Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 12:28, курс лекций
Мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, норм и установок, которые определяют отношение человека к миру и регулируют его поведение. В структуру мировоззрения входит 4 основных компонента.
Познавательный, включающий в себя обобщенные знания, которые формируют конкретно научную и универсальную картину мира. Ценностно-нормативный, состоящий из идеалов, убеждений, верований, правил и т.д. Все они характеризуют то или иное отношение человека к миру. Эмоционально-волевой, объединяющий эмоции, настроения, чувства, которые обеспечивают превращение знаний и ценностей в личные убеждения человека.
Практический, выражающийся в готовности человека к определенному типу действий в конкретных обстоятельствах.
ЛЕКЦИЯ 1 Круг проблем философии и ее роль в жизни общества
1.1. Мировоззрение: его сущность, структура и исторические типы
1.2. Философия как особый тип мировоззрения. Основной вопрос философии и две его стороны
1.3. Функции философии
ЛЕКЦИЯ 2 Философия Древнего мира
2.1. Специфика философской мысли Древнего Востока
2.2. Характерные особенности философии античности
ЛЕКЦИЯ 3 Философия средних веков
3.1. Характерные особенности философии Средневековья
3.2. Фома Аквинский – систематизатор средневековой схоластики
4 Философия эпохи Возрождения
4.1. Основные черты мировоззрения Возрождения
4.2. Натурфилософия эпохи Возрождения
4.3. Социально-политическая мысль эпохи Возрождения
ЛЕКЦИЯ 5 Философия Нового времени
5.1. Эмпиризм в философии Нового времени
5.2. Рационализм в философии Нового времени
5.3. Характерные особенности мировоззрения Просвещения
ЛЕКЦИЯ 6 Немецкая классическая философия
6.1. Субъективный идеализм И. Канта
6.2. Система объективного идеализма и диалектический метод Гегеля
6.3. Антропологический материализм Л. Фейербаха
ЛЕКЦИЯ 7 Возникновение и развитие философии марксизма
7.1. Предпосылки и теоретические источники философии марксизма
7.2. Основные идеи философии марксизма
7.3. Марксизм после Маркса
ЛЕКЦИЯ 8 Философия позитивизма
8.1. Классический позитивизм
8.2. Эмпириокритицизм (махизм)
8.3. Неопозитивизм
ЛЕКЦИЯ 9 Философский иррационализм
9.1. Иррационализм как философское направление
9.2. Основные темы экзистенциализма
9.3. Эволюция психоаналитической философии
9.4. Прагматизм
ЛЕКЦИЯ 10 Основные течения современной западной философии
10.1. Критический рационализм
10.2. Структурализм
10.3. Герменевтика
ЛЕКЦИЯ 11 Философия и национальное самосознание
11.1. Основные этапы развития и проблемы русской философии
11.2. Эволюция философской мысли в Беларуси
ЛЕКЦИЯ 12 Исходные категории философского анализа мира
12.1. Бытие и его структура
12.2. Формирование научно-философского понимания материи
12.3. Движение как способ существования материи. Формы движения материи и их взаимосвязь
12.4. Пространство и время как формы бытия материи
ЛЕКЦИЯ 13 Сознание как предмет философского анализа
13.1. Проблема сознания в истории философии
13.2. Происхождение сознания, его сущность и структура
ЛЕКЦИЯ 14 Диалектика и ее альтернативы
14.1. Проблема метода в философии. Принципы материалистической диалектики
14.2. Законы диалектики
14.3. Категории диалектики
ЛЕКЦИЯ 15 Проблема человека в философии
15.1. Природные и социальные факторы становления человечества. Человек как биосоциальное существо
15.2. Индивид. Индивидуальность. Личность
15.3. Проблема смысла жизни в философии
ЛЕКЦИЯ 16 Природа как предмет философского анализа
16.1. Понятие природы. Диалектика взаимодействия природы и общества
16.2. Экологические проблемы современности и перспективы их решения
ЛЕКЦИЯ 17 Деятельность и практика
17.1. Природа и сущность деятельности. Структура деятельности
17.2. Практика и ее виды
