Философия семьи

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 20:49, реферат

Описание работы

Поскольку философия – наука о всеобщем, анализ любого явления она доводит до выявления самого общего признака. Знание всеобщего признака позволяет нам понять явление, а понимать – значит знать. При этом другого пути познать явление нет, т.к. у каждой вещи бесконечное число свойств, а у каждого явления бесконечное число проявлений. Поняв явление в общем мы уже легко сможем перейти к пониманию конкретных ситуаций, связанных с этим явлением.

Работа содержит 1 файл

Философия семьи.docx

— 24.77 Кб (Скачать)

Новосибирский государственный технический университет

Факультет бизнеса 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат по философии на тему:

“Философия семьи” 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила: Мангазеева Надежда Евгеньевна,

Группа  СТ-93 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Новосибирск, 2010

 

Введение 

    Поскольку философия – наука о всеобщем, анализ любого явления она доводит до выявления самого общего признака. Знание всеобщего признака позволяет нам понять явление, а понимать – значит знать. При этом другого пути познать явление нет, т.к. у каждой вещи бесконечное число свойств, а у каждого явления бесконечное число проявлений. Поняв явление в общем мы уже легко сможем перейти к пониманию конкретных ситуаций, связанных с этим явлением. Если человек понял явление, то он сможет наиболее полно реализовать себя, столкнувшись с этим явлением, и не позволит явлению управлять собой.

    Прежде, чем разбираться с каким-либо явлением, необходимо составить схему  рассмотрения. Развитие мысли должно проходить три этапа: единичное, общее и всеобщее. По этому принципу я и рассматриваю явление семьи. Так как человек не может знать  всех свойств какой-либо вещи или  явления, то рассмотрение сущности моего  явления необходимо вести от низшего к высшему, то есть от единичного к общему и всеобщему. Из определения семьи, которое наиболее часто употребляется в словарях, можно выделить ряд признаков, проанализировать их, определить их наличие у данного явления и на этой основе сформулировать определение семьи.

 

Понятие явления

Семья́ —  социальная группа, обладающая исторически  определённой организацией, члены которой  связаны брачными или родственными отношениями (а также отношениями  по взятию детей на воспитание), общностью  быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая  обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве  населения.

Семья является важнейшей ценностью в жизни  многих людей, живущих в современном  обществе. Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального  положения, с момента рождения и  до конца жизни обладает такой  характеристикой, как семейно-брачное  состояние. Для ребёнка семья  — это среда, в которой непосредственно  складываются условия его физического, психического, эмоционального, интеллектуального  развития. Для взрослого человека семья представляет собой источник удовлетворения ряда его потребностей и малый коллектив, предъявляющий  к нему разнообразные и достаточно сложные требования. На стадиях жизненного цикла человека последовательно  меняются его функции и статус в семье.

Важнейшим элементом  социальной структуры - социальным институтом является семья. Положение семьи  служит барометром состояния общества, показывает степень его продвижения  по пути предоставления своим гражданам  реальных возможностей для социально-культурного  развития. Семья очень древний  социальный институт, приобретизший на разных ступенях развития различные формы. В обществе не утихают споры о том, какая из существующих форм наиболее жизнеспособна, в большей мере отвечает традициям и национальным особенностям той или иной страны. Российские славянофилы в прошлом веке отстаивали идеал патриархальной семьи, где основная власть принадлежит главе семейства - отцу. Все остальные члены семьи должны были беспрекословно выполнять его волю. Роль женщины сводилась к рождению и воспитанию детей и ведению домашнего хозяйства. Противники такой позиции были не только среди западников. С критикой патриархальной семьи как чуждой новым общественным отношениям выступали русские марксисты. О тирании, присущей такой семье, которая истязает и калечит человеческую личность, писал Н. Бердяев. Он призывал отстаивать более свободные формы семьи: "Евангелие требует свободы от рабства у семьи". Современная западная цивилизация далеко продвинулась по пути развития личной свободы индивида, возможностей его социального выбора. При этом такой свободе нередко отдается предпочтение перед взаимной ответственностью и сплоченностью семьи, что создает для нее немалые опасности. В большинстве стран Западной Европы уменьшается число лиц, вступающих в брак, растет число "свободных союзов" и рожденных в них детей, ослабевает прочность браков. Возрастает трудовая занятость женщин вне дома. Для нашей страны это уже типичное явление. Но и на Западе доля работающих женщин превышает 50-60%. Профессиональные интересы становятся серьезным конкурентом семейным интересам не только для мужчин, но и для женщин. Вместе с тем семья остается высшей ценностью, и, чтобы укрепить ее позиции, правительствами многих стран принимаются специальные меры. Они включают в себя различного рода пособия и финансовые льготы, отпуска для родителей в связи с уходом за маленькими или больными детьми, создание дошкольных детских учреждений, приспособление режимов рабочего дня к нуждам семей. В ряде стран время ухода за детьми засчитывается в общий трудовой стаж при начислении пенсий. Нередко в связи с рождением ребенка выплачиваются единовременные денежные пособия, суммы которых возрастают с каждым последующим ребенком. Здесь отражается стремление общества и государства к определенной демографической политике, ведущей к росту рождаемости. Ощущаете ли вы на примере своей семьи помощь со стороны государства? В чем она выражается?

