Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 12:28, курс лекций
Мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, норм и установок, которые определяют отношение человека к миру и регулируют его поведение. В структуру мировоззрения входит 4 основных компонента.
Познавательный, включающий в себя обобщенные знания, которые формируют конкретно научную и универсальную картину мира. Ценностно-нормативный, состоящий из идеалов, убеждений, верований, правил и т.д. Все они характеризуют то или иное отношение человека к миру. Эмоционально-волевой, объединяющий эмоции, настроения, чувства, которые обеспечивают превращение знаний и ценностей в личные убеждения человека.
Практический, выражающийся в готовности человека к определенному типу действий в конкретных обстоятельствах.
ЛЕКЦИЯ 1 Круг проблем философии и ее роль в жизни общества
1.1. Мировоззрение: его сущность, структура и исторические типы
1.2. Философия как особый тип мировоззрения. Основной вопрос философии и две его стороны
1.3. Функции философии
ЛЕКЦИЯ 2 Философия Древнего мира
2.1. Специфика философской мысли Древнего Востока
2.2. Характерные особенности философии античности
ЛЕКЦИЯ 3 Философия средних веков
3.1. Характерные особенности философии Средневековья
3.2. Фома Аквинский – систематизатор средневековой схоластики
4 Философия эпохи Возрождения
4.1. Основные черты мировоззрения Возрождения
4.2. Натурфилософия эпохи Возрождения
4.3. Социально-политическая мысль эпохи Возрождения
ЛЕКЦИЯ 5 Философия Нового времени
5.1. Эмпиризм в философии Нового времени
5.2. Рационализм в философии Нового времени
5.3. Характерные особенности мировоззрения Просвещения
ЛЕКЦИЯ 6 Немецкая классическая философия
6.1. Субъективный идеализм И. Канта
6.2. Система объективного идеализма и диалектический метод Гегеля
6.3. Антропологический материализм Л. Фейербаха
ЛЕКЦИЯ 7 Возникновение и развитие философии марксизма
7.1. Предпосылки и теоретические источники философии марксизма
7.2. Основные идеи философии марксизма
7.3. Марксизм после Маркса
ЛЕКЦИЯ 8 Философия позитивизма
8.1. Классический позитивизм
8.2. Эмпириокритицизм (махизм)
8.3. Неопозитивизм
ЛЕКЦИЯ 9 Философский иррационализм
9.1. Иррационализм как философское направление
9.2. Основные темы экзистенциализма
9.3. Эволюция психоаналитической философии
9.4. Прагматизм
ЛЕКЦИЯ 10 Основные течения современной западной философии
10.1. Критический рационализм
10.2. Структурализм
10.3. Герменевтика
ЛЕКЦИЯ 11 Философия и национальное самосознание
11.1. Основные этапы развития и проблемы русской философии
11.2. Эволюция философской мысли в Беларуси
ЛЕКЦИЯ 12 Исходные категории философского анализа мира
12.1. Бытие и его структура
12.2. Формирование научно-философского понимания материи
12.3. Движение как способ существования материи. Формы движения материи и их взаимосвязь
12.4. Пространство и время как формы бытия материи
ЛЕКЦИЯ 13 Сознание как предмет философского анализа
13.1. Проблема сознания в истории философии
13.2. Происхождение сознания, его сущность и структура
ЛЕКЦИЯ 14 Диалектика и ее альтернативы
14.1. Проблема метода в философии. Принципы материалистической диалектики
14.2. Законы диалектики
14.3. Категории диалектики
ЛЕКЦИЯ 15 Проблема человека в философии
15.1. Природные и социальные факторы становления человечества. Человек как биосоциальное существо
15.2. Индивид. Индивидуальность. Личность
15.3. Проблема смысла жизни в философии
ЛЕКЦИЯ 16 Природа как предмет философского анализа
16.1. Понятие природы. Диалектика взаимодействия природы и общества
16.2. Экологические проблемы современности и перспективы их решения
ЛЕКЦИЯ 17 Деятельность и практика
17.1. Природа и сущность деятельности. Структура деятельности
17.2. Практика и ее виды
ЛЕКЦИЯ 18 Познание
18.1. Виды познания. Субъект и объект познания
18.2. Чувственное и рациональное познание
18.3. Проблема истины в философии
18.4. Методы научного познания
18.5. Формы научного познания
ЛЕКЦИЯ 19 Философия науки
19.1. Понятие науки, ее структура и функции
19.2. Язык науки. Проблема классификации наук
19.3. Научно-техническая революция: сущность и основные направления
ЛЕКЦИЯ 20 Общество как объект философского познания
20.1. Основные концепции общественного развития
20.2. Общество как развивающаяся система
20.3. Общественный прогресс и его критерии
ЛЕКЦИЯ 21 Ценности и их роль в жизни общества
21.1. Сущность и природа ценностей
21.2. Оценка, ее структура и функции
21.3. Проблема классификации ценностей
21.4. Социальная обусловленность ценностных ориентаций
ЛЕКЦИЯ 22 Философия и футурология. Научное прогнозирование будущего
22.1. Понятие футурологии. Основные футурологические концепции современности
22.2. Сущность прогнозирования. Методы научного прогнозирования
Список рекомендуемой литературы
Особенностью последней школы была материалистическая трактовка мира, в то время как остальные школы стояли на позициях идеализма. В целом для философии Древней Индии характерно слабое внимание к внешнему миру (природе и обществу) и ориентация человека на внутреннее самосовершенствование.
