Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 15:28, курс лекций
Верное понимание того значения, которое философия играет в жизни как отдельного человека, так и общества в целом невозможно вне предварительного рассмотрения тех тенденций развития современной цивилизации, которые приобрели сегодня основополагающую роль. Среди них, условно можно выделить три основных – развитие техногенной и информационной цивилизации, общество потребления и проблема среднего человека.
Введение. Современная цивилизация и философия.
Тема 1. Мировоззрение и его роль в жизни человека и общества
Тема 2. Философия, ее сущность и назначение.
Тема 3. Философское понимание мира.
Тема 4. Философия человека.
Тема 5. Философия сознания.
Тема 7. Философское понимание жизни общества.
Тема 8. Философия Древнего Востока.
Тема 9. Философия Древней Греции.
Тема 10. Теоцентризм средневековой философии
Тема 11. Антропоцентризм философии эпохи Возрождения.
Тема 12. Философия Нового времени (XVII-XVIII вв.)
Тема 13. Немецкая классическая философия
Тема 14. Неклассическая философия XIX-начала XX века.
Тема 15. Русская философия второй половины XIX – начала XXв.
Тема 16. Основные направления современной западной философии.
«ФИЛОСОФИЯ. КУРС ЛЕКЦИЙ»
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. Современная цивилизация и философия.
Тема 1. Мировоззрение и его роль в жизни человека и общества
Тема 2. Философия, ее сущность и назначение.
Тема 3. Философское понимание мира.
Тема 4. Философия человека.
Тема 5. Философия сознания.
Тема 6. Философия познания.
Тема 7. Философское понимание жизни общества.
Тема 8. Философия Древнего Востока.
Тема 9. Философия Древней Греции.
Тема 10. Теоцентризм средневековой философии
Тема 11. Антропоцентризм философии эпохи Возрождения.
Тема 12. Философия Нового времени (XVII-XVIII вв.)
Тема 13. Немецкая классическая философия
Тема 14. Неклассическая философия XIX-начала XX века.
Тема 15. Русская философия второй половины XIX – начала XXв.
Тема 16. Основные направления современной западной философии.
Введение. Современная цивилизация и философия
Верное понимание того значения, которое философия играет в жизни как отдельного человека, так и общества в целом невозможно вне предварительного рассмотрения тех тенденций развития современной цивилизации, которые приобрели сегодня основополагающую роль. Среди них, условно можно выделить три основных – развитие техногенной и информационной цивилизации, общество потребления и проблема среднего человека.
Техногенная цивилизация довольно поздний продукт человеческой истории. Ее формирование относится к XV-XVII столетиям в Европе с последующей экспансией в различные регионы мира особенно в эпоху великих географических открытий. Эта цивилизация получила название западной цивилизации. На протяжении ее последующей истории темпы развития общественной жизни убыстряются, экстенсивное развитие заменяется интенсивным, ценностью становятся сами инновации. Предпосылки техногенной цивилизации возникают еще в античной культуре с ее демократией и теоретической наукой, культом человека и человеческого разума. Важную лепту в становление техногенной цивилизации внесла христианская традиция с пониманием человека как божественного творения и отсюда трактовкой человеческого разума как малой копии божественного разума, способного постичь и преобразовать внешний мир. В эпоху Ренессанса многие достижения античной культуры возрождаются и в соединении с христианской культурной традицией закладывается культурная основа техногенной цивилизации. Появляется идея о человеке как таком же творце как и Бог, способном творчески преобразовывать мир. Человек, таким образом оказался в центре внимания. В эпоху Нового времени доминантой становится идея преобразования мира и подчинение человеком природы, на что и должна быть направлена активная преобразовательная деятельность человека. Идея подчинения человеком при помощи науки и техники природных веществ и сил завоевывает всеобщее признание.
Среди основных характеристик
техногенной цивилизации
Информационное общество является определенным этапом развития техногенной цивилизации. Это общество, в котором социально-экономическое развитие зависит прежде всего от производства, переработки, хранения, распространения информации среди членов общества. Главным общественным богатством является знание, которое в форме информации становится наиболее важным и значимым товаром, доступным для всех индивидов, организаций, социальных групп и общества в целом, неиссякаемым резервом человечества. Знания и способы их практического применения замещают труд в качестве источника прибавочной стоимости. Товарное производство, характерное для техногенной цивилизации, остается, только теперь наиболее ценным товаром выступает информация. Информационная техника оказывает огромное и все возрастающее влияние на все сферы общества. Под воздействием накопления информации происходит невиданное ускорение темпов общественного развития. ускоренными темпами обновляется материально-техническая база на основе автоматизации, роботизации и компьютеризации. Ключевую роль в этом процессе играет информационная технология, в особенности, быстрое количественное и качественное развитие и применение электронно-вычислительной техники. Таким образом, техногенный характер цивилизации сохраняется, поднимаясь на новый уровень. Изменяется профессиональная структуры общества, связанная как с отмиранием старых и появлением новых профессий, так и с изменением соотношения количества работников в них. Одновременно возрастает удельный вес индивидуального труда на базе создания развитой сети автоматизированных и компьютеризированных рабочих мест. Таким образом, на производстве формируется новый тип работника. Происходят качественные изменения в социальной структуре общества. Соотношение количества людей занятых в промышленности, в сельском хозяйстве и в сфере услуг изменяется в пользу последней. Информационные услуги при этом становятся лидирующим сектором экономики. Информационная технология активно влияет на духовную культуру, формируется компьютерная культура. Однако, ресурсы человеческого сознания оказываются не в состоянии осмыслить во всей полноте получаемую информацию, что порождает новые формы зависимости.
