Лекции по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 16:56, курс лекций

Описание работы

Роль философии в обществе трудно переоценить. Философия является фундаментом культуры, пронизывая и одновременно синтезируя разнообразные отрасли познания и практики. Все проблемы философия черпает из самой жизни, все они — отражение реального бытия. Решение этих проблем помогает человеку осмыслить окружающий его мир, осознать свое собственное Я, понять свое жизненное предназначение и осуществить полноценную самореализацию на всех этапах жизненного пути.

Содержание

Мировоззрение и его структура и религия
Специфика философского знания
Философские ответы на вопросы мировоззренческого характера
Философия и наука Контрольные задания
ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ФИЛОСОФИИ
Философия Древней Индии и Китая
Античная философия
Средневековая философия (Западная Европа V-XII вв.)
Философия Нового времени (XVI-XIX вв.)
Западная философия XX в.
Русская философия (Х-ХХ вв.)
Контрольные задания
ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ
Понятие бытия
Категория «материя». Атрибуты и «модусы» материи.
Философские модели мира
Движение и развитие. Законы развития. Модели развития
Пространство и время
Единство и многообразие мира
Контрольные задания
ЧЕЛОВЕК И СМЫСЛ ЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ
Происхождение человека, его родовые качества
Сущность и существование человека, его уникальность, универсальность и целостность
Смысл и назначение человеческого бытия. Смерть и бессмертие
Контрольные задания
СОЗНАНИЕ. МЫШЛЕНИЕ. ПОЗНАНИЕ
Сознание и его структура
Происхождение сознания
Сознание и бессознательное
Проблема идеального
Познание как процесс
Проблема истины
Мышление и язык
Методы и формы научного познания
Контрольные задания
ОБЩЕСТВО. КУЛЬТУРА. ЦИВИЛИЗАЦИЯ
Общество как развивающаяся система
Понятие культуры. Типология культур
Цивилизация и социальное развитие
Россия в диалоге культур
Контрольные задания
ОБЩЕСТВЕННОЕ БЫТИЕ: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА
Производственно-экономические отношения
Социальные отношения
Политические отношения
Контрольные задания
ДУХОВНОЕ БЫТИЕ: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА
Духовная жизнь общества
Общественное сознание и его структура
Формы общественного сознания
Контрольные задания
ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО
Человек как личность
Проблема отчуждения личности
Свобода личности. Волюнтаризм и фатализм
Контрольные задания
ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ
Сущность глобальных проблем, их виды и способы решения
Экологические проблемы
Война и мир
Рост народонаселения и планетарные экономические тенденции
Контрольные задания.
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
ВОПРОСЫ, ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ДЛЯ ЭКЗАМЕНА ИЛИ ЗАЧЕТА

Работа содержит 1 файл

Конспект лекций.doc

— 655.00 Кб (Скачать)

Все глобальные проблемы современности можно разделить на три группы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экологические проблемы

 

Экологические проблемы в настоящее время имеют, пожалуй, первостепенное значение для человечества. Суть их в том, что в последние годы все более и более отчетливо обнаруживается углубляющееся противоречие между производительной деятельностью человека и природной средой его обитания. Эта деятельность человека приводит к непрерывному росту углекислого газа в атмосфере Земли, что может стать причиной «тепловой смерти» . Рост материального производства влечет за собой такие необратимые процессы, как загрязнение морей и океанов, а также атмосферы Земли, истощение ее озонового слоя, исчезновение лесов, сокращение запасов пресной воды, эрозия почвы и др.

Расчеты ученых, объединенных в международную организацию «Римский клуб», показывают, что человечество уже сейчас создало искусственную среду, которая в десять раз продуктивнее естественной среды. Искусственная среда постепенно и неотступно надвигается на естественную среду, угрожая в недалеком будущем поглотить ее полностью.

А так как человек является биологическим видом, то, как и любой биологический вид, он может существовать только в определенных , благоприятных для его жизни условиях (вспомните о динозаврах и мамонтах).

Экономический прогресс до недавнего времени достигался за счет экологического регресса. Одной из причин противоречия между экономикой и экологией являлась установка человека на потребительское отношение к природе.

Экологическую катастрофу можно предотвратить, перейдя к разумному природопользованию, предполагающему формирование мышления, основанного на глубоком понимания экологических проблем и высокой ответственности человека за состояние среды его обитания, внедрение в производство безотходных технологий, выработку четких правовых норм, регулирующих отношение человека и природы.

 

Война и мир

 

В конце ХХ в. впервые в истории человечества проблемы войны и мира стали рассматриваться в контексте его жизни и смерти. Это связано с тем, что многие страны получили доступ к ядерному, химическому или бактериологическому оружию. Его применение способно уничтожить все живое на Земле. Атомная бомба, сброшенная США на Хиросиму, унесла 240 тыс. человеческих жизней. Мощность же современного оружия в десятки и сотни раз больше.

