Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 12:28, курс лекций
Мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, норм и установок, которые определяют отношение человека к миру и регулируют его поведение. В структуру мировоззрения входит 4 основных компонента.
Познавательный, включающий в себя обобщенные знания, которые формируют конкретно научную и универсальную картину мира. Ценностно-нормативный, состоящий из идеалов, убеждений, верований, правил и т.д. Все они характеризуют то или иное отношение человека к миру. Эмоционально-волевой, объединяющий эмоции, настроения, чувства, которые обеспечивают превращение знаний и ценностей в личные убеждения человека.
Практический, выражающийся в готовности человека к определенному типу действий в конкретных обстоятельствах.
ЛЕКЦИЯ 1 Круг проблем философии и ее роль в жизни общества
1.1. Мировоззрение: его сущность, структура и исторические типы
1.2. Философия как особый тип мировоззрения. Основной вопрос философии и две его стороны
1.3. Функции философии
ЛЕКЦИЯ 2 Философия Древнего мира
2.1. Специфика философской мысли Древнего Востока
2.2. Характерные особенности философии античности
ЛЕКЦИЯ 3 Философия средних веков
3.1. Характерные особенности философии Средневековья
3.2. Фома Аквинский – систематизатор средневековой схоластики
4 Философия эпохи Возрождения
4.1. Основные черты мировоззрения Возрождения
4.2. Натурфилософия эпохи Возрождения
4.3. Социально-политическая мысль эпохи Возрождения
ЛЕКЦИЯ 5 Философия Нового времени
5.1. Эмпиризм в философии Нового времени
5.2. Рационализм в философии Нового времени
5.3. Характерные особенности мировоззрения Просвещения
ЛЕКЦИЯ 6 Немецкая классическая философия
6.1. Субъективный идеализм И. Канта
6.2. Система объективного идеализма и диалектический метод Гегеля
6.3. Антропологический материализм Л. Фейербаха
ЛЕКЦИЯ 7 Возникновение и развитие философии марксизма
7.1. Предпосылки и теоретические источники философии марксизма
7.2. Основные идеи философии марксизма
7.3. Марксизм после Маркса
ЛЕКЦИЯ 8 Философия позитивизма
8.1. Классический позитивизм
8.2. Эмпириокритицизм (махизм)
8.3. Неопозитивизм
ЛЕКЦИЯ 9 Философский иррационализм
9.1. Иррационализм как философское направление
9.2. Основные темы экзистенциализма
9.3. Эволюция психоаналитической философии
9.4. Прагматизм
ЛЕКЦИЯ 10 Основные течения современной западной философии
10.1. Критический рационализм
10.2. Структурализм
10.3. Герменевтика
ЛЕКЦИЯ 11 Философия и национальное самосознание
11.1. Основные этапы развития и проблемы русской философии
11.2. Эволюция философской мысли в Беларуси
ЛЕКЦИЯ 12 Исходные категории философского анализа мира
12.1. Бытие и его структура
12.2. Формирование научно-философского понимания материи
12.3. Движение как способ существования материи. Формы движения материи и их взаимосвязь
12.4. Пространство и время как формы бытия материи
ЛЕКЦИЯ 13 Сознание как предмет философского анализа
13.1. Проблема сознания в истории философии
13.2. Происхождение сознания, его сущность и структура
ЛЕКЦИЯ 14 Диалектика и ее альтернативы
14.1. Проблема метода в философии. Принципы материалистической диалектики
14.2. Законы диалектики
14.3. Категории диалектики
ЛЕКЦИЯ 15 Проблема человека в философии
15.1. Природные и социальные факторы становления человечества. Человек как биосоциальное существо
15.2. Индивид. Индивидуальность. Личность
15.3. Проблема смысла жизни в философии
ЛЕКЦИЯ 16 Природа как предмет философского анализа
16.1. Понятие природы. Диалектика взаимодействия природы и общества
16.2. Экологические проблемы современности и перспективы их решения
ЛЕКЦИЯ 17 Деятельность и практика
17.1. Природа и сущность деятельности. Структура деятельности
17.2. Практика и ее виды
ЛЕКЦИЯ 18 Познание
18.1. Виды познания. Субъект и объект познания
18.2. Чувственное и рациональное познание
18.3. Проблема истины в философии
18.4. Методы научного познания
18.5. Формы научного познания
ЛЕКЦИЯ 19 Философия науки
