Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 15:13, реферат
Тема реферата «Философия современной России». Актуальность выбранной темы заключается в том, что в современном мире происходят большие перемены, поэтому стоит уяснить какое они оказывают влияние на современную философию, что является основной целью данной работы. Для этого будут рассмотрены следующие вопросы: в чем особенности развития философии на современном этапе, какие проблемы в развитии русской философии стоят на сегодняшний день, и есть ли в России философия, а если есть, то необходима ли она для России.
Своеобразие российской философии на нынешнем этапе ее развития во многом определяется двумя обстоятельствами. Во-первых, сохранением идущей от Маркса, Энгельса и Ленина диалектико-материалистской традиции. Во-вторых, содержанием русской философии, восходящей к философии В.С..Соловьева, П. А. Флоренского, С. Н. Булгакова, Н. А. Бердяева, А. Ф. Лосева, Н. О. Лосского.
Для
абсолютного большинства
Но мир – это не просто целостность, а положительное единство (В. Соловьев). Чаще всего положительное единство понимается как приоритет религиозного опыта жизни. Философия сливается с религией, прежде всего с православием.
Положительное единство понимается также как нравственность, оправдание абсолютного добра.
Принцип
цельности в российской философии
применительно к проблемам
Часто основа познания понимается как интуиция, как постижение внешнего в его слиянии с внутренним, психическим.
В
вопросе об истинности отечественные
философы часто стремятся соединить
теоретический и нравственно-
Ныне
часто говорят и пишут о
необходимости возрождения
Тема реферата «Философия современной России». Актуальность выбранной темы заключается в том, что в современном мире происходят большие перемены, поэтому стоит уяснить какое они оказывают влияние на современную философию, что является основной целью данной работы. Для этого будут рассмотрены следующие вопросы: в чем особенности развития философии на современном этапе, какие проблемы в развитии русской философии стоят на сегодняшний день, и есть ли в России философия, а если есть, то необходима ли она для России.
В русской философии широко распространен взгляд о познаваемости внешнего мира. Этот взгляд часто выражался в своей крайней форме, а именно в форме учения об интуитивном непосредственном созерцании объектов как таковых в себе. По–видимому, русской философии свойственно острое чувство реальности и чуждо стремление рассматривать содержание внешних перцепций как нечто психическое или субъективное.
Русские философы отличаются такой же высокой способностью к спекулятивному мышлению, как и немецкие. Как позитивизм, так и механический материализм нашли в России широкое распространение. Однако в России, как и в других странах, без сомнения, все еще продолжает существовать тенденция к таким взглядам среди инженеров, врачей, адвокатов и других образованных людей, не сделавших философию своей профессией. Следует отметить, что эти люди всегда составляют большинство. Но лишь немногие из русских философов – профессионалов были позитивистами и материалистами.
В русской философии стремление к цельному познанию и острое чувство реальности тесно сочетается с верой во все многообразие опыта как чувственного так и более утонченного, дающего возможность глубже проникнуть в строение бытия. Русские философы доверяют интеллектуальной интуиции, нравственному и эстетическому опытам, раскрывающим нам высочайшие ценности, но, прежде всего, они доверяют религиозному мистическому опыту, который устанавливает связь человека с богом и его царством.
Русская философия, прежде всего, резко и безоговорочно онтологична. Русскому уму совершенно чужд всякий субъективизм, и русский человека меньше всего интересуется своим собственным узколичным и внутренним субъектом.
Второй чертой русской философии, тоже восходящей к мистической архаике, является идея соборности. Соборность – это свободное единство основ церкви в деле совместного понимания ими правды и совместного отыскания ими пути к спасению, единство, основанное на единодушной любви к Христу и божественной праведности. Так как верующие вместе любят Христа как носителя совершенной истины и праведности, то церковь есть не только единство многих людей, но и единство, в котором каждая личность сохраняет свою свободу.
Как считает один из современных философов, Владимир Васильевич Миронов, с которым следует согласиться философия, в широком значении слова, – смысловое, вневременное пространство, в котором все современны. Это пространство задано нам возможностью вести диалог как с ныне живущими философами, так и с давно умершими. Поэтому в философии Платон так же современен или более современен, чем какой-нибудь «современный» философ.
На сегодняшний день выделять современных философов скорее всего не стоит. Лет через 100-150 в русской культуре, может быть, останется несколько имён из нашего времени, а может быть, ни одного, и никакой трагедии в этом нет. Представьте себе сегодня философа, живущего по образу и подобию Канта (а такие, наверняка, есть)… Но кто же о нём знает? В истории остаются именно Канты, тогда как огромное количество философствующих подвергается забвению, хотя в своё время они могли быть популярнее новоявленных Кантов.
Определяя место русской философии в мире следует сказать следующее. В последнее время многие философы, такие, как Альберт, Апель, Кристева и другие отвечая на вопрос о том, кого из русских философов они знают, почти одинаково отвечают – Достоевского и Толстого. Иногда к этому добавляет ещё одно-два имени, но именно эти два представителя русской литературы позиционируются и как русские философы. И это не случайно, ибо, русская философия, особенно на стадии своего формирования, органично вплеталась в русскую литературу, а собственно философские концепции были либо вторичны, либо в силу тех или иных обстоятельств непонятны или неизвестны в Европе. С другой стороны, это связано и с самой системой преподавания истории философии в Европе, где студент может очень хорошо знать работы одного-двух философов или какую-то идейную группу, но не слишком чётко представлять себе историю философии как таковую.