Угроза глобальной ядерной войны исходит, в первую очередь от милитаристских кругов США. Ныне военно-промышленный комплекс США охватывает свыше 100 тыс. компаний и предприятий. Именно этот гигантский «спрут» определяет политику правящей элиты, отдающей предпочтение в между-народных отношениях силовым решениям.

Ситуация в мире становится все более взрывоопасной. Этому способствуют распад СССР и социалистического содружества и связанный с ним переход от двухполюсного к однополюсному миру, когда одна страна (США) пытается навязать другим странам свое понимание мироустройства. Чтобы избежать гибельной для человечества войны, мировое сообщество настойчиво борется за переход от однополюсного мира к миру, который способен противостоять диктату одной страны, и использовать ООН как действенный эффективный международный орган в интересах всего человечества.

Серьезной проблемой, чреватой началом третьей мировой войны, являются региональные кризисы и конфликты, порождающие гражданские войны, международный терроризм, национальный и региональный экстремизм. Их истоки в бедственном положении многих стран Азии, Африки и Латинской Америки, находящихся в зависимости от развитых капиталистических стран.

Эффективное решение проблем национального, регионального и планетарного масштаба возможно ненасильственным путем, на основе диалона и взаимопонимания. Путь к миру на Земле — полное и всеобщее разоружение.

 

Рост народонаселения и планетарные экономические тенденции

 

Демографический фактор (рождаемость, смертность, плотность и миграция населения) оказывает существенное давление на социоприродную среду в глобальных масштабах.

Темпы роста населения Земли с развитием цивилизации увеличиваются, и к началу XXI в. на Земле будет жить 6 миллиардов человек. Однако «демографический взрыв» имеет место прежде всего в развивающихся странах, где численность населения увеличивается гораздо быстрее, чем производство средств его существования. Подсчитано, что увеличение населения на 1% требует увеличения затрат из национального дохода на 4%.

Многие демографы видят единственный выход из этого кризисного состояния в сокращении рождаемости, в известной мере реанимируя тем самым теорию английского экономиста XVIII в. Мальтуса, согласно которой нищета народа объясняется его «необузданным размножением». Отсюда — запрещение ранних браков, «слишком большого» роста семьи, апология войны, эпидемий, голода как «разрушительных препятствий» чрезмерному возрастанию населения.

Опыт Индии и Китая показал, что сокращение рождаемости путем административных запретов, «планирования семьи» и пропаганды «системы одного ребенка» — паллиатив. В лучшем случае эти меры могут ослабить остроту противоречия между ростом населения и ростом благосостояния. Кардинальное решение демографических проблем стран «третьего мира» возможно лишь на основе социально-экономических преобразований при активной помощи всего мирового сообщества. Проблема регулирования народонаселения является актуальной и для России и многих развитых стран Запада. Однако, она связана не с сокращением рождаемости, а с необходимостью ее роста, что требует комплексного подхода к демографическим процессам на основе учета характера сложившихся в каждой стране строя и общества.

Панацеи от беды, которыми человечеству грозят глобальные проблемы, нет. Все они должны решаться как путем совершенствования человека (ноосферный человек), так и общества в целом (создание антропогенной цивилизации).

93

 



Контрольные задания

 

I. Перечислите особенности современного этапа развития человечества:

1. Линейность;

2. Скачкообразность;

3. Нелинейность;

4. Противоречивость;

5. Поступательность;

6. Целостность;

7. Разнонаправленность;

8. Преемственность;

9. Прогрессивность;

10. Регрессивность;

11. Динамичность;

 

II. Укажите все глобальные проблемы, которые имеются в данном перечне:

1. Проблемы образования;

2. Проблемы энергетики;

3. Проблемы сельскохозяйственного производства;

4. Экологические проблемы;

5. Продовольственные проблемы;

6. Проблемы борьбы с терроризмом;

7. Проблемы войны и мира в целом;

8. Демографические проблемы;

9. Национальные проблемы.

93

 



Примерные темы рефератов

 

1. Предназначение и смысл философии.

2. Ми4юлогия и философия.

3. Философия и религия.

4. Философия и искусство.

5. Диалектика и метафизика.

6. Жизнь и учение Будды.

7. Проблема человека в философии конфуцианства.

8. Космоцентризм как основа философии Древней Греции.

9. Жизнь и философия Сократа.

10. Учение Платона о государстве и обществе.

11. Проблемы логики и теории познания в философии Аристотеля.

12. Оппозиция номинализма и реализма в средневековой философии.

13. Фома Аквинский: учение о человеке.

14. Антропоцентризм и гуманизм философии Возрождения.

15. Этика М. Монтеня и Э. Роттердамского.

16. Эмпиризм и рационализм философии Нового времени.