19.1. Понятие науки, ее структура и функции
19.2. Язык науки. Проблема классификации наук
19.3. Научно-техническая революция: сущность и основные направления
ЛЕКЦИЯ 20 Общество как объект философского познания
20.1. Основные концепции общественного развития
20.2. Общество как развивающаяся система
20.3. Общественный прогресс и его критерии
ЛЕКЦИЯ 21 Ценности и их роль в жизни общества
21.1. Сущность и природа ценностей
21.2. Оценка, ее структура и функции
21.3. Проблема классификации ценностей
21.4. Социальная обусловленность ценностных ориентаций
ЛЕКЦИЯ 22 Философия и футурология. Научное прогнозирование будущего
22.1. Понятие футурологии. Основные футурологические концепции современности
22.2. Сущность прогнозирования. Методы научного прогнозирования
Список рекомендуемой литературы
После Ленина марксизм был признан единственной официальной философией в СССР. Однако на практике советский марксизм не был философией. Он представлял собой государственную, тоталитарную идеологию, главной задачей которой было обоснование и укрепление авторитета правящей партии. В то же время в советской философии были достигнуты определенные успехи, преимущественно в области методологии науки и истории социально-политических учений.
На Западе марксизм развивался как философское учение и приобрел форму неомарксизма. Его сторонники, исследуя творчество Маркса, главное внимание уделяют раннему марксизму. По их мнению, наиболее продуктивные идеи Маркс высказал в начальный период своего творчества:
Наибольшее влияние неомарксизм имеет во Франции, Италии, ФРГ. Идеи марксизма приобрели популярность и в странах «третьего мира». В Азии, Африке, Латинской Америке возникли собственные варианты марксизма, которые представляют собой идеологические доктрины национально-освободительной направленности. Они используют марксистскую фразеологию, но к настоящему марксизму не имеют никакого отношения. В качестве их можно назвать маоизм в Китае, чучхе в Северной Корее, различные варианты троцкизма в странах Латинской Америки.
Марксизм представляет собой закономерный продукт развития философской мысли Западной Европы второй половины XIX в. Его теоретические положения заслуживают внимания и уважения, но претензии марксизма на исключительное положение по отношению к другим философским течениям являются неправомерными.
Лекция 8 Философия позитивизма
8.1. Классический позитивизм
Позитивизм в переводе с латинского («positivus») означает положительный. Как философское течение позитивизм возник во Франции в 30-40 гг. XIX в. Его основатель О. Конт (1798-1857 гг.). Идеи Конта получили свое развитие в трудах английских мыслителей Дж. Ст. Милля и Г. Спенсера.
Конт сформулировал закон трех стадий интеллектуальной эволюции. По его мнению, в своем интеллектуальном развитии каждый отдельный человек и человечество в целом проходят следующие стадии.
Таким образом, Конт утверждал, что задача науки не объяснение, а описание действительности. Она должна отвечать на вопрос «Как?», а не на вопрос «Почему?». Конт стремился объяснить развитие общества не только углублением научного знания, но и расширением его за счет появления новых наук. Он разработал учение об организации и структуре науки, которое назвал энциклопедическим законом или иерархией наук. Конт расположил науки в зависимости от времени их появления и степени сложности. В итоге выстроилась следующая иерархия:
Эту систему Конт считал вечной и неизменной. Он отрицал всю предшествующую философию, однако не отказывался от философии как таковой. По его мнению, для полного познания действительности частных наук недостаточно. Необходимо раскрыть связи между отдельными науками. Этим и должна заниматься философия. Конкретные науки выявляют частные закономерности, а философия – общие. Философия – это наука, которая объединяет исследовательские результаты конкретных научных дисциплин и отличается от них только степенью обобщения. Главные произведения Конта: «Курс позитивной философии», «Дух позитивной философии».
