Лекции по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 12:28, курс лекций

Описание работы

Мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, норм и установок, которые определяют отношение человека к миру и регулируют его поведение. В структуру мировоззрения входит 4 основных компонента.
Познавательный, включающий в себя обобщенные знания, которые формируют конкретно научную и универсальную картину мира. Ценностно-нормативный, состоящий из идеалов, убеждений, верований, правил и т.д. Все они характеризуют то или иное отношение человека к миру. Эмоционально-волевой, объединяющий эмоции, настроения, чувства, которые обеспечивают превращение знаний и ценностей в личные убеждения человека.
Практический, выражающийся в готовности человека к определенному типу действий в конкретных обстоятельствах.

Содержание

ЛЕКЦИЯ 1 Круг проблем философии и ее роль в жизни общества
1.1. Мировоззрение: его сущность, структура и исторические типы
1.2. Философия как особый тип мировоззрения. Основной вопрос философии и две его стороны
1.3. Функции философии
ЛЕКЦИЯ 2 Философия Древнего мира
2.1. Специфика философской мысли Древнего Востока
2.2. Характерные особенности философии античности
ЛЕКЦИЯ 3 Философия средних веков
3.1. Характерные особенности философии Средневековья
3.2. Фома Аквинский – систематизатор средневековой схоластики
4 Философия эпохи Возрождения
4.1. Основные черты мировоззрения Возрождения
4.2. Натурфилософия эпохи Возрождения
4.3. Социально-политическая мысль эпохи Возрождения
ЛЕКЦИЯ 5 Философия Нового времени
5.1. Эмпиризм в философии Нового времени
5.2. Рационализм в философии Нового времени
5.3. Характерные особенности мировоззрения Просвещения
ЛЕКЦИЯ 6 Немецкая классическая философия
6.1. Субъективный идеализм И. Канта
6.2. Система объективного идеализма и диалектический метод Гегеля
6.3. Антропологический материализм Л. Фейербаха
ЛЕКЦИЯ 7 Возникновение и развитие философии марксизма
7.1. Предпосылки и теоретические источники философии марксизма
7.2. Основные идеи философии марксизма
7.3. Марксизм после Маркса
ЛЕКЦИЯ 8 Философия позитивизма
8.1. Классический позитивизм
8.2. Эмпириокритицизм (махизм)
8.3. Неопозитивизм
ЛЕКЦИЯ 9 Философский иррационализм
9.1. Иррационализм как философское направление
9.2. Основные темы экзистенциализма
9.3. Эволюция психоаналитической философии
9.4. Прагматизм
ЛЕКЦИЯ 10 Основные течения современной западной философии
10.1. Критический рационализм
10.2. Структурализм
10.3. Герменевтика
ЛЕКЦИЯ 11 Философия и национальное самосознание
11.1. Основные этапы развития и проблемы русской философии
11.2. Эволюция философской мысли в Беларуси
ЛЕКЦИЯ 12 Исходные категории философского анализа мира
12.1. Бытие и его структура
12.2. Формирование научно-философского понимания материи
12.3. Движение как способ существования материи. Формы движения материи и их взаимосвязь
12.4. Пространство и время как формы бытия материи
ЛЕКЦИЯ 13 Сознание как предмет философского анализа
13.1. Проблема сознания в истории философии
13.2. Происхождение сознания, его сущность и структура
ЛЕКЦИЯ 14 Диалектика и ее альтернативы
14.1. Проблема метода в философии. Принципы материалистической диалектики
14.2. Законы диалектики
14.3. Категории диалектики
ЛЕКЦИЯ 15 Проблема человека в философии
15.1. Природные и социальные факторы становления человечества. Человек как биосоциальное существо
15.2. Индивид. Индивидуальность. Личность
15.3. Проблема смысла жизни в философии
ЛЕКЦИЯ 16 Природа как предмет философского анализа
16.1. Понятие природы. Диалектика взаимодействия природы и общества
16.2. Экологические проблемы современности и перспективы их решения
ЛЕКЦИЯ 17 Деятельность и практика
17.1. Природа и сущность деятельности. Структура деятельности
17.2. Практика и ее виды
ЛЕКЦИЯ 18 Познание
18.1. Виды познания. Субъект и объект познания
18.2. Чувственное и рациональное познание
18.3. Проблема истины в философии
18.4. Методы научного познания
18.5. Формы научного познания
ЛЕКЦИЯ 19 Философия науки
19.1. Понятие науки, ее структура и функции
19.2. Язык науки. Проблема классификации наук
19.3. Научно-техническая революция: сущность и основные направления
ЛЕКЦИЯ 20 Общество как объект философского познания
20.1. Основные концепции общественного развития
20.2. Общество как развивающаяся система
20.3. Общественный прогресс и его критерии
ЛЕКЦИЯ 21 Ценности и их роль в жизни общества
21.1. Сущность и природа ценностей
21.2. Оценка, ее структура и функции
21.3. Проблема классификации ценностей
21.4. Социальная обусловленность ценностных ориентаций
ЛЕКЦИЯ 22 Философия и футурология. Научное прогнозирование будущего
22.1. Понятие футурологии. Основные футурологические концепции современности
22.2. Сущность прогнозирования. Методы научного прогнозирования
Список рекомендуемой литературы

