Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 23:51, лекция
Философия – легенда 6 века до Н.Э., ввел в оборот Пифагор. Появление связано с кризисом мифологического мышления.
Миф – любое знание, которое претендует на завершенность и окончательность. Пример – «мы – единая общность, советский народ». Еще один – греки противопоставляли себя варварам.
Добли Александр Васильевич - лекции
Сиргия Анна Сергеевна - практика
Философия – легенда 6 века до Н.Э., ввел в оборот Пифагор. Появление связано с кризисом мифологического мышления.
Миф – любое знание, которое претендует на завершенность и окончательность. Пример – «мы – единая общность, советский народ». Еще один – греки противопоставляли себя варварам.
Тиран – убивает лидеров ради контроля над обществом.
Человек, пытаясь понять мир, неизбежно сталкивается с противоречием.
Философия - «любовь к мудрости».
«Мудрым может быть только бог, человек к мудрости может только стремиться».
В основе мира находится логика и математика.
Философия – выраженная в системе понятий (слов) знание всеобщих законов, свойств и отношений бытия (и небытия).
Использование слов, понятий позволяет нам фиксировать всеобщее содержание нашего знания и передавать его другим. Проблема здесь – с помощью слов, понятий невозможно постичь реальность как таковую, ее, в конечном счете, нужно пережить.
Как знание всеобщего, философия всегда стремится построить целостную и завершенную систему мира, имеющую определенное содержние. Одновременно, философия есть особый метод познания (рефлексия – «возвращение назад»), вскрывающий конечность и противоречивость любой системы знания, всего его содержаия. Как система, философия создает целостное знание, как метод, она эту целостность разрушает, требуя от человека – «думай сам».
Подлинное знание – функция подлинной жизни.
- здесь рассматривается проблема возможности сущности, путей и достижения и критериев подлинного знания.
«Задача философии – ответы на 4 вопроса:
1) Что я могу знать?
2) Во что я могу верить?
3) На что я могу надеяться?
4) Что такое бог?»
Кант.
Сама эта проблема возникает потому, что в процессе познания субъект отделен от объекта. 1 ступень любого процесса – непосредственность. Субъект себе тождественен.
- рассматривается проблема возможности, сущности, природы человека, его место в мире, как возможен человек биологически.
Мозг производит мышление так же, как печень производит желчь «Вульгарный материализм».
Человек – существо не только мыслящее, но и действующее.
Человек – существо этическое.
3 места человека по версии философии:
1) Человек – венец бытия (практически во всех философиях)
2) Человек – болезнь бытия (человек с его историей)
3) Человек – часть природы (задача человека – вернуться в природу)
- знание о сущности добра и зла, (традиция европейская), правильного и неправильного (восточная) и критериев их различения.
Рассматривается проблема возможности сущности и природы нашей свободы как субстанции морального действия.
- проблема сущности и конкретных форм прекрасного, наука о прекрасном, о его связи с истиной и добром. «Что пришел человек делать в мире, истину или добро?»
Человек стремится к красивому, но не к доброму, доброе трудно и непродуктивно. На самое малое доброе можно потратить всю жизнь и не получить какого-либо воздаяния.
- изучаются общественные, исторические, всеобщие формы взаимодействия людей. Философия культуры, права и политики.
- изучают основания, сущность, противоречия наук, содержание их базовых понятий
Критерии их выделения:
1) Онтология – (греч. Онтос – то, что в основании, в глубине чего-либо) - рассматривается проблема сущности, природы, первоначала, субстанции мира (субстанция – причина самой себя, то, что только в себе содержит все основания своего бытия).
2)
3)
4) Диалектика – первооснова мира.
здесь выделяют:
В случае метафизике есть только абсолютное, тогда понятен статус относительного.
В диалектике не ясен статус абсолютного, поскольку все относительно.
Базовые тексты ТИФ лежат в основе индийской культуры.
Веды – сборники религиозных текстов, рассказывают о происхождении мира, богов.
По легенде написаны 90 000 лет назад. Там говорится о положении звезд, имевшем место быть 30 000 лет назад.
Ключевой текст – Риг Веда – Веда Гимнов – описание происхождения мира.
Куруша – космический первочеловек, его жрецы приносят в жертву и из его частей тела рождаются касты.
Именно в ведах формулируется центральная проблема индийской философии – проблема реальности нашего физического конечного материального мира, который невозможен или необъясним с точки зрения логики.
Второй текст называется Упанишады – «Услышанное у ног учителя»
Считается, что упанишады – комментарии к ведам. Главная идея – идея тождества Атмана и Брахмана (формула «Ты есть то»).
Брахман – первооснова мира, создатель мира.
Шива – бог создания и разрушения.
Вишну – бог порядка.
Атман – самость (я сам) – принцип целостности любого объекта (душа человека, можно увидеть в глазах человека).
Идея тождества является одной из главных для индийской этики, предполагающей необходимость видеть в другом самого себя. Любой предмет является воплощением бога.
Третий текст – Махабхарата – играет важную роль. Эпос рассказывающий о гражданской войне среди Ариев. По легенде в последней битве участвовал миллиард воинов. Строй в 40 километров, в конце битвы выжило несколько человек, мир распался на части.
Центральная идея – идея дхарма – существования над миром всеобщего закона справедливости, который необходимо соблюдать любой ценой.