    Структура явления

 

    Зная  определение любого явления, будь то семья, или что-либо другое, можно  говорить о структуре явления, т.е. о совокупности элементов, определенным образом связанных. Надо, прежде всего, понять, что или кто является субъектом  и объектом данного явления, а  затем установить взаимосвязи. Сделаем  это так, чтобы структура была системной, и исходный признак –  дарить друг другу счастье – был  бы системообразующим.

    Субъектом и объектом данного явления являются люди. А в качестве опосредствующего фактора – их внутрисемейные отношения.

    Итак, семья свободная, или то к чему мы стремимся (хочется верить). Ее основные элементы я сформулирую как принципы. Нетрудно заметить, что все они  проистекают из всеобщего свойства семьи и выстроены в систему, которая поможет людям найти  мудрость в семейных отношениях.

  • Принцип всеобщего равенства: никто никому ничего не должен, или тебе надо – ты и делай. Кстати говоря, никто, собственно, не обязан подчиняться этим правилам, а вы (по этому же пункту) не имеете права этого требовать от супруга. Это можно принять только при взаимном согласии. (Кстати, пункт, подобный этому обозначен и в Декларации о Правах Человека.) Кто скажет, что это не согласуется с всеобщим свойством и что вашей половинке нравится, когда вы ее третируете, «пусть первым бросит в меня камень».
  • Принцип самоопределения: касается меня – решаю я. «Ну кто так моет пол! Зачем ползать на коленях, когда есть швабра? Да? А диван можно и отодвинуть!» Как вы думаете, что сделает нормальный муж, когда услышит такое? Уж по крайней мере, не скажет спасибо за «добрый совет». Советовать – можно, вмешиваться в дела другого – нельзя. Это не сделает его счастливым. А жене – см. следующий принцип.
  • Принцип всеобщего удовлетворения, или не нравится – помоги, или сделай лучше. Жене из прошлого примера никто не мешал взять швабру и вымыть пол так, как нравится ей. Ах, она обидится на мужа за то, что он ничего не делает? См. пункт первый. Кстати, мужу – жена не обязана готовить вам обед и мыть за вами посуду. Считайте это ее чисто добровольной инициативой.
  • Принцип примирения и согласия: ни в коем случае не ругайтесь! Лучше пожалейте любимого человека. Например, муж – жене: «Ах ты разиня! Как ты могла потерять наши последние деньги? Ах, у тебя их украли? Смотреть надо было!» Кто прав? Не прав муж. Жене и так плохо, а он ее еще подзуживает. Самое обидное, что это уже рефлекс и считается нормой. Если и вы так думаете, то представьте себя на месте жены. И подумайте, будет ли она счастливой от таких слов.
  • Принцип пряника (без кнута!): если человек сделал хорошо, его надо похвалить, если сделал плохо – пожалеть. В средневековой Российской Империи был такой обычай: после особенно удачного ужина благородные особы просили позвать повара и приносили ему свою благодарность. Если даже князья благодарили поваров, неужели мы не можем поблагодарить жену за прекрасный ужин? Если хочется отругать за пригоревшую лапшу, которая не лезет в глотку, см. пункт 4. А если жена постоянно ее так готовит и не обращает внимания на ваши советы – это тоже не повод для ругани, см. пункт 1.

    Вот основные принципы свободной семьи. Создается впечатление, что такая  семья долго не протянет – ведь никто ничего не должен делать! А  как же дом, ребенок? Сразу отмечу – ребенок прежде всего. Просто потому, что он еще не способен все делать сам и отстаивать свою точку зрения. А дом… Эти принципы всего лишь помогут избегнуть ненужных конфликтов, избежать ссор. На самом деле, высвобождается уйма времени и энергии, которые раньше пропадали на стычки. Так и тратьте их на здоровье на дом и ребенка. Вот это СЧАСТЛИВАЯ СЕМЬЯ. Ну как еще можно назвать семью без споров и ругани, с добровольной взаимопомощью и поддержкой? Только СВОБОДНОЙ семьей. А эти принципы помогают изжить все пережитки традиционной семьи и в семье свободной выполняются автоматически.

