Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 19:49, курс лекций
Введение в учебный курс «философии»
Лекция 1. Введение. Философия как феномен культуры
1. Мировоззрение, его структура и исторические типы
2. Возникновение и специфика философского знания и философского мировоззрения
3. Предмет, функции и основные разделы философии
4. Материализм и идеализм – основные направления философии
5. Соотношение философии и науки, философии и искусства, философии и религии
1. Мировоззрение, его структура и исторические типы
2. Возникновение и специфика
философского знания и
3. Предмет, функции и основные разделы философии
4. Материализм и идеализм – основные направления философии
5. Соотношение философии и науки,
1. Мировоззрение, его структура и исторические типы
Мировоззрение — общее понимание человеком окружающего мира и своего места в нем, его отношение к окружающей действительности и самому себе.
Мировоззрение — исходный пункт
и активный духовный фактор освоения
и изменения человеком
Мировоззрение обусловлено естественно-
Как сложное духовное явление мировоззрение включает в себя наиболее значимые элементы: знания, ценности и убеждения, Все эти элементы мировоззрения в своей совокупности определяют его структуру.
Мировоззрение формировалось исторически в связи с развитием самого общества. Выделяют следующие основные исторические типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское, а так же обыденное.
Исторически первый тип — мифологическое мировоззрение — формируется на ранних стадиях развития общества и представляет собой первую попытку человека объяснить происхождение и устройство мира, появление на земле людей и животных, причины стихийных явлений природы, определить свое место в окружающем мире.
Мифология (греч. nrythos - повествование, сказание) - фантастическое отражение действительности в виде чувственно-наглядных представлений. Этой форме мировоззрения присущи такие черты как:
- антропоморфность, т.е. наделение явлений окружающего мира человеческими свойствами, одушевление мира природы;
- синкретизм (слитность, нерасчленность) объективного и субъективного миров, реального и вымышленного; В мифах представлены в неразрывной связи элементы религии, искусства, жизненных наблюдений и т.д., что позволяло человеку приспособится к окружающему миру и выработать приемлемую форму поведения;
- символизм мифа представлен в нерасчлененности предмета и знака, существа и его имени, пространственных и временных отношений. Мифологическое время – это то время, когда все было «не так» как теперь. Мифологическое прошлое – это не просто предшествующее время, а особая эпоха первотворения, эпоха, служащая образцом для настоящего и будущего.
- миф совмещает в себе два аспекта – рассказ о прошлом (диахронический аспект) и средство объяснения настоящего, а иногда и будущего (синхронический аспект).
- сотворение мира изображалось обычно как превращение хаоса в космос, который формируется путем отделения неба от земли и выделения суши из океана. В результате появляются три мира: небесный, земной и подземный. Весь этот процесс сопровождается борьбой богов и героев против демонических сил. У народов с развитыми мифологическими системами важную роль играли мифы о происхождении мира, вселенной (космогонические мифы) и человека (антропогонические мифы). В мифологии аграрных народов существенное место занимали календарные мифы, символически производящие природные циклы.
- мифы утверждают принятую в
данном обществе систему
- миф не является предметом
дискуссии, не нуждается в
Итак, мифу присущи такие черты как: чувственно-конкретный характер, метафоричность, эмоциональность, синкретизм, символизм и др.
Мифология как тип мировоззрения и основной способ познания мира в первобытном обществе оказала значительное влияние на духовную жизнь человечества. Об этом свидетельствует, в частности, глубокое проникновение в европейскую культуру греко-римской мифологии. Сказания о богах, населяющих Олимп, о Прометее и Геракле, Дедале и Икаре, Одиссее и аргонавтах вдохновляли художников и поэтов, их творения вошли в золотой фонд искусства. Например, миф о Тантале (танталовые муки).
Большой интерес представляет собой славянская мифология, в рамках которой формировалась этнонациональная особенность и ментальность славян. Элементы мифологического мировоззрения сохранились в общественном сознании современного общества, прежде всего, в форме народных сказаний, притч, народных примет.
Религиозное мировоззрение сформировалось на сравнительно высокой стадии развития древнего общества. Религия (от лат. religio – набожность, святыня, предмет культа; religare – связываь, соединять) - мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия (культ), основанные на вере в существование священного, сверхъестественного. Являясь, как и мифология, фантастическим отражением действительности, религиозное мировоззрение отличается от мифологии верой в существование сверхъестественных сил и их главенствующей роли в мироздании и жизни людей. Видом сверхъестественного выступает священное (сакральное), т.е. то, что выходит за рамки естественного, природного (профанного), «чудо». Сверхъестественное, священное является для человека безусловной ценностью.
Вера в сверхъестественное — основа религиозного мировоззрения и его главный признак. В мифе человек не выделяет себя из природы, боги живут в естественном, «земном» мире, общаются с людьми. Достоверность мифического образа является само собой разумеющейся и поэтому не нуждается в вере. Религиозное сознание раздваивает мир на «земной», естественный (профанный), постигаемый органами чувств, и «небесный», сверхъестественный, сверхчувственный (сакральный), постигаемый через состояния веры и внутреннего переживания.
