Лекции по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 16:56, курс лекций

Описание работы

Роль философии в обществе трудно переоценить. Философия является фундаментом культуры, пронизывая и одновременно синтезируя разнообразные отрасли познания и практики. Все проблемы философия черпает из самой жизни, все они — отражение реального бытия. Решение этих проблем помогает человеку осмыслить окружающий его мир, осознать свое собственное Я, понять свое жизненное предназначение и осуществить полноценную самореализацию на всех этапах жизненного пути.

Содержание

Мировоззрение и его структура и религия
Специфика философского знания
Философские ответы на вопросы мировоззренческого характера
Философия и наука Контрольные задания
ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ФИЛОСОФИИ
Философия Древней Индии и Китая
Античная философия
Средневековая философия (Западная Европа V-XII вв.)
Философия Нового времени (XVI-XIX вв.)
Западная философия XX в.
Русская философия (Х-ХХ вв.)
Контрольные задания
ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ
Понятие бытия
Категория «материя». Атрибуты и «модусы» материи.
Философские модели мира
Движение и развитие. Законы развития. Модели развития
Пространство и время
Единство и многообразие мира
Контрольные задания
ЧЕЛОВЕК И СМЫСЛ ЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ
Происхождение человека, его родовые качества
Сущность и существование человека, его уникальность, универсальность и целостность
Смысл и назначение человеческого бытия. Смерть и бессмертие
Контрольные задания
СОЗНАНИЕ. МЫШЛЕНИЕ. ПОЗНАНИЕ
Сознание и его структура
Происхождение сознания
Сознание и бессознательное
Проблема идеального
Познание как процесс
Проблема истины
Мышление и язык
Методы и формы научного познания
Контрольные задания
ОБЩЕСТВО. КУЛЬТУРА. ЦИВИЛИЗАЦИЯ
Общество как развивающаяся система
Понятие культуры. Типология культур
Цивилизация и социальное развитие
Россия в диалоге культур
Контрольные задания
ОБЩЕСТВЕННОЕ БЫТИЕ: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА
Производственно-экономические отношения
Социальные отношения
Политические отношения
Контрольные задания
ДУХОВНОЕ БЫТИЕ: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА
Духовная жизнь общества
Общественное сознание и его структура
Формы общественного сознания
Контрольные задания
ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО
Человек как личность
Проблема отчуждения личности
Свобода личности. Волюнтаризм и фатализм
Контрольные задания
ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ
Сущность глобальных проблем, их виды и способы решения
Экологические проблемы
Война и мир
Рост народонаселения и планетарные экономические тенденции
Контрольные задания.
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
ВОПРОСЫ, ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ДЛЯ ЭКЗАМЕНА ИЛИ ЗАЧЕТА

Работа содержит 1 файл

Конспект лекций.doc

— 655.00 Кб (Скачать)


 

 

 

 

 

 

 

опорный конспект

по философии
РОЛЬ ФИЛОСОФИИ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

Мировоззрение и его структура и религия

Специфика философского знания

Философские ответы на вопросы мировоззренческого характера

Философия и наука Контрольные задания

ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ФИЛОСОФИИ

Философия Древней Индии и Китая

Античная философия

Средневековая философия (Западная Европа V-XII вв.)

Философия Нового времени (XVI-XIX вв.)

Западная философия XX в.

Русская философия (Х-ХХ вв.)

Контрольные задания

ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ

Понятие бытия

Категория «материя». Атрибуты и «модусы» материи.

Философские модели мира

Движение и развитие. Законы развития. Модели развития

Пространство и время

Единство и многообразие мира

Контрольные задания

ЧЕЛОВЕК И СМЫСЛ ЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ

Происхождение человека, его родовые качества

Сущность и существование человека, его уникальность, универсальность и целостность

Смысл и назначение человеческого бытия. Смерть и бессмертие

Контрольные задания

СОЗНАНИЕ. МЫШЛЕНИЕ. ПОЗНАНИЕ

Сознание и его структура

Происхождение сознания

Сознание и бессознательное

Проблема идеального

Познание как процесс

Проблема истины

Мышление и язык

Методы и формы научного познания

Контрольные задания

ОБЩЕСТВО. КУЛЬТУРА. ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Общество как развивающаяся система

Понятие культуры. Типология культур

Цивилизация и социальное развитие

Россия в диалоге культур

Контрольные задания

ОБЩЕСТВЕННОЕ БЫТИЕ: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА

Производственно-экономические отношения

Социальные отношения

Политические отношения

Контрольные задания

ДУХОВНОЕ БЫТИЕ: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА

Духовная жизнь общества

Общественное сознание и его структура

Формы общественного сознания

Контрольные задания

ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО

Человек как личность

Проблема отчуждения личности

Свобода личности. Волюнтаризм и фатализм

Контрольные задания

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ

Сущность глобальных проблем, их виды и способы решения

Экологические проблемы

Война и мир

Рост народонаселения и планетарные экономические тенденции

Контрольные задания.