Бхагавадгита – центральная книга Махабхарата. Бхагавад – бог.
Дхарма (долг) воина – убивать.
Дхарма – моральный закон людей, закон существования мира.
Центральная идея Гиты – идея карма йоги или «незаинтересованного действия», предполагающая, что все поступки человека должны определяться его дхармой, независимо от материальных последствий.
Гита – индийская библия.
2 основные традиции индийской философии:
1) Ортодоксальная. В ней выделяют:
2) Неортодоксальная. Она относится к текстам и традициям критически.
Основная цель данных схем мира – помочь человеку быть эффективным, развиваться, понимать и принимать происходящее в мире, управлять собой, неважно содержание схемы, схема – основание для различных духовных практик. Схемы создаются в основном для обоснования различных психотехник, для практической пользы. Схема прагматична.
Йога – практика концентрации.
1) Буддизм (5-6 век до Н. Э.) – диалектика. Есть только процесс, отношение, без того, что соотносится. В основе буддизма 4 основных истины:
Буддистская община – «сангха». В буддизме мир является «сантаной», то есть безначальным и бесконечным процессом взаимодействия элементов «дхарл». Дхарл определяется как носитель собственного признака. Как качество само по себе. Существуют только дхарлы (и то с оговорками), абсолютно не существуют никакие целостные объекты. Дхарлы связаны, так называемым, законом взаимно-зависимого происхождения. В нем никакая дхарла не порождает другую и не может влиять на нее, они связаны только отношениями последовательности и одновременности. И это хорошо , поскольку при таком подходе дхарл прошлого причинно не определяет дхарл настоящего. Поэтому можно стать свободным в любой момент. Человек свободен.
Будда отождествляет страдание с бытием.
Нет объектов, есть только взаимодействия.
Все составное разрушается.
Красота – проходящая иллюзия.
Со временем буддизм распадается на 2 основных направления:
a) Хинояна (малый путь) – реально существуют только дхарлы, целостные объекты нереальны. Есть дхарлы плохие и хорошие. Хорошие мы развиваем, плохие – отбрасываем. На этом пути результат зависит только от нашего личного усилия.
b) Махаяна (великий/большой путь) – здесь нереальны и целостные объекты и сами дхарлы. Они пустотны. Ничего не существует вообще, но страдания есть. Наша задача – избавить несуществующего страдающего от несуществующего страдания и привести его несуществующую нирвану.
Общим для хинояны и махаяны является отрицание существования целостной души как субъекта дхарлы. После смерти душа, как и тело распадаются на дхарлы.
Особая черта Индии – восприимчивость к внешним влияниям.
2) Локаята – следующая неортодоксальная школа. «Учение о мире». Также называют «Чарвак» - школа жующих.
Для локаяты мир является результатом взаимодействия четырех элементов: вода, воздух, огонь, земля. Мир един, в нем все связано со всем, все переходит во все. Например, страдания переходят в удовольствие и обратно. Мир один. Вне мира ничего нет. Например, нет ада и рая, а значит и переселения душ. В нем действует естественный закон причинности, главное свойство которого – вся полнота следствия непосредственно сразу следует за причиной. Закон о карме, который предполагает отложенную причинность, где следствие реализуется не сразу – не существует. Поэтому думать о том, что будет за пределами мира не нужно. Ничего, кроме этого мира нет. Задача человека – прожить свою жизнь наиболее полно здесь, получив от нее наибольшее удовольствие, что предполагает ее разумную организацию и осознание каждого ее момента, то есть способность всегда быть здесь и сейчас. Любое социальное неравенство бессмысленно. Любое богатство абсурдно.
Одна из основных проблем индийской философии – проблема реальности.
Главная проблема китайской философии – поиск путей наилучшего устройства личной общественной и государственной жизни.
1) Центрально понятие – ДАО – смыслообразующий центр, «путь». Дао – источник энергии и законов организации и развития объектов, их внутренняя сущность, делающая их целыми. (тот же самый атман) Дао это пустота, из которой рождается полнота всего. Это абсолют существующего противоположностями бытия и небытия. Любой объект обладает Дао, он встроен во всеобщий мировой порядок. Любой, даже бесконечно малый объект тождественен вселенной.
2) Дэ – дао конкретного объекта «природа, добродетель, судьба». Или особая форма дао + некоторая специфика. Дэ – конечная форма существования бесконечного. Дэ, в частности, понимается, как моральная и физическая сила человека (слабое, сильное, благое, неблагое дэ). Само дэ является формой взаимодействия двух полярностей – инь (женское, темное, инертное) и янь (мужское, светлое, энергичное). Они выделяются из бесконечности дао и далее, взаимодействуя, образуют все вещи. При этом, они существуют именно как полярности, не обладая собственным содержанием. Янь в одном отношении есть инь в другом. Инь и Янь используются для построения так называемых гексограмм (от гексо – 6, их всего 64) – систем знаков, с помощью которых можно описывать диалектику любого процесса. Например, 6 янь – творчество. С него начинается любой процесс. 3 инь, 3 янь – рассвет. 3 янь вверху, 3 инь внизу – упадок. Замечание: у инь и янь наблюдается четкая направленность (янь – вверх, инь – вниз). 6 инь – завершение (лозунг диаграммы – хуже быть не можеть).5 инь, 1 янь внизу – новое начало.