В Древнем Китае достоинство человека определялось не столько происхождением, сколько его образованностью, талантами, умом. Наиболее влиятельными философскими течениями в Китае стали конфуцианство и даосизм, которые возникли в VI в. до н.э. Основатель даосизма Лао-Цзы – личность полулегендарная. Основы его учения изложены в трактате «Дао дэ цзы». По его мнению, мир существует благодаря взаимодействию двух начал: темного пассивного женского начала Инь и светлого активного мужского начала Ян. Это противоположности, которые присутствуют во всех явлениях действительности. Мир существует и развивается благодаря всеобщему закону Дао, которому подчинены и силы природы, и судьбы людей. Жить в соответствии с Дао можно, руководствуясь принципом «у-вэй» («недеяние»): человек не должен преобразовывать окружающий мир, а обязан всеми способами приспосабливаться к миру.
Конфуций, занимаясь государственной деятельностью, видел свою задачу в том, чтобы предложить учение, которое обеспечило бы прочный мир и благоденствие народа. Из его высказываний ученики составили трактат под названием «Лунь юй». Он говорил, что все беды происходят из-за того, что люди забывают заветы предков и нарушают традиции. Конфуций выдвинул требование «исправления имен». Оно означало, что каждый должен глубоко осознать свое положение в обществе и до мелочей выполнять все ритуалы (ли), которые ему соответствуют. В результате этого в обществе будет установлен обязательный для всех закон (фа), а отношения между людьми станут гуманными (жэнь).
Даосизм и конфуцианство
с течением времени превратились
в национально-государственные
В целом свое главное назначение китайские философы видели в обучении порядку. Они крайне негативно относились ко всему новому и были сторонниками традиционализма. Эта односторонность философии в дальнейшем предопределила серьезное научно-техническое отставание Китая от других цивилизаций.
2.2. Характерные особенности философии античности
Европейская философия берет свое начало в античности. Античность – это период в истории народов Средиземноморья с середины III тыс. до н.э. по конец V в. н.э.
Философия возникла в Древней Греции в VI-IV вв. до н.э. Первые философы были одновременно естествоиспытателями, т.е. они пытались понять природу мира, происхождение Земли, Солнца, звезд. Философы из города Милет пытались найти первооснову мира. Они видели ее в той или иной природной стихии. Фалес утверждал, что все вещи состоят из воды, а разрушаясь, превращаются в воду. Анаксимен таким первоначалом называл воздух. Анаксимандр – апейрон: подвижное вещество, напоминающее туман. Он же утверждал, что Земля шарообразна и равноудалена от других частей космоса.
Гераклит из Эфеса считал началом мира огонь, который равен самому себе, закономерно загорается и закономерно затухает. Он впервые обратил внимание на постоянную изменчивость мира и стал основателем диалектики – учения о всеобщем движении и развитии.
Представители элейской школы философии (Парменид, Зенон, Ксенофан) противопоставляли разум и чувства. По их мнению, мир, воспринимаемый с помощью чувств, – это иллюзия. Истинный мир познается только разумом. Следовательно, бытие – это то, о чем можно мыслить без противоречий. О небытии мыслить нельзя: бытие есть, небытия нет. На основании этого элиаты отрицали движение: движение – это переход от небытия к бытию и от бытия к небытию, но поскольку нет небытия, то нет и движения. Зенон предложил ряд доказательств отсутствия движения, которые он назвал апориями. Элиаты не отрицали видимость движения. Они утверждали, что движение нельзя помыслить без противоречий.
