Философия свободы Н.А. Бердяева

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 13:27, реферат

Описание работы

Свобода как одна из основных философских категорий характеризует сущность человека и его существование. Рассмотрим концепцию свободы в творчестве Николая Александровича Бердяева. Выбор этого философа обусловлен объемом внимания к проблемам свободы в его творчестве, а также во многом определяющим значением для развития современной общественно - политической мысли.

Работа содержит 1 файл

Реферат свобода.docx

— 26.45 Кб (Скачать)

     КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Исследовательская работа

     по  философии на тему:

     «Философия  свободы Н.А.Бердяева» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Москва 2011 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Свобода как одна из основных философских  категорий характеризует сущность человека и его существование. В  истории философской мысли это  понятие прошло длительную эволюцию - от “отрицательной” (свобода от) до “положительной” (свобода для) трактовки. Философия свободы была предметом  размышлений Канта и Гегеля, Шопенгауэра  и Ницше, Сартра и Ясперса, Бердяева и Соловьева. 

               Понятие свободы

     Немецкий  философ XX в. Э. Кассирер в работе "Техника современных политических мифов" оценивал данное слово как одно из наиболее туманных и двусмысленных не только в философии, но и в политике.

     А. Шопенгауэр считал, что о свободе  можно говорить только как о преодолении  трудностей. Исчезла помеха, родилась свобода. Она всегда возникает как  отрицание чего-то. Определить свободу  из самой себя крайне сложно, попросту невозможно.

     Свобода - это состояние духа, это философское понятие, отражающее неотъемлемое право человека реализовать свою человеческую волю. Вне свободы человек не может реализовать богатство своего внутреннего мира и своих возможностей. 

     Рассмотрим  концепцию свободы в творчестве Николая Александровича Бердяева. Выбор  этого философа обусловлен объемом  внимания к проблемам свободы  в его творчестве, а также во многом определяющим значением для  развития современной общественно - политической мысли.

     Николай Александрович Бердяев (1874 — 1948) — наиболее крупный представитель русской идеалистической философии ХХ в. Преподавал философию в Московском университете, в течение жизни арестовывался, а в 1922 г. наряду с другими видными деятелями русской культуры был насильственно выслан за границу.

     Сам Бердяев определял свою философию  как “философию субъекта, философию  духа, философию свободы, философию  дуалистически-плюралистическую, философию творчески-динамическую...”.

     Философские взгляды Бердяева основаны на оригинальных концепциях личности и свободы и  смысла исторического процесса. Бердяев  сторонник ценностей индивидуализма. «Истинное решение проблемы реальности, проблемы свободы, проблемы личности - вот настоящее испытание для  всякой философии»

     Идея  свободы и духовности человека, величия  его назначения в мире и трагичности  бытия - основная философская установка Бердяева на протяжении всего его творчества. Эта идея как лейтмотив проходит через все труды мыслителя.

     Н.А. Бердяев писал о значении  понятия свободы: «Свобода для меня первичнее бытия. Своеобразие моего философского типа, прежде всего, в том, что я положил в основание философии не бытие, а свободу».

     В своей книге «Философия свободы» (1911) Бердяев пишет: «Философия свободы не означает здесь исследования проблемы свободы как одной из проблем философии, свобода не означает здесь объекта. Философия свободы значит здесь - философия свободных, философия, исходящая из свободы, в противоположность философии рабов, философии, исходящей из необходимости, свобода означает состояние философствующего субъекта. Свободная философия есть философия религиозная, философия интуитивная, философия сынов, а не пасынков…. Свободу нельзя ни из чего вывести, в ней можно лишь изначально пребывать».

     Бердяев прошел трудный путь философских  исканий от Маркса и Канта к  классическому богословию, от Николая  Кузанского и Паскаля к немецким мистикам, от Леонтьева и В. Соловьева к Шопенгауэру и Ницше, от Фрейда и Юнга к Хайдеггеру и Ясперсу. Как признавал сам мыслитель, гораздо более чем философские источники, на формирование его мировоззрения оказали влияние художественная литература - прежде всего, Л. Толстой, Ибсен и, конечно,  Достоевский. Для Бердяева Достоевский – не только великий художник, но и «гениальный диалектик, величайший русский метафизик», которого интересовал человек, выпавший из колеи обычных действий и поступков, «отпущенный на свободу», бунтующий, а не спокойный обыватель в привычной череде своих поступков. Романы Достоевского – исследование судеб и путей человеческой свободы, может быть, именно поэтому Бердяев, создатель философии свободы, воспринимал творчество писателя как свою «духовную родину».

