Философия религии

Автор: Рысбала Агабекова, 06 Октября 2010 в 16:36, курс лекций

Описание работы

Лекция 1. Введение
В XVIIIХIХ вв. внутри сравнительного религиоведения противоборствовали два крайних подхода теистический и атеистический. И теисты, и атеисты брали критерий истинности или ложности верования, исходя из собственных конфессиональных предубеждений и сторонясь сбора фактов об истории предмета. Суждения о религиях, высказанные, например, французскими энциклопедистами XVIII в., трудно назвать более интеллигентными, нежели речи неистовых христианских теологов Средневековья против еретиков.
Однако между названными полюсами было достаточно места для более интеллигентного религиоведения, которое не имело бы ни сильно выраженного конфессионального характера, ни черт атеистического нигилизма. И такого рода компаративистика стала постепенно складываться, все более эффективно опосредуя по мере своего роста взаимоотношения между теистическим и атеистическим религиоведением. Сильным толчком к складыванию исторического метода в религиоведении было возрождение интереса к античным культурам, накопление сведений о Востоке, поставляемых в Европу путешественниками.
Много данных о разных религиях было обобщено в книге А. Росса Религии мира (1653, Англия); несмотря на отсутствие толерантности в оценке инакоплеменных религий, автор тем не менее признает ряд положительных моментов у многих несимпатичных ему религий. В своем Богословско-политическом трактате (1670) Б. Спиноза попытался показать эволюцию древних иудейских принципов вплоть до превращения части из них в христианские догматы, при этом иудаизм был представлен как ранняя стадия христианства. Во Франции, Англии и Германии был опубликован ряд энциклопедий религиозных обычаев и культов. Преодолевая робость в отношении сакральных объектов, классическая философия религии стремилась к объективному, рациональному и идеологически нейтральному описанию религиозного сознания, не принижая при этом учений иноверцев.
Метод историзма. Подлинным основателем исторической школы в сравнительном религиоведении и синоптической философии был И. Г. фон Гердер, который с 1784 по 1787 г.г. выпустил в свет три части своей фундаментальной книги Идеи для философии истории человечества. Рассматривая религии как интегральную часть человеческой истории, Гердер трактует религиозные действия и обряды как естественное выражение конкретных религиозных идей, но вовсе не как изобретения священников или других отдельных людей. Для него человечество это золотая цепь культуры, постоянное сопряжение всех народов, в силу чего между разными религиями возникают генетические и функциональные взаимовлияния и заимствования. Гердер описывает прогрессивную эволюцию религиозных идей в единстве присущих им плюсов и минусов. К христианству он относится в своей книге не с меньшим критицизмом, чем к другим религиям. Цель человечества истина (путь к которой лежит через заблуждения), но вовсе не заблуждение.
Гегель в Философии религии (18211831) продолжил линию Гердера, предложив схему эволюции религии от ее простейших стадий до христианства как вершины. Как и Гердер, Гегель с симпатией относится ко всем религиям ведь они для него формы постижения истины человечеством, вырастающие друг из друга. Гегель опровергает деистов, полагавших будто самой чистой была религия древних людей, а религии цивилизованных народов безнадежно испорчены.
Т. Карлейль из Англии развил исторический метод в религиоведении в психологическом аспекте. Большой вклад в упрочение историцизма внесли англичане М. Мюллер, Э. Тайлор, Д. Фрезер, Ф. Джевонс, датчанин Ц. Тиль, французы А. Ревилль и Э. Ренан и др. В 1876 г. в Голландии возникли первые теологические факультеты с кафедрами общей и сравнительной истории религий. Этому примеру последовали другие европейские страны. Начали создаваться музеи по истории религии, религиоведческие журналы, учебники для вузов. Казалось, историцизм и есть тот искомый и самый подходящий метод идеологически нейтрального и объективного описания и классификации религий, метод предсказания судеб культуры, подпитываемых теми или иными религиями. Почему бы в таком случае не назвать историцистское религиоведение золотой серединой между теистическим и атеистическим религиоведением? Что ж, в известном смысле такое название было бы правомерным, поскольку в наше время историцизм уже настолько утвердился в общественном сознании и науке в виде своего рода стиля методологического мышления, что теизм и атеизм сплошь и рядом пользуются сегодня терминами эволюционной теории.
Вместе с этим после прочтения книги К. Поппера Нищета историцизма нельзя более не замечать существенных объяснительных недостатков самого исторического метода. С 60-х годов ХХ в. неодарвинизм подвергается энергичной критике со стороны научного креационизма и заметно теряет привлекательность у широкой публики и естествоиспытателей. В конце XX в. в России стал происходить религиозный Ренессанс, а государственный атеизм был упразднен. Наконец, в связи с обострением в мире интереса к фундаментализму и традиционализму идея эволюционного прогресса общества все более стала уравновешиваться обратной идеей магистрального общественного регресса. В трудах видных традиционалистов (Р. Генон, Г. Гурджиев, П. Д. Успенский и др.) проведена мысль о том, что подлинными были лишь некоторые древние и уже исчезнувшие религии, а все нынешние массовые религии суть большее или меньшее искажение традиции. Поэтому если религиоведы все-таки хотят использовать исторический метод, то его нужно обернуть вспять

Содержание

Лекция 1.Введение (2 ч.).
Лекция 2. Проблема сущности религии (2 ч.).
Лекция 3. Религия как связь с Богом (2 часа).
Лекция 4. Основные доказательства бытия Бога (2 ч.).
Лекция 5. Вечность абсолютного (2 ч.).
Лекция 6. Предопределение и пророчество (2 ч.).
Лекция 7. Символы основных религий (2 ч.).
Лекция 8. Христианская церковь (2 ч.).
Лекция 9. Сакральное (2 ч.).
Лекция 10. Религиозные идеалы в основании культуры (2 ч.).
Лекция 11. Религиозный прогресс и проблема генезиса мировой культуры (2 ч.).
Лекция 12. Дух и душа (2 ч.).
Лекция 13. Модели двухмерного и трехмерного человека (2 ч.).
Лекция 14. Смысл жизни как целостность души (2 ч.).
Лекция 15. Религия как вера и знание (2 ч.).
Лекция 16. Наука и религия (2 ч.).
Лекция 17. Эволюционизм и креационизм (2 ч.)

Работа содержит 1 файл

Пивоваров Философия религии.doc

— 1.15 Мб (Скачать)