Поэтому, если использовать термин «конкурентность», можно сказать, что наша философия конкурентна по реализации философских идей и ничем не уступает западным образцам, но, конечно, отстаёт в распространённости, чему, безусловно, способствует и понижение интереса к русскому языку, а значит и к русской культуре. Серьёзного разрыва между западной философией и русской нет. Для философа, с позиции сущности самой философии, безразлично, насколько он распространён и популярен. Очень многие культуры неизвестны другим, даже соседним. Это нормально. Культура выступает достаточно замкнутым, по выражению Лотмана, локальным образованием, и именно это обеспечивает диалог культур. Если бы всё было понятно друг о друге, то диалог не состоялся бы.
На вопрос, о том какая философия нужна России – можно ответить следующим образом: России нужна философски фундированная национальная идея. Это определенная всей историей России имперская идея. Только философия способна дать основание для такой национальной идеи.
Задумываясь о том существует ли русская философия сегодня, Михаил Эпштейн выделяет семь основных направлений позднесоветской и постсоветской русской мысли, среди которых марксизм, рационализм (включая структурализм), персонализм, религиозная философия, философия национального духа, философия культуры, постструктурализм. Книга до сих пор не опубликована, да и не отделана.
Елена Петровская, считает, что философия Россия всегда была на периферии. Нас как не знали, не знают, так и не хотят знать. Наших философов мало переводят на иностранные языки, мало цитируют.
Современная
русская философия, какой бы многоликой
она ни была, является результатом
литературоцентристских амбиций. Потребность
в живой мысли ощущается
Внимание мирового философского сообщества к русской мысли продолжает оставаться этнографическим, рассчитанным исключительно на интеллектуальную колонизацию. Наш философский прорыв зависит от внутренней конъюнктуры, но она сориентирована на внешний мир, в котором нет места философским новичкам. Патологическое отставание отечественной философии от мировых интеллектуальных тенденций объясняется тем, что мы постоянно действуем в стратегии навёрстывания упущенных возможностей – инставрации, которые припозднились в модусе того, что традиционно называется философией.
В последние годы регулярно предпринимаются попытки отменить преподавание философии. При этом делаются и предложения о том, чем философию заменить. Одни считают, что это должна быть теология, ибо с этой точки зрения задача по выработке единого и общепризнанного мировоззрения, над решением которой безуспешно бьется философская мысль на протяжении всей своей истории, легко выполнима на путях теологического осмысления религиозных истин откровения. Другие исходят из того, что подлинное знание о мире и человеке может дать только наука. Поэтому мировоззрение современного человека, по мнению сторонников этой точки зрения, может быть построено только на основе обобщения данных различных наук, в том числе и данных о самой науке как специализированной системе получения знания и социальном институте. В соответствии с этой позицией что-то вроде курса науковедения с успехом заменит то, что раньше не очень хорошо делала философия. Есть и другие предложения: например, преподавать вместо философии культурологию, хотя содержание и характер последней не очень ясны и самим авторам этой идеи. В основе всех этих предлагаемых нововведений лежит мнение (хотя оно не всегда явно формулируется) о том, что если раньше философия и имела какой-то смысл, то современная культура в ней более не нуждается.
Идея
о том, что философия исчерпала
себя, что она должна либо сойти
со сцены, либо трансформироваться во
что-то другое, сегодня в некоторых
случаях выдвигается и
Представляется, что в действительности философия не только сохраняет свое место в культуре, ее значимость именно в качестве философии возрастает. Но при этом – что особенно важно – меняются сами формы философствования.
Дело в том, что философия всегда была высшей формой авторефлексии культуры, т.е. анализом предельных оснований познания, деятельности и оценки. Иными словами, это всегда был весьма своеобразный сплав исследования и проектирования. Поэтому любая значимая философская концепция всегда имела две ипостаси. С одной стороны, это была критика существующего положения дел. С другой стороны, это было построение определенного идеала знания, моральной жизни, политического устройства. В свете построенного идеала формулировались нормы деятельности, направленной на его достижение.
Современная цивилизация вступает в ту стадию, которую принято называть "информационным обществом". В цивилизации такого типа темпы культурных изменений, творчества новых культурных и социальных форм многократно возрастают. Это значит, что основания (в том числе предельные) деятельности, познания и оценки трансформируются гораздо чаще, чем это было в прошлом.
Раньше философская деятельность по анализу этих оснований могла выглядеть как нечто далекое от повседневных практических нужд, так как основания были весьма устойчивы, менялись редко, и их исследование, а тем более предложения по их изменению казались чем-то сугубо теоретическим. Правда, ситуация изменилась в Новое время, когда динамизм социальных перемен вырос, наука и техника стали интенсивно развиваться, менять свои формы и взаимодействовать с философией в своих изменениях. Сегодня теоретическая философская деятельность все более обнаруживает свой практический характер.