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

ВОПРОСЫ, ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ДЛЯ ЭКЗАМЕНА ИЛИ ЗАЧЕТА

93

 



ПРЕДИСЛОВИЕ

Роль философии в обществе трудно переоценить. Философия является фундаментом культуры, пронизывая и одновременно синтезируя разнообразные отрасли познания и практики. Все проблемы философия черпает из самой жизни, все они — отражение реального бытия. Решение этих проблем помогает человеку осмыслить окружающий его мир, осознать свое собственное Я, понять свое жизненное предназначение и осуществить полноценную самореализацию на всех этапах жизненного пути.

Данное учебно-методическое пособие представляет собой краткое изложение наиболее важных или наиболее сложных проблем нормативного курса философии, изучаемого в высших учебных заведениях России. Оно построено таким образом, чтобы изучение философии могло быть адаптировано в соответствии с профилем учебного заведения и будущей специальностью учащихся. В пособии имеются структурно-логические схемы, способствующие пониманию и глубокому усвоению материала. В конце каждой темы даны контрольные задания, которые могут быть использованы как для самопроверки, так и для текущего или итогового контроля усвоения курса философии. Материалы пособия можно использовать в качестве содержания для компьютерных контрольно-обучающих программ, а также в дистанционном обучении.

В силу краткости изложения пособие не может рассматриваться в качестве единственного источника изучения философии. Оно должно быть дополнено прежде всего изучением первоисточников, а также соответствующей учебной и научной литературы. С этой целью в конце каждого раздела даются перечень основной и дополнительной литературы, примерные темы рефератов и комплекс вопросов, предлагаемых для зачетов или экзаменов.

93

 



Роль философии в жизни общества

Мировоззрение и его структура

У каждого человека есть определенные представления о мире, которые зависят от уровня его постижения. Существуют гак называемые мироощущение и мировосприятие, связанные с эмоционально-чувственной сферой человека, а также миропонимание, которое имеет отношение к интеллектуально-понятийной сфере.

Мировоззрение — это совокупность взглядов и убеждений, оценок и норм, идеалов и установок, которые определяют отношение человека к миру и, являясь ориентирами в его повседневной жизни, выполняют регулятивную функцию.

Структуру мировоззрения можно представить следующей схемой:         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Следует отметить, что некоторые философы не включают практическую деятельность в структуру мировоззрения. Мы полагаем, что на жизненно-практическом уровне мировоззрение непосредственным образом «вырастает» прежде всего из чувственной практики человека, из его мироощущения и мировосприятия.

Миф и религия

 

Миф — это самая древняя форма общественного сознания. Она возникла как ответ на вопросы о происхождении мира и его устройстве, о причинах возникновения природных явлений, о происхождении животных и человека.

 

 

 

 

 

 

Главная функция мифа — объяснять миропорядок и регулировать сложившиеся общественные отношения.

С мифом и мифологией тесно связана религия. На начальном этапе развития общества их содержание во многом совпадает. Но религия имеет свою специфику. Она охватывает систему догм, иллюзорных чувств, обрядовых действий и церковных учреждений, призванных удовлетворить потребности людей в вере, надежде и любви.

Основанием религиозного мировоззрения служит вера в сверхъестественное, в существование одного или нескольких богов, в какое-либо «священное» начало, находящееся за пределами понимания человека.

Одной из важнейших особенностей мифа и религии является то, что они имеют духовно-практический характер.

Миф и религия тесно связаны с уровнем освоения человеком окружающего его мира, зависимостью человека от природы и условий социального бытия.

