Лекции по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 12:28, курс лекций

Описание работы

Мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, норм и установок, которые определяют отношение человека к миру и регулируют его поведение. В структуру мировоззрения входит 4 основных компонента.
Познавательный, включающий в себя обобщенные знания, которые формируют конкретно научную и универсальную картину мира. Ценностно-нормативный, состоящий из идеалов, убеждений, верований, правил и т.д. Все они характеризуют то или иное отношение человека к миру. Эмоционально-волевой, объединяющий эмоции, настроения, чувства, которые обеспечивают превращение знаний и ценностей в личные убеждения человека.
Практический, выражающийся в готовности человека к определенному типу действий в конкретных обстоятельствах.

Содержание

ЛЕКЦИЯ 1 Круг проблем философии и ее роль в жизни общества
1.1. Мировоззрение: его сущность, структура и исторические типы
1.2. Философия как особый тип мировоззрения. Основной вопрос философии и две его стороны
1.3. Функции философии
ЛЕКЦИЯ 2 Философия Древнего мира
2.1. Специфика философской мысли Древнего Востока
2.2. Характерные особенности философии античности
ЛЕКЦИЯ 3 Философия средних веков
3.1. Характерные особенности философии Средневековья
3.2. Фома Аквинский – систематизатор средневековой схоластики
4 Философия эпохи Возрождения
4.1. Основные черты мировоззрения Возрождения
4.2. Натурфилософия эпохи Возрождения
4.3. Социально-политическая мысль эпохи Возрождения
ЛЕКЦИЯ 5 Философия Нового времени
5.1. Эмпиризм в философии Нового времени
5.2. Рационализм в философии Нового времени
5.3. Характерные особенности мировоззрения Просвещения
ЛЕКЦИЯ 6 Немецкая классическая философия
6.1. Субъективный идеализм И. Канта
6.2. Система объективного идеализма и диалектический метод Гегеля
6.3. Антропологический материализм Л. Фейербаха
ЛЕКЦИЯ 7 Возникновение и развитие философии марксизма
7.1. Предпосылки и теоретические источники философии марксизма
7.2. Основные идеи философии марксизма
7.3. Марксизм после Маркса
ЛЕКЦИЯ 8 Философия позитивизма
8.1. Классический позитивизм
8.2. Эмпириокритицизм (махизм)
8.3. Неопозитивизм
ЛЕКЦИЯ 9 Философский иррационализм
9.1. Иррационализм как философское направление
9.2. Основные темы экзистенциализма
9.3. Эволюция психоаналитической философии
9.4. Прагматизм
ЛЕКЦИЯ 10 Основные течения современной западной философии
10.1. Критический рационализм
10.2. Структурализм
10.3. Герменевтика
ЛЕКЦИЯ 11 Философия и национальное самосознание
11.1. Основные этапы развития и проблемы русской философии
11.2. Эволюция философской мысли в Беларуси
ЛЕКЦИЯ 12 Исходные категории философского анализа мира
12.1. Бытие и его структура
12.2. Формирование научно-философского понимания материи
12.3. Движение как способ существования материи. Формы движения материи и их взаимосвязь
12.4. Пространство и время как формы бытия материи
ЛЕКЦИЯ 13 Сознание как предмет философского анализа
13.1. Проблема сознания в истории философии
13.2. Происхождение сознания, его сущность и структура
ЛЕКЦИЯ 14 Диалектика и ее альтернативы
14.1. Проблема метода в философии. Принципы материалистической диалектики
14.2. Законы диалектики
14.3. Категории диалектики
ЛЕКЦИЯ 15 Проблема человека в философии
15.1. Природные и социальные факторы становления человечества. Человек как биосоциальное существо
15.2. Индивид. Индивидуальность. Личность
15.3. Проблема смысла жизни в философии
ЛЕКЦИЯ 16 Природа как предмет философского анализа
16.1. Понятие природы. Диалектика взаимодействия природы и общества
16.2. Экологические проблемы современности и перспективы их решения
ЛЕКЦИЯ 17 Деятельность и практика
17.1. Природа и сущность деятельности. Структура деятельности
17.2. Практика и ее виды
ЛЕКЦИЯ 18 Познание
18.1. Виды познания. Субъект и объект познания
18.2. Чувственное и рациональное познание
18.3. Проблема истины в философии
18.4. Методы научного познания
18.5. Формы научного познания
ЛЕКЦИЯ 19 Философия науки
19.1. Понятие науки, ее структура и функции
19.2. Язык науки. Проблема классификации наук
19.3. Научно-техническая революция: сущность и основные направления
ЛЕКЦИЯ 20 Общество как объект философского познания
20.1. Основные концепции общественного развития
20.2. Общество как развивающаяся система
20.3. Общественный прогресс и его критерии
ЛЕКЦИЯ 21 Ценности и их роль в жизни общества
21.1. Сущность и природа ценностей
21.2. Оценка, ее структура и функции
21.3. Проблема классификации ценностей
21.4. Социальная обусловленность ценностных ориентаций
ЛЕКЦИЯ 22 Философия и футурология. Научное прогнозирование будущего
22.1. Понятие футурологии. Основные футурологические концепции современности
22.2. Сущность прогнозирования. Методы научного прогнозирования
Список рекомендуемой литературы