   Особенности личной судьбы Бердяева во многом обусловили его интерес к проблеме свободы.

   После поражения первой русской революции 1907-08 годов, Н. Бердяев едет в Париж, где происходит перелом в его  взглядах и он отказывается от материалистических взглядов и возвращается к православию, принимает участие в организации  религиозно-философского общества им. В. Соловьева, сотрудничает с книгоиздательством “Путь”. Ярким выражением его взглядов стала книга “Философия свободы”, вышедшая в 1911 году. В этой книге  он доказывает, что вся философия  порождена религией, поэтому отказываться от веры в бога, как основания  любого мировоззрения значит ограничивать свой взгляд на мир. Только истинно свободный человек, свободный духовно может постичь высшую истину, поэтому Бердяев и называет свою книгу “Философией свободы”.

   Его аресты и ссылки также повлияли на формирование взглядов. Для Бердяева любое внешнее  ограничение его воли было абсолютно  неприемлемым. Эти периоды были, прежде всего, периодами философских исканий.

     Также на философию Бердяева повлиял немецкий религиозный мистицизм XVII в., среди многих цитируемых представителей которого Бердяев явное предпочтение отдавал Якобу Бёме. На почве этих исканий и сложился антропологизм Бердяева как философия свободного духа.

     В развитии этих идей Бердяевым можно  выделить четыре основных направления:

  • обоснование абсолютной свободы человека, как условия его существования и творчества;
  • разработка метафизики духа на основе истолкования религиозно-мистических интуиции о свободно духовных отношениях человека с Богом;
  • истолкование мира и общества как результатов объективации творческой деятельности человека и их антиномичности;
  • осмысление духовного опыта человечества как способа преодоления антиномии путем «просветления» объективированного, «падшего» мира.

   Наиболее  полное выражение эти идеи получили в книгах «Философия свободного духа» (1927-1928), «Я и мир объектов» (1934), «Дух и реальность» (1937), «О рабстве и  свободе человека» (1939), «Опыт эсхатологической метафизики» (1947), «Царство Духа и царство  Кесаря» (1949).

   Свобода, по его мнению, не была сотворена  Богом. Вслед за Бёме, Бердяев считает, что ее источник — первичный хаос, ничто. Поэтому Бог не имеет власти над свободой, властвуя лишь над сотворенным миром, бытием. Бердяев принимает принцип теодицеи, утверждает, что вследствие этого Бог не ответственен за зло в мире, он не может предвидеть действия людей, обладающих свободной волей, и лишь способствует тому, чтобы воля становилась добром.

   Бердяев выделяет два вида свободы:

  • первичная иррациональная свобода - свобода потенциальная, которая обусловливает гордыню духа и вследствие этого его отпадение от Бога. Это приводит к рабству личности в мире природы, объективной реальности, в обществе, где человек для того, чтобы успешно сосуществовать с другими его членами, должен следовать моральным нормам, сконструированным обществом, тем самым реальной свободы нет;
  • вторая свобода, свобода разумная, свобода в истине и добре... свобода в боге и от Бога полученная”. Дух побеждает природу, вновь обретая единство с Богом, восстанавливается духовная целостность личности.

   Итак, свобода, согласно Бердяеву, первична, она не укоренена ни в бытии, ни в божественной благодати. Источником свободы является ничто, то есть тот предвечный строительный материал, из которого Бог сотворил мир и его средоточие - человека. О «ничто» невозможно ничего сказать. Только духовный опыт раскрывает нам то, что предшествует бытию природного мира, приводит нас в соприкосновение с бездонным и безосновным, не имеющим основания ни в каком бытии, ни в нас самих, ни в мире, ни в Боге.

   Следовательно, человек не только результат божественного  творения, но и дитя предвечной свободы, без которой он не был бы богоподобным, т.е. способным к творчеству.

   «Философия  свободы есть философия богочеловечества» - вот идея Бердяева. Идея богочеловечества, характерная для русской философской  мысли, восходит к христианскому  учению о единстве божественной и  человеческой природы Иисуса Христа. Для Бердяева эта идея неразрывно связана с творчеством, в котором  человек усыновляет себя Богу.

    Свобода  и творчество  у Бердяева неразрывно  связаны. Считал, что единственным механизмом творчества является свобода. "Тайна творчества есть тайна свободы. Понять творческий акт и значит признать его неизъяснимость и безосновность".