    Диалектика  явления

 

    Те  принципы, которые обрисованы выше, есть практическая рекомендация на каждый день. В ее действенности может  убедиться каждый, просто попробовав. А теперь проанализируем эти принципы и посмотрим, какие мотивы выражает каждый из них, сформулируем закономерности и противоречия.

    Как вы смотрите на то, чтобы заставить  постороннего человека сделать что-то, что нужно вам? А можно ли на него прикрикнуть, если он этому воспротивится? А если это отвлекает его от его собственных дел? Я думаю, большинство из нас единодушно и вполне уверенно ответит «нет». Но это все было про посторонних людей. Теперь посмотрим, что мы делаем с БЛИЗКИМИ людьми. Уже на этом этапе вырисовывается основное противоречие: почему к посторонним мы относимся гораздо лучше, чем к близким?

    Как-то кажется, что это все к нам  не относится. Давайте проанализируем поглубже. Рассмотрим такую ситуацию: муж приходит домой с работы, целует жену и садится читать газету. То, что надо постирать белье его не волнует и на просьбы жены ей помочь он не реагирует. Естественно, жену это рано или поздно выводит из терпения и она… Стоп! Естественно ли? Чем диктуется вспышка гнева жены (которую она, в соответствии с принципами свободной семьи, должна хотя бы не выпустить наружу, а в идеале – подавить ее в зародыше) – любовью к мужу и заботой о семье, или же эгоизмом и необоснованными претензиями? По-моему, ответ очевиден. Кроме того, с чисто практической точки зрения в такой ситуации конфликт неизбежен и уставший муж станет еще и злым мужем. Я сомневаюсь так же, что он после это все-таки постирает белье. Польза семье – нулевая, или, даже, со знаком «минус». Если же подходить с точки зрения свободной семьи – все просто: тебе надо, ты и делай, и обижаться на мужа тут не чего. Кроме того, он дома – и это уже должно быть праздником.

    А вот еще одна ситуация: утром ребенка  собирают в детский сад, он не хочет, орет, мама его одевает насильно, резко дергает. Папа отрывается от завтрака и говорит: «Ты не мать, ты мачеха». Интересно, какими чувствами продиктованы его слова? А что ответит на это мама? А результат? Нулевой. Скорее, отрицательный.

    Тут уместно вспомнить о количестве и качестве. Диалектика налицо –  после достаточного количества таких ситуаций следует абсолютно качественное изменение – развод. А уж принцип всеобщей связи работает, как часы – как вы думаете, как отразится на семье разнос мужа шефом на работе? Скорее всего, он придет домой злой – вот и повод для конфликта. А если он с утра отчитал жену по всей форме за плохо постиранную рубашку, сможет ли она с душой отдаться любимой работе днем? Диалектический же принцип развития я тут хочу поставить к себе на службу: семью необходимо развивать! От простого к сложному. От традиционной к свободной семье. Пора, наконец, жить как цивилизованные люди! Сначала наблюдать за любимым человеком, затем делать выводы, что же нравится ему/ей, что может сделать счастливым, а что может помешать этому, и применять эти выводы на практике, а затем – снова наблюдать (диалектическая спираль). С отвлеченной точки зрения все это развивается и развивается необратимо. Первобытнообщинный строй, патриархат, традиционная семья, свободная семья; что придет на смену пока неясно, но развитие, пусть и медленное, налицо. Но, истина всегда конкретна, и мне не важно, что будет через сто лет, мне важно, как (и с кем) я живу сейчас.

    Современная проблематика явления

 

    Современная проблематика и актуальность выбранной  мною темы налицо. Семья – это  те люди, которых мы видим с самого начала своей жизни и до самого ее конца, это те люди, которые нас  воспитывают, учат любить или ненавидеть, интересоваться миром или бояться  его, доверять людям или же избегать их. И кто знает, быть может, большинство  проблем, в том числе и масштаба целой страны, проистекают именно оттуда. У нас уже никто не удивляется, когда слышит про «семью», где  родители пьющие, а дети растут на улицах – слава Богу, таких семей не большинство. Но даже в самых, казалось бы, приличных семьях иногда царят  настолько дикие отношения, что  нечему уже удивляться, когда видишь поведение ребенка, выросшего в  такой семье. По всему ходу рассмотрения явления семьи упор делается именно на современную проблематику данного  явления.

    Цель  моей работы – обрисовать «среднестатистическую» семью, рассмотреть проблемы во взаимоотношениях людей и попробовать найти  практические методы, которые позволили  бы людям жить счастливо вместе. В этом я призываю на помощь философию, которая поможет мне в анализе  семьи, поможет выделить то исходное, с чего она началась, и то, чем  она стала сейчас. Философия –  это «любовь к мудрости» и  я ищу в этой работе мудрость в  отношениях внутри семьи.

Информация о работе Философия семьи