Работа содержит 1 файл

konspekt_lektsy_po_filosofii.doc

— 681.00 Кб (Скачать)

Количество – это объективная определенность качественно-однородных явлений, которая выражает величину и объем предметов, темп протекания процессов, степень наличия тех или иных свойств.

Взаимосвязь качества и  количества выражает понятие «мера» – интервал количественных изменений, в пределах которых основное качество объекта остается неизменным. Рамки, выход за которые приводит к изменению качества, называют границами меры. Количественные изменения лишь до определенной степени не вызывают качественных. При достижении этого предела и преодолении его происходит переход системы в новое качество, и этот переход имеет скачкообразный характер. Скачки бывают частными и общими. Частные изменяют отдельные элементы системы, общие приводят ее в новое качественное состояние. В социальном развитии частным скачком является реформа, общим – революция. Таким образом, закон взаимного перехода количественных и качественных изменений раскрывает механизм движения и развития.

Ни о каком явлении  в действительности нельзя сказать, что оно только старое или только новое. Новое не может возникнуть из ничего, а старое не может превратиться в ничто. Замена старого новым в диалектике называется отрицанием, оно содержит в себе два момента:

  • обязательное изменение старого качества системы;
  • сохранение отдельных элементов старого и их развитие на новой основе.

Диалектическое отрицание  никогда не заканчивается отрицанием исходной ступени. Возникает новое  качество, которое также подвергается отрицанию. Следовательно, закон отрицания отрицания указывает на то, что развитие имеет циклический спиралевидный характер

 

 

14.3. Категории диалектики

 

Философские категории – это фундаментальные понятия, которые отражают общие отношения материальной реальности и познания. Впервые теоретический анализ категорий попытался осуществить Аристотель. Кант рассматривал категории как доопытные формы разума, не связанные с внешним миром. Гегель утверждал, что категории, хотя являются формами мышления, но содержат в себе характеристики самих предметов.

Материалистическая диалектика признает объективность содержания категорий и универсальность связей, закрепленных в них. Развитие категорий он рассматривает в двух аспектах. Во-первых, как обогащение содержания уже существующих категорий и, во-вторых, как появление новых категорий.

Каждую вещь можно  мысленно или реально разделить  на составляющие. В этом случае возникает  проблема соотношения между вещью  и ее составляющими. Для ее решения используются  категории «целое», «часть», «элемент», «структура», «система».

Целое – это такая взаимосвязь частей, которая характеризуется свойствами не присущими каждой отдельной части.

Часть – это составляющая целого.

В философии существуют три подхода, характеризующие взаимоотношения между целым и его частями: холизм исходит из того, что характер частей определяет целое; меризм утверждает, что целое определяется частями; диалектический подход основан на том, что целое определяется целым посредством частей.

Развитие познания и  расширение сферы деятельности человека потребовало новых категорий, дополняющих содержание категорий «целое» и «часть».

Элемент – это относительно самостоятельная качественно-определенная составная часть сложного целого.

Структура – это относительно устойчивый способ связи элементов сложного целого, который обеспечивает существование этого целого при различных изменениях.