ЛЕКЦИЯ 18 Познание
18.1. Виды познания. Субъект и объект познания
18.2. Чувственное и рациональное познание
18.3. Проблема истины в философии
18.4. Методы научного познания
18.5. Формы научного познания
ЛЕКЦИЯ 19 Философия науки
19.1. Понятие науки, ее структура и функции
19.2. Язык науки. Проблема классификации наук
19.3. Научно-техническая революция: сущность и основные направления
ЛЕКЦИЯ 20 Общество как объект философского познания
20.1. Основные концепции общественного развития
20.2. Общество как развивающаяся система
20.3. Общественный прогресс и его критерии
ЛЕКЦИЯ 21 Ценности и их роль в жизни общества
21.1. Сущность и природа ценностей
21.2. Оценка, ее структура и функции
21.3. Проблема классификации ценностей
21.4. Социальная обусловленность ценностных ориентаций
ЛЕКЦИЯ 22 Философия и футурология. Научное прогнозирование будущего
22.1. Понятие футурологии. Основные футурологические концепции современности
22.2. Сущность прогнозирования. Методы научного прогнозирования
Список рекомендуемой литературы
В конце XI – начале XX вв. эта философия была преобразована с учетом научных открытий и с изменением положения католической церкви в мире. Этот вариант философии получил название неотомизм и в настоящее время является официальной философией Ватикана. Ее важнейшим положением стал тезис о гармонии веры и разума.
Лекция 4 Философия эпохи возрождения
4.1. Основные черты мировоззрения Возрождения
Возрождение – это эпоха духовной жизни Западной Европы, которая характеризуется расцветом искусств и ремесел, ускоренным развитием науки и охватывает период с XIV по XVII в. Родиной Возрождения стала Италия - самая развитая европейская страна в XIV-XV вв. Экономической основой Возрождения было городское хозяйство, а движущей силой – горожане. Новая эпоха характеризовалась следующими чертами:
4.2. Натурфилософия эпохи Возрождения
Развитие производства требовало широкого использования научных знаний. Средневековая схоластика не могла обеспечить их рост, требовались принципиально новые подходы к проблеме познания мира.
Значительный вклад в создание методологии научного познания внес Николай Кузанский (1401-1464 гг.). Будучи кардиналом католической церкви, он использовал философию Платона для анализа актуальных проблем своего времени. Кузанский создал оригинальную концепцию развития мира. Он утверждал, что переход от Бога к миру осуществляется путем развертывания (эманация), то есть природа – это развертывание всего, что содержит в себе Бог. Бог бесконечен, а развернутая природа имеет свои границы, но они недоступны человеку. Поскольку мир безграничен, то он не имеет центра. В связи с этим нет никакой разницы между Землей и небесными сферами. Таким образом, опровергался тезис о признании Земли центром Вселенной.
Идеи Кузанца применительно к астрономии использовал Николай Коперник (1473-1543 гг.). Он создал гелиоцентрическую систему мироздания, в которой Солнце признавалось центром Вселенной. Взгляды Коперника послужили основой теоретических изысканий Дж. Бруно (1548-1600 гг.). Его называют основателем натуралистического пантеизма – учения о Боге как творческой активной силе природы. Бруно утверждал, что Вселенная имеет единое первоначало, которое соединяет материю и форму. Вселенная бесконечна и состоит из множества миров, населенных разумными существами.
Значительный вклад в создание
экспериментальной физики внес Г.Галилей
(1564-1642 гг.). Создателем ряда медицинских
дисциплин считается
4.3. Социально-политическая мысль эпохи Возрождения
В эпоху Возрождения возрос интерес не только к природе, но и к обществу. Стали создаваться социальные теории, объясняющие закономерности возникновения государств, государственной власти, различных форм государственного устройства.
