………………....5
2.Философско-
3.Развитие идей
русского космизма в науке……………
Заключение……………………………………………………
Список использованных
источников…………………………………………………
Словарь……………………………………………………………
Введение
Философия русского космизма
явилась откликом на духовно-
Само зарождение русского космизма обусловлено в значительной степени своеобразной общественной и культурной обстановкой в России XIX в. Развитие русского космизма обязано во многом непременному противопоставлению этого философского направления самим основам западноевропейской науки и культуры. Это противостояние заключало в себе возможность продуктивного диалога, способствовавшего изменению русского космизма, его прогрессивному воздействию на культуру научного исследования в XX в. Значительный интерес представляет нравственный, социально-философский смысл русского космизма. Он способен питать собой весьма широкий спектр воззрений - от крайне реакционных до либеральных, которые озабочены поиском творческого примирения основных ценностей традиционного общества и культуры динамичной цивилизации.
Актуальность темы. Все культуры мира, от древних греков до Гевелия и Циолковского, пытались объяснить происхождение небесных светил. Так родилась наука астрономия, получившая свое название от двух греческих слов: «астро» - звезда и «номос» - закон, т.е. наука о звездных законах. Занятия астрономией требовали не только острого зрения и хорошего образования, но и высокой культуры и искусства. Вот почему астрономия – единственная наука, имеющая музу по имени Урания.
Целью нашей работы является анализ процесса возникновения, формирования и проявления идей космизма в различных видах и жанрах мирового искусства.
Для реализации данной цели поставлены следующие задачи:
- рассмотрение идей Н.Ф. Федорова, В.С. Соловьева, П.А. Флоренского
- изучение философских и мировоззренческих представлений К.Э. Циолковского
- анализ современного космизма
Предметом работы является различные философские направления и идеи космизма.
1 Русский космизм – предыстория и общая характеристика.
Характерной
чертой русской философии является
ее генетическая связь с эллинизмом,
истоки которого следует искать в
греческом (восточном) христианстве. Другой
основной чертой, ярко выступающей
в русской философии, является ее
глубокий интерес к человеку: Что
такое я сам? Что такое человек?
Для русской философии и всего
русского мышления характерно, что
его выдающиеся представители рассматривали
духовную жизнь человека не как область
субъективного (тем более не как
сферу абстрактного субъекта) —
они видели в ней особый мир, своеобразную
реальность, связанную в своей
глубине с космическим и
В
конце XIX — первой половине XX вв. России
сложилось научно-философское
Космизм
— специфическое мировосприятие
космоцентрической ориентации, течение
в философской и
Хотя идеи космизма в отечественной культуре существовали издавна (М. И. Ломоносов, Г. С. Сковорода), в такой систематизированной форме он заявил о себе в трудах мыслителей и ученых XIX— XX вв., в работах и исследованиях Н. Ф. Федорова, К. Э. Циолковского, В. И. Вернадского, А. Л. Чижевского. Для русских «космистов» характерен поиск целостной картины мира. Им всем было присуще чувство огромной ответственности науки и ученых перед человеческой цивилизацией. Вместе с тем каждому из них характерен свой, оригинальный взгляд на «космические» проблемы, в которых важнейшим стало проблемы всечеловеческой, вселенской нравственности и морали.
Основоположником русского космизма является Н. Ф. Федоров. Основные работы Федорова были напечатаны после его кончины (название «Философия общего дела» было дано публикаторами на основании тех соображений, которые он высказал в письме к одному из своих учеников. Наиболее известным среди последователей Федорова был Константин Эдуардович Циолковский, теоретик звездоплавания.
Исследователь
творчества К.Э.Циолковского А.А.Космодемьянский
писал: "С горечью приходится отмечать,
что большинство результатов
по экспериментальной аэродинамике
не было опубликовано в дореволюционной
России, поэтому многие его выводы
о законах сопротивления
Перу
К.Э.Циолковского принадлежит много
научно-фантастических произведений:
"Вне Земли", "На Луне", "Грезы
о Земле и небе и эффекты
всемирного тяготения" и другие,
которые являются прекрасным образцом
научно-фантастической литературы. В
них глубоко научно излагаются основные
положения науки о
Говоря
о русском космизме, нельзя не упомянуть
имени выдающегося
Богатый
и разнообразный мир философии
космизма продолжает открывать новые
научные перспективы и ставит
перед человечеством ряд и
научных вопросов, которые в первую
очередь касаются экологии, этики
затрагивают ряд вопросов, поднимает
перспективы антропологии, определяя
тем самым развитие науки и научной этики.
2 Философско-мировоззренческие концепции К.Э. Циолковского.
Космическая
философия К.Э.Циолковского - является
одним из столпов русского космизма.
Она ощутимо повлияла на современную
цивилизацию посредством
В
философско-мировоззренческой
На втором этапе (1915-1923 гг.) Циолковский основное внимание уделяет другим проблемам, отличным от Космоса: 1) изложению "научного" понимания библейских текстов; 2) проблемам общества будущего, разрешаемым в социально-утопическом духе ("Горе и гений", 1916г.; "Идеальный строй жизни", 1917г. и др.); 3) проблемам строения и жизни человеческого тела ("Человек. Свойства человека", 1917г.). Циолковский подчёркивает несовершенство социальных отношений, несправедливость в обществе и др. Проблемы космизма затрагиваются в работах: "Первопричина" 1918г., "Социология (фантазия). Приключения атома" 1918г. и некоторых других.
На
третьем этапе (1923-1935 гг.) Циолковский
разрабатывает так называемый "активно-эволюционный"
принцип космизма. Его смысл состоит
в следующем: "Судьба Вселенной
зависит от космического разума, т.е.
от человечества и других космических
цивилизаций, их преобразовательной деятельности".
Этот принцип обосновывается во многих
статьях и брошюрах: "Живая
Вселенная" (1923г.), "Монизм Вселенной"
(1925-1931гг.), "Будущее Земли и
человечества" (1928г.), "Космическая
философия" (1935г.) и многих других.
Интересно, что "активно-эволюционный"
смысл принципа космизма сосуществует
у Циолковского с более традиционным
смыслом этого принципа: "Судьба
существа зависит от судьбы Вселенной".
Всё это создаёт сложности
при понимании космической
Важнейшими принципами космической философии, которые лежат в основе метафизики и научной картины мира Циолковского являются принципы атомистического панпсихизма, монизма, бесконечности, самоорганизации и эволюции.
Принцип атомистического панпсихизма напрямую связан с пониманием Циолковским материи. Циолковский говорил, что "Я не только материалист, но и панпсихист, признающий чувствительность всей Вселенной. Это свойство я считаю неотделимым от материи". Все тела Вселенной "имеют одну и ту же сущность; одно начало, которое мы называем духом материи (сущность, начало, субстанция, атом в идеальном смысле)", что очень сходно с философией Платона. "Атом-дух" ("идеальный атом", "первобытный дух") по Циолковскому, "есть неделимая основа или сущность мира. Она везде одинакова. Животное есть вместилище бесконечного числа атомов-духов, так же, как и Вселенная. Из них только она и состоит, материи, как её прежде понимали, нет. Есть только одно нематериальное, всегда чувствующее, вечное неистребляемое, неуничтожаемое, раз и навсегда созданное или всегда существовавшее".3 Следовательно, "атом-дух" - это элемент метафизической субстанции, лежащей в основе мира и отличной от элементарных частиц в современной физике.