Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 16:56, курс лекций
Роль философии в обществе трудно переоценить. Философия является фундаментом культуры, пронизывая и одновременно синтезируя разнообразные отрасли познания и практики. Все проблемы философия черпает из самой жизни, все они — отражение реального бытия. Решение этих проблем помогает человеку осмыслить окружающий его мир, осознать свое собственное Я, понять свое жизненное предназначение и осуществить полноценную самореализацию на всех этапах жизненного пути.
Мировоззрение и его структура и религия
Специфика философского знания
Философские ответы на вопросы мировоззренческого характера
Философия и наука Контрольные задания
ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ФИЛОСОФИИ
Философия Древней Индии и Китая
Античная философия
Средневековая философия (Западная Европа V-XII вв.)
Философия Нового времени (XVI-XIX вв.)
Западная философия XX в.
Русская философия (Х-ХХ вв.)
Контрольные задания
ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ
Понятие бытия
Категория «материя». Атрибуты и «модусы» материи.
Философские модели мира
Движение и развитие. Законы развития. Модели развития
Пространство и время
Единство и многообразие мира
Контрольные задания
ЧЕЛОВЕК И СМЫСЛ ЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ
Происхождение человека, его родовые качества
Сущность и существование человека, его уникальность, универсальность и целостность
Смысл и назначение человеческого бытия. Смерть и бессмертие
Контрольные задания
СОЗНАНИЕ. МЫШЛЕНИЕ. ПОЗНАНИЕ
Сознание и его структура
Происхождение сознания
Сознание и бессознательное
Проблема идеального
Познание как процесс
Проблема истины
Мышление и язык
Методы и формы научного познания
Контрольные задания
ОБЩЕСТВО. КУЛЬТУРА. ЦИВИЛИЗАЦИЯ
Общество как развивающаяся система
Понятие культуры. Типология культур
Цивилизация и социальное развитие
Россия в диалоге культур
Контрольные задания
ОБЩЕСТВЕННОЕ БЫТИЕ: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА
Производственно-экономические отношения
Социальные отношения
Политические отношения
Контрольные задания
ДУХОВНОЕ БЫТИЕ: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА
Духовная жизнь общества
Общественное сознание и его структура
Формы общественного сознания
Контрольные задания
ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО
Человек как личность
Проблема отчуждения личности
Свобода личности. Волюнтаризм и фатализм
Контрольные задания
ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ
Сущность глобальных проблем, их виды и способы решения
Экологические проблемы
Война и мир
Рост народонаселения и планетарные экономические тенденции
Контрольные задания.
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
ВОПРОСЫ, ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ДЛЯ ЭКЗАМЕНА ИЛИ ЗАЧЕТА
Россия в диалоге культур
В системе «Запад-Восток» особое место принадлежит России, которая занимает промежуточное положение между культурами, представляющими эту оппозицию. Это евроазиатская страна, представляющая собой, по словам Г.Плеханова, гибрид, которые имеет европейскую голову на азиатском туловище.
В России совместно проживает более ста национальностей и народностей.
Азиатское влияние на Россию, особенно в период Ордынского ига, проявилось в жесткой централизации власти, подчинении общества государству, вражде к Западу, к образу его жизни – организованности, методичности, способности доводить дело до конца.
Золотая Орда надолго (почти на 300 лет) отдалила Россию от западной культуры, хотя к своим европейским корням (Киевкая Русь - это европейское государство) Россия продолжала тянуться .
Западный опыт пытались в Россию внедрить неоднократно причем главным образом «сверху», насильно, с помощью властных структур: крещение Руси, петровские преобразования реформы в России XIX в., экономические реформы, основанные на идеях монетаризма, на пороге XXI столетия
Культурные ценности Запада оказали определенное благотворное влияние на Россию, стимулируя развитие ее самобытной культуры. Однако не все они принимались на неподготовленной почве, многие из них не вписывались в исторические национальные и духовные традиции России.
Культура России представляет собой весьма сложный евроазиатский тип, что необходимо учитывать при определении стратегии ее развития. Условия, в которых живут российское государство и российское общество, уникальны. Они не имеют аналогов ни в истории Запада, ни в истории Востока. Можно предположить, что этого достаточно для того, чтобы говорить о том, что России предназначено идти своим путем, не повторяя ошибок, сделанных на Востоке и на Западе.