Свою концепцию бытия предложил Демокрит. Он утверждал, что бытие – это что-то предельно простое, непроницаемое и неделимое, он его назвал «атом». Мир состоит из атомов, которые отделены друг от друга пустотой. Атом – бытие, пустота – небытие. Атомы различаются по форме, плотности, шероховатости и, соединяясь, образуют самые разные вещи. Теория Демокрита носила умозрительный характер, но она способствовала развитию науки и просуществовала более 1,5 тыс. лет.
Своего расцвета античная философия достигла в V-IV вв. до н.э. В Афинах в условиях рабовладельческой демократии особо высоко ценилось ораторское искусство, умение убеждать. Этому за деньги учили особые люди, которых называли софистами. Они впервые в центр философских размышлений поставили человека. Их девизом стало утверждение: «Человек – мера всех вещей». Софисты утверждали, что истина – это логическая доказуемость, а доказать можно все, что угодно. Они предложили ряд умозаключений, правильных по форме, но абсурдных по существу, которые вошли в историю философии под названием софизмов. Таким образом, в основе софистики лежит релятивизм, т.е. абсолютизация относительности любого знания.
Учеником софистов, а затем их противником был Сократ (470-399 гг. до н.э.), который требовал выработать такие истины, которые имели бы общее и объективное значение. Он утверждал, что каждый человек содержит в себе всю полноту знания. Задача философов состоит в том, чтобы помочь людям извлечь это знание из самих себя. Сократ разработал специальный метод познания, который он назвал майевтика. Смысл этого метода состоял в том, что Сократ задавал собеседнику простой вопрос. Выслушав ответ, он задавал следующие вопросы, которые приводили человека в логический тупик. Затем следовала новая серия вопросов, отвечая на которые человек как бы самостоятельно приходил к нужному ответу. Сократ решал вопрос о природе нравственности. Он утверждал, что люди поступают плохо потому, что не знают, как надо поступать хорошо. Знание – это источник нравственного совершенства. Отождествление знаний и добродетели со времен Сократа стало одним из постулатов античной философии.
Ученик Сократа Платон (427-347 гг. до н.э.) является основоположником объективного идеализма. Он утверждал, что подлинным бытием являются вечные, неизменные, умопостигаемые сущности, которые он назвал идеями. Идеи находятся на небе и каждая земная вещь существует только потому, что на небе есть соответствующая ей идея. Платон впервые использовал понятие «материя». Так он называл инертную пассивную массу, из которой возникают разные вещи благодаря воздействию на нее бестелесных идей. Платон верил в переселение душ, в существование мировой души, душ растений и животных. Он утверждал, что мир создан из хаоса божественным демиургом. Платон – один из первых систематизаторов философии. В его творчестве четко выделяется онтология, космология, гносеология, этика.
Аристотель (384-322 гг. до н.э.), будучи учеником Платона, отошел от идей учителя. Он отказался от понятия «идея» и использовал понятия «форма» и «сущность». Форма – это начало жизни и деятельности, а сущность – это единичное, самостоятельное бытие. Сущности Аристотель разделил на низшие, которые состоят из материи и формы (все земные вещи), и высшие, состоящие только из формы. Аристотель классифицировал современные ему науки, выделив теоретические (математика, физика, метафизика); практические (этика, экономика, политика); творческие (поэтика, риторика и все ремесла). По Аристотелю, душой обладают только живые существа: растения имеют растительную душу, которая обеспечивает рост и размножение; животные, кроме растительной, имеют животную душу, которая дает им способность желать. Человек обладает растительной, животной и разумной душой, обеспечивающей мышление. Разум человека бессмертен, вечен и неизменен.
После завоевателных походов Александра Македонского и римских завоеваний на смену небольшим городам-государствам (полисам) пришли громадные империи. В этих условиях философы видели свою задачу в том, чтобы помочь человеку освободиться от власти внешнего мира и прежде всего власти государства. Это характерно для Эпикура (341-270 гг. до н.э.) и его последователей. Целью жизни он считал наслаждения. Они состоят в удовлетворении желаний, а желания бывают естественные и суетные. Первые надо удовлетворять. От вторых - избавляться. Среди всех желаний и наслаждений первенство отводилось духовным, среди которых главными Эпикур считал дружбу и знание.
Стоики проповедовали покорность судьбе, терпение, любовь к ближним. Они утверждали, что человек ничего не может изменить в мире, но он может и должен изменить свое отношение к нему: подавить в себе гнев, выработать невозмутимость и всепрощение. Наиболее известными стоиками были римский император Марк Аврелий и римские мыслители Сенека и Эпиктет.
