Лекции по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 13:23, курс лекций

Описание работы

Часть 1. История философии
Глава 1.2 Средневековая философия
Глава 1.3 Философия эпохи возрождения
Глава 1.4 Европейская философия XVII в.
Глава 2.3 Философия символического мира человека. Человек в мире культуры
Глава 2.4 Философия общества и истории

Работа содержит 1 файл

КОНТР ФИЛОСОФ.doc

— 136.50 Кб (Скачать)
Часть 1. История философии 
Философия выросла  из мифов, главным образом из повествований  о происхождении и творении мира. Одной из древнейших философских  школ считается милетская (VII–V вв. до н. э.). Все можно объяснить, но для этого надо найти единый для всего источник. Таким источником Фалес  считал воду, Анаксимен  — воздух, Анаксимандр  — некоторое беспредельное и вечное начало, апейрон.

Пифагор  тоже занят проблемой субстанций, но огонь, земля, вода в качестве таковых его уже не устраивают. Он приходит к выводу, что "все есть число". Пифагорейцы объясняли события на основе чисел и их соотношений и тем самым превзошли милетцев,

  Гераклит считает, что миром правит логос.  Представление о логосе можно расценить как наивное понимание закономерности в мире состоит из противоположностей, противоборствующего, все происходит через распрю, борьбу. Особое внимание элеаты уделяли проблеме множественности, в этой связи они придумали ряд парадоксов (апорий), которые и поныне вызывают у философов, физиков и математиков головную боль. По мнению элеатов, вопреки чувственным впечатлениям нельзя помыслить множественность. Невозможна не только множественность, но и движение. Элеаты поставили проблему соотношения единого и множественного, непрерывного и прерывного, движения и покоя. Гераклита интересует прежде всего изменение и движение, их истоки, причины, которые он усматривает в борьбе противоположностей. Элеаты в первую очередь обеспокоены тем, как понять, как интерпретировать то, что все считают изменением и движением.

 Атомисты предположили, что вещество, пространство, время в принципе нельзя делить бесконечно, ибо есть мельчайшие, далее неразделимые их фрагменты — атомы вещества, амеры (атомы пространства), хрононы (атомы времени). Атомисты как бы "свели" изменение к неизменному, к атомам.

Сократ тоже хочет понять мир, но в принципиально другой манере, двигаясь не от событий к событиям, а от событий к их смыслу. Он приходит к убеждению, что самая главная идея — это идея блага, ею обусловлены пригодность и полезность всего остального, в том числе и справедливости. добродетель состоит в знании добра и в действии соответственно этому знанию.

 Софисты противопоставляли искусственное естественному. В обществе нет естественного, в том числе традиций, обычаев, религии. положении Протагора  "Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, несуществующих, что они не существуют". Речь идет об относительности всего существующего, в том числе об относительности знания.

Платон стремится развить сократовские представления. Платон не только убежден в объективности идей, но даже считает, что они могут существовать и без сопричастности к ним вещей, порой переселяясь в них, порой покидая их. Платон мечтал создать всеобъемлющую концепцию мира. По Платону, величайшим благом является справедливость.

Аристотель самобытное единичное  бытие называет субстанцией, т. е. это такое бытие, которое не способно пребывать в другом бытии, оно существует в самом себе. Мир есть совокупность субстанций, каждая из них — некоторое единичное бытие. По Аристотелю, единичное бытие есть сочетание материи и эйдоса (формы). действительность есть осуществленная возможность. Формы государственного устройства Аристотель делит на правильные (достигается общая польза) и неправильные.

  Три главных философских течения раннего эллинизма: стоицизм, эпикуреизм, скептицизм. Главный вопрос для стоиков состоит в определении места человека в Космосе.   Эпикуреец относится к жизненному миру совершенно бескорыстно и вместе с тем стремится слиться с ним. Скептик находится в постоянном философском поиске, но он убежден, что подлинное знание в принципе.

  Античная философия развивалась на протяжении 12–13 веков, с VII в. до н. э. по VI в. н. э.   Античная философия основана на принципе объективизма. Это означает, что субъект пока не ставится выше объекта, как это случится в новоевропейской философии. Античная философия исходит из чувственного Космоса, а не из абсолютной личности, что характерно для средневековья, это материально-чувственный космологизм. Космос — абсолютное божество, а это означает, что античная философия пантеистична, т. е. отождествляет Бога и природу. Античный человек допускает судьбу, но она ему неизвестна доподлинно. Античная философия соединяет фатализм с героизмом. Люди — талантливые актеры на грандиозной космической сцене. Античная философия многого достигла на понятийном уровне, но она почти не знает законов.