Глубокие изменения, происшедшие в мире в последние 10-15 лет, требуют серьезного их осмысления философами и политиками, выдвигают на первый план задачу разработки новой парадигмы исторического развития всего мирового сообщества в целом.
93
Контрольные задания
I. Установите, кто из философов является автором данных моделей общества:
1. Общество — это совокупность индивидов, связанных необходимостью удовлетворения «социальных инстинктов»;
2. Общество - совокупность индивидов, связанных общественным договором;
3. Общество — это совокупность индивидов, связанных общественными отношениями;
4. Общество — это совокупность индивидов, связанных необходимостью играть определенную социальную роль.
(Аристотель, Гоббс, Руссо, Маркс, Мертон, Парсонс, Гегель, Платон, Декарт, Поппер)
II. Какой критерий является основанием для формационного подхода к общественному развитию?
1. Географический и экономический (местоположение и уровень развития промышленного производства);
2. Уровень развития науки и техники;
3. Уровень развития производительных сил;
4. Способ производства материальных благ;
5. Тип культуры.
6. Рыночные отношения.
III. Какие факторы в развитии общества являются определяющими?
1. Народные массы;
2. Выдающиеся личности;
3. Экономические законы;
4. Объективные законы общественного развития;
5. Национальные проблемы.
IV. Какое определение цивилизации вы считаете наиболее правильным?
Цивилизация — это ...
... деградация культуры, ее закат;
... способ бытия данной общности;
... мера развития материальной культуры;
... ступень развития человечества;
... мировое сообщество государств и народов;
... разумно организованное, высокоразвитое общество во все'» его целостности.
V. Какое место занимает Россия в развитии мировой циви лизации?
1. Россия ближе к цивилизации Запада;
2. Россия ближе к культуре Востока;
3. России свойствен евразийский тип цивилизации.
93
ОБЩЕСТВЕННОЕ БЫТИЕ:
ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА
Общественное бытие включает все отношения, которые существуют в обществе независимо от сознания и воли людей:
производственные, классовые, национальные, семейные и др. Доминируют среди них производственно-экономические отношения.
Производственно-экономические отношения
Производственные отношения — это отношения между людьми в процессе производства, обмена, распределения и потребления материальных благ, которые складываются на основе определенного уровня производительных сил.
Производственные отношения характеризуют материальное производство с социально-экономической стороны и являются его формой. Производительные силы составляют содержание материального производства. Они преставляют собой совокупвость вещных и личностных элементов производства, указывающих на степень овладения человеком природными явлениями.
Основой производственных отношений являются отношения собственности, которые связаны с владением, распоряжением а пользованием средствами производства. В зависимости от источника происхождения собственности различают такие ее формы:
Производственные силы состоят из средств труда, предметов труда, источников энергии, технологии, способов организации производства. Но основной составляющей производительных сил является человек, без которого все остальные компоненты будут «мертвы». Человек – главная движущая сила развития производства. Активность человека обусловлена его потребностями и способностями, наличием или отсутствием производственного опыта, квалификации, уровнем общего и профессионального образования, трудовой мотивацией.
Производительные силы и производственные отношения с разных сторон характеризуют один и тот же способ производства, т.е. способ, каким осуществляется в данную историческую эпоху соединение средств производства с его работником.
Производительные силы и производственные отношения находятся в постоянном взаимодействии. Однако в этом взаимодействии положение противоположных сторон неодинаково, их развитие идет разными темпами. Суть указанного взаимодействия выражает общесоциологический закон, который называют законом соответствия производственных отношений уровню и характеру производительных сил.
Этот закон, сформулированный К.Марксом, состоит в следующем:
1.
2.
3.
Противоречие между этими сторонами способа производства, перерастающее на определенной его стадии в конфликт, является основным источником социального развития, становится причиной возникновения революционной ситуации, когда верхи не могут, а низы не хотят жить по-старому (В.И.Ленин).
Революционная ситуация - это возможность социальной революции, реализуемая в действительности, если срабатывает и субъективный фактор - способность революционных сил к активным действиям, их сознательность и организованность.
