Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 12:28, курс лекций
Мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, норм и установок, которые определяют отношение человека к миру и регулируют его поведение. В структуру мировоззрения входит 4 основных компонента.
Познавательный, включающий в себя обобщенные знания, которые формируют конкретно научную и универсальную картину мира. Ценностно-нормативный, состоящий из идеалов, убеждений, верований, правил и т.д. Все они характеризуют то или иное отношение человека к миру. Эмоционально-волевой, объединяющий эмоции, настроения, чувства, которые обеспечивают превращение знаний и ценностей в личные убеждения человека.
Практический, выражающийся в готовности человека к определенному типу действий в конкретных обстоятельствах.
ЛЕКЦИЯ 1 Круг проблем философии и ее роль в жизни общества
1.1. Мировоззрение: его сущность, структура и исторические типы
1.2. Философия как особый тип мировоззрения. Основной вопрос философии и две его стороны
1.3. Функции философии
ЛЕКЦИЯ 2 Философия Древнего мира
2.1. Специфика философской мысли Древнего Востока
2.2. Характерные особенности философии античности
ЛЕКЦИЯ 3 Философия средних веков
3.1. Характерные особенности философии Средневековья
3.2. Фома Аквинский – систематизатор средневековой схоластики
4 Философия эпохи Возрождения
4.1. Основные черты мировоззрения Возрождения
4.2. Натурфилософия эпохи Возрождения
4.3. Социально-политическая мысль эпохи Возрождения
ЛЕКЦИЯ 5 Философия Нового времени
5.1. Эмпиризм в философии Нового времени
5.2. Рационализм в философии Нового времени
5.3. Характерные особенности мировоззрения Просвещения
ЛЕКЦИЯ 6 Немецкая классическая философия
6.1. Субъективный идеализм И. Канта
6.2. Система объективного идеализма и диалектический метод Гегеля
6.3. Антропологический материализм Л. Фейербаха
ЛЕКЦИЯ 7 Возникновение и развитие философии марксизма
7.1. Предпосылки и теоретические источники философии марксизма
7.2. Основные идеи философии марксизма
7.3. Марксизм после Маркса
ЛЕКЦИЯ 8 Философия позитивизма
8.1. Классический позитивизм
8.2. Эмпириокритицизм (махизм)
8.3. Неопозитивизм
ЛЕКЦИЯ 9 Философский иррационализм
9.1. Иррационализм как философское направление
9.2. Основные темы экзистенциализма
9.3. Эволюция психоаналитической философии
9.4. Прагматизм
ЛЕКЦИЯ 10 Основные течения современной западной философии
10.1. Критический рационализм
10.2. Структурализм
10.3. Герменевтика
ЛЕКЦИЯ 11 Философия и национальное самосознание
11.1. Основные этапы развития и проблемы русской философии
11.2. Эволюция философской мысли в Беларуси
ЛЕКЦИЯ 12 Исходные категории философского анализа мира
12.1. Бытие и его структура
12.2. Формирование научно-философского понимания материи
12.3. Движение как способ существования материи. Формы движения материи и их взаимосвязь
12.4. Пространство и время как формы бытия материи
ЛЕКЦИЯ 13 Сознание как предмет философского анализа
13.1. Проблема сознания в истории философии
13.2. Происхождение сознания, его сущность и структура
ЛЕКЦИЯ 14 Диалектика и ее альтернативы
14.1. Проблема метода в философии. Принципы материалистической диалектики
14.2. Законы диалектики
14.3. Категории диалектики
ЛЕКЦИЯ 15 Проблема человека в философии
15.1. Природные и социальные факторы становления человечества. Человек как биосоциальное существо
15.2. Индивид. Индивидуальность. Личность
15.3. Проблема смысла жизни в философии
ЛЕКЦИЯ 16 Природа как предмет философского анализа
16.1. Понятие природы. Диалектика взаимодействия природы и общества
16.2. Экологические проблемы современности и перспективы их решения
ЛЕКЦИЯ 17 Деятельность и практика
17.1. Природа и сущность деятельности. Структура деятельности
17.2. Практика и ее виды
ЛЕКЦИЯ 18 Познание
18.1. Виды познания. Субъект и объект познания
18.2. Чувственное и рациональное познание
18.3. Проблема истины в философии
18.4. Методы научного познания
18.5. Формы научного познания
ЛЕКЦИЯ 19 Философия науки
19.1. Понятие науки, ее структура и функции
19.2. Язык науки. Проблема классификации наук
19.3. Научно-техническая революция: сущность и основные направления
ЛЕКЦИЯ 20 Общество как объект философского познания
20.1. Основные концепции общественного развития
20.2. Общество как развивающаяся система
20.3. Общественный прогресс и его критерии
ЛЕКЦИЯ 21 Ценности и их роль в жизни общества
21.1. Сущность и природа ценностей
21.2. Оценка, ее структура и функции
21.3. Проблема классификации ценностей
21.4. Социальная обусловленность ценностных ориентаций
ЛЕКЦИЯ 22 Философия и футурология. Научное прогнозирование будущего
22.1. Понятие футурологии. Основные футурологические концепции современности
22.2. Сущность прогнозирования. Методы научного прогнозирования
Список рекомендуемой литературы
Проблема развития мира, решаемая с позиций эмпиризма, породила сенсуализм – учение о том, что источником знаний человека о мире является деятельность органов чувств.