Первым теоретиком политики стал Н. Макиавелли (1469-1527 гг.). В своем трактате «Государь» он убедительно доказал, что причины возникновения государств следует искать не на небе, а на земле. Земные правители в своей деятельности руководствуются не нормами христианской морали, а стремлением к выгоде, и для достижения политических целей применимы любые средства.
Неудовлетворенность общественной жизнью, неравенство людей побуждало некоторых мыслителей создавать проекты нового справедливого общественного устройства. Эти проекты излагались в форме литературных произведений, которые составили такой литературный жанр, как утопия. Особую популярность в позднее Возрождение приобрели книга Т. Мора (1478-1535 гг.) «Утопия» и книга Т. Кампанеллы (1568-1639 гг.) «Город солнца».
Возрождение затронуло лишь высшие слои европейского общества. Гораздо более массовым движением стала Реформация, которая началось в XVI веке в Германии и была направлена против католической церкви. Ее итогом стало возникновение протестантизма, создавшего духовные основы капиталистического способа производства и буржуазных общественных отношений.
Лекция 5 Философия Нового времени
5.1. Эмпиризм в философии Нового времени
Новое время – период возникновения и развития капитализма, который начинается с английской буржуазной революции (сер. XVII в.) и заканчивается в начале XX века.
Характер этой эпохи определили три типа революций:
В этот период ведущую роль в философском знании играет гносеология. Основу науки составляет убеждение в том, что все природные процессы полностью подчиняются законам классической механики. Такая мировоззренческая установка получает название «механицизм». Природа представляется громадной машиной, которая состоит из машин меньшего размера. В основе мира лежит атом, который считается неделимым и непроницаемым.
Эмпиризм – это течение философии, сторонники которого источником истинного знания считают опыт человека. Основатель эмпиризма – английский философ Ф. Бэкон (1561-1626 гг.). В своих работах «Великое восстановление наук», «Новый Органон» и др. он обратил внимание на те обстоятельства, которые мешают человеку достичь истины, и назвал их идолами. Он выделил 4 группы идолов.
Бэкон определил 3 типа исследователей: ученый-муравей занят бессистемным собиранием фактов; ученый-паук извлекает из себя оторванные от жизни теории и схемы; ученый-пчела собирает факты по определенной системе, вырабатывая из них мед достоверного знания.
Главным методом научного исследования Бэкон называл индукцию. Этот метод предполагал проведение множества экспериментов, на основе которых делаются вероятностные выводы о закономерностях природных процессов. Опыт он считал не случайным наблюдением, а строго регламентированным экспериментом, в ходе которого природный процесс очищается от случайных влияний и используется для научных открытий. В деле преобразования науки мыслитель выступал с позицией материализма. Девизом его деятельности стало выражение «Знание - сила».
5.2. Рационализм в философии Нового времени
Рационализм – это течение философии, сторонники которого источником истинного знания считают разум человека. Основоположник рационализма – французский мыслитель Р. Декарт (1596-1650 гг.). Он стремился обнаружить критерии достоверного знания. В качестве главного критерия Декарт называл очевидность. По его мнению, человек может сомневаться во всем кроме факта своего мышления и существования, исходной точкой познания является тезис «я мыслю, следовательно, существую» (cogito ergo sum). Из этого утверждения путем дедукции выводятся частные знания. Таким образом, дедукция – это главный метод познания, который состоит в том, что из общих посылок делаются частные выводы.
Декарт идеалом научных знаний считал математику, а математические методы определял как универсальные. Мир материальных предметов он сводил к пространственным характеристикам, а изменение этого мира – к перемещению. Таким образом, механика служила главным средством объяснения всех явлений природы.
Декарт утверждал, что в основе мира лежат два независимых друг от друга основания (субстанции): материальное и духовное. Материальное характеризуется протяженностью, духовное – мышлением. Таким образом, Декарт стал основателем философского дуализма. Пытаясь установить связь между духовным и материальным, он ввел в свою систему понятие Бога как единства духовного и материального. Декарт не отрицал роли опыта в познании, но недооценивал его, утверждая, что органы чувств нужны для практической ориентации в мире, но они не способны раскрыть сущность природных процессов.