Система – это совокупность взаимосвязанных упорядоченных элементов, которая характеризуется определенной структурой.

Каждый материальный объект представляет собой систему. Множество объектов предполагает классификацию систем. В самом общем виде системы подразделяются на материальные (материальные объекты и их совокупности) и абстрактные (продукты человеческого мышления). В зависимости от устойчивости или изменчивости выделяют статичные и динамичные системы.

По характеру взаимодействия с окружающей средой различают закрытые и открытые системы. Первые обмениваются с внешней средой только энергией. Вторые – энергией и веществом.

По характеру связи  между элементами выделяют суммативные  и целостные системы. В первых элементы связаны поверхностными, случайными связями; во вторых – существенными, органическими.

В процессе внутреннего  взаимодействия элементов целого и  его внешнего взаимодействия с другими  целостностями происходит изменение объекта. Однако это изменение не мгновенное. Разные части целого изменяются с разной скоростью. Эту особенность отражают категории «содержание» и «форма».

Содержание – это единство всех элементов объекта: их связей, свойств, противоречий и тенденций развития.

Форма – это способ выражения содержания объекта.

Форма не равнозначна  внешнему виду. В объекте всегда различают внешнюю и внутреннюю форму. Внешняя связана с пространственно-временными характеристиками, а внутренняя характеризует способ связи элементов содержания, его свойств и противоречий. При этом внешняя форма не может существовать без внутренней, а внутренняя всегда проявляется через внешнюю.

Содержание является ведущей, определяющей стороной объекта, и оно изменяется быстрее, чем форма. Но форма способна активно воздействовать на содержание и противостоять его изменению.

Тот или иной предмет нельзя познать сразу, целиком и полностью. Познание осуществляется путем перехода от одного уровня познания к другому. Это отражают категории «сущность» и «явление».

Сущность – это единство глубинных  связей, отношений, законов, которые определяют основные черты развития той или иной системы.

Явление – внешнее обнаружение сущности. Сущность и явление отражают одну и ту же реальность, но не совпадают. Сущность отражает внутреннюю устойчивую непосредственно не воспринимаемую сторону предметов и процессов, а явление – внешнюю изменчивую чувственно воспринимаемую сторону предмета.

При знакомстве с миром  человек обращает внимание на его  многообразие и неповторимость каждой вещи и, вместе с тем, замечает сходство вещей и явлений. Эта особенность отражена категориями «единичное», «общее», «особенное».

Единичное – это отдельный, обладающий индивидуальной качественной и количественной определенностью предмет, ограниченный в пространстве и во времени от других предметов и явлений.

Общее – это сходство свойств сторон предметов и явлений действительности. Общее существует в единичном и проявляется через единичное, а единичное всегда содержит в себе частицу общего.

Спецификой особенного является то, что по отношению к единичному оно выступает как общее, а по отношению к общему как единичное.

Иногда выделяют категорию  «всеобщее», которое характеризует  связь между всеми явлениями и предметами действительности. Примером всеобщей связи называют причинно-следственную связь.

Причина – это явление, которое при наличии определенных условий вызывает новые явления.

Следствие – это результат действия причины. В результате такого взаимодействия между причиной и следствием происходит обмен веществом, энергией, информацией. В общественных отношениях эту пару категорий дополняет понятие «повод» – какое-либо событие, которое активизирует действие причины.

Сторонники всеобщего  характера причинно-следственных связей составляют течение философии, которое называется «детерминизм». Те, кто отрицают всеобщий характер причинно-следственных связей, относятся к течению индетерминизма.

Переход причины в  следствие всегда является необходимым, но осуществляется в случайных формах.

Необходимость отражает внутренние, устойчивые, повторяющиеся связи и отношения реальности.

Случайность отражает внешние, неустойчивые явления и процессы. Необходимость – это то, что обязательно проиойдет при определенных условиях. Случайность – это то, что может быть, а может и не быть.

Необходимость и случайность могут меняться местами. То, что в одних условиях случайно, в других может быть необходимым.

Действительность – в широком смысле слова весь реально существующий мир, а в узком – бытие отдельных предметов.

Возможность – это то, предпосылки чего уже имеются, но оно еще не стало действительностью.