Работа содержит 1 файл

konspekt_lektsy_po_filosofii.doc

— 681.00 Кб (Скачать)

 

 

 

Лекция 11 Философия и национальное самосознание

 

11.1. Основные этапы развития и проблемы русской философии

 

Русская философия в  основном повторяет главные этапы  развития мировой философии. Ее специфика заключается в особенностях переработки материала, совмещения его с национальной культурой и стилем эпохи. В России наибольшее развитие получила философия пограничных проблем, которые не исследуются ни на Западе, ни на Востоке. Философствование в России часто выступает в форме духовно-практического освоения жизни, поэтому в философском процессе активно участвуют литература и искусство.

Начальным моментом формирования русской философии стало приобщение Руси к христианству (988 г.), которое принесло на Русь греческую патристику. В период Киевской Руси (IX-XII вв.) широкое распространение получила христианская византийская литература, библейские книги и другие богословские сочинения.

Началом светской философии  стало русское Просвещение (сер. XVII - начало XIX вв.). Выдающимся просветителем является М.В. Ломоносов (1711-1765 гг.). В области философии его особенно интересовали вопросы познания мира. Можно утверждать, что в познании природы он придерживался материалистических взглядов. Высоко оценивая роль опыта, он тем не менее требовал идти от теории и логических обобщений. Материю он считал вечной и неуничтожимой, а природу предлагал изучать на основе естественных законов. В то же время, как глубоко-верующий человек, он признавал Бога творцом мира и важность религии в нравственном воспитании человека.

А.Н. Радищев (1749-1802 гг.) стоял у истоков революционно-демократического направления русской философии. Главным философским произведением Радищева является трактат «О человеке, его смертности и бессмертии». Этой работой он положил начало философской антропологии в России. Ее основой стало правило сходственности: «Все, что можно сказать о животных, в той же мере относится и к человеку».

Синтезом разноплановых  идей русского Просвещения стала философия П.Я. Чаадаева (1794-1856 гг.). Свои взгляды он изложил в «Философических письмах». Пытаясь осмыслить прошлое и настоящее России, Чаадаев пришел к пессимистическому выводу о том, что Россия выступает примером того, как не следует жить. Он утверждал, что опыт западной цивилизации единственен и уникален, однако не только Россия нуждается в западном опыте, но и Западу необходимо обновление, которое способна дать ему Россия.

Середина XIX в. в России отмечена острой борьбой двух направлений идейно-теоретической мысли: славянофилов и западников. Славянофилы доказывали особый исторический путь России, отличный от западного, который обусловлен отсутствием классовой борьбы, существованием крестьянской общины, глубокой религиозной верой и приверженностью православной церкви (А.С. Хомяков, Ю.Ф, Самарин, А.И. Кошелев и др.). Западники исходили из того, что история России – часть мировой истории. Задача России в том, чтобы вернуться на общий путь западной цивилизации, отказаться от крепостничества и самодержавия (П.В. Анненков, В.П. Боткин, А.И. Герцен). При всех заслугах западников они воспроизводили философские идеи Европы.

Труды славянофилов создали  основу оригинального философского течения, которое получило название «русское богоискательство». Его главной фигурой стал В.С. Соловьев (1853-1900 гг.). Центральное место в его учении занимает идея «всеединого сущего», то есть сфера божественного. Реальный мир рассматривается как ее воплощение. Посредником между ними выступает мировая душа – София, то есть божественная мудрость. Значит, каждая вещь является проявлением всего мира в целом. Вершина мира принадлежит единому творческому ничто, которое соединяет в себе мистическое, философское и научное знание. Основой бытия мира является мистическое знание. В отличие от других религиозных философов, Соловьев выступал за единство всех христианских церквей. Соловьеву принадлежит большая заслуга в обновлении ортодоксальных положений христианства, обоснование перспектив его развития, выработки принципов экуменизма – движения за объединение церквей.