8.2. Эмпириокритицизм (махизм)
Естественнонаучным обоснованием классического позитивизма был механицизм. Открытия естествознания на рубеже XIX-XX вв., связанные с развитием квантовой физики, потребовали нового мировоззрения. Кроме того, в ходе научных исследований выяснилось, что их результаты зависят от приборов и органов чувств человека. В этих условиях позитивизм вынужден был обратить внимание на вопросы, которые он раньше игнорировал: о природе познания, об отношении субъекта и объекта познания, о взаимосвязи физических и психических процессов познавательной деятельности. Эти обстоятельства породили вторую историческую форму позитивизма – эмпириокритицизм. Ее основатели – физик Э. Мах (1838-1916 гг.) и психолог Р. Авенариус (1843-1896 гг.). Авенариус написал трактат «Критика чистого опыта». Эмпириокритицизм переводится как «критика опыта»; имя Маха дало второе название новой формы позитивизма – «махизм». Принципиальным отличием махизма от классического позитивизма стало то, что махисты видели свою задачу не в построении всеобъемлющей системы научного знания, а в создании теории научного познания. По их мнению, наука дает человеку не истину, а лишь символы, знаки для практической ориентации. Ядро махизма составляют ряд принципов, главными из которых являются : принцип нейтральных элементов мира, принцип экономии мышления и принцип интроекции. Махисты утверждают, что не тела вызывают ощущения, а комплексы ощущений образуют тела. Научный опыт состоит не из психических или физических явлений, а их нейтральных элементов, т.е. ощущений и восприятий отдельного субъекта. Задача философии в том, чтобы упорядочить эти нейтральные элементы мира на основе принципа экономии мышления. Экономия мышления означает требование использовать минимум средств в описании каких-либо явлений. Учение об интроекции представляло собой критику идеи о том, что представление находится внутри головного мозга. Авенариус не отрицал, что мысль является функцией мозга. Он утверждал, что она передается не непосредственно, а через различные объекты внешнего мира. Таким образом, утверждался тезис о внутренней взаимосвязи субъекта и объекта научного познания.
8.3. Неопозитивизм
Неопозитивизм возник в 20-е гг. XX в. Его основателями считаются М. Шлик, Р. Карнап, Б. Рассел и др. Возникновение неопозитивизма связано с деятельностью «Венского кружка» – теоретического семинара математиков, физиков, логиков, социологов, который действовал при Венском университете. Неопозитивизм состоит из многих школ и направлений. Основной формой неопозитивизма является логический позитивизм. Его сторонники утверждают, что философия – это не наука, а особый способ теоретизирования. Задача философии заключается в логическом анализе высказываний и обобщений. По мнению неопозитивистов, все знания выражаются с помощью языка.
Б. Рассел выдвинул идею о том, что все высказывания можно разделить на три группы:
Задача философии состоит в том, чтобы выделить осмысленные предложения и определить их истинность. Критерием научности в неопозитивизме выступает принцип верификации, в соответствии с которым истинным признается лишь то высказывание, которое подтверждается опытом. Это означает, что оно может быть сведено к непосредственному, чувственному восприятию. Такое высказывание называется атомарным. Если же высказывание связано с опытом, через цепь рассуждений, то оно является молекулярным. Тем не менее в ходе научных исследований выяснилось, что существует ряд высказываний, которые в принципе невозможно свести к опыту. Это высказывания о фактах прошлого и широкие обобщения. В этой ситуации неопозитивизм требует опытной проверки только частных высказываний, а для других допускает принципиальную возможность осуществления такой проверки. Другим принципом неопозитивизма является физикализм. Он признает научным лишь то высказывание, которое можно выразить языком физики.
Неопозитивизм в своем развитии столкнулся с серьезными противоречиями. Наука, опираясь на опыт, не может развиваться только на его основе. Большое значение для науки имеет конструктивное творческое мышление, которое поднимается над опытом и создает новый результат, напрямую не связанный с экспериментальной деятельностью. В то же время неопозитивизм сыграл положительную роль в развитии науки и философии. Не вызывает возражений утверждение неопозитивистов о том, что процесс познания доступен логическому исследованию только в языковой форме. Отождествление форм языка и форм логики создало предпосылки формализации гуманитарных наук и открыло возможность использования математических методов в гуманитарном познании.