Глава 1.2  Средневековая философия

  Теоцентризм — это историческая форма выражения субъекта, его особого места в мироздании.

 Креационизм  — учение о сотворении мира  Богом из ничего. Бог не нуждается  ни в мире, ни в чем-либо другом  для того, чтобы творить. 

Провиденциализм — понимание  истории как осуществления, заранее предусмотренного Богом плана спасения человека. Применительно к космологии провиденциализм приводил к идее мировой гармонии, соразмерности друг другу всего природного.

Средневековый человек везде видел  символы. В средние века символ — это своеобразный вызов умению человека находить скрытое значение того или иного предмета.  Средневековая философия была особенно внимательна к символике слов. Это и понятно, ибо средневековая символика начиналась с текстов Библии, т. е. со слов.

Для реалиста общее существует, причем для Фомы Аквинского  трояким образом: в Боге, в вещах, в головах людей. Номиналист считает, что общее не существует, а понятия есть имена, ноумены, знаки. Реалист всегда ищет и говорит о сущности. Номиналист претендует на меньшее: его интересует не "почему?", а "как?"

  Фома Аквинскии стремится достичь гармонии между верой и разумом, но при приоритете веры. Средневековые философы при осмыслении общества ставили на первое место не политику и не экономику, а нравственность, точнее, нравственные принципы.

  Средневековое отношение человека к природе определялось ее предполагаемым статусом как сотворенной Богом. В иерархии божественных творений природа стоит ниже человека. В этой связи к ней допустимо относиться со снисходительностью, даже с презрением. Но не в том случае, если упор делается на божественное происхождение природы.

 Теодицея  буквально означает оправдание Бога. Обыденное религиозное сознание считало бытие Бога очевидным постольку, поскольку каждый человек имеет понятие о нем.

  Средневековая философия включает:  принцип абсолютной личности, принцип творения, концепцию множественности времен, символизм, герменевтический метод, номиналистическую методологию,  идею личностного самоопределения,  чувства-эйдосы, нравственные принципы , иерархизм.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.3 Философия эпохи возрождения

 

В эпоху Возрождения было выработано новое философское мировоззрение, прежде всего благодаря творчеству целой плеяды выдающихся философов, таких, как Николай Кузанский  (1401–1464), Марсилио Фичино  (1433–1499), Леонардо да Винчи  (1452–1519), Микеланджело  (1475–1564), Джордано Бруно  (1548–1600). В античном мировоззрении господствует универсализм, космоцентризм и политеизм, в средневековом мировоззрении доминируют теоцентризм и монотеизм. Основной принцип возрожденческой философии — это антропоцентризм, который реализуется в совокупности антропоцентрических неоплатонических построений. Эстетическое — доминирующий аспект философии Возрождения. Гуманизм- воззрение, признававшее ценность человека как личности, его права на свободу, счастье и развитие

Николай Кузанский  — папский кардинал и епископ. Понятие "Бог" есть для Кузанского предельное понятие. К этому понятию можно сколь угодно приближаться, но его совершенно нельзя достичь, ибо всякое понятие имеет свой предел. Главное философское открытие Кузанского состояло в развитии понятия предела, которое он использовал в толковании природы Бога и геометрических фигур.

 Джордано  Бруно  — развивает философские представления Кузанского и астрономические воззрения Коперника, по нему существующие в мире противоположности совпадают. Совпадая друг с другом, они могут быть не чем иным, как абсолютным тождеством. Джордано Бруно — пантеист. Пантеизм — учение, отождествляющее Бога с мировым целым.
            Основные принципы философии эпохи Возрождения:   антропоцентризм ,постулирование творческой сущности человека , личностно-материальное понимание мира ,эстетическое понимание действительности доминирует над научными и моральными представлениями,гуманизм, признание человека личностью, его права на творчество, свободу и счастье,геометрически-структурное понимание мира, дополняемое диалектикой предельного перехода, характерного для бесконечно малого и бесконечно большого и их соотношения между собой.

 

 

 

Глава 1.4 Европейская философия XVII в.

Бэкон резко критикует созерцательный идеал знания. Знание — сила, а  сила эта выражается прежде всего  в стимулировании ею человека к действию. Бэкон стремится к максимальному  воссоединению философии с результатами практической деятельности человека. "Что в действии наиболее полезно, то и в знании наиболее истинно ".

Рене Декарт, подобно Бэкону, резко критически относился к схоластическому наследию средних веков и эпохи Возрождения. Декарт сравнивает философию с корневой системой дерева науки, стволом которого является физика, а ветвями — прикладные науки. "Я мыслю, следовательно, существую". Центр и одновременно исходная точка философии Нового времени — размышляющий субъект.