17. Т. Гоббс об обществе и государстве.

18. Дж. Локк о субъекте познания и активности мышления

19. Монадология Г. Лейбница: основные идеи и принципы.

20. Социальная философия французского Просвещения.

21. Этическая теория Иммануила Канта.

22. Диалектика Г.В.Ф. Гегеля.

23. Философия истории Г.В.Ф. Гегеля.

24. И.Г. Фихте о назначении ученого и человека.

25. Антропологический принцип философии Людвига Фейербаха

26. Философия мировой воли (А. Шопенгауэр).

27. Философия нигилизма Ф. Ницше.

28. Концепция человека С. Кьеркегора.

29. Критика интеллекта и рационального познания в философии А. Бергсона.

30. Прагматизм и проблема истины.

31. Проблема человека в философии К. Маркса.

32. Материалистическое понимание истории.

33. Диалектика природы в работах Ф. Энгельса.

34. О монистическом понимании истории (Г.В. Плеханов).

35. Проблемы социальной философии в работах В.И. Ленина.

36. В.И. Ленин о диалектике.

37. «Философия жизни»: закон науки и судьба.

38. Э. Гуссерль о кризисе европейского человечества и философии.

39. М. Вебер об интуитивизме и натурализме в гуманитарных науках.

40. Неопозитивизм и постпозитивизм: основные проблемы.

41. Экзистенциализм и феноменология.

42. Проблема «понимания» и герменевтика.

43. Проблема субъекта в структурной антропологии К. Леви Стросса.

44. Бессознательное и проблема индивидуализации.

45. «Восстание масс» X. Ортеги-и-Гассета и христианский эволюционизм П. Тейяра де Шардена.

46. Монистические и плюралистические концепции бытия.

47. Материя, пространство, время, движение: проблемы понимания.

48. Диалектика как учение об универсальных связях бытия, движения и развития.

49. Проблема тождества бытия и мышления.

50. Психика, мышление, сознание: философский анализ.

51. Проблема бессознательного в философии.

5 2. Познание как « отражение » и познание как « конструирование ».

53. Познание как социальный процесс.

54. Социальное и гуманитарное познание.

55. Общество как система.

56. Формационный и цивилизационный подходы к пониманию процесса развития общества.

57. Общество и природа: проблемы взаимосвязи.

58. Общество как развивающаяся система: эволюция и революция.

59. Проблема взаимосвязи социального пространства и социального времени.

60. Индивид, индивидуальность, личность.

61. Личность и общество.

62. Личность и власть.

63. Социально-экономические классы и профессиональная структура общества: современное понимание.

64. Национальное самосознание и национализм.

65. Диалектика общественного бытия и общественного сознания.

66. Человек в инфоромационно-техническом обществе.

67. Человечество перед лицом глобальных проблем.

68. Проблема человека в русской религиозной философии.

69. Россия в диалоге культур.

70. Философия и наука.

71. Проблема сциентизма и антисциентизма.

72. Синергетика и философия: проблемы взаимоотношения.

73. Философские концепции истории науки.

74. Проблема теоретизации в научном познании.

75. Компьютеризация как основа новых информационных технологий.

76. Проблема истины в научном познании.

77. Аксиология в научном познании.

78. Философские проблемы технической реальности.

79. Философские проблемы технического знания и инженерной деятельности.

80. Место техники в духовной культуре общества.

81. Классическая и неклассическая наука: проблемы преемственности.

82. Нелинейная наука и нелинейное мышление.

83. Роль науки и техники в решении глобальных проблем современной цивилизации.

93

 



ВОПРОСЫ, ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ДЛЯ ЭКЗАМЕНА ИЛИ ЗАЧЕТА

 

1. Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия.

2. Предмет философии, ее основные функции.

3. Место философии в системе культуры.

4. Античная философия, ее специфические особенности.

5. Философия Сократа.

6. Основные идеи философии Платона, его учение об идеальном государстве.

7. Философия Аристотеля, ее основные идеи.

8. Теоцентризм философии средних веков. Учение А. Августина. Философия Ф. Аквинского.

9. Становление научного метода познания в философии Ф. Бэкона и Р. Декарта (эмпиризм и рационализм).

10. Б. Спиноза о природе и человеке.

11. Т. Гоббс о проблемах взаимоотношения человека и общества.

12. Философия Д. Беркли и Д. Юма.

13. Теория познания И. Канта.

14. Этика И. Канта.

15. Основные идеи философии Г. Гегеля. Противоречие между системой и методом.

16. Философия истории Г. Гегеля.

17. Антропологический материализм Л. Фейербаха.

18. Человек, общество и природа в философии французского Просвещения.

19. Марксистское понимание общества и истории.

20. Диалектика природы Ф. Энгельса.

Информация о работе Лекции по "Философии"