Н. А. Бердяев (1874-1948 гг.) представляет философию антропоцентризма. Он  утверждал, что личность – это источник и начало космического. Главное в человеке – его внутренний мир, но личность – категория религиозного сознания, поэтому сущность человека определяется отношением к Богу.

Н.О. Лосский (1870-1965 гг.) – основатель интуитивизма. Развивал учение об интуиции, которая охватывает разум, чувства и волю и позволяет постигнуть саму сущность жизни. Ключевой принцип интуитивизма – «органическое миропонимание», которое предполагает критическое отношение к материализму и утверждение взгляда на мир как целостное единство духовного и материального.

Русская философия после 1917 г. развивалась в форме зарубежной и советской. В настоящее время перед русской философией стоит задача воссоздания мировоззренческого единства и поиск новой самобытности, противостоящей западному постмодернизму и сохраняющемуся советскому догматизму.

 

 

11.2. Эволюция философской мысли в Беларуси

 

Распространение философских идей в Беларуси также связано с принятием христианства. В отличие от России, Беларусь в большей степени испытала влияние западных идей и теоретических течений. Особенно ярко это проявилось в период Возрождения и Реформации (XV- XVII вв.). Эта эпоха связана с деятельностью Ф. Скорины, С. Будного, С. Полоцкого, К. Лыщинского, К. Нарбута и др.

Ф. Скорина (1490-1551 гг.) не только издавал библейские книги, но в своих предисловиях и комментариях к ним определял их историческое и общекультурное значение.

С. Будный (1530-1593 гг.) на белорусском языке издал катехизис и Библию, отрицал бессмертие души и загробный мир, материалистически объяснял психофизические процессы.

С. Полоцкий (1629-1680 гг.) стремился гармонизировать веру и знание. В философии он выделял три раздела: логику, физику (натурфилософия) и этику. Главный предмет его творчества – человек в многообразии его связей и проявлений.

К. Лыщинский (1634-1689 гг.) – автор трактата «О несуществовании Бога». Был сожжен иезуитами за свои взгляды.

К. Нарбут (1738-1807 гг.) целью философии считал поиск истины, выступал против схоластики, был последователем Декарта и сторонником деизма, написал курс «эклектической философии».

В период нахождения Беларуси в составе Российской империи (с конца XVIII в.) практически отсутствовали условия для развития национальной философии. В Беларуси не было научных центров и ВУЗов. Выходцы из Беларуси получали образование в России и на Западе и не могли реализовать себя в полной мере на родине.

В советский период центрами философской мысли стали Белорусский государственный университет и Национальная академия наук РБ, которые сохраняют этот статус и в настоящее время.

До начала 90-х гг. философия  в Беларуси развивалась в русле  советского марксизма, тем не менее белорусские философы добились значительных успехов в области методологии науки (В.С. Степин, А.И. Зеленков), в изучении социальных процессов (Е.М. Бабосов), исследовании проблем религии и свободомыслия (А.А. Круглов, М.Я. Ленсу).

В настоящее время  сложились благоприятные условия для развития философии в Беларуси. Тем не менее национальная белорусская философия еще не сложилась, а ее формирование представляется делом далекой перспективы.

 

 

 

Лекция 12 Исходные категории философского анализа мира

 

12.1. Бытие и его структура

 

Во многих философских  учениях понятие «бытие» является центральным. Философы-идеалисты связывают его с явлениями духовной жизни, материалисты – с миром предметных форм. С точки зрения диалектического материализма, бытие – это философская категория для обозначения единства всего существующего. Синонимами ее могут выступать такие понятия, как «существование», «реальность», «мир» и др. Необходимость этой категории обусловлена тем, что для анализа действительности первоначально требуется зафиксировать факт ее существования. В структуре бытия выделяют три основных формы:

  1. бытие вещей и состояний природы;
  2. бытие «второй» природы (культуры, то есть всего, что создано человеком);
  3. бытие человека и его духовного, которое разделяется на субъективное (духовный мир отдельной личности) и объективное (формы общественного сознания: мораль, право, религия, искусство и т.д.).

Эти формы бытия тесно связаны друг с другом. Например, как биологическое существо человек относится к миру природы. В то же время он продукт и творец культуры, без которого не может существовать духовный мир. Таким образом, человек выступает как единство всех трех форм бытия.

 

 

12.2. Формирование научно-философского понимания материи

 

Впервые понятие «материя» использовал Платон для обозначения инертной пассивной массы, из которой под воздействием вечных бестелесных идей возникают различные предметы земного мира. Такое понимание материи характерно для идеализма.

