Лекция по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 23:51, лекция

Описание работы

Философия – легенда 6 века до Н.Э., ввел в оборот Пифагор. Появление связано с кризисом мифологического мышления.
Миф – любое знание, которое претендует на завершенность и окончательность. Пример – «мы – единая общность, советский народ». Еще один – греки противопоставляли себя варварам.

Работа содержит 1 файл

Filosofia.doc

— 132.50 Кб (Скачать)


Добли Александр Васильевич - лекции

Сиргия Анна Сергеевна - практика

Философия

Философия – легенда 6 века до Н.Э., ввел в оборот Пифагор. Появление связано с кризисом мифологического мышления.

Миф – любое знание, которое претендует на завершенность и окончательность. Пример – «мы – единая общность, советский народ». Еще один – греки противопоставляли себя варварам.

Тиран – убивает лидеров ради контроля над обществом.

Человек, пытаясь понять мир, неизбежно сталкивается с противоречием.

Философия - «любовь к мудрости».

«Мудрым может быть только бог, человек к мудрости может только стремиться».

В основе мира находится логика и математика.

Философия – выраженная в системе понятий (слов) знание всеобщих законов, свойств и отношений бытия (и небытия).

Использование  слов, понятий позволяет нам фиксировать всеобщее содержание нашего знания и передавать его другим. Проблема здесь – с помощью слов, понятий невозможно постичь реальность как таковую, ее, в конечном счете, нужно пережить.

Как знание всеобщего, философия всегда стремится построить целостную и завершенную систему мира, имеющую определенное содержние. Одновременно, философия есть особый метод познания (рефлексия – «возвращение назад»), вскрывающий конечность и противоречивость любой системы знания, всего его содержаия. Как система, философия создает целостное знание, как метод, она эту целостность разрушает, требуя от человека – «думай сам».

Подлинное знание – функция подлинной жизни.

Гносеология

- здесь рассматривается проблема возможности сущности, путей и достижения и критериев подлинного знания.

«Задача философии – ответы на 4 вопроса:

1)      Что я могу знать?

2)      Во что я могу верить?

3)      На что я могу надеяться?

4)      Что такое бог?»

Кант.

Сама эта проблема возникает потому, что в процессе познания субъект отделен от объекта. 1 ступень любого процесса – непосредственность. Субъект себе тождественен.

Антропология

- рассматривается проблема возможности, сущности, природы человека, его место в мире, как возможен человек биологически.

Мозг производит мышление так же, как печень производит желчь «Вульгарный материализм».

Человек – существо не только мыслящее, но и действующее.

Человек – существо этическое.

3 места человека по версии философии:

1)      Человек – венец бытия (практически во всех философиях)

2)      Человек – болезнь бытия (человек с его историей)

3)      Человек – часть природы (задача человека – вернуться в природу)

Этика

- знание о сущности добра и зла, (традиция европейская), правильного и неправильного (восточная) и критериев их различения.

Рассматривается проблема возможности сущности и природы нашей свободы как субстанции морального действия.

Эстетика

- проблема сущности и конкретных форм прекрасного, наука о прекрасном, о его связи с истиной и добром. «Что пришел человек делать в мире, истину или добро?»

Человек стремится к красивому, но не к доброму, доброе трудно и непродуктивно. На самое малое доброе можно потратить всю жизнь и не получить какого-либо воздаяния.

Социальная философия

- изучаются общественные, исторические, всеобщие формы взаимодействия людей. Философия культуры, права и политики.

Философии отдельных народов

- изучают основания, сущность, противоречия наук, содержание их базовых понятий

Основные философские направления

Критерии их выделения:

1)      Онтология – (греч. Онтос – то, что в основании, в глубине чего-либо) - рассматривается проблема сущности, природы, первоначала, субстанции мира (субстанция – причина самой себя, то, что только в себе содержит все основания своего бытия).

    1. Материализм – все в мире, в том числе и человек с его субъективностью (самосознанием, душой) является результатом восходящей эволюции единого безличного материального субстрата (подоснова). Безличность и единство. Подчеркивание естественности, необходимости, безличности всех явлений мира и его истории (материю иногда отождествляют с протяженностью). Не ясно, как безличное становится субъективным.
    2. Объективный идеализм – считается, что все в мире

2)       

3)       

4)      Диалектика – первооснова мира.

здесь выделяют:

    1. Метафизика – в основе мира и отдельных объектов находятся вечные и неизменные сущности.
      Например в этике существуют общие для всех правила, ценности.
    2. Диалектика. Мир – не имеет ни начала, ни завершения, ни цели. Он есть процесс возникновения и отрицания начал, ценностей и идеалов.

В случае метафизике есть только абсолютное, тогда понятен статус относительного.

В диалектике не ясен статус абсолютного, поскольку все относительно.

Традиционная индийская философия

Базовые тексты ТИФ лежат в основе индийской культуры.