Лекция 6 Немецкая классическая философия
6.1. Субъективный идеализм И. Канта
Немецкая классическая философия – это совокупность философских учений, которые возникли в Германии во второй половине XVIII - начале XIXв. Основоположник немецкой классической философии – И. Кант (1724-1804). Кант в своем творчестве прошел два этапа: докритический и критический. В докритический период (до 1780 г.) он занимался преимущественно проблемами естествознания. Главными достижениями Канта в этой области стали обоснование зависимости приливов и отливов от положения Луны и гипотеза о происхождении Солнечной системы из гигантской газовой туманности. Кантовская философия сформировалась в критический период творчества философа после опубликования трех его главных философских работ: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения». По словам Канта, своей философией он пытался ответить на три вопроса: «Что я могу знать?», «Что я должен делать?», «На что я могу надеяться?».
Кант совершил настоящий переворот в теории познания. Если до него философы главное внимание уделяли объекту познания, то Кант обратил внимание на специфику познающего субъекта. В субъекте познания он выделял два уровня: эмпирический (опытный), трансцендентальный (находящийся за пределами опыта). К первому уровню он относил индивидуально-психологические особенности человека, а ко второму – всеобщие определения человека как представителя человечества.
Кант попытался решить проблему происхождения достоверного знания. По его мнению, каждому человеку от природы присущи некоторые априорные (доопытные) формы подхода к действительности: пространство, время, формы рассудка. Пространство – это форма внешнего созерцания. Время – это форма внутреннего созерцания. Таким образом, вещи существуют сами по себе. Они воздействуют на органы чувств человека, порождая многообразные ощущения. Эти ощущения упорядочены пространством и временем. На их основе формируются восприятия, которые индивидуальны. Вещи, как они существуют в сознании человека, выступают как явления (феномены). То, что они представляют собой вне сознания, человек знать не может и в этом смысле они есть «вещи в себе» (ноумены). По мнению Канта, не предмет является источником знания, а разум человека сам конструирует предмет. Кант утверждал, что у человека нет средств установить связь между явлением и «вещью в себе». Познавательные возможности человека ограничены миром явлений. Мир «вещей в себе» недоступен для науки, однако это не означает, что он закрыт для человека.
Человек – житель двух миров: чувственно-воспринимаемого мира природы и умопостижимого мира свободы. В сфере свободы существуют понятия о Боге, бессмертии души, и в этом мире действует не теоретический, а практический разум, который руководит поступками человека. Его движущей силой является не мышление, а воля, которая определяется не внешними причинами, а собственным законом. Этот закон Кант назвал категорическим императивом. Он гласит: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства», то есть поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе.
6.2. Система объективного идеализма и диалектический метод Гегеля
Философия В.Ф. Гегеля (1770-1831 гг.) – вершина немецкой классической философии. По его мнению, развитие мира обусловлено движением Абсолютной идеи, которая стремится к самоутверждению и самопознанию. В своем развитии она проходит несколько фаз. Первая фаза развития Абсолютной идеи представляет собой систему категорий мышления в их движении от простых к сложным. Каждая категория обладает определенным содержанием и предполагает наличие своей собственной противоположности. Это противоречие разрешается путем перехода к новому понятию. Таким образом, процесс развития проходит по схеме: тезис→антитезис→синтез. Вторая фаза развития абсолютной идеи – натурфилософия, которая показывает как Абсолютная идея самопроявляется в оболочке телесного и материального. Третья фаза – философия духа. Это учение о субъективном, объективном и абсолютном духе. Предмет субъективного духа составляют феноменология, антропология и психология человека. Предмет объективного духа – право, мораль, нравственность. Предмет абсолютного духа – философия, искусство, религия.
В тесной связи с системой Гегеля находится его диалектический метод. Гегель рассматривал диалектику как особый метод познания, который требует изучать все явления и процессы в их взаимосвязи, взаимообусловленности и развитии. Гегель проанализировал и систематизировал все важнейшие категории философии и сформулировал три закона диалектики:
Основные положения своей философии Гегель изложил в работах: «Феноменология духа», «Наука логики», «Энциклопедия философских наук» и др.
