Лекция по "Философия"

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2012 в 15:09, лекция

Описание работы

Работа содержит лекцию по дисциплине "Философия"

Содержание

1.Развитие форм отражения как генетическая предпосылка сознания.
2.Возникновение человеческого сознания.Сознание как необходимое условие воспроизводства человеческой культуры.
3.Структура сознания. Самосознание.
4.Проблема соотношения сознательного и бессознательного.

Работа содержит 1 файл

Tema_4_Soznanie.doc

— 45.50 Кб (Скачать)

Тема 4 :Сознание, его происхождение и сущность.

 

1.Развитие форм отражения  как генетическая предпосылка  сознания.

2.Возникновение человеческого  сознания.Сознание как необходимое  условие воспроизводства человеческой  культуры.

3.Структура сознания. Самосознание.

4.Проблема соотношения  сознательного и бессознательного.

 

1 вопрос.

 

    Сознание  является результатом длительной  эволюции материи. Материя, природа существовали всегда.Человек – результат сравнительно позднего развития материального мира.Чтобы развитие материи привело к возникновению человека, способного мыслить, понадобились многие миллионы лет. Сознание – продукт материи,свойство материи, но не всей, а только высокоорганизованной – человеческого мозга.

     Вся материя  обладает свойством, родственным с ощущением (элементарный акт сознания), свойством отражения.Истоки сознания следует искать в отражении.Отражение – это способность материальных явлений, предметов, систем воспроизводить в своих свойствах особенности других явлений, предметов, систем в процессе взаимодействия с последними (например, отражение в зеркале; то есть изменения в объекте А под воздействием объекта Б). Присущее всей природе отражение, пройдя ряд стадий своего развития, достигает этапа, где оно превращается в сознание. Отражение встречается в двух основных формах: 1) отражение в неживой природе; 2) отражение в живой природе. В неживой природе осуществляются простейшие виды отражения. Это пассивное отражение. Неживое тело не различает факторы среды, не выделяет из них благоприятных и не способно предохранить себя от неблагоприятных факторов.

    Живое тело  приспосабливается к окружающей  среде, по-разному реагирует на  различные раздражения извне.  Использует благоприятные факторы  и избегает ненужных, вредных. Отражение в живой природе – это активное, избирательное,  информационное отражение. Оно предполагает активное использование результатов внешних воздействий. Отражение в живой природе существует в трех основных формах:1) биологическое ( у всего живого) : а) раздражимость у растений и простейших одноклеточных; б) чувствительность – способность к ощущениям ( животный мир, человек); в) нейро-физиологическое отражение – то есть на основе нервной системы);

    2) психическое  отражение ( у высших животных, человека);

   3) отражение на  социальном уровне ( характеризует человеческое общество и индивида).

    В психике животных  имеются биологические предпосылки,  истоки мышления. Животные могут  совершать сложные действия, напоминающие  действия человека. Но в их  основе лежит инстинкт. Животные – строители не имеют предварительно выработанного в голове плана будущих действий.

Психическое отражение представляет собой рефлексы – безусловные и условные. Безусловные рефлексы ( инстинкты) являются врожденными. Они свойственны низшим и высшим животным. Условными рефлексами обладают высшие животные. Эти рефлексы носят временный характер и приобретаются в опыте. Психическое отражение предполагает возникновение психических образов и переживаний.

     Чем выше  уровень развития живого, тем  выше уровень развития условных рефлексов. Они могут достигать такой сложности, что условнорефлекторную деятельность можно назвать зачатками, предпосылками мышления.

Элементы психической  и сознательной деятельности, конкретное мышление имеются уже у высших, особенно стадных животных. Они используют звуковую сигнализацию и жесты для обмена информацией. Но абстрактное мышление и письменность есть только у людей. Основа человеческого мышления – понятия. Человеческое сознание появляется не как простое продолжение и усложнение психической деятельности высших животных, а из-за ряда факторов. Их основой явился  труд.

 

    2 вопрос

      Решающим  фактором в возникновении человека, в становлении и    развитии его сознания является труд, материальная производственная деятельность.

    Высокоорганизованные  животные, также как и люди, могут  использовать естественные (подручные) орудия  (палки, камни), даже изготовлять орудия для определенных целей с помощью зубов и конечностей ( очистить палку от веток, заострить её, камнем разбить раковину или орех).

     Но  только человек может изготавливать  искусственные орудия ( технику)  с помощью других, ранее произведенных  им средств труда.В биологии  не известен ни один вид  животных, который бы мог изготавливать  орудия труда с помощью ранее  сделанных им орудий. Орудийная деятельность – это привилегия человека.

    Труд  человека – это длительная  цепочка действий. Они должны  быть объединены некоторым общим  представлением о конечной цели  труда, на-пример, образ копья.  Изготовление даже простейшего  орудия – рубила, включает около З0 операций.

     Чтобы  осуществлять трудовые действия  должен был возникнуть организм, который смог бы справиться  с этими действиями. В качестве  таких изменений указываются  прямая походка человека, развитая  рука, человеческий  мозг и др. Мозг человека более чем в З раза тяжелее   мозга обезьяны в сопоставлении с весом их организма в целом.

     Мозг  человека является физиологической,  материальной основой сознания. Сознание есть функция человеческого мозга.  Однако мыслит не мозг сам по себе, а человек, находящийся в сложных связях и отношениях с окру-жающим миром. Труд человека невозможен без связи и общения между людьми. В результате развилась речь и язык. В процессе труда люди создают свою среду обитания, строят формы общения и социальной организации, а значит, создают культуру.Возникновение сознания связано с формированием культуры. Разум человека развивался соответственно тому, как человек научился изменять природу.

 

      З вопрос.

     Структура  сознания: чувственное восприятие  ( ощущения, представления, восприятия), мышление (система понятий, идей, теорий), эмоции (чувства), воля, память, воображение, внимание.

     В  процессе труда человек обрёл  способность не только к сознанию, то есть   отражению окружающего  мира, но и к самосознанию, то есть осознанию и оценке своих мыслей и чувств, интересов, побуждений и поступков, своего места и роли в общественной жизни.Возникновение самосознания способствовало дальнейшему совершенствованию трудовых навыков, становлению и развитию человеческого общества. Самосознание включает самочувствие, самопознание, самооценку и самоконтроль.

 

      4 вопрос.

    Хотя  человек существо сознательное, но бессознательное занимает  большое место в его духовной  жизни. Понятие “психика человека  “ шире понятия “ сознание”. Психика складывается из сознания и бессознательного.Низший уровень человеческой психики и есть бессознательное.Бессознательное – это такой вид отражения, который не осознается человеком, находится ниже порога его ощущений.Действия людей – это соединение сознательного и бессознательного. Далеко не все последствия наших поступков мы осозна-ём. Многие человеческие действия носят машинальный, автоматизированный характер.

      Разнообразие форм и проявлений  бессознательного очень велико. Среди них называют сновидения, оговорки, бред, иллюзии, интуицию, инстинкты, неосознаваемые ( запороговые) ощущения ( например, действие ультразвука, чувство любви), лунатизм, гипнотические состояния и т.п.

     Фрейд  считал, что бессознательное –  глубинный фундамент психики, ее основной движущий фактор.Бессознательное, например, инстинкты – это скрытая причина сознания и сознательных действий.

    Большинство  философов, наоборот, подчеркивают, что в поведении людей и  их деятельности решающую роль  играет сознание.

 




Информация о работе Лекция по "Философия"