Веды – сборники религиозных текстов, рассказывают о происхождении мира, богов.

По легенде написаны 90 000 лет назад. Там говорится о положении звезд, имевшем место быть 30 000 лет назад.

Ключевой текст – Риг Веда – Веда Гимнов – описание происхождения мира.

Куруша – космический первочеловек, его жрецы приносят в жертву и из его частей тела рождаются касты.

Именно в ведах формулируется центральная проблема индийской философии – проблема реальности нашего физического конечного материального мира, который невозможен или необъясним с точки зрения логики.

Второй текст называется Упанишады – «Услышанное у ног учителя»

Считается, что упанишады – комментарии к ведам. Главная идея – идея тождества Атмана и Брахмана (формула «Ты есть то»).

Брахман – первооснова мира, создатель мира.

Шива – бог создания и разрушения.

Вишну – бог порядка.

Атман – самость (я сам) – принцип целостности любого объекта (душа человека, можно увидеть в глазах человека).

Идея тождества является одной из главных для индийской этики, предполагающей необходимость видеть в другом самого себя. Любой предмет является воплощением бога.

Третий текст – Махабхарата – играет важную роль. Эпос рассказывающий о гражданской войне среди Ариев. По легенде в последней битве участвовал миллиард воинов. Строй в  40 километров, в конце битвы выжило несколько  человек, мир распался на части.

Центральная идея – идея дхарма – существования над миром всеобщего закона справедливости, который необходимо соблюдать любой ценой.

Бхагавадгита – центральная книга Махабхарата. Бхагавад – бог.

Дхарма (долг) воина – убивать.

Дхарма – моральный закон людей, закон существования мира.

Центральная идея Гиты – идея карма йоги или «незаинтересованного действия», предполагающая, что все поступки человека должны определяться его дхармой, независимо от материальных последствий.

Гита – индийская библия.

2 основные традиции индийской философии:

1)      Ортодоксальная. В ней выделяют:

    1. Адвайта-веданта («недвойственное завершение вед» грубый перевод). Главный представитель – Шанкара, легендарная фигура. Учитель. Здесь считается, что реально существует только абсолют-брахма (субстанция мира) он един, бесконечен. Наш конечный мир – результат проявления «авидья», присущей брахману способности создавать майю, то есть мир конечных иллюзорных объектов. Мир – «сон» брахмана или божественная игра «лила». Адвайта считает, что брахма и атман тождественны, любая идентичность атмана иллюзорна. После смерти человека атман растворяется в брахме. Каждый живет для себя. Адвайта лежит в основе всех ортодоксальных индийских психотехник.
      Двайта-веданта («двойственное завершение вед» грубо) – менее радикальное. В ней наш мир творится брахманом из внешней ему материи, поэтому мир обладает некоторой объективностью, самобытием. В двайте атман после смерти не растворяется в брахмане, а объединяется с ним.
    2. Санкхья – для нее тексты не священны, но авторитетны. Здесь считается, что все в мире возникает в результате эволюции некоторой материи, называемой пракрития (первоматерия). Изначально она является тождеством трех начал («гунна», веревка), это инерция, энергия и порядок. Эти начала отделяются друг от друга, вступают во взаимодействие и образуют всю иерархию уровней мира, вплоть до нашего разума. Материя безлична. Разум безличен. Но в нас существует личная субъективность, которая никакой эволюцией не объяснима. Поэтому санкхья (анализ) – предполагает на ряду с материей существование бесконечного числа пуруша (душа). Эти души по неясным  причинам соединяются с материальным носителем, телом. Тело реально и пуруша реально. Нереально, ошибочно отождествление пуруши и материальности. Эта картина мира лежит в основании так называемой классической йоги, которая предлагает технику разотождествления души и тела. В ней 3 стадии:
      1. Работа над телом, чтобы забыть о теле.  Идея полного контроля.
      2. Работа над мышлением, чтобы забыть о мышлении, избавиться от него. Здесь главный метод работы – наблюдение за мыслями. Мы превращаем свое сознание в зеркало, в которое позволяем мыслям смотреться.
      3. Работа над «Я», чтобы забыть о «Я». Здесь в основе метода вопрос «Кто Я» или вспоминание себя. Удержание себя в памяти.

 

2)      Неортодоксальная. Она относится к текстам и традициям критически.

Основная цель данных схем мира – помочь человеку быть эффективным, развиваться, понимать и принимать происходящее в мире, управлять собой, неважно содержание схемы, схема – основание для различных духовных практик. Схемы создаются в основном для обоснования различных психотехник, для практической пользы. Схема прагматична.

Йога – практика концентрации.

