Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 13:27, реферат
Свобода как одна из основных философских категорий характеризует сущность человека и его существование. Рассмотрим концепцию свободы в творчестве Николая Александровича Бердяева. Выбор этого философа обусловлен объемом внимания к проблемам свободы в его творчестве, а также во многом определяющим значением для развития современной общественно - политической мысли.
КАФЕДРА
ФИЛОСОФИИ
Исследовательская работа
по философии на тему:
«Философия
свободы Н.А.Бердяева»
Москва
2011
Свобода
как одна из основных философских
категорий характеризует
Понятие свободы
Немецкий философ XX в. Э. Кассирер в работе "Техника современных политических мифов" оценивал данное слово как одно из наиболее туманных и двусмысленных не только в философии, но и в политике.
А. Шопенгауэр считал, что о свободе можно говорить только как о преодолении трудностей. Исчезла помеха, родилась свобода. Она всегда возникает как отрицание чего-то. Определить свободу из самой себя крайне сложно, попросту невозможно.
Свобода
- это состояние духа, это философское
понятие, отражающее неотъемлемое право
человека реализовать свою человеческую
волю. Вне свободы человек не может реализовать
богатство своего внутреннего мира и своих
возможностей.
Рассмотрим концепцию свободы в творчестве Николая Александровича Бердяева. Выбор этого философа обусловлен объемом внимания к проблемам свободы в его творчестве, а также во многом определяющим значением для развития современной общественно - политической мысли.
Николай Александрович Бердяев (1874 — 1948) — наиболее крупный представитель русской идеалистической философии ХХ в. Преподавал философию в Московском университете, в течение жизни арестовывался, а в 1922 г. наряду с другими видными деятелями русской культуры был насильственно выслан за границу.
Сам
Бердяев определял свою философию
как “философию субъекта, философию
духа, философию свободы, философию
дуалистически-
Философские
взгляды Бердяева основаны на оригинальных
концепциях личности и свободы и
смысла исторического процесса. Бердяев
сторонник ценностей
Идея свободы и духовности человека, величия его назначения в мире и трагичности бытия - основная философская установка Бердяева на протяжении всего его творчества. Эта идея как лейтмотив проходит через все труды мыслителя.
Н.А. Бердяев писал о значении понятия свободы: «Свобода для меня первичнее бытия. Своеобразие моего философского типа, прежде всего, в том, что я положил в основание философии не бытие, а свободу».
В своей книге «Философия свободы» (1911) Бердяев пишет: «Философия свободы не означает здесь исследования проблемы свободы как одной из проблем философии, свобода не означает здесь объекта. Философия свободы значит здесь - философия свободных, философия, исходящая из свободы, в противоположность философии рабов, философии, исходящей из необходимости, свобода означает состояние философствующего субъекта. Свободная философия есть философия религиозная, философия интуитивная, философия сынов, а не пасынков…. Свободу нельзя ни из чего вывести, в ней можно лишь изначально пребывать».
Бердяев прошел трудный путь философских исканий от Маркса и Канта к классическому богословию, от Николая Кузанского и Паскаля к немецким мистикам, от Леонтьева и В. Соловьева к Шопенгауэру и Ницше, от Фрейда и Юнга к Хайдеггеру и Ясперсу. Как признавал сам мыслитель, гораздо более чем философские источники, на формирование его мировоззрения оказали влияние художественная литература - прежде всего, Л. Толстой, Ибсен и, конечно, Достоевский. Для Бердяева Достоевский – не только великий художник, но и «гениальный диалектик, величайший русский метафизик», которого интересовал человек, выпавший из колеи обычных действий и поступков, «отпущенный на свободу», бунтующий, а не спокойный обыватель в привычной череде своих поступков. Романы Достоевского – исследование судеб и путей человеческой свободы, может быть, именно поэтому Бердяев, создатель философии свободы, воспринимал творчество писателя как свою «духовную родину».
Особенности личной судьбы Бердяева во многом обусловили его интерес к проблеме свободы.
После
поражения первой русской революции
1907-08 годов, Н. Бердяев едет в Париж,
где происходит перелом в его
взглядах и он отказывается от материалистических
взглядов и возвращается к православию,
принимает участие в
Его аресты и ссылки также повлияли на формирование взглядов. Для Бердяева любое внешнее ограничение его воли было абсолютно неприемлемым. Эти периоды были, прежде всего, периодами философских исканий.
Также на философию Бердяева повлиял немецкий религиозный мистицизм XVII в., среди многих цитируемых представителей которого Бердяев явное предпочтение отдавал Якобу Бёме. На почве этих исканий и сложился антропологизм Бердяева как философия свободного духа.
