Лекции по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 12:28, курс лекций

Описание работы

Мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, норм и установок, которые определяют отношение человека к миру и регулируют его поведение. В структуру мировоззрения входит 4 основных компонента.
Познавательный, включающий в себя обобщенные знания, которые формируют конкретно научную и универсальную картину мира. Ценностно-нормативный, состоящий из идеалов, убеждений, верований, правил и т.д. Все они характеризуют то или иное отношение человека к миру. Эмоционально-волевой, объединяющий эмоции, настроения, чувства, которые обеспечивают превращение знаний и ценностей в личные убеждения человека.
Практический, выражающийся в готовности человека к определенному типу действий в конкретных обстоятельствах.

Содержание

ЛЕКЦИЯ 1 Круг проблем философии и ее роль в жизни общества
1.1. Мировоззрение: его сущность, структура и исторические типы
1.2. Философия как особый тип мировоззрения. Основной вопрос философии и две его стороны
1.3. Функции философии
ЛЕКЦИЯ 2 Философия Древнего мира
2.1. Специфика философской мысли Древнего Востока
2.2. Характерные особенности философии античности
ЛЕКЦИЯ 3 Философия средних веков
3.1. Характерные особенности философии Средневековья
3.2. Фома Аквинский – систематизатор средневековой схоластики
4 Философия эпохи Возрождения
4.1. Основные черты мировоззрения Возрождения
4.2. Натурфилософия эпохи Возрождения
4.3. Социально-политическая мысль эпохи Возрождения
ЛЕКЦИЯ 5 Философия Нового времени
5.1. Эмпиризм в философии Нового времени
5.2. Рационализм в философии Нового времени
5.3. Характерные особенности мировоззрения Просвещения
ЛЕКЦИЯ 6 Немецкая классическая философия
6.1. Субъективный идеализм И. Канта
6.2. Система объективного идеализма и диалектический метод Гегеля
6.3. Антропологический материализм Л. Фейербаха
ЛЕКЦИЯ 7 Возникновение и развитие философии марксизма
7.1. Предпосылки и теоретические источники философии марксизма
7.2. Основные идеи философии марксизма
7.3. Марксизм после Маркса
ЛЕКЦИЯ 8 Философия позитивизма
8.1. Классический позитивизм
8.2. Эмпириокритицизм (махизм)
8.3. Неопозитивизм
ЛЕКЦИЯ 9 Философский иррационализм
9.1. Иррационализм как философское направление
9.2. Основные темы экзистенциализма
9.3. Эволюция психоаналитической философии
9.4. Прагматизм
ЛЕКЦИЯ 10 Основные течения современной западной философии
10.1. Критический рационализм
10.2. Структурализм
10.3. Герменевтика
ЛЕКЦИЯ 11 Философия и национальное самосознание
11.1. Основные этапы развития и проблемы русской философии
11.2. Эволюция философской мысли в Беларуси
ЛЕКЦИЯ 12 Исходные категории философского анализа мира
12.1. Бытие и его структура
12.2. Формирование научно-философского понимания материи
12.3. Движение как способ существования материи. Формы движения материи и их взаимосвязь
12.4. Пространство и время как формы бытия материи
ЛЕКЦИЯ 13 Сознание как предмет философского анализа
13.1. Проблема сознания в истории философии
13.2. Происхождение сознания, его сущность и структура
ЛЕКЦИЯ 14 Диалектика и ее альтернативы
14.1. Проблема метода в философии. Принципы материалистической диалектики
14.2. Законы диалектики
14.3. Категории диалектики
ЛЕКЦИЯ 15 Проблема человека в философии
15.1. Природные и социальные факторы становления человечества. Человек как биосоциальное существо
15.2. Индивид. Индивидуальность. Личность
15.3. Проблема смысла жизни в философии
ЛЕКЦИЯ 16 Природа как предмет философского анализа
16.1. Понятие природы. Диалектика взаимодействия природы и общества
16.2. Экологические проблемы современности и перспективы их решения
ЛЕКЦИЯ 17 Деятельность и практика
17.1. Природа и сущность деятельности. Структура деятельности
17.2. Практика и ее виды
ЛЕКЦИЯ 18 Познание
18.1. Виды познания. Субъект и объект познания
18.2. Чувственное и рациональное познание
18.3. Проблема истины в философии
18.4. Методы научного познания
18.5. Формы научного познания
ЛЕКЦИЯ 19 Философия науки
19.1. Понятие науки, ее структура и функции
19.2. Язык науки. Проблема классификации наук
19.3. Научно-техническая революция: сущность и основные направления
ЛЕКЦИЯ 20 Общество как объект философского познания
20.1. Основные концепции общественного развития
20.2. Общество как развивающаяся система
20.3. Общественный прогресс и его критерии
ЛЕКЦИЯ 21 Ценности и их роль в жизни общества
21.1. Сущность и природа ценностей
21.2. Оценка, ее структура и функции
21.3. Проблема классификации ценностей
21.4. Социальная обусловленность ценностных ориентаций
ЛЕКЦИЯ 22 Философия и футурология. Научное прогнозирование будущего
22.1. Понятие футурологии. Основные футурологические концепции современности
22.2. Сущность прогнозирования. Методы научного прогнозирования
Список рекомендуемой литературы