Философский материализм  долгое время отождествлял материю  и вещество. Материи приписывались такие свойства, как протяженность, непроницаемость, вес, механическая масса. Открытия физики в конце XIX – начале XX вв. показали ограниченность этих представлений. Некоторые философы предложили вообще отказаться от понятия материи, объявив его пустой абстракцией (махизм). Против этого выступил В.И. Ленин. В своей книге «Материализм и эмпириокритицизм» он предложил свое определение материи, в соответствии с которым материя – это объективная реальность, данная нам в ощущениях. В этом определении главная характеристика материи – объективность, то есть ее независимое существование от воли и желания людей. Таким образом, к материи относятся не только те предметы и явления, которые известны человеку, но и те, которые еще не открыты наукой. Кроме того, к материи относятся не только вещественные формы, но и производственные отношения, поскольку они существуют объективно.

Современная наука выделяет два основных вида материи: вещество и поле. Частицы вещества дискретны, обладают массой покоя. Физические поля массы покоя не имеют и в пространстве распределяются непрерывно. Однако вещество и поле нельзя противопоставлять: частицы вещества образуют поля, а поля входят в структуру вещества. Кроме этих видов материи, иногда выделяют и другие: плазму, физический вакуум, информацию. Современная наука постоянно расширяет и углубляет представления о структуре и свойствах материи. Все материальные объекты она рассматривает как системы, а многообразие материальных систем сводит к трем типам: системы неживой природы, системы живой природы, социальные системы.

12.3. Движение как способ существования материи. Формы движения материи и их взаимосвязь

 

Движением в философии называют любые изменения. Движение абсолютно и относительно. Его абсолютность означает, что материя находится в состоянии непрерывных изменений, а относительность движения заключается в том, что оно существует не само по себе, а как изменение конкретных материальных систем. Движение, будучи абсолютным не исключает элементов покоя, но покой – это частный случай, временное состояние вещей.

Попытку классифицировать формы движения материи предпринял Ф. Энгельс в конце XIX в. В своей работе «Диалектика природы» он выделил пять форм движения материи.

  1. Механическая – перемещение макротел в пространстве.
  2. Физическая – оптические, тепловые, магнитные, электрические явления и процессы.
  3. Химическая – единичные и групповые взаимодействия молекул.
  4. Биологическая – рост и развитие живых организмов.
  5. Социальная – общественные явления и процессы.

Первые три формы движения материи Энгельс назвал низшими, две последние – высшими. Он установил два типа связей между высшими и низшими формами движения: генетическую и структурную.

Генетическая связь  состоит в том, что высшие формы  движения материи возникают на основе низших как их синтез.

Структурная связь заключается  в том, что высшие формы движения материи обязательно включают в  себя низшие, но к ним не сводятся и своей специфики не теряют.

Развитие науки в XX в. внесло некоторые поправки в эту классификацию. Механическая форма движения утратила самостоятельный статус и стала рассматриваться в качестве «фона» других форм движения. Физическая форма распалась на микро- и макроуровень физических процессов. Химическая форма теперь понимается как совокупность различных типов реакций. Биологическая форма выступает как иерархия процессов жизни на разных структурных уровнях ее организации: от доклеточных до уровня биосферы. Социальная форма движения выделяется как особый вид и уровень организации материи, требующий специальных методов и средств познания.

 

 

12.4. Пространство и время как формы бытия материи

 

Пространство – это философская категория, которая обозначает протяженность и взаимное расположение материальных объектов и их элементов.

Время – философская категория для обозначения продолжительности протекания различных процессов и степени интенсивности качественных изменений.

В истории философии  сложились две концепции пространства и времени: субстанциональная исходит  из того, что пространство и время  – две независимые сущности, которые находятся вне материи, рядом с ней; реляционная гласит, что пространство и время взаимосвязаны, а пространственные характеристики и ритмы времени зависят от свойств движущейся материи.

Естественнонаучным обоснованием реляционной концепции является теория относительности А. Эйнштейна. Теория относительности способствовала созданию понятия «пространственно-временной континуум», которое обозначает реальность как множество событий, которые имеют четыре измерения: три пространственных (длина, высота, ширина) и четвертое – временное. Хотя пространство и время едины, в макромире они относительно обособлены и рассматриваются отдельно. При этом оказывается, что время также имеет несколько измерений. Выделяют внешнее время, когда какой-то процесс сравнивается с другим, внутри которого он находится и от которого он зависит. Существует также собственное время, которое определяется соотношением внутренних процессов данной системы. Выделяют время, которое выражает отношение бытия конкретного объекта к закономерному бытию данного класса объектов.

Информация о работе Лекции по "Философии"