В развитии этих идей Бердяевым можно выделить четыре основных направления:
Наиболее полное выражение эти идеи получили в книгах «Философия свободного духа» (1927-1928), «Я и мир объектов» (1934), «Дух и реальность» (1937), «О рабстве и свободе человека» (1939), «Опыт эсхатологической метафизики» (1947), «Царство Духа и царство Кесаря» (1949).
Свобода, по его мнению, не была сотворена Богом. Вслед за Бёме, Бердяев считает, что ее источник — первичный хаос, ничто. Поэтому Бог не имеет власти над свободой, властвуя лишь над сотворенным миром, бытием. Бердяев принимает принцип теодицеи, утверждает, что вследствие этого Бог не ответственен за зло в мире, он не может предвидеть действия людей, обладающих свободной волей, и лишь способствует тому, чтобы воля становилась добром.
Бердяев выделяет два вида свободы:
Итак, свобода, согласно Бердяеву, первична, она не укоренена ни в бытии, ни в божественной благодати. Источником свободы является ничто, то есть тот предвечный строительный материал, из которого Бог сотворил мир и его средоточие - человека. О «ничто» невозможно ничего сказать. Только духовный опыт раскрывает нам то, что предшествует бытию природного мира, приводит нас в соприкосновение с бездонным и безосновным, не имеющим основания ни в каком бытии, ни в нас самих, ни в мире, ни в Боге.
Следовательно, человек не только результат божественного творения, но и дитя предвечной свободы, без которой он не был бы богоподобным, т.е. способным к творчеству.
«Философия
свободы есть философия богочеловечества»
- вот идея Бердяева. Идея богочеловечества,
характерная для русской
Свобода и творчество у Бердяева неразрывно связаны. Считал, что единственным механизмом творчества является свобода. "Тайна творчества есть тайна свободы. Понять творческий акт и значит признать его неизъяснимость и безосновность".
Первым
результатом испытания
Бердяев убежден, что свобода трагична: если она составляет сущность человека, то, следовательно, она выступает как обязанность; человек порабощен своей свободой. Она тяжкое бремя, которое несет человек. Он ответственен за свои поступки и происходящее в мире: «Свобода есть моя независимость и определяемость моей личности изнутри... не выбор между поставленным передо мной добром и злом, а мое созидание добра и зла, - считает автор. - Само состояние выбора может давать человеку чувство угнетенности... даже несвободы. Освобождение наступает, когда выбор сделан и когда я иду творческим путем».
Именно с философской антропологией свободного духа мыслитель связывает надежду на будущее. Причем, вопреки церковной догматике он связывает ее не с покаянием в грехе и индивидуальном спасении, а с обращением к миру и просветлении его.
Заключение
Позднее
Бердяев скажет о себе: «В сущности,
я всю жизнь пишу философию
свободы» и будет удивительно
точен. Свобода для Бердяева –
предпосылка человеческой жизни, возможность
нравственных оценок. Без свободы
нет ответственности, в том числе
и нравственной, поэтому свобода
– это условие добра и зла
в мире. Бердяев прослеживал
Свобода в современном обществе
Данная тема очень актуальна и значима в наши дни. Сегодня в современном нам обществе мы пытаемся восстановить ценность свободы личности, которая формально воспринимается нами как одно из прав человека и гражданина. Понятие «свобода личности» все чаще употребляется в средствах массовой информации, в выступлениях политических лидеров, декларируется Конституцией нашего государства. Однако смысл, вкладываемый в это понятие разными людьми, различен, зачастую предлагаются самые противоположные пути решения проблемы свободы человеческой личности. Но при этом сама категория свободы не подвергается достаточно серьезному анализу.
Свобода
- одна из неоспоримых общечеловеческих
ценностей, однако свобода не абсолютна.
Если предоставить индивиду право распоряжаться
собственной судьбой, наступит век
хаоса. Ведь в нем сильны инстинкты
своеволия, разрушительности и эгоизма.
Свобода, безусловно, хороша, но замечательно,
когда человек добровольно
Может ли человек быть абсолютно свободным? Нет, потому что общество, человечество в целом ограничено в своих ресурсах, возможностях. Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого человека.
Итак,
свобода выступает как
общечеловеческая ценность. Люди стремятся
к свободе, ибо только в ней и через нее
можно реализовать созидательный человеческий
потенциал. Однако свобода не выступает
как общеобязательный принцип. Вместе
с тем важно различать свободу и своеволие.
Свобода - нравственный
императив, т.е. нравственное побуждение,
веление, требование. Она предполагает
не только преодоление различных препятствий
на пути человека, но и сознательное ограничение
определенных порывов, которые могут обернуться
несвободой для других. Ущемляя чужую
свободу, человек рискует сам оказаться
в зоне дефицита свободы.
Список
источников