Работа содержит 1 файл

konspekt_lektsy_po_filosofii.doc

— 681.00 Кб (Скачать)

 

 

15.2. Индивид. Индивидуальность. Личность

 

Понятие «индивид» применяется  только по отношению к человеку. По отношению к животным используют понятие «особь», а к неодушевленным предметам – «вещь» или «экземпляр».

Индивид – это отдельный единичный человек. В дословном переводе individuum означает «неделимый». Поэтому индивид – это еще и целостность, которая не может быть разделена на более мелкие части.

Индивидуальность – это совокупность свойств индивида, которые отличают его от других людей. Различия между людьми – важный фактор общественного прогресса, поскольку борьба и столкновение интересов разных людей и социальных групп являются движущей силой развития общества.

Понятие «личность» всегда относится к отдельному человеку, но никогда к группе людей. Личность – это человек как носитель свойств, воспитанных в нем обществом.

Следует различать сущностные силы человека и личностнообразующие свойства. Первые присущи всем людям, а ко вторым относятся лишь такие, которые значительно различаются у разных людей и могут иметь разную направленность. Например, разум – сущностная сила человека, но степень разумности – личностнообразующее свойство. Понятие личности имеет аксиологический (ценностный) аспект. Оно отражает лучшее в человеке, выступая его эталоном. В каждую историческую эпоху на первый план выдвигались те или иные признаки личности. Их называют доминантами. В античном мире идеалом считался могучий герой, доблестный воин. В средние века – рыцарь, преданный сеньору, родовой чести. В Новое время – предприниматель, стремящийся к индивидуальному успеху и личной свободе.

Таким образом, исторический тип личности порождается историческими условиями и выражает потребности общественного развития. Выдающиеся исторические деятели появляются только тогда, когда ход исторического развития вызывает такую необходимость.

 

 

15.3. Проблема смысла жизни в философии

 

Человека отличает от животных осознание конечности своего бытия. Неизбежность смерти порождает  внутреннюю напряженность, которая приводит человека к вопросу о смысле жизни. Смысл жизни – интеграционное понятие, объединяющее в своем содержании ряд других, выражающих многозначность человеческого бытия.

Традиционные религии  утверждают, что источник подлинного смысла жизни находится за пределами повседневности. Атеисты настаивают на том, что повседневность – единственная реальность, смысл жизни надо искать в ней. В истории философии предпринимались попытки сблизить эти крайние позиции. Если смысл жизни понимать как конечный результат, то им окажется смерть. Если связывать понятия смысла жизни с конкретными жизненными ситуациями, в которых поведение человека так или иначе ориентировано на высшие нравственные ценности, то возникает возможность диалектического сочетания относительного и абсолютного аспектов бытия человека, то есть смысл жизни проявляется в поведении человека в конкретных жизненных ситуациях. Смысл жизни строго индивидуален, поскольку, во-первых, он относится к жизни уникального индивида. Во-вторых, он относится к уникальной жизненной ситуации этого индивидуума. В-третьих, человек обретает его каждый раз только ему свойственным путем. Смысл жизни не существует в сознании в готовом виде. Это продукт внутренней активности человека, в результате которого он определяет мотивы своих действий. Смыслу жизни нельзя научить, его нельзя навязать человеку, он может быть найден только самостоятельно. Из этого следует, что задача различных мировоззренческих систем (религия, философия, наука) состоит в том, чтобы воспитать человека в духе поиска смысла жизни и сформировать уверенность в его существовании.