Лекция 9 Философский иррационализм
9.1. Иррационализм как философское направление
Иррационализм как философское
направление начал формироватьс
Таким образом, основу философского иррационализма составили неверие в созидательные силы человека, исторический и социальный пессимизм. Если рационализм абсолютизирует целесообразные формы человеческой активности, то иррационализм отдает приоритет бессознательным импульсам и эмоционально-волевым структурам субъекта. Основную задачу философии иррационалисты видят не в познании законов объективного мира, а в определении форм субъективного мира личности и выработку эмоционально-нравственных установок, которые должны помочь человеку в межличностных отношениях.
9.2. Основные темы экзистенциализма
Экзистенциализмом называют философию существования (от лат. existetia – существование). Это философское течение получило широкое распространение в XX в., хотя его теоретические источники сложились в XIX в. Предтечей экзистенциализма является датский мыслитель Сьерен Кьеркегор (1813-1855 гг.). Кьеркегор утверждал, что мир предметов существует только потому, что он что-то значит для человека. Жизнь человека представляет собой познание экзистенции, которое проходит 3 стадии:
Вторым источником экзистенциализма стала философия воли Ф. Ницше (1844-1900 гг.). Он утверждал, что движущей силой мира является не разум, а мировая воля, которая включает в себя все различные проявления сил. Право сильного – это превышение всех моральных, религиозных и других норм. Этим правом должен руководствоваться человек во всех сферах жизни.
Третьим источником экзистенциализма стала феноменология Э. Гуссерля (1859-1938 гг.), который утверждал, что жизненный мир нельзя познать путем наблюдений и опыта. Этот мир представляет собой совокупность феноменов, то есть ситуаций непосредственно переживаемых и интуитивно постигаемых индивидом. Феноменологический метод – это путь интуитивного освобождения потока индивидуальных предвидений.
В XX в. экзистенциализм окончательно оформился как философское течение и получил наибольшее распространение в Германии и Франции. Различают две его основные формы:
Представители атеистического течения экзистенциализма предлагают человеку самому стать Богом, то есть взять на себя всю полноту ответственности за свои поступки (А. Камю, Ж.-П. Сартр). Сторонники религиозного экзистенциализма видят путь решения человеческих проблем в обращении к Богу (К. Ясперс, Г. Марсель).
По мнению экзистенциалистов, мир абсурден. Каждый человек представляет собой целую Вселенную, но она замкнута и не пересекается с другими. Человек обречен на одиночество в абсурдном мире. Занятые повседневными заботами, люди не осознают своего одиночества. Это осознание приходит к ним в пограничной ситуации – состоянии глубоко эмоционального стресса, которое может быть вызвано потерей близких, смертельной болезнью, предательством друзей и т.д. В этих условиях человеку приходит осознание его беззащитности перед миром смерти. Таким образом, рациональные формы познавательной деятельности, которые представляет наука, не могут помочь человеку в преодолении страха смерти. Эту проблему он может решить либо обращаясь к религии, либо трезво оценивая свои возможности и свое положение в мире.
Экзистенциализм получил распространение не только в философии, но и в художественной культуре (особенно литературе). Его представители излагали свои идеи не в форме научных трактатов, а в виде литературных и драматических произведений. Это предопределило широкую популярность экзистенциализма.
9.3. Эволюция психоаналитической философии
Психоаналитическая философия выросла на основе учения З. Фрейда (1856-1939 гг.), которое первоначально представляло собой методику лечения неврозов и называлось психоанализ.
Фрейд создал модель человеческой психики, в структуре которой он выделил три элемента: «Сверх Я» (Super ego), «Я» (Ego), «Оно» (Id).
«Оно» – это область бессознательных влечений человека, среди которых доминируют сексуальные влечения.
«Я» – это сфера разума, посредник между «Оно» и внешним миром.
«Сверх Я» – это нормативные запреты, выработанные обществом, которые для конкретного человека выступают в виде совести.
Каждый человек обладает определенным запасом сексуальной энергии, которую Фрейд назвал либидо. Когда достигается ее критический уровень, человек должен освободится от избытка либидо. Цивилизованный человек обладает способностью к сублимации, то есть к переводу либидо в те сферы деятельности, которые не связаны с удовлетворением сексуальных желаний и общественно полезны: спорт, искусство, политика и т.д. Таким образом, по Фрейду, источником активности человека выступает бессознательные импульсы.