  Галилей, в первую очередь, отстаивает принцип относительности, установленный им в 1636 г. Галилей доказывает, что никакими механическими опытами нельзя определить, покоится ли данная так называемая инерциальная система отсчета или движется равномерно и прямолинейно с некоторой скоростью.

Ньютон  считал, что надо исходить из двух-трех принципов и уже на их основе объяснять все явления. Ньютон дал гениальный образец гипотетико-дедуктивного построения теории .

Для передовых  философов XVII в. стала нормой опора на понятие естественного права каждого человека, дополняемого понятием общественного договора. " Эту идею развивали, в частности, английские философы Томас Гоббс  и Джон Локк. Гоббс широко известен как защитник концепции общественного договора, без которого, по мнению философа, люди в силу своей естественной вражды друг к другу не способны к мирному сосуществованию. Локк считал, что личность обладает тремя основными прирожденными правами: на жизнь, на свободу и на собственность. Тройственная правовая формула Локка вошла во многие конституции.

Готфрид Лейбниц стремился конкретно назвать, перечислить те интуиции, о которых писал Декарт и о которых всегда столь пространно рассуждают рационалисты. Лейбниц имеет в виду: принцип противоречия или тождества; принцип необходимости достаточного основания; принцип тождества неразличимых; принцип идеальности монад (сущностей); принцип предустановленной гармонии; принцип непрерывности и т. д.

           Основные идеи философии XVII в., начала эпохи Нового времени: принцип автономного мыслящего субъекта, принцип методического сомнения, индуктивно-эмпирический метод, рационально-дедуктивный метод, включающий интеллектуальную интуицию, гипотетико-дедуктивное построение научной теории, выработка нового юридического мировоззрения, обоснование и защита прав гражданина и человека.

 

 

 

 

 

Глава 1.5 Философия XVIII в.

Философы-просветители считали философский  разум базисной инстанцией при разрешении самых сложных вопросов. Вольтер — не атеист, он деист, а это означает, что Бог признается творцом мира, но отвергается его участие в жизни общества. Вольтер выступает сторонником "естественной религии". Под естественной религией он понимает принципы морали, общие для всего человечества. "Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой". Жана-Жака Руссо видел истоки неравенства людей в частной собственности и государственном устройстве, общественный договор позволит преодолеть неравенство людей. Руссо провозглашает суверенным народ, суверенитет народа неотчуждаем и неделим, законодательная власть должна принадлежать народу. Исполнительная власть лишь представляет народ.

  Гольбах начинает анализ с материи, с того, что существует изначально, независимо от духовной жизни человека. "Природа есть причина всего", она всецело материальна. Все явления необходимы, это — следствие объективности законов. Случайность в природе отсутствует. Для Иммануила Канта  самый главный предмет философии — это человек, ибо он для себя есть своя последняя цель. Кант считает, что духовные интересы человека выражаются следующими философскими вопросами: 1) что я могу знать? 2) что я должен делать?3) на что смею надеяться? 4) что такое человек? По Канту, философия есть форма критики, Рассматривая различные душевные и познавательные способности человека, границы между ними, Кант стремится сохранить их единство. Кант рассмотрел в системе основные стороны человеческой жизни и всем им отдал должное. Иоганн Фихте  желает продолжить дело Канта. На место трансцендентального субъекта Канта он ставит абсолютное Я. Философия Фихте — это деятельная философия, философия свободы, желание освободить человека от внешних оков Философия Фихте показывает возможности философии, принципом которой является философски понятый субъект.

Французский материализм и немецкий идеализм: при всей кажущейся противоположности способы философствования, относящиеся в основном к XVIII в., имеют много общего. Философы XVIII в. в центр своего внимания поставили человека, субъекта, обладающего определенными способностями, среди которых чаще всего выделяли рассудительность, разум, ум.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.6  От философии  Гегеля к диалектическому материализму

 

Гегель стремился приблизить философию  к науке. Это означало построение философии в форме взаимосвязанных  идей. Гегелевская триадичность, тезис — антитезис — синтез многократно и, надо полагать, не без оснований ставилась под сомнение в том смысле, что не везде она имеет место. Философия Гегеля выступает как чистая стихия мышления, восхождение от абстрактного к конкретному. По Гегелю, идеи существуют на трех уровнях: 1) идеи сами по себе; 2) идеи в природе; 3) идеи в духе. Главными особенностями гегелевской системы обычно называют абсолютный идеализм и диалектику. Гегель выработал особый вариант философского стиля мышления, то, что он сам называл спекулятивным мышлением.

Информация о работе Лекции по "Философии"