Философия сердца

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 17:14, реферат

Описание работы

Пантелеймон Кулиш был противоречивой личностью. Безусловно талантливый, он некогда не был особенно скромным в оценке своей деятельности, но считал, что основу его жизни определяла культурологическая деятельность. Кулиш, по словам Николая Зерова, был «пионером культуры на Украине». Ежедневная, хлопотливая, подвижницкая работа на ниве украинской культуры. Пантелеймон Кулиш увлекся идеями славянского единения, которые поднимались в Кирило-Мефодиевском братстве, и воссоздал их в романе «Черный совет», в «Повести об украинском народе» и в других произведениях.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (3).doc

— 28.00 Кб (Скачать)

Пантелеймон Кулиш  был противоречивой личностью. Безусловно талантливый, он некогда не был особенно скромным в оценке своей деятельности, но считал, что основу его жизни  определяла культурологическая деятельность. Кулиш, по словам Николая Зерова, был  «пионером культуры на Украине». Ежедневная, хлопотливая, подвижницкая работа на ниве украинской культуры. Пантелеймон Кулиш увлекся идеями славянского единения, которые поднимались в Кирило-Мефодиевском братстве, и воссоздал их в романе «Черный совет», в «Повести об украинском народе» и в других произведениях.

С участниками братства Кулиш встречался редко, так как  в настоящее время жил в  Петербурге, где работал старшим  учителем словесности в гимназии и лектором русского языка в университете, изучал иностранные языки, отдавал всего себя научной работе. Но увлечение идеями общества натолкнула его на мысль об особой важности Украины и о праве ее на отдельное от империи существование.

Изучение исторического  прошлого Украины. Украина всегда была в эпицентре мыслей Кулиша. Он захватывался народной песней, собирал фольклорно-этнографический материал, слушал думы о народных героях в выполнении известного на всю Украину кобзаря Остапа Вересая. Это увлечение подтолкнуло Кулиша к изучению прошлого родного края и написание исторических разведок. Он ходатайствует об издании письменных памятников украинской истории, публикует свои научные работы: «Повесть в Южной Руси», «История Украины от древнейших времен», «Первый период казачества до вражды с ляхами» и др.

Художественно-научный задел писателя пополняется переводами. Кулиш переводит и пересказывает  «Псалтырь»,  «Книги  Иова»,  «Четвероевангелие»,  «Новый Завет». Благодаря ему по-украински зазвучали произведения Пушкина, Шекспира, Бай-Рона, Гейне, Гете, Шиллера и многих других европейских мастеров слова. Он высоко оценивал европейскую и русскую литературы и старался приблизить их к украинскому читателю.

Поиск идеала – проблема всей Кулишевой жизни. Кулиш писал: «Настоящее и прекрасное на миру живучее… и невозможно ничем убить его». Он искал это «настоящее и прекрасное» во всем, что видел и слышал, и не удовлетворялся тем, что не отвечало его пониманию идеала. Писатель старался просветить затуманенные главы «серомы темной», «бурлаков с длинными чубами», «голытьбы пьяной», поднимал на ноги все, что шло на пользу Украине. Поиск Кулиша был противоречивым и неоднозначным, но он верил, что его поймут потомки, и Украина познает благородство намерений и трудов своего сына. 

«Из сотни украинцев, может, один помнит славу прадедов, запустив их обычаи и обряды, не изучая своей истории. А это национальная измена…» – писал Пантелеймон Кулиш.

Взгляды Кулиша и  Шевченко не всегда совпадали. Но и  Кулиш, и Шевченко имели общую  цель, общую мечту. Они хотели видеть Украину независимой политически  и духовно, украинский народ –  счастливым и национально сознательным, а украинскую культуру – самобытной.

Шевченко был категоричным и непримиримым к царизму, к пренебрежению, которое высказывали относительно Украины. Кулиш был более толерантным, его немного пугали пламенные  выступления Шевченко против существующего режима. Но личная позиция каждого из этих выдающихся деятелей обусловлена прежде всего их жизненным путем. Нам известно, что Шевченко до 24 лет был крепостным, а Кулиш родился в свободной казацкой семье, имел возможность учить и развиваться. Шевченко пережил на классном опыте издевательства господ, тяжелую работу и бесправие, унизительное отношение некоторых петербургских деятелей к его прошлому. Все это глубоко ранило Кобзаря, эти душевные раны не заживились до самой смерти Шевченко.

Пантелеймон Кулиш и Тарас Шевченко были членами Кирилло-Мефодиевского братства, а за свое творчество были осуждены Николаем  в ссылку с почти одинаковыми приговорами. «Запретить писать и сослать на службу в Вологду», – такой приговор вынесли Кулишу. Но ни Кулиша, ни Шевченко не сломали ссылки и гонение. Поражая нас своей прямотой и смелостью, каждый по-своему, согласно своему характеру и взглядам, не прекращал ни на миг бороться за судьбу народа.

Известно, что Шевченко общался с Кулишем, был боярином у него на свадьбе, глубоко уважал творческую деятельность Кулиша. Тарас Шевченко оценил и «Черный  совет». Вот что он пишет Кулишу о его романе: «Спасибо тебе, милый друг, за твои подарки и особенно – за «Черный совет». Я уже ее дважды прочитал, прочитаю и третий раз и все-так

Информация о работе Философия сердца