Специфика философского знания

 

Философия является особой формой общественного сознания и характеризуется следующими наиболее важными особенностями:

1. Исходным пунктом и целью философии является человек, его место в мире и отношение к этому миру;

2. Философия изучает наиболее общие основания социоприродного бытия, универсальные закономерности развития мира как целого;

3. Основным средством познания является человеческий разум — Логос;

4. Эмпирическая база познания — вся совокупность частных наук и общественно-историческая практика;

5. Философия сочетает в процессе изучения действительности теоретико-познавательный подход с ценностным подходом (где и как находит свою практическую реализацию полученное знание, и какова ценность, значимость этого знания для человека и человечества)

 

 

 

 

 

Философские ответы на вопросы мировоззренческого характера

 

Философия — это теоретическая основа мировоззрения. Поэтому основной, или коренной, проблемой является понимание взаимоотношений сознания и объективного мира, в котором это сознание возникло, взаимоотношений сознания и материи. Эта проблема имеет два аспекта. Первый аспект раскрывается в ответе на вопрос: что есть причина всего сущего — материя или сознание? Иначе говоря, можно ли считать одну из них первичной по отношению к другой, и если «да», то какую? Второй аспект связан с ответом на вопрос: познаваем ли мир? В зависимости от решения вопроса первого аспекта философов можно разделить на идеалистов (субъективных и объективных) и материалистов (наивных, метафизических, диалектических).

Такое деление, однако, не означает, что между двумя направлениями в философии — материализмом и идеализмом — существует абсолютное противоречие. Наоборот, материализм и идеализм — это взаимосвязанные стороны единого процесса развития философского знания.

Что касается познаваемости мира, то и здесь нет общего мнения. Большинство философов полагают, что мир познаваем. Но

есть немало философов, которые считают, что человек не способен познать окружающий его мир (этих философов называют агностиками) либо в силу ограниченности своих собственных познавательных возможностей (например, Д. Юм), либо в силу объективной непознаваемости вещей как таковых (например, И. Кант).

С решением коренной проблемы философии связаны не менее значимые вопросы, имеющие отношение к другим ее разделам: этике, эстетике, антропологии, социальной философии и т.д. Важнейшими вопросами для социальной философии, например, являются вопросы развития социума как одной из подсистем мира; для этики — вопросы о природе и происхождении морали, о том, что такое добро и зло и т.п.; для антропологии — о том, что есть ЧЕЛОВЕК и каково его место в окружающем его мире.

Другими словами, в каждом разделе философии есть свой центральный вопрос, своя ведущая проблема.

Философия и наука

 

В понимании философии, а также ее роли в познании мира и человека нередко допускались крайности. То философия трактовалась как «наука наук» или «мать всех наук» (Аристотель). То она объявлялась «царицей» среди всех наук, которая лишь одна имеет право на истину в последней инстанции {Г. Гегель, догматический марксизм). То, напротив, истинность философских знаний отвергалась потому, что о каждом явлении можно высказать несколько несовместимых и даже противоположных друг другу суждений (софисты), или потому, что указанные знания носят априорный характер (позитивисты).

Действительное положение дел таково, что взаимоотношение философии и частных наук предстает перед нами как символическое древо познания, ствол которого — философия, а крона — частные науки. Философия намечает основные направления исследований в этих науках, осмысливает их результаты, дает им интерпретацию в общекультурном контексте. Эмпирической базой философских обобщений (ее корнями) являются теории и методы частных наук.

На современном этапе развития философии ее структура представляет довольно сложное образование; если следовать традиции, ее можно представить следующим образом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

­

 

 

 

 

 

Философия может быть представлена на разных уровнях сознания: научном, бытийном, художественно-образном или мифологическом. Поэтому неправомерно отождествление философии с наукой, представление ее только как рациональной системы знаний (Г. Гегель, Э. Гуссерль, догматический марксизм). Такая позиция логически ведет к тому, что из всей совокупности мировой философской мысли вольно или невольно могут быть исключены идеи таких мыслителей, как Платон и Лукреций Кар, Федор Достоевский и Лев Толстой и многие другие, чья философия имела образно-интуитивную основу.

Нет никаких оснований сводить философию и к субъективности, как это делал, например, Ницше, утверждая, что философия есть личное творчество отдельного мыслителя, выражающая его субъективность. Конечно, субъективный момент, индивидуальные особенности мыслителя оказывают значительное влияние на его философские построения. Однако, в конечном счете, знание невозможно без его «объективизации».

93

 



Контрольные задания.

I. Какие из перечисленных вопросов являются философскими вопросами?

1. Что такое истина?

2. Что такое экономика?

3. Что такое жизнь?

4. В чем смысл жизни человека?

5. Как устроен мир?

6. Что такое совесть, добро, зло, долг?

7. Что есть человек и какое место он занимает в мире?

8. Что такое свобода?

9. Есть ли жизнь на других планетах?

10. Каковы свойства вещества?

II. С каким определением понятия «мировоззрение» вы согласны?

Мировоззрение — это...

... мироощущение;

... знания о мире;

Информация о работе Лекции по "Философии"