5.3. Характерные особенности мировоззрения Просвещения
Просвещение – широкое интеллектуальное движение, направленное против феодализма и диктата церкви, которое распространилось по всей Европе и достигло своего расцвета во Франции в XVIII в. Просвещение отражало интересы развивающейся буржуазии. Его идеологи стремились к новым общественным отношениям, а методами утверждения нового порядка считали распространение знаний и проведение глубоких реформ просвещенными монархами. Для всех просветителей характерна вера в безграничные возможности человеческого разума. В своем отношении к религии просветители проповедовали деизм – учение о том, что Бог, создав мир, отстранился от участия в его делах, предоставил человеку право самому распоряжаться своей жизнью. Свои надежды просветители возлагали на высшие образованные слои общества, а в народных массах они видели источник невежества и суеверий. Европейская культура ими определялась как вершина достижений человечества. Отсюда следовали недооценка значения культур других народов и оправдание колониальных захватов.
Видным представителем немецкого Просвещения был Г.В. Лейбниц (1646-1716 гг.). В своих сочинениях он выступил с критикой философии Декарта с позиции рационализма. Он утверждал, что очевидность не может быть критерием истины: то, что очевидно для одного, для другого может быть неясно. Для проверки истинности какого-либо утверждения надо разделить его на составляющие элементы и убедиться в их совместимости с помощью законов логики. Суждение, которое противоречит этим законам, будет ложным. Лейбниц доказывал, что геометрические свойства объектов не могут объяснить такие явления, как движение, сопротивление, инерция. Он выдвинул идею существования монад, которые представляют собой духовные атомы, абсолютно не зависимые друг от друга субстанции. Таким образом, Лейбниц стал основателем плюрализма – учения о множественности субстанций, лежащих в основе мира.
Английский философ и врач Дж. Локк (1632-1704 гг.) подверг критике идею Декарта о врожденном характере некоторых представлений. По мнению Локка, разум человека при рождении представляет собой чистую доску, на которой в процессе жизни постепенно записываются те или иные истины. Главное произведение Локка – «Опыт о человеческом разуме» (1696 г.). В этом сочинении Локк попытался доказать опытное происхождение всякого человеческого знания. Он выделял два вида опыта: внешний, который состоит из различных определений, и внутренний, образующийся из наблюдения разума над своей собственной внутренней деятельностью. Источником внешнего опыта является материальный мир, который действует на органы чувств человека и вызывает ощущения. На этой основе у человека возникают простые идеи. Внутренний опыт или рефлексия – это переработка умом простых идей. Перерабатывая идеи, ум может увеличивать или уменьшать объект своего мышления, но никогда не может выйти за пределы тех первичных идей, которые формируются на основе ощущений. Идеи бывают простые и сложные. Простые содержат в себе однообразные представления и не распадаются на элементы: пространство, покой, свет и т.д. Сложные идеи образуются из простых путем соединения последних или обособления их от всех других.
Идеи механицизма получили распространение в Швейцарии и Франции. Ж. де Ламетри (1709-1751) в своем сочинении «Человек - машина» доказывал, что люди представляют собой сложные механизмы, которые можно понять, изучая механику тела. Более того, даже психические процессы подчиняются законам классической механики. Наиболее обобщенно эта идея выражена в работе П. Гольбаха (1723-1789) «Система природы». Он утверждал, что в мире ничего не происходит без причины. Каждая причина порождает следствие. Следствие, однажды возникшее, само становится причиной и порождает новые явления. Природа представляет собой бесконечную цепь причин и следствий, которые вытекают друг из друга. Общее движение в природе порождает движение отдельных тел, а они, в свою очередь, поддерживают движение целого. Движение – это не порождение нового, а вечный круговорот возрастания и убывания, возникновения и уничтожения, где главным принципом является непрерывность.
В области социальных
знаний главным достижением