Развитие социально-
В обществе потребления потребление сделалось главным содержанием социальной жизни. Потребление является не только основой данного общества, реализуя себя через его политические, экономические и социальные институты, но и его целью. Искажению подвергаются и сфера производства (промышленность ориентируется на потребление все больших ресурсов) и сфера развлечения (жизнь человека вращается вокруг поглощения не всегда необходимых ему товаров и услуг). Манипулирование товарами как важными знаками культуры подразумевают не столько способность товара удовлетворять человеческую потребность, сколько социальное значение, придаваемое обладателю товара в данной культуре. На первый план выходят уже не функциональные качества товара, а престижность обладания данным товаром, товар становится признаком социального статуса. Сознание потребителя постоянно занято выбором товара, купив который он может очень быстро охладеть к нему и почти не использовать.
Источник возникновения
общества потребления лежит не только
в социально-экономических
Не менее важным вопросом выступает проблема «среднего человека». Впервые данное понятие получило существенное обоснование в работах испанского мыслителя Х. Ортеги-и-Гассета, а также немецкого философа Г. Маркузе, хотя образ данного социального типа был в определенном смысле представлен в философии К. Маркса, Ф. Ницше и К.Н. Леонтьева. Понятием средний человек принято обозначать особый тип общества, главную роль в котором приобретают массы людей не выделяющиеся из своей среды, имеющие одинаковые потребности, привычки и ценности. Подобное господство проявляется в политических, экономических отношениях, принципах социальных отношений, характере культуры. Феномен среднего человека по является в европейском обществе в связи с развитием капиталистических отношений, породивших феномен массового труда на предприятиях. Поскольку массовый труд является разделенным, то это с необходимостью порождает отсутствие осознания целостности изготовляемой вещи (как было в рамках ремесленного производства), что в итоге приводит к психологическим последствиям – представлению о заменяемости любого человека на предприятии и индивида в обществе. Всеобщая заменяемость в свою очередь порождает обезличенность рабочей массы, а тяжелый физический труд – практически не оставляет времени на духовное развитие. Развитие демократических институтов в Западной Европе и США во второй половине XIX-ХХ веках, при всем их позитивном основании, выводит на арену истории именно средние массы людей, являющихся источником определенных ценностей и интересов, не всегда связанных с высоким уровнем культуры. Развитие общества потребления превращает вкусы и привычки данных людей в эталон и нормы всеобщего поведения. Среди важнейших особенностей данного типа традиционно выделяют: ослабление критической способности суждения, стандартизацию всех процессов жизни, маргинализацию, одномерное мышление и как следствие – упрощение языка, потребностей и ценностей.
Определенной попыткой выхода из сложившейся ситуации является изменение самого человека, его мировоззренческих позиций и ценностей. Это, в свою очередь, предполагает особе отношение к знаниям, получаемым в процессе обучения и дальнейшего послевузовского образования. Наибольшую роль на этапом этапе играет именно философия, поскольку она выступает как обобщающее знание, а также как определенные размышления по поводу уже достигнутых знаний.
Рекомендуемая литература:
Тема 1. Мировоззрение и его роль в жизни человека и общества
1. Для того, чтобы изучать философию осмысленно, необходимо прежде всего понять, что она исследует и какое место занимает в жизни общества и человека. Является ли она просто одной из наук или же философия есть нечто большее, чем наука? Зачем она нужна вообще людям, какова ее роль в функционировании общества? Есть ли какой-то единый стержень в ее разнообразной проблематике и если есть, то как вокруг него организуются в единое целое ее части, основные философские дисциплины?
Человек рождается дважды. В первый раз он приходит в мир как живое существо, а затем, приспосабливаясь к нему и одновременно "приспосабливая" его к себе, он упорядочивает и гармонизирует свою личность, создает себе "карту-схему" действительности, формирует принципы мироздания и принципы жизни, осмысливает окружающее, проясняет и конструирует смысл жизни. Утверждая себя с помощью познавательных способностей, человек вырабатывает интеллектуальное и ценностно-эмоциональное отношение к миру, которое в виде системы взглядов, идеалов, принципов познания и деятельности составляет мировоззрение. Мировоззрение - это не столько содержание, сколько способ освоения окружающего мира на основе обобщения естественнонаучного, технического, социально-исторического и философского знаний. В мировоззрении мир предстает в его опосредованности практической и духовной деятельностью человека, в его преобразованном виде. Мировоззренческими являются такие вопросы как – когда и кем был создан мир, по каким законам развивается, можно ли эти законы предсказать или все случайно, существует ли мир вечно или был создан Богом? Также к мировоззренческим принято относить и вопросы, связанные с жизнью человека – смертен или бессмертен человек, в чем смысл жизни, как узнать о собственном предназначении?
Термин "мировоззрение" появился лишь в конце XVIII века как перевод немецкого слова Weltanschauung, что значит "взгляд на Вселенную", а широкое его распространение началось лишь во второй половине XIX в. Однако отдельные представления о самом мировоззрении, отражающем его различные стороны, свойства, стали складываться гораздо раньше. Как правило, это были представления о некоем высшем знании, наиболее ценном и трудно постижимом, обладание которым делает человека мудрым, так как не только вооружает его пониманием всего происходящего в мире и самого себя, но и учит его правильно жить, согласовывать свои действия с действиями всеобщих сил или с непреходящими законами, господствующими в мире и над самими людьми. Зачатки таких представлений можно встретить в поэмах Гомера.