Социальные революции в Нидерландах и Англии (ХVII в.), Франции (XVIII в.), в России (XX в.) показали, что революцию нельзя сделать по заказу, по прихоти какого-либо политика или партии. Они совершаются только при наличии объективных и субъективных факторов.
Ведущим компонентом производительных сил являются орудия труда и связывающие их технологии. Изменения орудий труда и внедрение в материальное производство новых технологий могут привести к поистине революционным переворотам в производстве. История общества знает несколько таких переворотов:
■ переход от каменных к металлическим орудиям труда;
■ переход от ручного труда к машинному, что привело к промышленной революции и созданию материальной базы капиталистического способа производства;
■ переход к автоматизированной системе, управляемой с помощью ЭВМ.
Современное развитие производства обусловлено компьютерной революцией, связанной с широким использованием компьютерной техники и информационным технологиями (банки и базы данных, электронная почта, система автоматического проектирования и управления, система Интернет и т.п.).
Компьютерная революция подготовила почву для перехода от индустриального к постиндустриальному или информационному обществу. В отношении основных параметров этого общества остается еще много неясного. Но уже сейчас можно сказать, что информационное общество представляет собой новый тип цивилизации, предусматривающей:
— интеллектуализацию всех сфер жизни;
— создание социально-информационной структуры, охватывающей производство, сбыт, транспорт, управление, сферу услуг, образование, медицину, науку и т.д.;
— превращение информации в важнейший ресурс общества;
— развитие сетей когнитивной информации, т.е. таких коммуникаций, через которые будут решаться профессиональные и личные проблемы человека;
— трансформацию информационной деятельности в самую большую и важную отрасль человеческой деятельности.
Есть все основания полагать, что в информационном обществе будут постепенно складываться условия для перехода от техногенной к антропогенной цивилизации.
Информационное общество — это социальный феномен, который имеет общечеловеческий характер и не укладывается в формационную парадигму «капитализм-социализм» или «Запад-Восток». Его становление происходит неравномерно. В развитых странах этот процесс идет довольно быстрыми темпами. В развивающихся странах социальные преобразования осуществляются в рамках «индустриального общества». В России пока закладывается лишь предпосылки информационного общества, его становление сдерживается охватившим нашу страну системным кризисом.
Научно-технический прогресс не замыкается в своих собственных рамках; он оказывает воздействие на всю совокупность общественных отношений. Это воздействие может быть как конструктивными, так и деструктивным. Какая из тенденций возобладает, во многом зависит от способностей человека направить этот процесс в гуманистическое русло.
Социальные отношения
Материальную сторону социума как общественного бытия составляют также классовые, профессиональные, этнонациональные, интернациональные, региональные, демографические, расовые, семейные и другие общности. Все эти общности вместе с многообразием взаимосвязи между ними представляют собой социальную структуру общества. Ее генезис обусловлен типом социально-экономических отношений.
В первобытном обществе, например, где господствовала коллективная собственность, преобладают родоплеменные отношения, неразрывно связанные с трудовыми и семейными отношениями. В рабовладельческой системе вместе с разделением труда, товарным производством и частной собственностью появляются классы, профессиональные коллективы, такая этническая общность, как народность. В феодальном обществе под воздействием коренных изменений экономических отношений (возникновение земельной собственности, основанной на сочетании права на землю с политической властью, внеэкономическая зависимость крестьян, лишенных права распоряжаться своим наделом) формируется новая классово-групповая система: феодалы, крестьяне, социально-юридические сословия, монашеские и рыцарские ордена, ремесленные цехи и др.
В эпоху индустриального общества капиталистической ориентации возникает классическое деление общества на такие социальные группы, как буржуазия, наемные рабочие и интеллигенция. Применительно к постиндустриальному обществу — обществу, называемому информационным, эта схема нуждается в корректировке. Дело в том, что глубокие трансформации в экономической и социальной структурах общества, повышение удельного веса высоких технологий и умственной деятельности, сферы услуг, а также фактора власти придали больший динамизм развитию социальной структуры, дифференциации и одновременно интеграции ее составляющих.