Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 13:23, курс лекций
Часть 1. История философии
Глава 1.2 Средневековая философия
Глава 1.3 Философия эпохи возрождения
Глава 1.4 Европейская философия XVII в.
Глава 2.3 Философия символического мира человека. Человек в мире культуры
Глава 2.4 Философия общества и истории
Пифагор тоже занят проблемой субстанций, но огонь, земля, вода в качестве таковых его уже не устраивают. Он приходит к выводу, что "все есть число". Пифагорейцы объясняли события на основе чисел и их соотношений и тем самым превзошли милетцев,
Гераклит считает, что миром правит логос. Представление о логосе можно расценить как наивное понимание закономерности в мире состоит из противоположностей, противоборствующего, все происходит через распрю, борьбу. Особое внимание элеаты уделяли проблеме множественности, в этой связи они придумали ряд парадоксов (апорий), которые и поныне вызывают у философов, физиков и математиков головную боль. По мнению элеатов, вопреки чувственным впечатлениям нельзя помыслить множественность. Невозможна не только множественность, но и движение. Элеаты поставили проблему соотношения единого и множественного, непрерывного и прерывного, движения и покоя. Гераклита интересует прежде всего изменение и движение, их истоки, причины, которые он усматривает в борьбе противоположностей. Элеаты в первую очередь обеспокоены тем, как понять, как интерпретировать то, что все считают изменением и движением.
Атомисты предположили, что вещество, пространство, время в принципе нельзя делить бесконечно, ибо есть мельчайшие, далее неразделимые их фрагменты — атомы вещества, амеры (атомы пространства), хрононы (атомы времени). Атомисты как бы "свели" изменение к неизменному, к атомам.
Сократ тоже хочет понять мир, но в принципиально другой манере, двигаясь не от событий к событиям, а от событий к их смыслу. Он приходит к убеждению, что самая главная идея — это идея блага, ею обусловлены пригодность и полезность всего остального, в том числе и справедливости. добродетель состоит в знании добра и в действии соответственно этому знанию.
Софисты противопоставляли искусственное естественному. В обществе нет естественного, в том числе традиций, обычаев, религии. положении Протагора "Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, несуществующих, что они не существуют". Речь идет об относительности всего существующего, в том числе об относительности знания.
Платон стремится развить
Аристотель самобытное единичное бытие называет субстанцией, т. е. это такое бытие, которое не способно пребывать в другом бытии, оно существует в самом себе. Мир есть совокупность субстанций, каждая из них — некоторое единичное бытие. По Аристотелю, единичное бытие есть сочетание материи и эйдоса (формы). действительность есть осуществленная возможность. Формы государственного устройства Аристотель делит на правильные (достигается общая польза) и неправильные.
Три главных философских течения раннего эллинизма: стоицизм, эпикуреизм, скептицизм. Главный вопрос для стоиков состоит в определении места человека в Космосе. Эпикуреец относится к жизненному миру совершенно бескорыстно и вместе с тем стремится слиться с ним. Скептик находится в постоянном философском поиске, но он убежден, что подлинное знание в принципе.
Античная философия развивалась на протяжении 12–13 веков, с VII в. до н. э. по VI в. н. э. Античная философия основана на принципе объективизма. Это означает, что субъект пока не ставится выше объекта, как это случится в новоевропейской философии. Античная философия исходит из чувственного Космоса, а не из абсолютной личности, что характерно для средневековья, это материально-чувственный космологизм. Космос — абсолютное божество, а это означает, что античная философия пантеистична, т. е. отождествляет Бога и природу. Античный человек допускает судьбу, но она ему неизвестна доподлинно. Античная философия соединяет фатализм с героизмом. Люди — талантливые актеры на грандиозной космической сцене. Античная философия многого достигла на понятийном уровне, но она почти не знает законов.
Теоцентризм — это историческая форма выражения субъекта, его особого места в мироздании.
Креационизм — учение о сотворении мира Богом из ничего. Бог не нуждается ни в мире, ни в чем-либо другом для того, чтобы творить.
Провиденциализм — понимание истории как осуществления, заранее предусмотренного Богом плана спасения человека. Применительно к космологии провиденциализм приводил к идее мировой гармонии, соразмерности друг другу всего природного.
Средневековый человек везде видел символы. В средние века символ — это своеобразный вызов умению человека находить скрытое значение того или иного предмета. Средневековая философия была особенно внимательна к символике слов. Это и понятно, ибо средневековая символика начиналась с текстов Библии, т. е. со слов.
Для реалиста общее существует, причем для Фомы Аквинского трояким образом: в Боге, в вещах, в головах людей. Номиналист считает, что общее не существует, а понятия есть имена, ноумены, знаки. Реалист всегда ищет и говорит о сущности. Номиналист претендует на меньшее: его интересует не "почему?", а "как?"