Во взаимосвязи возможности  и действительности приоритет принадлежит  действительности, поскольку она  включает в себя все возможности, но ни одна возможность не охватывает всей действительности. Выделяют реальные и формальные возможности. Первые связаны с необходимыми сторонами объекта, а вторые – со случайными. Реальные возможности подразделяются на абстрактные и конкретные. Для первых в настоящее время нет необходимых условий осуществления, а для вторых они имеются.

 

 

 

Лекция 15 Проблема человека в философии

 

15.1. Природные и социальные факторы становления человечества. Человек как биосоциальное существо

 

Важное значение для  понимания сущности человека имеет  вопрос о его происхождении. В современном естествознании чаще всего он решается на основе эволюционной теории Чарльза Дарвина. В своих работах «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859 г.), «Происхождение человека и половой отбор» (1871 г.) Дарвин обосновал идею появления различных видов животных в ходе эволюционного развития.

В основе эволюции лежит  естественный отбор. Главную причину  изменения биологических видов  Дарвин видел в изменении условий  окружающей среды. В процессе борьбы за существование выживают те животные, которые наиболее приспособлены к изменяющимся условиям окружающей среды. Следовательно, человек – это особый биологический вид, который имеет естественное природное происхождение и генетически связан с высшими млекопитающими. По Дарвину, мышление человека, способность к труду – это многократно усиленные естественным отбором инстинкты, низшие формы которых есть и у животных. Таким образом, теория Дарвина в определенном смысле «растворяет» человека в животном мире. Дополнить теорию Дарвина попытался Энгельс, который выделил труд как главную причину превращения обезьяны в человека.

Развитие науки в XX в. подтвердило ряд положений теорий Дарвина и Энгельса. Однако вопрос о происхождении человека по-прежнему остается открытым.

По оценкам ученых, человекообразные обезьяны (гоминиды) появились около 3,5 млн. лет назад. Процесс их превращения в людей (антропогенез) продолжался длительное время и был тесно связан с процессом формирования человеческого общества (социогенез). Человек – это результат антропосоциогенеза.

Человек современного вида Homo sapiens выделился около 50 тыс. лет назад. Выделение человека из животного мира объясняется комплексом природных и социальных факторов. С наступлением похолодания и сокращением площади тропических лесов часть обезьян была вынуждена приспосабливаться к жизни в саванне. Это привело к высвобождению рук и усвоению прямохождения. Свободные руки стали органом для производства и использования орудий труда. Совершенствуя орудия труда, человек совершенствовался сам. Развивался мозг, гортань, органы чувств, изменялась форма черепа. Трудовая деятельность стимулировала общение, что предопределило появление речи. Новые орудия труда позволили перейти от растительной диеты к смешанной, а потребление мяса дало мозгу необходимые вещества для быстрого развития. Использование огня для термической обработки пищи стало важным фактором перестройки человеческого организма.

Существенное значение имело регулирование брачных  отношений. Животные стада гоминидов основаны на эндогамии – родственных половых отношениях внутри стада. Антропогенез привел к запрету инцеста и установлению экзогамии, то есть брачных отношений с представителями других сообществ. Запрет инцеста стал первым ограничением, которое имело социально-нравственный характер. Затем последовали запрет на убийство соплеменника, требование поддержания жизни родича, независимо от его физического состояния.

Человек – существо биосоциальное: он является частью природы и неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное составляют единство, и только в таком единстве существует человек. Как биологическое существо, он представляет особый биологический вид и принадлежит к высшим млекопитающим. Биологическая природа человека проявляется в его анатомии и физиологии. Уступая животным в развитии  отдельных органов, человек превосходит их интеллектуально. Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к разным условиям существования. Биологическое в человеке не существует в чистом виде, оно социально обусловлено, то есть социальные факторы влияют на генетику человека и его наследственность. Человека отличает от животных ряд принципиальных особенностей:

  • способность к изготовлению орудий труда и использованию их как средств производства;
  • сознательная, целенаправленная, творческая деятельность;
  • способность к осмысленному образованию сообществ;
  • организующее насилие по отношению к себе и формирование жизни посредством образов;
  • наличие высокоорганизованного мозга, мышления, членораздельной речи.

Информация о работе Лекции по "Философии"