1)      Буддизм (5-6 век до Н. Э.) – диалектика. Есть только процесс, отношение, без того, что соотносится. В основе буддизма 4 основных истины:

    1. Существование есть страдание. Рождение, жизнь, смерть, радость, печаль, любовь и ненависть – все это страдание.
    2. Страдание имеет источник – желание быть.
    3. Можно избавиться от страдания.
    4. Есть путь избавления от страдания, называется он восьмеричный путь. В его основе принцип «делай все правильно». Правильность чего-либо определяется количеством страданий, которые ты причиняешь себе и другим.

Буддистская община – «сангха». В буддизме мир является «сантаной», то есть безначальным и бесконечным процессом взаимодействия элементов «дхарл». Дхарл определяется как носитель собственного признака. Как качество само по себе. Существуют только дхарлы (и то с оговорками), абсолютно не существуют никакие целостные объекты. Дхарлы связаны, так называемым, законом взаимно-зависимого происхождения. В нем никакая дхарла не порождает другую и не может влиять на нее, они связаны только отношениями последовательности и одновременности. И это хорошо , поскольку при таком подходе дхарл прошлого причинно не определяет дхарл настоящего. Поэтому можно стать свободным в любой момент. Человек свободен.

Будда отождествляет страдание с бытием.

Нет объектов, есть только взаимодействия.

Все составное разрушается.

Красота – проходящая иллюзия.

Со временем буддизм распадается на 2 основных направления:

a)      Хинояна (малый путь) – реально существуют только дхарлы, целостные объекты нереальны. Есть дхарлы плохие и хорошие. Хорошие мы развиваем, плохие – отбрасываем. На этом пути результат зависит только от нашего личного усилия.

b)      Махаяна (великий/большой путь) – здесь нереальны и целостные объекты и сами дхарлы. Они пустотны. Ничего не существует вообще, но страдания есть. Наша задача – избавить несуществующего страдающего от несуществующего страдания и привести его несуществующую нирвану.

Общим для хинояны и махаяны является отрицание существования целостной души как субъекта дхарлы. После смерти душа, как и тело распадаются на дхарлы.

Особая черта Индии – восприимчивость к внешним влияниям.

2)      Локаята – следующая неортодоксальная школа. «Учение о мире». Также называют «Чарвак» - школа жующих.

Для локаяты мир является результатом взаимодействия четырех элементов: вода, воздух, огонь, земля. Мир един, в нем все связано со всем, все переходит во все. Например, страдания переходят в удовольствие и обратно. Мир один. Вне мира ничего нет. Например, нет ада и рая, а значит и переселения душ. В нем действует естественный закон причинности, главное свойство которого – вся полнота следствия непосредственно сразу следует за причиной. Закон о карме, который предполагает отложенную причинность, где следствие реализуется не сразу – не существует. Поэтому думать о том, что будет за пределами мира не нужно. Ничего, кроме этого мира нет. Задача человека – прожить свою жизнь наиболее полно здесь, получив от нее наибольшее удовольствие, что предполагает ее разумную организацию и осознание каждого ее момента, то есть способность всегда быть здесь и сейчас. Любое социальное неравенство бессмысленно. Любое богатство абсурдно.

Одна из основных проблем индийской философии – проблема реальности.

Традиционная китайская философия

Главная проблема китайской философии – поиск путей наилучшего устройства личной общественной и государственной жизни.

Основные понятия китайской философии:

1)      Центрально понятие – ДАО – смыслообразующий центр, «путь». Дао – источник энергии и законов организации и развития объектов, их внутренняя сущность, делающая их целыми. (тот же самый атман) Дао это пустота, из которой рождается полнота всего. Это абсолют существующего противоположностями бытия и небытия. Любой объект обладает Дао, он встроен во всеобщий мировой порядок. Любой, даже бесконечно малый объект тождественен вселенной.

2)      Дэ – дао конкретного объекта «природа, добродетель, судьба». Или особая форма дао + некоторая специфика. Дэ – конечная форма существования бесконечного. Дэ, в частности, понимается, как моральная и физическая сила человека (слабое, сильное, благое, неблагое дэ). Само дэ является формой взаимодействия двух полярностей – инь (женское, темное, инертное) и янь (мужское, светлое, энергичное). Они выделяются из бесконечности дао и далее, взаимодействуя, образуют все вещи. При этом, они существуют именно как полярности, не обладая собственным содержанием. Янь в одном отношении есть инь в другом. Инь и Янь используются для построения так называемых гексограмм (от гексо – 6, их всего 64) – систем знаков, с помощью которых можно описывать диалектику любого процесса. Например, 6 янь – творчество. С него начинается любой процесс. 3 инь, 3 янь – рассвет. 3 янь вверху, 3 инь внизу – упадок. Замечание: у инь и янь наблюдается четкая направленность (янь – вверх, инь – вниз). 6 инь – завершение (лозунг диаграммы – хуже быть не можеть).5 инь, 1 янь внизу – новое начало.

Информация о работе Лекция по "Философии"