 

 

 

Лекция 16 Природа как предмет философского анализа

 

16.1. Понятие природы. Диалектика взаимодействия природы и общества

 

Термин «природа» используется в трех значениях:

  1. для обозначения всего существующего;
  2. для определения внечеловеческой реальности, то есть всего того, что возникло и существует независимо от человека;
  3. в качестве синонима понятия «сущность».

Древние люди соотносили природу с собой и, задумываясь  над сущностью психических процессов, пришли к анимизму – вере в существование души. Часто они наделяли душой весь окружающий мир (гилозоизм).

На основе анимизма и  гилозоизма в античном мире стали  формироваться рационалистические представления о природе. Существовало понятие «ЛОГОС» – всеобщий закон, управляющий миром. Ему были подчинены и люди, и природа. Однако наличие у человека разума приводило к мысли о его праве преобразовывать природу.

В средние века мир был разделен на земной и небесный. Земной считался греховным, а природа рассматривалась чаще всего как сосредоточие сил зла.

Возрождение восстановило античное отношение к природе  и утверждало мысль о том, что  только в единстве с природой человек  способен приобрести высшие духовные ценности. Однако при этом стало формироваться и утилитарно-практическое отношение к природе, согласно которому природа рассматривалась как неисчерпаемая кладовая богатств, которые человек должен использовать для роста своего материального благополучия. Эта доминанта массового сознания утвердилась в Новое время и просуществовала до середины XX в. Только в 50-е годы XX в. пришло осознание хрупкости природы и необходимости бережного отношения к ней.

Издавна, различая живую и неживую природу, люди мало задумывались над проблемой возникновения жизни. Столетия господствовало убеждение о самозарождении жизни. Только в 1862 году Луи Пастер опроверг эту догму своим тезисом «Все живое – с живого». Успехи естествознания позволяют определить специфику систем живой природы:

  1. для живого характерна  негентропийность, то есть способность накапливать вещество, энергию, информацию, приобретая сложную организацию, обладающую длительной памятью;
  2. живое сохраняется, постоянно разрушаясь;
  3. живая система относительно изолирована от внешней среды и сохраняет свою качественную специфику;
  4. для живого характерны упреждающие реакции;
  5. живые системы преимущественно сохраняют не действие, а свое противодействие, то есть живое стирает след воздействия, преобразуя его в память;
  6. живые системы открыты, то есть обмениваются со средой и энергией, и веществом.

Человек всегда зависел  от природы, но характер этой зависимости постоянно менялся. Если на заре человеческой истории люди зависели в большей степени от естественных природных богатств: климат, почва, плодоносные растения и т.д., то современное человечество в большой степени зависит от источников энергии и скрытых полезных ископаемых. В природе выделяют несколько взаимосвязанных сфер:

  • геосфера – вся поверхность Земли;
  • биосфера – совокупность живых организмов на поверхности земли, в воде, почве и атмосфере;
  • космосфера – околоземное космическое пространство и та часть космоса, которая может быть освоена в обозримом будущем.

В 1927 г. богослов Т. де Шарден и математик Э. Леруа ввели в научный оборот понятие «ноосфера». В отечественной науке учение о ноосфере развивал В.И. Вернадский. Ноосферой он называл высокую ступень развития биосферы, включая в нее человеческое общество и все созданное человеком.

Таким образом, совокупность природных сфер образует естественную среду обитания, а все, что создано человеком, – искусственную среду (техносферу). Естественная среда не имеет тенденции к какому-либо резкому расширению. Техносфера постоянно расширяется за счет естественной среды. История взаимоотношений человека и природы представляет собой единство двух тенденций:

  1. постоянное расширение меры господства человека над природой;
  2. неуклонное нарастание дисгармонии между человеком и природой, разрушение естественных основ человеческого существования.

Следствием взаимодействия этих тенденций стало возникновение экологии.

 

 

16.2. Экологические проблемы современности и перспективы их решения

 

Экология – это наука о взаимоотношении организмов с окружающей средой на разных уровнях организации живого. В буквальном переводе с греческого «экология» – это наука о доме. Экологические проблемы существовали всегда, но в XX в. они приобрели глобальный (планетарный) характер. Наиболее серьезные из них связаны с истощением природных ресурсов и загрязнением естественной среды обитания продуктами жизнедеятельности человека. Современный уровень развития экологического сознания включает в себя две противоположные методологические концепции решения экологических проблем. Первая основана на утверждении, что природа несовершенна и нуждается в улучшении. Это улучшение предполагается осуществить за счет создания экологического производства, в результате которого произойдет полное слияние естественной и искусственной среды обитания. Этот подход неубедителен по ряду причин:

  • сомнителен тезис о несовершенстве природы;
  • экологическое производство способно разрушить природный баланс и вызвать экологическую катастрофу;
  • отсутствует точное и надежное прогнозирование возможных последствий экологического производства.