   Первым  результатом испытания свободой, стали, согласно Бердяеву, объективация духа в результате разграничения  добра и зла и выпадение  человека из царства Духа в объективированный  и тем самым искаженный, «падший» мир - в «царство Кесаря».

   Бердяев убежден, что свобода трагична: если она составляет сущность человека, то, следовательно, она выступает  как обязанность; человек порабощен  своей свободой. Она тяжкое бремя, которое несет человек. Он ответственен за свои поступки и происходящее в  мире: «Свобода есть моя независимость  и определяемость моей личности изнутри... не выбор между поставленным передо мной добром и злом, а мое созидание добра и зла, - считает автор. - Само состояние выбора может давать человеку чувство угнетенности... даже несвободы. Освобождение наступает, когда выбор сделан и когда я иду творческим путем».

   Именно с философской антропологией свободного духа мыслитель связывает надежду на будущее. Причем, вопреки церковной догматике он связывает ее не с покаянием в грехе и индивидуальном спасении, а с обращением к миру и просветлении его.

                 Заключение

   Позднее Бердяев скажет о себе: «В сущности, я всю жизнь пишу философию  свободы» и будет удивительно  точен. Свобода для Бердяева –  предпосылка человеческой жизни, возможность  нравственных оценок. Без свободы  нет ответственности, в том числе  и нравственной, поэтому свобода  – это условие добра и зла  в мире. Бердяев прослеживал парадоксальную и трагическую диалектику добра  и свободы: с одной стороны, очевидно, что добро не может быть принудительным, и к добру принудить нельзя. Но с другой, – свобода добра предполагает и свободу зла в мире. Свобода же зла ведет к истреблению самой свободы, к перерождению ее в «злую необходимость». Тем не менее, отрицание свободы зла ведет и к отрицанию свободы вообще, а значит, и добра, ибо оно без свободы немыслимо. Бердяев так же, как и Достоевский, восставал против принудительной, навязанной извне гармонии. Без свободы греха, без свободы зла, без испытания и страдания гармония, Царствие Божие поняты быть не могут. Именно в силу подобной трагической диалектики, человек, вступивший на путь свободы, проходит через тьму, через бездну, через своеволие и бунт. 

             Свобода в современном  обществе

   Данная  тема очень актуальна и значима в наши дни. Сегодня в современном нам обществе мы пытаемся восстановить ценность свободы личности, которая формально воспринимается нами как одно из прав человека и гражданина. Понятие «свобода личности» все чаще употребляется в средствах массовой информации, в выступлениях политических лидеров, декларируется Конституцией нашего государства. Однако смысл, вкладываемый в это понятие разными людьми, различен, зачастую предлагаются самые противоположные пути решения проблемы свободы человеческой личности. Но при этом сама категория свободы не подвергается достаточно серьезному анализу.

   Свобода - одна из неоспоримых общечеловеческих ценностей, однако свобода не абсолютна. Если предоставить индивиду право распоряжаться  собственной судьбой, наступит век  хаоса. Ведь в нем сильны инстинкты  своеволия, разрушительности и эгоизма. Свобода, безусловно, хороша, но замечательно, когда человек добровольно подчиняется  общей воле, сознательно умеряет  собственные порывы.

   Может ли человек быть абсолютно свободным? Нет, потому что общество, человечество в целом ограничено в своих  ресурсах, возможностях. Свобода одного человека заканчивается там, где  начинается свобода другого человека.

   Итак, свобода выступает как общечеловеческая ценность. Люди стремятся к свободе, ибо только в ней и через нее можно реализовать созидательный человеческий потенциал. Однако свобода не выступает как общеобязательный принцип. Вместе с тем важно различать свободу и своеволие. Свобода - нравственный императив, т.е. нравственное побуждение, веление, требование. Она предполагает не только преодоление различных препятствий на пути человека, но и сознательное ограничение определенных порывов, которые могут обернуться несвободой для других. Ущемляя чужую свободу, человек рискует сам оказаться в зоне дефицита свободы. 
 
 
 
 

             Список  источников 

  • Новейший  философский словарь: 3 - е изд., испр. Минск: Книжный Дом. 2003
  • Бердяев Н. Самопознание (Опыт философской автобиографии). М.: Книга. 1991
  • Бердяев Н.А. Философия свободы
  • Столович Л.Н. История русской философии. - М., 2005.
  • www.philosophy.ru
  • www.grandars.ru
  • www.humanism.ru

Информация о работе Философия свободы Н.А. Бердяева