Фома Аквинскии стремится достичь гармонии между верой и разумом, но при приоритете веры. Средневековые философы при осмыслении общества ставили на первое место не политику и не экономику, а нравственность, точнее, нравственные принципы.
Средневековое отношение человека к природе определялось ее предполагаемым статусом как сотворенной Богом. В иерархии божественных творений природа стоит ниже человека. В этой связи к ней допустимо относиться со снисходительностью, даже с презрением. Но не в том случае, если упор делается на божественное происхождение природы.
Теодицея буквально означает оправдание Бога. Обыденное религиозное сознание считало бытие Бога очевидным постольку, поскольку каждый человек имеет понятие о нем.
В эпоху Возрождения было выработано
новое философское
Николай Кузанский — папский кардинал и епископ. Понятие "Бог" есть для Кузанского предельное понятие. К этому понятию можно сколь угодно приближаться, но его совершенно нельзя достичь, ибо всякое понятие имеет свой предел. Главное философское открытие Кузанского состояло в развитии понятия предела, которое он использовал в толковании природы Бога и геометрических фигур.
Бэкон резко критикует созерцательный
идеал знания. Знание — сила, а
сила эта выражается прежде всего
в стимулировании ею человека к действию.
Бэкон стремится к
Рене Декарт, подобно Бэкону, резко критически относился к схоластическому наследию средних веков и эпохи Возрождения. Декарт сравнивает философию с корневой системой дерева науки, стволом которого является физика, а ветвями — прикладные науки. "Я мыслю, следовательно, существую". Центр и одновременно исходная точка философии Нового времени — размышляющий субъект.
Галилей, в первую очередь, отстаивает принцип относительности, установленный им в 1636 г. Галилей доказывает, что никакими механическими опытами нельзя определить, покоится ли данная так называемая инерциальная система отсчета или движется равномерно и прямолинейно с некоторой скоростью.
Ньютон считал, что надо исходить из двух-трех принципов и уже на их основе объяснять все явления. Ньютон дал гениальный образец гипотетико-дедуктивного построения теории .
Для передовых философов XVII в. стала нормой опора на понятие естественного права каждого человека, дополняемого понятием общественного договора. " Эту идею развивали, в частности, английские философы Томас Гоббс и Джон Локк. Гоббс широко известен как защитник концепции общественного договора, без которого, по мнению философа, люди в силу своей естественной вражды друг к другу не способны к мирному сосуществованию. Локк считал, что личность обладает тремя основными прирожденными правами: на жизнь, на свободу и на собственность. Тройственная правовая формула Локка вошла во многие конституции.
Готфрид Лейбниц стремился конкретно назвать, перечислить те интуиции, о которых писал Декарт и о которых всегда столь пространно рассуждают рационалисты. Лейбниц имеет в виду: принцип противоречия или тождества; принцип необходимости достаточного основания; принцип тождества неразличимых; принцип идеальности монад (сущностей); принцип предустановленной гармонии; принцип непрерывности и т. д.
Философы-просветители считали философский разум базисной инстанцией при разрешении самых сложных вопросов. Вольтер — не атеист, он деист, а это означает, что Бог признается творцом мира, но отвергается его участие в жизни общества. Вольтер выступает сторонником "естественной религии". Под естественной религией он понимает принципы морали, общие для всего человечества. "Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой". Жана-Жака Руссо видел истоки неравенства людей в частной собственности и государственном устройстве, общественный договор позволит преодолеть неравенство людей. Руссо провозглашает суверенным народ, суверенитет народа неотчуждаем и неделим, законодательная власть должна принадлежать народу. Исполнительная власть лишь представляет народ.
Гольбах начинает анализ с материи, с того, что существует изначально, независимо от духовной жизни человека. "Природа есть причина всего", она всецело материальна. Все явления необходимы, это — следствие объективности законов. Случайность в природе отсутствует. Для Иммануила Канта самый главный предмет философии — это человек, ибо он для себя есть своя последняя цель. Кант считает, что духовные интересы человека выражаются следующими философскими вопросами: 1) что я могу знать? 2) что я должен делать?3) на что смею надеяться? 4) что такое человек? По Канту, философия есть форма критики, Рассматривая различные душевные и познавательные способности человека, границы между ними, Кант стремится сохранить их единство. Кант рассмотрел в системе основные стороны человеческой жизни и всем им отдал должное. Иоганн Фихте желает продолжить дело Канта. На место трансцендентального субъекта Канта он ставит абсолютное Я. Философия Фихте — это деятельная философия, философия свободы, желание освободить человека от внешних оков Философия Фихте показывает возможности философии, принципом которой является философски понятый субъект.
Французский материализм и немецкий идеализм: при всей кажущейся противоположности способы философствования, относящиеся в основном к XVIII в., имеют много общего. Философы XVIII в. в центр своего внимания поставили человека, субъекта, обладающего определенными способностями, среди которых чаще всего выделяли рассудительность, разум, ум.
Гегель стремился приблизить философию
к науке. Это означало построение
философии в форме