6.3. Антропологический материализм Л. Фейербаха
Л. Фейербах (1804-1872 гг.) стал первым философом, развернувшим научную критику философии Гегеля. Фейербах сделал вывод о глубоком родстве философии Гегеля с богословием. По его мнению, и гегельянство, и теология возникают в результате наделения самостоятельной формой существования наиболее общих свойств человеческого рода: разума, бессмертия, блага, могущества. По мнению Фейербаха, Бог – это абстракция, которая существует лишь в головах людей. Он утверждал, что чем больше свойств человек приписывает Богу, тем беднее становится сам, отнимая их у себя. Философ выступил с программой возрождения чувства собственного достоинства в человеке на основе материалистического мировоззрения. В тоже время понятие «материя» он не использовал, заменяя его понятием «природа». Природа, по Фейербаху, существует вечно и не зависит ни от Бога, ни от философии. В центре внимания философии должен находиться человек, как высшее существо природы. Фейербах рассматривал человека как единство мыслящего и природно-биологического начал. Он выступал с призывом формирования новой духовной формы жизни, в основе которой должна была быть любовь человека к человеку. Фейербах утверждал, что из учения о конкретном человеке можно вывести все основные законы и категории философии. В анализе общественных проблем Фейербах не учитывал влияния социально-экономических факторов на процесс становления и развития личности. В связи с этим его взгляды на общественные процессы не могут быть признаны последовательно материалистическими.
Философия Фейербаха оказала значительное влияние на развитие философского материализма и стала одним из оснований диалектико-материалистичекого учения К. Маркса и Ф. Энгельса.
Лекция 7 Возникновение и развитие философии Марксизма
7.1. Предпосылки и теоретические источники философии марксизма
Философия марксизма возникла в середине XIX в. Ее возникновение стало закономерным итогом социально-экономического и идейно-теоретического развития Западной Европы. Социально-экономическими предпосылками марксизма стали развитие капиталистических отношений и рост пролетариата, который осознал себя самостоятельной политической силой и остро нуждался в научном обосновании своего места в обществе и программе борьбы за свои интересы. Естественнонаучными предпосылками марксизма стали три наиболее важных открытий в естествознании XIX века:
Теоретическими источниками марксизма стали:
7.2. Основные идеи философии марксизма
Основателями марксизма являютс
В 1844 г. в своей работе «К критике гегелевской философии права» явно обозначился переход Маркса на позиции материализма. Особенностью его философии является интерес не к теоретической, а к революционно-практической деятельности. Одним из своих главных достижений Маркс называл материалистическое понимание истории.
По его мнению, люди должны работать, чтобы прежде всего удовлетворить простейшие потребности в еде, одежде, жилье и т.д. Только после этого они способны заниматься политикой, наукой. Материальное производство – это основа существования и развития общества. Маркс пришел к выводу о том, что общественное бытие определяет общественное сознание. Он выработал фундаментальное понятие «общественно-экономическая формация». Так Маркс называл общество на определенной ступени развития с присущим ему экономическим базисом и духовно-идеологической надстройкой. Историю человечества он рассматривал как процесс последовательной смены одной общественно-экономической формации другой. Всего он выделил пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую. При этом, за исключением первой и последней, три формации являются антагонистическими, то есть предполагают существование враждебных классов, интересы которых непримиримы.
Механизм смены общественно-
Основное внимание в своем творчестве Маркс уделял социально-политическим проблемам. Его друг Энгельс, будучи соавтором ряда работ Маркса, обращался к проблемам философии естествознания. Исследуя развитие общества и природы, Маркс и Энгельс на основе диалектики Гегеля разработали материалистическую диалектику, в соответствии с которой идеи и теории являются отражением материальных условий жизни людей. Развитие науки в XX в. подтвердило многие положения марксизма, но в то же время показало и его ограниченность, которая проявилась в следующих моментах:
7.3. Марксизм после Маркса
После смерти Маркса и Энгельса их учение приобрело широкую популярность не только на Западе, но и в Центральной и Восточной Европе. Стали возникать социально-демократические партии, которые провозгласили марксизм теоретическим основанием своей деятельности. Такая партия возникла в России, практически сразу расколовшись на радикально-революционное и умеренно-реформистское течения. Вождем радикалов стал В.И. Ленин (1870-1924 гг.). Он выступил с призывом к творческому развитию теоретического наследия Маркса и Энгельса. Сам Ленин считал себя не философом, а революционером-практиком. Из его многочисленных работ непосредственно к философским сочинениям относятся: книга «Материализм и эмпириокритицизм», конспекты по истории философии под общим названием «Философские тетради» и статья «О значении воинствующего материализма».
Философия интересовала Ленина лишь как средство осуществления социалистической революции, поэтому его исследовательский интерес смещен в область общественной практики. В своей книге Ленин проанализировал, революционные открытия естественных наук на рубеже XIX-XX вв., разработал и обосновал такие понятия материалистической философии, как «материя», «сознание», «истина», «свобода», «необходимость», «практика» и др. Изучая историю философии, он представил историко-философский процесс как непрерывную борьбу между материализмом и идеализмом. В своей статье он призвал к прочному союзу между философами-материалистами и представителями естественных наук.