Религия является сложной мировоззренческой системой. Современные исследователи выделяют существенные особенности религиозного сознания и мировоззрения, (интегративной чертой религиозного сознания, является религиозная вера) характерные для любой религии:
- убежденность в существовании явлений, обладающих сверхъестевенными свойствами. Такими сверхъестественными свойствами могут в сознании верующего обладать силы природы — земля, солнце и др. В развитых мировых религиях основной объект религиозного отношения — единый Бог, известный человеку в меру своего самооткровения. Мир сакрального (священного) для верующего реален, он не относится к сфере мечты. Иначе он превратится в историческую легенду, нравственное поучение, в культурный памятник.
- убеждение в реальности контакта с объектами религиозной веры. Контакт этот представляется в системе религиозного сознания двусторонним. Человек вступает в контакт с миром сверхъестественного с помощью молитвы, жертвоприношения, культовых действий. Культовые действия — это каналы связи с миром сверхъестественного. Божество воздействует на человеческие судьбы, объявляет людям свою волю, знает их помыслы. Религия предполагает существование чувства зависимости от объектов религиозного поклонения, ибо общение человека с Богом «неравноправно». Формы осознания этой зависимости могут быть различны: от чувства страха, вынуждающего к покорности, до просветленного смирения, понимаемого как осознание собственного несовершенства.
Религия является одним из универсальных культурных механизмов регуляции человеческой деятельности, она через систему культовых действий организует повседневную жизнь, с помощью освоения вероучения структурирует мировоззрение, заставляет задуматься об основах и смысле собственной жизни. Религиозное сознание неоднородно, оно имеет по меньшей мере два уровня: массовое религиозное сознание, в котором, как правило, центральное место занимает эмоциональный комплекс, и рационально оформленное сознание, предполагающее освоение содержания вероучения. Еще более высокий уровень религиозного сознания – богословие, или теология, которое не только осваивает вероучение, но и транслирует его, защищает от ересей, интерпретирует согласно требованиям времени.
Качественно новым историческим типом мировоззрения является философское мировоззрение. От мифологии и религии оно отличается ориентацией на рациональное объяснение мира. Наиболее общие представления о природе, обществе, человеке становятся предметом теоретического рассмотрения, логического и критического анализа. Философское мировоззрение унаследовало от мифологии и религии их мировоззренческий характер, всю совокупность вопросов о происхождении мира, его строении, месте человека в мире и т.д., но в отличие от мифологии и религии, которые характеризуются чувственно-образным отношением к действительности и содержат художественные и культовые элементы, этот тип мировоззрения, как правило, представляет собой логически упорядоченную систему знаний, характеризуется стремлением теоретически обосновать положения и принципы.
Это не означает, однако, что философии
вообще не свойственно художественно-
Философия — это высший уровень и вид мировоззрения, это теоретически оформленное, системно-рациональное мировоззрение. По самой своей сути она призвана вскрывать рациональный смысл и всеобщие закономерности существования и развития мира и человека. Целостный и завершенный вид мировоззрению придает только философия, которая интегрально объединяет и обобщает все мировоззренческие установки, формирующиеся в сознании человека из различных источников.
В особый
тип следует выделить обыденное
Философское мировоззрение отражает многообразие социально-исторических типов наиболее общих отношений человека к миру. Оно делится на различные типы. Типами философского мировоззрения являются: материализм и идеализм; диалектика и метафизика; скептицизм и агностицизм; рационализм и эмпиризм и т.п.
Специфика данных типов
2. Возникновение
и специфика философского
Термин «философия» происходит от греческих слов phileo — любовь и sophia — мудрость и означает «любовь к мудрости». Слово «философ» впервые употребил Пифагор (580-500г.г.) по отношению к людям стремящихся к высокой мудрости (истине) и достойному образу жизни. Мудрецом, т.е. тем, кто владеет истиной, стать невозможно. Но вполне реально для человека стать философом – «любомудром», «любящим мудрость», стремящимся к ней.
В
культурный оборот термин «
По мнению Аристотеля (384—322 до н. э.), цель философии — постижение всеобщего в самом мире, а ее предметом являются первые начала и причины бытия. При этом философия является единственной наукой, которая существует ради самой себя и представляет «знание и понимание ради самого знания и понимания»1. Способность человека удивляться исток философствования.
Удивление, согласно Платону и Аристотелю, - начало философии, позволяющее увидеть тайну в обыденном.
Философия возникла в VII – VI веках до н.э. в трех древних цивилизациях: Древней Греции, Древней Индии, Древнем Китае независимо друг от друга на основе мифологических представлений (формула возникновения философии выглядит так: от мифа к логосу). К предметной области философии относятся:
- проблемы окружающего мира, поиск первоосновы всего сущего. При этом эти проблемы понимаются в универсальном смысле: бытие и небытие; бытие материальное и идеальное; бытие природы, общества и человека. Философское учение о бытие получило название онтологии (от греч. ontos — сущее и logos — учение);