Основы второй концепции  были заложены в 60-е гг. XX в. в виде так называемых четырех законов экологии:

  1. все взаимосвязано;
  2. все должно куда-то деваться;
  3. за все надо платить;
  4. природа знает лучше.

Научно-технический прогресс признается неизбежным, но его развитие представляется осуществлять за счет ресурсосберегающих технологий и создания замкнутых циклов производства.

В настоящее время  вместо понятия «эволюция природы» ученые все чаще используют термин «коэволюция», который означает совместное изменение природы и общества и их взаимное приспособление друг к другу. В процессе коэволюции не только исчезает дикая природа, но и появляются новые биологические виды, что чревато малопредсказуемыми последствиями.

 

 

 

Лекция 17 Деятельность и практика

 

17.1. Природа и сущность деятельности. Структура деятельности

 

В настоящее время  в науке нет единого определения деятельности. Чаще всего деятельность определяется через понятие «активность». Активность существует в живой и в неживой природе. Она обусловлена способностью материальных объектов к самодвижению и саморазвитию. В неживой природе активность имеет форму законосообразности, то есть она строго ограничена законами природы. Живая материя, не отрицая законосообразности, обладает целесообразностью и целенаправленностью.

Деятельность – это такая активность, которая в целом контролируется сознанием. Из этого следует, что только человек является субъектом деятельности. Не все формы активности человека считаются деятельностью. Те действия, которые носят условно-рефлекторный характер и осуществляются автоматически, не возвышаются до деятельности. В структуре деятельности выделяют внешний и внутренний аспект. Внешний аспект деятельности образуют ее различные виды. Общими сферами приложения деятельности выступают материя и сознание. На этом основании выделяют материальную и духовную деятельность. В свою очередь, они подразделяются на следующие подвиды: преобразовательная, ценностно-ориентационная, коммуникативная деятельность, художественное творчество.

Внутренний аспект структуры  деятельности образуют те элементы, которые обеспечивают ее нормальное функционирование: субъект и объект деятельности, потребности, интересы, мотивы, цели, установки, навыки, нормы, средства, результаты.

 

 

17.2. Практика и ее виды

 

Практика – это общественно-историческая, чувственно-предметная деятельность человека, направленная на познание мира, на создание материальных и духовных ценностей, необходимых для функционирования общества.

Практика – деятельность не одного человека, а всего человечества в его историческом развитии. Современный уровень практики – это результат всемирной истории. Различают следующие виды практики:

  • материально-производственную;
  • социально-политическую;
  • научный эксперимент.

К специфическим видам  практики относят:

  • семейно-бытовую;
  • воспитательную;
  • образовательную и др.

Практика служит критерием  истинности знания: только подтвержденные практикой знания признаются истинными. Практическая деятельность и теория находятся в диалектическом единстве: практика без теории слепа, а теория без практики мертва.

 

 

 

Лекция 18 Познание

 

18.1. Виды познания. Субъект и объект познания

 

Современная материалистическая философия исходит из принципиальной познаваемости мира.

Познание – это общественно-исторический процесс деятельности человека, в ходе которого мысль человека о том или ином объекте все более приближается к нему. Выделяют следующие виды познания:

  1. обыденное познание, которое формируется в процессе повседневной деятельности на основе личного опыта и обобщения. Специфика обыденного познания заключается в том, что его содержание характеризует единичные объекты и ситуации. Оно преимущественно образное, хотя и содержит элементы логики;
  2. научное познание изучает в процессах и явлениях только общее и необходимое. Однако в нем присутствуют элементы единичного знания. Научное познание по форме сконцентрировано в общих понятиях, которые приведены в единую систему;
  3. философское познание является разновидностью научного познания, но отличается от него двумя моментами: оно направлено на познание не общего, а всеобщего; имеет мировоззренческий характер, поэтому всегда содержит оценку познаваемого;
  4. художественное познание является образным и наглядным и в то же время содержит общее и необходимое. Художественное познание ограничено сферой человеческих отношений.

Субъектом познания, в узком смысле слова, является человек или группа людей, а в широком – общество или все человечество.

Информация о работе Лекции по "Философии"