Лекция 3 Философия средних веков
3.1. Характерные особенности философии Средневековья
Средними веками в истории Западной Европы называют время возникновения, становления и развития феодализма, которое охватывает конец V - конец XV вв. Для экономической жизни Средневековья характерно господство крупной земельной собственности, которая находилась в руках феодалов. Она сочеталась с мелким индивидуальным хозяйством зависимых от феодалов крестьян. В политическом отношении преобладали монархические формы правления. Для духовной жизни средневекового общества определяющим было безраздельное господство христианской религии и церкви.
Христианство возникло в I в. н.э. как протест против общественных отношений поздней античности. Эта религия проповедовала равенство людей независимо от их этничности, знатности, материального положения. Римская власть жестоко преследовала первых христиан. Однако проповедь покорности и ненасилия привела к тому, что в 324 г. христианство стало официальной религией Римской империи. В 395 году империя распалась на Западную с центром в Риме и Восточную с центром в Константинополе. Это событие во многом предопределило раскол христианской церкви на греко-православную и римско-католическую, который произошел в 1054 г.
Католическая церковь сохранила организационное единство, освободилось от власти императоров и стала господствующей силой всей культурной жизни Западной Европы.
Раннее христианство отрицательно относилось к философии, видя в ней элемент языческой культуры. По мере приобщения к христианству образованных людей это отношение менялось. В философии стали видеть средство утверждения новой веры. Первые христианские авторы писали свои труды в защиту своей религии. Эти сочинения называли апологиями, а их авторов – апологетами. Со временем наиболее авторитетных из них стали называть отцами церкви (Василий Великий, Иоанн Златоуст, Аврелий Августин и др.), а их работы получили общее название – патристика (лат. Paters – отцы).
После распада Западной Римской империи (конец V в.) Западная Европа вступила в период кризиса, который продолжался более трех веков. В начале IX в. возвысилось королевство франков. Его правитель Карл Великий основал обширную империю. Новое государство нуждалось в грамотных людях, поэтому при соборах и монастырях открывались школы, в которых изучали «семь свободных искусств». Первая ступень обучения называлась тривиум, на этом этапе изучали грамматику, риторику, логику. Вторая ступень образования – квадривиум предполагала изучение арифметики, геометрии, астрономии, музыки.
Преподаватели логики стали создателями средневековой схоластики – теоретической системы, рационально-логических доказательств, истинности христианских догматов.
Одной из главных проблем, которые решали схоласты, был вопрос об универсалиях (общих понятиях). Одни утверждали, что реально существуют лишь единичные вещи, а универсалии – это продукт человеческого разума. Этих схоластов называли номиналистами. Другие доказывали, что общие понятия предшествуют единичным вещам. Их называли реалистами.
В своих крайних проявлениях
номинализм и реализм подрывали
церковные догматы (утверждения, которые
принимаются без доказательств)
Таким образом, для средневековой философии были характерны:
Таким образом, средневековая философия развивалась в границах, определяемых церковью, и ей предписывалась роль служанки богословия.
3.2. Фома Аквинский – систематизатор средневековой схоластики
После падения Рима христианская церковь стала единственной наследницей античной культуры. Из античного наследия она использовала лишь то, что служило ее интересам. Ситуация изменилась в XII в., когда в результате крестовых походов в Европу проникли полные тексты античных философов в арабских переводах. Возникла необходимость освоить философию античности (особенно сочинения Аристотеля), приспособив ее к христианскому вероучению. Эту задачу попытался решить Фома Аквинский (1225-1274 гг.). В своих произведениях он утверждал, что все знания состоят из истин разумных и сверхразумных. Первые человек приобретает в процессе жизни, а о вторых он не может ничего сказать (бессмертие души, сотворение Богом мира и т.д.). Источником этих истин является Священное Писание. Разум нужен человеку в его повседневной жизни, он основан на чувственном восприятии мира. Однако разум и чувства не должны противоречить Священному Писанию. Если вера и разум противоречат друг другу, человек должен принимать сторону веры. Фома рассматривал мир как сложную иерархию, в основе которой находятся минералы, животные и человек. Но мир земной неизмеримо ниже небесного божественного мира. Земному миру принадлежат только тела людей, а их души принадлежат Богу. Фома сформулировал 5 доказательств бытия Бога, которые соответствовали тогдашнему уровню развития познания. Учение Фомы после его смерти было переработано и стало официальной философией католической церкви, получив название томизм.